Повышение уровня функциональной грамотности на уроках и внеурочных занятиях

 

Тиунова Ольга Васильевна,

учитель химии, МБОУ СОШ № 120, Новосибирск, Российская Федерация

Olga V. Tiunova,

chemistry teacher, MBOU Secondary School No. 120, Novosibirsk, Russian Federation

 

Повышение уровня функциональной грамотности на уроках и внеурочных занятиях

Improving functional literacy in lessons and extracurricular activities

Статья посвящена проблеме повышения уровня естественно-научной грамотности обучающихся с использованием учебно-методических материалов во время уроков и во внеурочной деятельности при подготовке проекта. Рассмотрены используемые методики и представлены результаты работы.

Ключевые слова: естественно-научная грамотность, химия, деятельностный подход, учебно-методические материалы.

 

The article is devoted to the problem of increasing the level of natural science literacy of students using educational and methodological materials during lessons and in extracurricular activities when preparing a project. The methods used are considered and the results of the work are presented.

Key words: scientific literacy, chemistry, activity-based approach, teaching and methodological materials.

 

К. Д. Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» Эта фраза отражает требования к современному выпускнику школы, поэтому задача учителя – научить ребенка учиться, а не дать готовые знания.

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема повышения уровня функциональной грамотности учащихся, поэтому следует уделить внимание предпринятым мерам, позволяющим улучшать показатели естественно-научной грамотности школьников. В данной работе рассматривается деятельность педагогов нашей школы, направленная на оптимизацию образовательного процесса с целью повышения качества подготовки учащихся в области естественных наук.

Выпускник образовательного учреждения должен обладать способностью применять полученные в процессе обучения знания и навыки в реальных жизненных ситуациях. Данное умение является ключевой составляющей функциональной грамотности (далее – ФГ).

Выделяют несколько компонентов функциональной грамотности: читательская грамотность, математическая грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции и естественно-научная грамотность.

В нашей школе была проведена экспериментальная работа по повышению уровня функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности, которая показала свою эффективность.

На первом этапе работы была проведена стартовая диагностика уровня сформированной ФГ у обучающихся 8-9 классов (с использованием платформы РЭШ). Были выявлены дефициты в овладении следующими умениями:

  • анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы;
  • объяснять принцип действия технического устройства и технологии;
  • применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения процессов или явлений.

В течение учебного года на занятиях по разным предметам учителя использовали задания, которые направлены на повышение уровня ФГ. Эти задания можно найти в различных источниках или сформулировать самим. Однако стоит обратить внимание на то, что задания могут быть различного уровня сложности. Следует выполнять задания, начиная от «низкого» уровня (распознать процесс, явление, найти информацию в таблице или на графике и др.) к среднему (применить свои знания для объяснения явлений или процессов, соединить информацию из текста и таблицы и др.), а затем переходить к заданиям высокого уровня сложности (обобщение информации, формулировка проблемы и вывода, предложение плана решения проблемы). Поскольку сегодня практически все классы являются комбинированными и в них есть дети с ОВЗ, необходимо идти от «простого к сложному», чтобы каждый ребенок смог найти нужную информацию в любой изложенной форме.

Начинаем работу с заданий «низкого» уровня сложности. Первое умение, которое необходимо развивать – это работа с текстом, формирующая навык осмысленного чтения. Самым эффективным методом является, на наш взгляд, использование пометок при чтении: «знаю», «интересно», «мне было неизвестно». Далее проводим небольшое обсуждение текста, выделяем основную мысль, интересные факты. А затем приступаем к ответам на вопросы.

При работе с графиками и таблицами часто применяем игровую технологию. Для этого используем викторины, лото, на которых обучающиеся учатся быстро находить правильные ответы в таблицах или графиках.

При выполнении заданий «среднего» уровня сложности задействуются знания обучающихся о естественно-научных явлениях и процессах, накопленные в ходе образовательного процесса. В связи с индивидуальными различиями в глубине и объеме этих знаний, результаты выполнения подобных заданий могут существенно отличаться среди учащихся.

Решая задания «высокого» уровня, обучающиеся совершенствуют, обобщают и систематизируют полученные знания, умения и навыки. Регулятивные – при формулировании целей и задач, составлении плана работы; коммуникативные – при формулировании результатов познавательной деятельности; познавательные – в процессе развития логического мышления.

Процесс обучения начинается с фронтальной работы, а затем переходим к индивидуальной. Учащимся предоставляются фрагменты текстов, таблицы и графики, сопровождающиеся различными заданиями, которые позволяют оценить степень сформированности навыков у всех обучающихся.  Далее мы переходим к групповой работе. На этом этапе ученики выполняют задания по переводу данных из одной формы в другую: из текста в таблицу, или из таблицы в график. Важно отметить, что такой вид работы можно включить в любую тему урока, что способствует систематическому совершенствованию навыков анализа и интерпретации данных на всех дисциплинах естественно-научного цикла. 

Пример карточки для индивидуальной и фронтальной работы, включающей в себя задания разного уровня сложности представлен на рисунке 1. Используется она при изучении темы «Воздух. Состав воздуха» в 8 классе.

 

Рисунок 1. Карточка для работы на уроке по теме «Воздух. Состав воздуха»

 

Список учебно-методических материалов, которые можно использовать на учебных занятиях, приведен в перечне литературы к данной статье [1-7]. Эти источники содержат задания на различные темы, разного уровня сложности.

Практические работы демонстрируют высокую эффективность в формировании и развитии естественно-научной грамотности. Они способствуют не только закреплению теоретических знаний, но и формированию у учащихся навыков их практического применения, что является важным элементом функциональной грамотности. Обучающиеся начинают свою работу с постановки цели, затем им необходимо составить план для получения результата. В конце работы обязательно делаются выводы. Кроме того, учащиеся получают удовольствие от выполнения опытов своими руками, что значительно повышает их мотивацию к изучению химии. Практическая деятельность позволяет ученикам увидеть результаты своих действий, а это делает процесс обучения более увлекательным и осмысленным, усиливая интерес к предмету.

Эффективным методом развития всех навыков и умений является проектная деятельность. В нашей школе, начиная с 8 класса, каждый обучающийся готовит проект. Нами разработана рабочая программа курса «Проектная деятельность», на котором школьники учатся работать над проектом: ставить цель, задачи, составляют план работы над проектом, делают выводы, готовят продукт и презентацию своей работы. Этот вид деятельности дает возможность каждому обучающимся применить все свои знания и умения, что делает проектную деятельность мощным инструментом для всестороннего развития. Авторы самых интересных проектов представляют свою работу на городской научно-практической конференции. Многие обучающиеся успешно презентовали свои проекты и стали лауреатами.  Это подтверждает высокий уровень их подготовки, а также развитие навыков презентации и анализа.

Раз в два месяца учителя естественно-научного цикла встречались на методическом объединении и делились результатами своей работы, искали новые методы для повышения уровня естественно-научной грамотности обучающихся. Один раз в полугодие проводился педагогический совет, на котором освещались достижения при формировании всех компонентов функциональной грамотности, а также обсуждались проблемы, которые возникали в процессе работы.

В конце учебного года была проведена итоговая диагностика, которая продемонстрировала результаты нашей работы. Сравнительный анализ итогов на начало и конец года представлен на диаграмме (рисунок 2).

 

Рисунок 2. Уровни сформированной естественно-научной грамотности за 2023-2024 учебный год

 

Как видно из данной диаграммы, за учебный год значительно увеличилось количество обучающихся с повышенным и высоким уровнем естественно-научной грамотности (ЕНГ). Это свидетельствует о высокой эффективности нашей работы, направленной на развитие ключевых навыков учащихся и улучшение их понимания естественно-научных дисциплин. Кроме того, снизилась тревожность детей при выполнении тестирования, что также помогло повысить качество выполнения работ.

Формирование естественно-научной грамотности – это сложный и долгий процесс, требующий внимания со стороны всех педагогов. Для повышения эффективности важно использовать как урочную, так и внеурочную деятельность, работу нужно вести систематически.

 

Литература

 

  1. Асанова Л. И. Естественно-научная грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / [Л. И. Асанова, И. Е. Барсуков, Л. Г. Кудрова и др.]. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. – 84 с.
  2.  Естественно-научная грамотность: Сборник эталонных заданий: Выпуск 1: учебное пособие Ковалёва Г. С., Пентин А. Ю., Никишова Е. А. и др. Под редакцией Ковалёвой Г. С., Пентина А. Ю. – 4-е изд., стер. – Москва; Санкт-Петербург: Просвещение: Санкт-Петербургский филиал издательства «Просвещение», 2023 – 95 с.
  3. Естественно-научная грамотность: Сборник эталонных заданий: Выпуск 2: учебное пособие Ковалёва Г. С., Пентин А. Ю., Заграничная Н. А и др. Под редакцией Ковалёвой Г. С., Пентина А. Ю. - 3-е изд., стер. – Москва; Санкт-Петербург: Просвещение: Санкт-Петербургский филиал издательства «Просвещение», 2023 – 95 с.
  4. РЭШ: Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности Минпросвещения России. – Электронный ресурс. – URL: https://fg.resh.edu.ru/ (дата обращения: 13.09.2024).
  5.  ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». – Электронный ресурс. – URL: https://skiv.instrao.ru/ (дата обращения: 13.09.2024).
  6. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы) – Электронный ресурс. – URL: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti (дата обращения: 13.09.2024).
  7. PISA: естественнонаучная грамотность. – Минск: РИКЗ, 2020. – 168 с.
Количество просмотров: 138  

Добавить комментарий

Target Image
1. Проект «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования» – специфика, принципы и подходы в реализации
2. Инженерная лаборатория для дошкольников: воспитываем будущих новаторов с раннего возраста
3. Управление ресурсными возможностями стажировочной площадки как одно из направлений развития дошкольной образовательной организации
4. Стажировочная площадка «НовоСибСадЮныйИнженер»: первые шаги реализации проекта
5. Среда как условие успешной социальной адаптации детей иностранных граждан в ДОО с сохранением пространства культурной идентичности всех участников образовательного процесса
6. Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников
7. Успешный школьный старт. Проблемы, решения, перспективы
8. Процесс формирования сюжетной игры в детском саду «Кроха»
9. «НовоСибСад» – модель успешного инновационного развития дошкольной образовательной организации
10. Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
11. Развивающая предметно-пространственная среда как фактор разностороннего развития личности дошкольника
12. Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
13. Особенности развития младших школьников с задержкой психического развития
14. Конкурсное движение в рамках курса ОРКСЭ как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся и профессионального роста педагогов
15. Потенциал использования авторского пособия «Галечный конструктор» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста
16. «Тьюторство сверстников» как ресурс инклюзивного подхода в дошкольной педагогике
17. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи
18. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельности
19. Индивидуальная проектная деятельность по искусству как способ формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского
20. Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обучения

Страницы

1. Теоретические основы интеграции робототехники в дополнительное образование №31/2024 Новосибирск
2. Формирование культуры здоровья обучающихся посредством школьного спортивного клуба №31/2024 Новосибирск
3. Интеграция школьных предметов «Информатика» и «Труд (технология)» в свете требований ФОП №31/2024 Новосибирск
4. Повышение уровня функциональной грамотности на уроках и внеурочных занятиях №31/2024 Новосибирск
5. Урочная и внеурочная деятельность в специализированных медицинских классах №31/2024 Новосибирск
6. Образовательные и социальные дефициты детей мигрантов. Пути их преодоления №31/2024 Новосибирск
7. Лингвистический анализ текста как прием подготовки к итоговой государственной аттестации по русскому языку №31/2024 Новосибирск
8. Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста с использованием игровой модели (из опыта работы) №31/2024 Новосибирск
9. Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обучения №31/2024 Новосибирск
10. Индивидуальная проектная деятельность по искусству как способ формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского №31/2024 Новосибирск
11. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельности №31/2024 Новосибирск
12. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи №31/2024 Новосибирск
13. «Тьюторство сверстников» как ресурс инклюзивного подхода в дошкольной педагогике №31/2024 Новосибирск
14. Потенциал использования авторского пособия «Галечный конструктор» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста №31/2024 Новосибирск
15. Конкурсное движение в рамках курса ОРКСЭ как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся и профессионального роста педагогов №31/2024 Новосибирск
16. Особенности развития младших школьников с задержкой психического развития №31/2024 Новосибирск
17. Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи №31/2024 Новосибирск
18. Развивающая предметно-пространственная среда как фактор разностороннего развития личности дошкольника №31/2024 Новосибирск
19. Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников №31/2024 Новосибирск
20. «НовоСибСад» – модель успешного инновационного развития дошкольной образовательной организации №31/2024 Новосибирск

Страницы