Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

 

Криулина Елена Петровна,

учитель-логопед, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 505», Новосибирск, Российская Федерация

Kriulina Elena Petrovna,

teacher speech therapist, municipal budgetary preschool educational institution of the city of Novosibirsk «Kindergarten No. 505», Novosibirsk, Russian Federation

 

Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Neuropsychological games and exercises in the correction of speech disorders in preschoolers with severe speech disorders

В статье представлен опыт работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по использованию нейропсихологических игр и упражнений для активизации речевой деятельности. Ключевым направлением коррекционной работы учителя-логопеда является развитие двигательной сферы ребёнка. Представленный комплекс нейропсихологических игр и упражнений для детей с тяжелыми нарушениями речи оказывает существенную помощь в овладении детьми речевыми навыками.

Ключевые слова: диагностика, нейропсихологические игры, движение, координация, моторные навыки.

 

The article presents the experience of a speech therapist teacher working with preschool children with severe speech disorders using neuropsychological games and exercises to activate speech activity. The key direction of the correctional work of a speech therapist teacher is the development of the child's motor sphere. The presented complex of neuropsychological games and exercises for children with severe speech disorders provides significant assistance in mastering children's speech skills.

Keywords: diagnostics, neuropsychological games, movement, coordination, motor skills.

 

С каждым годом количество дошкольников с речевой патологией неуклонно растёт. Учитель-логопед должен по-иному выстраивать свою деятельность, внедрять в работу новые приёмы, инновационные технологии, что приведёт к развитию его профессиональных качеств. При этом он должен опираться на требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), согласно которому приоритетными направлениями являются охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; формирование основ учебной деятельности; создание специальных условий для получения образования в соответствии с особыми образовательными потребностями.

В соответствии с задачами Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования (ФАОП ДО) учитель-логопед должен способствовать коррекции недостатков психофизического и речевого развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) и создавать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья обучающихся с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия; развивать физические качества; обеспечивать психолого-педагогическую поддержку родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья.

Основным условием психоречевого развития ребёнка является работа над двигательной сферой, которая характеризуется у детей с ТНР качественным своеобразием: нарушением регуляции произвольных движений; несформированностью техники выполнения движений; недостаточностью двигательных качеств как общей моторики, так и мелкой моторики пальцев рук и артикуляционного аппарата. У многих детей наблюдается отставание в физическом развитии, и как следствие, замедленный темп речевого развития. Все эти нарушения приводят к дальнейшей дезадаптации ребёнка в период школьного обучения.

Целью работы учителя-логопеда в данном направлении является организация коррекционной работы по использованию эффективных методов в обучении дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

Задачи:

  • Изучать особенности психофизиологической базы речи у детей с ТНР.
  • Повышать собственный уровень квалификации путём изучения специальной литературы, прохождения курсов по данной теме.
  • Подобрать и разработать игры, упражнения, направленные на формирование координации движений, телесной и пространственной ориентации, артикуляционной моторики и дыхания у детей с ТНР.
  • Использовать различные формы работы по развитию психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с ТНР.
  • Включать родителей в процесс отработки нейропсихологических игр и упражнений в домашних условиях и воспитателей группы комбинированной направленности в ДОУ путём проведения обучающих семинаров-практикумов.

Работа с детьми начинается с комплексных разминок, которые отрабатываются в группе во второй половине дня во время коррекционного часа вместе с воспитателем. Отдельные элементы используются на прогулке в процессе игры. Некоторые упражнения отрабатываются с детьми на коррекционных занятиях логопеда, воспитателя и инструктора по физическому развитию, включаются в систему логоритмических занятий. В работе используется принцип «от простого к сложному», поэтому затруднений в применении данных упражнений у детей не возникает.

Чтобы начать работу с детьми в данном направлении, педагогу необходимо пройти курсы повышения квалификации. Например, по программе «Нейропсихологические технологии в диагностике и коррекции речевых нарушений» или «Подготовка к школе детей с ограниченными возможностями здоровья на основе нейропсихологического подхода».

Перед началом коррекционной работы учителем-логопедом должна быть проведена диагностика неречевых компонентов. Например, отдельные разделы диагностики Н. В. Нищевой [3] содержат все необходимые элементы для диагностики психофизиологической базы речи:

1. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса: ориентировка в пространстве;

2. Исследование состояния моторной сферы;

3. Состояние общей моторики;

4. Состояние ручной моторики;

5. Состояние мимической мускулатуры;

6. Состояние артикуляционной моторики;

7. Состояние дыхательной и голосовой функции.

Анализ индивидуальных показателей развития неречевых компонентов у детей с ТНР показал, что в большей степени нарушена ориентировка в пространстве и в схеме собственного тела. Большинство детей очень слабо понимают пространственное взаиморасположение предметов, путают правую и левую руку. При первичной диагностике вызывают особые затруднения кенестетическая и кинетическая основа движений, что связано с недоразвитием мелкой моторики пальцев рук. Анализ результатов диагностики моторной зрелости показал, что не у всех детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи мелкая моторика недостаточно развита. У многих детей легко теряется интерес при выполнении заданий, они огорчаются при неудачах. В диагностике пальцевого гнозиса у всех детей наблюдалось нарушение движений пальцев рук, дети испытывали затруднения при переключении с одного движения на другое, что непременно приводит к сложностям в овладении письмом.

Диагностика состояния общей моторики у дошкольников показала, что дети допускали ошибки в воспроизведении последовательности движений, путали последовательность или пропускали некоторые из элементов.

Особо можно отметить трудности в выполнении артикуляционных и мимических проб, что характерно для детей с дизартрией. Трудности вызывают манипуляции с мелкими предметами (застёгивание пуговиц и завязывание шнурков). При первичном обследовании речевых и неречевых навыков у детей с ТНР можно отметить низкие показатели и проследить их тесную взаимосвязь.

Для преодоления вышеперечисленных нарушений были отобраны комплексы упражнений для развития и совершенствования как моторных навыков и пространственных представлений, так речевых компонентов и психических процессов. Данные комплексы в виде игр и упражнений включают развитие общей моторики, движения артикуляционного аппарата, координации движений, мелкой моторики пальцев рук, дыхательные упражнения, развитие фонематического восприятия и слухового внимания.

Комплексы тренировочных упражнений, нетрадиционные упражнения и игры для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми дошкольного возраста просты и доступны, не требуют специальной подготовки и сложного оборудования, подходят для отработки как на занятии специалиста, так и в группе с воспитателем. Кроме того, их можно предлагать родителям, обеспокоенным проблемами и трудностями своего ребёнка, заинтересованным в оказании помощи ребёнку в преодолении этих трудностей, способным кропотливо и последовательно работать с ним дома. Для выполнения упражнений дома, родители обучаются на мастер-классах в рамках Логопедической гостиной. Во время комплексного взаимодействия педагогов ДОУ и родителей повышается качество выполнения ребёнком предложенных упражнений, что способствует положительной динамике в развитии двигательно-моторной координации.

Движения комплексных разминок разучиваются с детьми поэтапно, с последовательным соединением фрагментов. На начальном этапе ребята действуют на основе подражания педагогу с использованием коротких инструкций. По мере усвоения детьми упражнений увеличивается темп выполнения и переносится акцент на самостоятельную работу детей без зрительной опоры на действия взрослого. В дальнейшем (к концу второго года обучения) возможно привлечение к роли ведущих активных детей (с достаточным уровнем развития координации движений).

В приложении 1 даны примеры нейропсихологических игр и упражнений, направленных на развитие координации движений, пространственной ориентации и дыхания, предложенные В. С. Колгановой, Е. В. Пивоваровой, А. В. Семенович [1, 4].

В практике учителя-логопеда можно использовать упражнения на развитие артикуляционного аппарата и координацию движений и пространственной ориентации С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкой [2]. Примеры таких упражнений представлены в приложении 2.

При постановке звуков логопеды традиционно используют упражнения артикуляционной гимнастики, которая включает задания на тренировку подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата, отработке определённых положений губ и языка, необходимых для правильного произношения звуков.

Значительно расширить спектр решаемых в ходе логопедического занятия коррекционных задач можно за счёт сочетания традиционных упражнений артикуляционной гимнастики с движениями кистей рук. Известно, что движение тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, оказывают чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивают координацию движений и мелкую моторику.

Учёные, которые изучают деятельность головного мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выявлена следующая закономерность: если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме.

Артикуляционная гимнастика совместно с движениями пальцев рук вполне оправданна, так как она играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи. Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму, являясь мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

На первых занятиях важно использовать не более двух упражнений. Вначале дети учатся сочетать движения органов артикуляции с движениями кистей рук. Непременным условием выполнения данных упражнений является точность. Небрежное, расслабленное выполнение упражнений не даёт эффекта. Если у кого-то из детей движения не получаются, то эти движения необходимо отработать индивидуально перед зеркалом, по показу взрослого в медленном темпе. Затем темп и количество повторений увеличиваются. Упражнения не должны переутомлять ребёнка. Признаком утомления является снижение качества движений. В основной комплекс упражнений для всего артикуляционного аппарата можно включить самые простые и наиболее характерные движения всех органов артикуляции (губ, челюстей, языка).

Для успешного освоения детьми артикуляционной гимнастики нужно, чтобы они умели ориентироваться в пространстве. Для успешного развития необходимо полное понимание пространственных отношений ребёнком (вверх, вниз, на лево, на право).

Каждое упражнение имеет своё название. Названия эти условные, но важно, чтобы дети их запоминали. Это вызывает интерес к артикуляционной гимнастике, дети быстрее запоминают упражнения.

Упражнения артикуляционной гимнастики с движениями кистей рук представлены в приложении 3.

Систематическое использование нейропсихологических игр и упражнений в практике работы учителя-логопеда показывает хорошие результаты в развитии речевых и неречевых навыков у детей. Многие из воспитанников стали лучше ориентироваться в пространстве и на схеме тела. Дети освоили все виды упражнений на общую моторику. Мелкая моторика пальцев рук у детей значительно улучшилась, они научились правильно держать карандаш, рисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги. Воспитанники с удовольствием принимали участие в нейропсихологических играх и упражнениях, выполняли пальчиковую, артикуляционную гимнастику, глазодвигательные упражнения.

После первого года посещения логопедических занятий дети освоили манипуляции с мелкими предметами, научились хорошо выполнять упражнения артикуляционной гимнастики на группу свистящих и шипящих звуков. Навык дыхательной и голосовой функции у детей значительно возрос.

Большую роль в достигнутых результатах сыграла поддержка родителей (законных представителей), которые старались отрабатывать нейропсихологических игры и упражнения с детьми в домашних условиях. Повысилась родительская компетентность в вопросах реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья детей в результате посещения Логопедической гостиной.

Таким образом, системный подход к развитию детей обеспечивает эффективные результаты в аспектах формирования речевых навыков и социальной адаптации. Применение в работе здоровьесберегающих технологий с включением нейропсихологических игр и упражнений на дыхание, артикуляцию, общую и мелкую моторику повышают результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, стимулирует мотивацию на здоровый образ жизни.

 

Литература

 

  1. Колганова В. С., Пивоварова Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми. – М.: Айрис-Пресс, 2023. – 416 с.
  2. Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство-пресс», 2019. – 128 с.
  3. Нищева Н. В. Родителям о речи ребенка. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – ISBN: 978-5-89814-424-1.
  4. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2021. – 474 с.

 

Приложение 1

 

Нейропсихологические игры и упражнения, направленные

на развитие координации движений, пространственной

ориентации и дыхания

 

«Полетим мы на ракете». Упражнение выполняется стоя, с глубоким вдохом через нос. Руки медленно поднимаются через стороны вверх, соединяются ладонями вместе над головой, с потягиванием вверх. Далее следует медленный глубокий выдох со звуком [а] ([о], [у]), руки опускаются вниз, через стороны.

«Ракета, на старт!» Упражнение выполняется стоя, ноги на ширине плеч. Глубокий вдох через нос, руки медленно поднимаются через стороны вверх, ладони соединяются вместе, плотно прижимаясь друг к другу, с потягиванием вверх на задержке дыхания. Во время паузы на вдохе поджать одну ногу (1-2 сек.), опустить, выдохнуть со звуком [а], руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Повторить ещё раз, поджать и постараться удержать равновесие на другой ноге (1-2 сек.), опустить ногу, сделать глубокий выдох, руки так же в такт выдоху опускаются вниз. Выполнить упражнение повторно.

«Надуем шарик». Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела. Медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны поднять вверх («надуваем шарик»). Задержать дыхание. «Сдуть шарик», выдыхая воздух порциями, произнося «ха-ха-ха», руки опускаются через стороны в такт выдоху, рывками. Задержать дыхание. Снова сделать глубокий вдох, подняв руки через стороны вверх («надуваем шарик»). Снова задержать дыхание. Выдохнуть резко со звуком «ха!», опустив руки через стороны вниз. Выполняется один раз. Тоже можно проделать со звуками «фа-фа-фа» и «фа!».

«Рисуем геометрические фигуры». Стоя, ноги на ширине плеч. Медленный глубокий вдох через нос. Руки вытянуты вперёд (ладонями вверх). Задержать дыхание. Медленно выдохнуть со звуком [о], руки при этом рисуют круги. Задержать дыхание. Снова глубокий медленный вдох. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть со звуком [а], руки при этом «рисуют» в воздухе треугольники. Каждая фигура повторяется один раз.

«Я – насос». Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз вдоль туловища. Медленный вдох через нос, руки при этом скользят вдоль туловища к плечам, сгибаясь в локтях. Задержать дыхание. Руки согнуты в локтях, кисти рук под мышками. Медленный выдох через рот с протяжным звуком [с], руки скользят вдоль туловища вниз. Выполняется 3 раза.

«Солдатик». Лёжа на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу, пальцы рук плотно прижаты друг к другу. Ноги прямые.

По команде взрослого ребёнок поднимает голову, не поднимая плеч. По команде взрослого ребёнок опускает голову на пол и расслабляется. Выполнить несколько раз.

  1. Лежа на животе. Руки вытянуты вперёд, параллельно друг другу. Ноги прямые. Ребёнок приподнимает прямые руки и ноги, прогибается и качается на животе вперёд-назад. Выполнить несколько раз.
  2. Сидя на полу, согнуть ноги в коленях. Ребёнок обхватывает колени руками: правая рука – правое колено, левая рука – левое колено. Наклонить голову и стараться прижаться лбом к коленям.

Ребёнок должен качаться на спине, откатываясь назад и ложась на спину. Выполнить несколько раз.

  1. Лёжа на животе. Руки вытянуты вперёд, параллельно друг другу. Ноги прямые. По команде взрослого «раз» ребёнок поднимает голову, не поднимая плеч. По команде взрослого «два» ребёнок поворачивает голову направо, при этом он держит голову на весу и не опускает её на пол. По команде взрослого «три» ребёнок поворачивает голову налево, при этом он держит голову на весу и не опускает её на пол. По команде взрослого «четыре» ребенок поворачивает голову прямо и кладет её на пол и расслабляется. Выполнить несколько раз.

«Неваляшка». Лежа на животе. Руки вытянуты вперёд, параллельно друг другу. Ноги прямые. По команде взрослого «раз» ребёнок вытягивает руки вверх так, чтобы пальцы «смотрели» в потолок, и садиться без помощи рук, вытянув руки перед собой. По команде взрослого «два» ребёнок без помощи рук, не опираясь на них, возвращается в исходное положение (ложится на спину). Выполнить несколько раз.

«Полено». Лежа на полу. Руки вытянуты вдоль туловища, пальцы прижаты друг к другу, ладони прижаты к бёдрам. Ноги прямые.

Ребёнок должен медленно прокатиться от одной стены комнаты до противоположной и обратно. Когда ребёнок катиться вправо, прямая левая нога заходит на прямую правую ногу. Когда катиться влево, прямая правая нога заходит на прямую левую ногу, руки не должны отрываться от тела.

«Длинное палено». Лежа на полу. Руки вытянуты над головой, ладони сложены «лодочкой», пальцы не переплетены, голова находиться между руками. Ноги прямые.

Ребёнок должен медленно прокатиться от одной стены комнаты до противоположной и обратно. Когда ребёнок катиться вправо, прямая левая нога заходит на прямую правую ногу. Когда катиться влево, прямая правая нога заходит на прямую левую ногу. Выполнить несколько раз.

  1. Лежа на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки разведены в стороны, ладони прижаты к полу, пальцы рук прижаты друг к другу, не шевелятся. Ноги лежат прямо, не перекрещены.

По команде взрослого «раз» ребёнок поднимает прямые ноги. По команде взрослого «два» ребёнок опускает прямые ноги на пол справа от себя. По команде взрослого «три» ребёнок возвращает прямые ноги на середину. По команде взрослого «четыре» ребёнок опускает прямые ноги слева от себя (фото). По команде взрослого «пять» ребёнок возвращает прямые ноги на середину. По команде взрослого «шесть» ребёнок возвращается в исходное положение (кладёт прямые ноги на пол).

  1. Лежа на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу, пальцы рук плотно прижаты друг к другу и не шевелятся. Ноги прямые, не перекрещены.

Под счёт взрослого «раз, два, три, четыре, пять» ребёнок медленно поднимает прямые ноги и закидывает их за голову по обеим сторонам от головы, стараясь дотянуться пальцами ног до пола. Как только ребёнок коснётся пола, он произносит: «Радуга». Затем ребёнок медленно возвращается в исходное положение.

Важно, чтобы ноги ребёнка были прямые, когда он их поднимает и когда опускает. Во время выполнения упражнения ладони рук остаются прижатыми к полу.

«Ползание на спине, отталкиваясь ногами». Лежа на спине. Голову можно приподнять. Руки лежат на животе, не перекрещиваются, не двигаются. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу. Ребёнок ползёт, отталкиваясь одновременно двумя ногами до полного разгибания ног. Если у ребёнка не получается ползти самостоятельно, взрослый помогает ему, придерживая ребёнка за щиколотки и прижимая стопы ребёнка к полу.

«Ползание на животе, подтягиваясь двумя руками». Лежа на полу, на животе. Голова приподнята. Глаза смотрят вперёд. Обе руки согнуты в локтях, пальцы прижаты друг к другу, «смотрят» вперёд, ладони прижаты к полу. Ноги прямые, не перекрещены. Ребёнок медленно ползёт вперёд только при помощи рук, подтягиваясь к обеим рукам сразу, ногами не помогает, груди от пола не отрывает.

 

Приложение 2

 

Примеры упражнений, направленные на развитие артикуляционного аппарата и координации движений

 

«Индюк». Стоя, рот широко раскрыт, прямые руки подняты перед собой. Положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, поглаживая её. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк). Одновременно с движением языка двигаются вперёд-назад мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). Упражнение выполняется в течение 5-10 секунд.

«Улыбка-трубочка». Стоя, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперёд, губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук [и]. Длительно и протяжно произносим звук [у], вытягивая губы вперёд «трубочкой», при этом ладони соединяются перед грудью, локти разводятся в стороны. Выполняется 5 раз.

«На лошадке поскачу». Стоя, прямые руки вытянуты вперёд перед грудью. Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»). Одновременно сжимать и разжимать кулаки обеих рук (или поочерёдно, то правой, то левой рукой). Выполняется 5-10 раз.

«Толстый и худой хомячок». Стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела. Прямые руки вытянуть в стороны, пальцы при этом разведены с силой, ноги раздвинуть прыжком на ширину плеч, щёки надуть (3-5 секунд). Вернуться в исходное положение. Выполняется 5 раз.

«Непослушный язычок». Стоя, прямые руки подняты над головой, губы при этом растянуты в улыбке. Пошлёпывание губами широкого кончика языка, при этом пальцы с силой сжимаются в кулак и разжимаются. Выполняется в течение 10 секунд.

 

Приложение 3

 

Примеры упражнений артикуляционной гимнастики

с движениями кистей рук

 

«Толстяк». Кисти рук держать ладонями вниз. Щёки одновременно надуть, кисти рук сжать в кулаки. Щёки сдуть, руки вернуть в исходное положение.

«Худышка». Руки опущены вниз. Щёки втянуть в ротовую полость, ладони соединить на уровне груди. Вернуться в исходное положение.

«Полощем рот». Кисти рук ладонями вниз. Надуваем правую щёку, пальца правой руки сжимаем в кулак. Воздух перегоняем в левую щёку, пальца правой руки разжимаем, а левой сжимаем в кулак.

«Трубочка-улыбка». Кисти рук ладонями вниз. Губы вытягиваем вперёд, пальцы собираем в щепоть. Губы растягивая в улыбке, пальцы врозь.

«Маятник». Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше. Кисти рук ладонями вниз, параллельно полу. Производить языком плавные движения от одного уголка рта к другому. Движения кистей рук синхронны движению языка (влево-вправо). Проделать упражнение 10-15 раз.

«Змейка». Открыть рот и производить «узким» языком движения вперёд-назад («жало змейки»). При этом кисти рук сжимать в кулак и разжимать.

«Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить «широкий» язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Кисти рук ладонями вниз. Потом поднять «широкий» язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Синхронно выполняются движения ладонями вверх и вниз.

 

 

 

 

Количество просмотров: 157  

Добавить комментарий

Target Image
1. Проект «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования» – специфика, принципы и подходы в реализации
2. Инженерная лаборатория для дошкольников: воспитываем будущих новаторов с раннего возраста
3. Управление ресурсными возможностями стажировочной площадки как одно из направлений развития дошкольной образовательной организации
4. Стажировочная площадка «НовоСибСадЮныйИнженер»: первые шаги реализации проекта
5. Среда как условие успешной социальной адаптации детей иностранных граждан в ДОО с сохранением пространства культурной идентичности всех участников образовательного процесса
6. Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников
7. Успешный школьный старт. Проблемы, решения, перспективы
8. Процесс формирования сюжетной игры в детском саду «Кроха»
9. «НовоСибСад» – модель успешного инновационного развития дошкольной образовательной организации
10. Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
11. Развивающая предметно-пространственная среда как фактор разностороннего развития личности дошкольника
12. Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
13. Особенности развития младших школьников с задержкой психического развития
14. Конкурсное движение в рамках курса ОРКСЭ как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся и профессионального роста педагогов
15. Потенциал использования авторского пособия «Галечный конструктор» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста
16. «Тьюторство сверстников» как ресурс инклюзивного подхода в дошкольной педагогике
17. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи
18. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельности
19. Индивидуальная проектная деятельность по искусству как способ формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского
20. Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обучения

Страницы

1. Теоретические основы интеграции робототехники в дополнительное образование №31/2024 Новосибирск
2. Формирование культуры здоровья обучающихся посредством школьного спортивного клуба №31/2024 Новосибирск
3. Интеграция школьных предметов «Информатика» и «Труд (технология)» в свете требований ФОП №31/2024 Новосибирск
4. Повышение уровня функциональной грамотности на уроках и внеурочных занятиях №31/2024 Новосибирск
5. Урочная и внеурочная деятельность в специализированных медицинских классах №31/2024 Новосибирск
6. Образовательные и социальные дефициты детей мигрантов. Пути их преодоления №31/2024 Новосибирск
7. Лингвистический анализ текста как прием подготовки к итоговой государственной аттестации по русскому языку №31/2024 Новосибирск
8. Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста с использованием игровой модели (из опыта работы) №31/2024 Новосибирск
9. Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обучения №31/2024 Новосибирск
10. Индивидуальная проектная деятельность по искусству как способ формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского №31/2024 Новосибирск
11. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельности №31/2024 Новосибирск
12. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи №31/2024 Новосибирск
13. «Тьюторство сверстников» как ресурс инклюзивного подхода в дошкольной педагогике №31/2024 Новосибирск
14. Потенциал использования авторского пособия «Галечный конструктор» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста №31/2024 Новосибирск
15. Конкурсное движение в рамках курса ОРКСЭ как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся и профессионального роста педагогов №31/2024 Новосибирск
16. Особенности развития младших школьников с задержкой психического развития №31/2024 Новосибирск
17. Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи №31/2024 Новосибирск
18. Развивающая предметно-пространственная среда как фактор разностороннего развития личности дошкольника №31/2024 Новосибирск
19. Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников №31/2024 Новосибирск
20. «НовоСибСад» – модель успешного инновационного развития дошкольной образовательной организации №31/2024 Новосибирск

Страницы