Активные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ

 

Протасова Ольга Викторовна,

заведующий МБДОУ ЦРР д/с № 504, Новосибирск, Российская Федерация

Olga V. Protasova,

head, MBDOU CRR d/s No. 504, Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Гнедина Екатерина Владимировна,

старший воспитатель МБДОУ ЦРР д/с № 504, Новосибирск, Российская Федерация

Ekaterina Vl. Gnedina,

senior educator, MBDOU CRR d/s No. 504, Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Шевченко Татьяна Александровна,

старший воспитатель МБДОУ ЦРР д/с № 504,  Новосибирск, Российская Федерация

Tatyana Alexandrovna Shevchenko,

senior educator, MBDOU CRR d/s No. 504, Novosibirsk, Russian Federation

 

Активные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Active forms of methodological work as a means of improving the professional competence of preschool teachers

В статье описан опыт работы МБДОУ ЦРР д/с № 504 по повышению профессиональной компетентности педагогов через использование таких активных форм методической работы, как конкурсы профессионального мастерства, мастер-классы по использованию эффективных форм развития и воспитания детей, разработка и реализация педагогических проектов в рамках приоритетных направлений деятельности педагогов.

Ключевые слова: дошкольное образование, профессиональная компетентность, методическая работа, педагогическое проектирование, конкурсное движение, педагогические технологии.

The article describes the experience of MBDOU CRR d/s No. 504 in improving the professional competence of teachers through the use of such active forms of methodological work as professional skill contests; master classes on the use of effective forms of development and upbringing of children; development and implementation of pedagogical projects within the framework of priority areas of activity of teachers.

Keywords: preschool education, professional competence, methodical work, pedagogical design, competitive movement, pedagogical technologies.

 

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Система дошкольного образования в настоящее время активно развивается.

Уровень предоставляемых образовательных услуг дошкольным образовательным учреждением, который удовлетворяет ожидания и запросы потребителей и соответствует государственным нормативам, во многом, и даже в первую очередь, зависит от качества работы педагогического коллектива.

Основной целью работы методической службы МБДОУ ЦРР д/с № 504 является создание целостной системы взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетенции каждого педагога и на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива.

С 01.01.2022 г. произошла реорганизация Учреждения в форме присоединения МКДОУ д/с № 173 к МКДОУ ЦРР д/с № 504, в связи с чем возникла необходимость объединения членов педагогического коллектива через постановку общих целей и путей их достижения.

Биографии дошкольных учреждений богаты своими традициями, которые бережно сохранялись, закреплялись, совершенствовались сплоченными педагогическим коллективами, на их основе сегодня создаются и развиваются новые формы организации педагогического процесса.

Основной состав представляют педагоги, проработавшие свыше 10 лет. Этот состав сохраняет традиции детского сада, его члены увлечены работой с детьми, имеют высокую оценку уровня сформированности профессионально значимых качеств.

Гармоничное формирование ребенка и гарантия его успешности в процессе обучения подразумевает высокий уровень развития профессиональной компетентности воспитателей. Таким образом, качество дошкольного образования напрямую зависит и от уровня квалификации воспитателей, и от качества методической работы.

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного образования, должна осуществляться педагогами, соответствующими Профессиональному стандарту педагога.

Заметное явление в ДОУ – успешная аттестация педагогов на квалификационную категорию, активное участие в районных и городских педагогических мероприятиях, внедрение воспитателями в практику метода проектирования педагогического процесса, постоянное обогащение предметно-развивающей среды групп, реализация педагогами проектов по приоритетным направлениям деятельности.

Сегодня ДОУ требуются педагоги, способные строить работу с детьми на основе современных технологий и новых программ, быть творцами педагогического процесса, то есть быть компетентными профессионалами, обладать высоким уровнем педагогического мастерства. Это не всегда имеет место в дошкольном образовательном учреждении по субъективным причинам, а порой, по объективным. Поэтому перед методической службой стоит очень непростая задача, реализация которой требует систематической, последовательной, целенаправленной работы. Старший воспитатель должен находиться в постоянном поиске наиболее эффективных путей повышения профессиональной компетентности педагогов, так как методическая работа должна носить опережающий характер в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки.

Проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных, потому что нет одинаково целеустремленных, ответственных и творческих педагогов, а задача стоит перед всеми одна, и важно находить такие активные формы методической работы, которые будут способствовать вовлечению всех педагогов в деятельность и диалог. Формирование новых подходов к образованию невозможно без изменения самого педагога, его мобильности, без его постоянного профессионального роста.

Одним из ведущих направлений методической работы в МБДОУ ЦРР д/с № 504 является создание системы активных форм работы с педагогами, в которых они принимают участие. Тем самым будут реализовываться поставленные задачи по повышению компетентности и мастерства воспитателей и специалистов.

Мы относим к таким формам профессиональные конкурсы, мастер-классы, творческие отчеты по результатам реализации педагогических проектов и считаем их наиболее приемлемыми и практико-ориентированными.

Для достижения поставленной цели – совершенствование методической работы в ДОО по повышению профессиональной компетентности и мастерства педагогов через активные формы работы – нами был разработан педагогический проект «Активные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ». В ходе реализации которого решались следующие задачи:

– создать условия для непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогических работников;

– создать условия для обучения педагогического коллектива новым технологиям обучения и воспитания;

– диагностировать запросы и корректировать методические затруднения педагогов;

– развивать и поддерживать инициативу педагогов, стремления к профессиональному росту, проявлению своей педагогической индивидуальности;

– транслировать опыт работы лучших педагогов ДОО педагогическому сообществу района, города, региона.

Решение данных задач происходило по следующему алгоритму:

– анализ профессионального уровня педагогов и имеющихся условий для реализации задач проекта;

– создание и утверждение проекта на заседании творческой группы;

– организационная работа по подготовке к реализации задач проекта;

– прогнозирование результатов работы в рамках проекта по направлениям: профессиональные конкурсы, мастер-классы, творческие отчеты по приоритетным направлениям деятельности;

– оценка качества реализации проекта;

– презентация проекта.

В качестве принципов организации методической работы, способствующих совершенствованию профессиональной деятельности, выступают следующие:

– принцип актуальности, единства теории и практики;

– принцип научности, принцип системности и комплексности;

– принципы направленности, последовательности, преемственности, непрерывности и массовости;

– принцип создания благоприятных условии работы;

–принципы оперативности, гибкости, мобильности и индивидуального подхода;

– принцип постоянного самообразования педагогов;

– принцип креативности.

В ходе организационно-подготовительного этапа на педагогическом совете был утверждён проект, разработаны Положения, рекомендации и схемы проведения коллективных форм организации педагогического процесса, подобраны методические материалы по темам педагогических мероприятий, созданы творческие группы, проведены консультации, выбраны члены жюри конкурсов, разработаны критерии оценки конкурсов, мастер-классов, творческих отчетов.

Также был проведен анализ уровня знаний, умений и действий педагогов согласно профессиональному стандарту педагога.

На основном этапе работа проходит по трём направлениям, одно из которых – конкурсы профессионального мастерства. Задача старшего воспитателя – оказывать методическую помощь педагогам в формировании коммуникативной компетентности, умении находить информацию, оценивании своей деятельности, скоординированности действий в ходе подготовки к конкурсу.

Задача педагога, участника конкурса, – продемонстрировать совокупность знаний, умений, навыков, определяющих результативность труда, объем навыков выполнения задачи, комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств, единство теоретической и практической готовности к реализации задач того или иного направления образовательной деятельности.

Задачи членов жюри – оценивать выполнение конкурсных заданий педагогов в соответствии с предлагаемыми критериями, придерживаясь принципа создания равных условий для всех конкурсантов, определить лауреатов и победителей конкурса.

Так, в 2022-2023, 2023-2024 учебных годах были организованы и проведены следующие конкурсы:

– «Центр безопасности для детей и взрослых»;

– «Мир сюжетно-ролевой игры»;

– Оформление групп «Новогодняя зимняя сказка» / «Новый год в стиле Российских мультфильмов»;

– «Лучший мини-музей ДОУ»;

– «Огород на окне»;

– «Лучший проект летнего участка»;

– «Лучшее авторское дидактическое пособие»;

– «Лучшее оформление приемных групп» (в соответствии с названием групп);

– «Лучший центр патриотического воспитания»;

– «Лучший педагогический проект».

С целью передачи практического педагогического опыта работы в том или ином направленим образовательной деятельности с использованием эффективных педагогических технологий, методов, приёмов, способствующих успешному обучению, воспитанию и развитию дошкольников, педагогами проводятся мастер-классы. Ответственный за организацию и подготовку педагогов к мастер-классу – старший воспитатель. Сроки проведения мастер-классов определяются педагогами во временном промежутке январь – апрель учебного года.

Проведены мастер-классы по темам: «Продуктивно – творческая деятельность детей», «Освоение детьми норм этикета и правил культуры общения», «Изготовление дидактической игры и её использование детьми», «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников», «Методы гендерного воспитания детей», «Формирование экологического сознания дошкольников», «Роль игры в познавательном развитии детей», «Эффективные методы активизации речи дошкольников», «Формы трудовой деятельности детей в группе», «Обучение правилам дорожного движения», «Ознакомление дошкольников с детской литературой»,  «Использование ИКТ в образовательном процессе», «Приемы театрализации и инсценирования детских произведений»,  «Формирование эмоционально-положительного состояния детей», «Методы воспитания привычки к здоровому образу жизни».

Кроме этого, педагоги могут самостоятельно предложить любую тему мастер-класса. Итоги мастер-класса проводятся по следующему алгоритму: самоанализ педагога, оценка мастер-класса его участниками (коллегами), оценка педагогического мероприятия администрацией ДОО в соответствии с требованиями, отраженными в методических рекомендациях, разработанных творческой группой педагогов.

Среди современных педагогических технологий наиболее эффективной является проектная технология. Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий. Внедрение в практику указанной технологии предъявляет к педагогу определенные требования как к творческой личности и специального обучения для повышения педагогического профессионализма.

Основной тезис современного метода проектов заключается в понимании участниками проекта, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Проект – это 5 «П»: проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация.

Особенности подготовки и проведения презентации проекта:

1) Отчет о своей профессиональной (научно-методической и практической) деятельности в письменном виде готовят все педагогические работники. В нем отражается тема приоритетного направления (проект, авторская программа), проблема (цель и задачи), пути и средства её реализации и результаты, обоснованные теоретически и подтвержденные практическими материалами (фотографии, методические пособия, конспекты и сценарии);

2) Старший воспитатель по итогам контроля и анализа реализации проектов готовит и озвучивает на итоговом педсовете результаты работы воспитателей и специалистов ДОО по приоритетным направлениям деятельности;

3) В творческом отчете участвуют педагоги, в деятельности которых прослеживается новизна, оригинальность, возможность использования опыта работы другими педагогами и демонстрируется целостная система работы педагога по решению педагогических, психологических проблем.

Цель творческого отчета – отражение и обобщение индивидуального педагогического опыта педагога, раскрытие актуальности избранной темы или проблемы; обоснование отбора содержания, форм, методов и средств обучения, развития и воспитания; показ методов управления образовательным процессом по формированию и развитию личности дошкольника.

Задачи творческого отчета:

– раскрыть творческий потенциал и самореализацию педагогического коллектива детского сада;

– продолжить поиск педагогических идей по обновлению содержания образовательных технологий в практике дошкольного образования детей;

– обновлять содержание и технологии воспитательной и образовательной деятельности педагогов;

– развивать новые формы дошкольного образования с учетом опыта работы педагогов ДОО.

Содержание творческого отчета:

– учебно-дидактические и методические разработки;

– диагностический инструментарий;

– опубликованные материалы, печатные статьи (если таковые имеются);

– образцы творческих работ воспитанников;

– оригинальные разработки отдельных педагогических мероприятий, акций и др.;

– иллюстрированные справочные материалы (таблицы, схемы, диаграммы, алгоритмы);

– отзывы;

– фото и видеоматериалы;

– материалы, отражающие участие в работе педагогических советов; методических семинаров, научно-практических конференциях и др.;

– материалы, показывающие участие или результативность работы в инновационном или экспериментальном направлении образовательного учреждения.

Формы творческого отчета:

1.       Стендовый доклад: творческий отчет проводится как экскурсия по выставке всех материалов по теме, представленных на постере и в практических результатах совместной (взросло-детской) деятельности.

2.       Презентация: творческий отчет проводится на фото и видеоматериале, в который включены все компоненты, соответствующие требованиям к данному виду подведения итогов педагогической деятельности.

Таким образом, можно утверждать, что активные формы методической работы, такие как мастер-класс, конкурс профессионального мастерства, качественный реализованный педагогический проект – это путь к успешной аттестации на квалификационную категорию, которая является показателем высокого уровня педагогического мастерства педагога.

 

Литература

 

  1. Белaя К. Ю. Методическая деятельность в ДОУ / К. Ю. Белая. – М.: Сфера, 2016. – 128 с.
  2. Голицына Н. С. Система методической работы с кадрами в ДОУ / Н. С. Голицына. – М.: Скрипторий, 2013. – 78 с.
  3. Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся/ сборник методических рекомендаций: Самара, 2003. – 234 с.
  4. Зубкова Е. Н. Методическая работа в ДОО как причина управления качеством воспитательно-образовательного процесса / Е. Н. Зубкова // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. – Чита: Изд-во Молодой ученый, – 2014.
  5. Ковалева, Н. П. Осуществление старшим воспитателем методической работы в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО / Н. П. Ковалева // Сборник трудов конференции. – 2017.
  6. Шушарина, Н. В. Организация методической работы в дошкольной образовательной организации / Н. В. Шушарина // Молодой ученый. – 2015. – № 8 (88). – С. 1078-1080. – Электронный ресурс. – URL: https://moluch.ru/archive/88/17256/  (дата обращения: 05.11.2024).
Количество просмотров: 613  

Добавить комментарий

Target Image
1. Формирование и развитие понятийного мышления – важнейшая образовательная задача № 34 (2), июнь 2025
2. Игровые технологии как эффективный инструмент в развитии профессиональной осознанности № 34 (2), июнь 2025
3. Метод таблиц как эффективный инструмент разработки программ дополнительного образования детей № 34 (2), июнь 2025
4. Профессиональные компетенции воспитателей ДОО в области коррекционно-развивающей работы с детьми «группы риска» № 34 (2), июнь 2025
5. Организация наставнической деятельности в многопрофильном учреждении дополнительного образования
6. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации МАУ ДПО «НИСО» «Содержательные аспекты преподавания модуля "Основы православной культуры" учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики"»
7. Профессионализм педагога дополнительного образования как условие развития современного учреждения дополнительного образования
8. Открытый межрегиональный конкурс методических материалов «Секрет успеха» как модель повышения профессионального мастерства педагогических работников
9. Проектирование урока: устранение профессиональных дефицитов учителей естественно-научного цикла и географии
10. Развитие системы дистанционного повышения квалификации и профессиональной переподготовки
11. Научно-методический журнал «Управление развитием образования»: анализ деятельности и роль в развитии профессионального сообщества педагогов
12. Сетевые педагогические издания как эффективный ресурс развития профессионального мастерства педагогов
13. Обобщение педагогического опыта посредством участия в издательской деятельности
14. Наставничество в образовательной организации – предиктор профессионального становления молодых педагогов
15. Активные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ № 32 (4), декабрь 2024
16. Интерактивный педагогический совет как инструмент проектирования модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации
17. Система работы в МАУ ДПО «НИСО» по обучению педагогов реализации обновленных ФГОС
18. Изучение образовательных запросов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ
19. Модель подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов: методический аспект
20. Участие в конкурсе «Учитель года» как средство самореализации педагога

Страницы