Панасюк Юлия Викторовна,заведующий, МБДОУ д/с № 325, Новосибирск, Российская Федерация Yulia V. Panasyuk, head, MBDOU Kindergarten No. 325, Novosibirsk, Russian Federation |
Мошкина Ольга Владимировна,старший воспитатель, МБДОУ д/с № 325, Новосибирск, Российская Федерация Olga V. Moshkina, senior educator, MBDOU kindergarten No. 325, Novosibirsk, Russian Federation |
Современные практики развития способностей и поддержки талантов детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по ранней профориентации
В статье раскрывается опыт инновационной деятельности образовательного учреждения по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Авторы статьи акцентируют внимание на использовании спектра современных образовательных технологий, цифровых ресурсов и развивающей предметно- пространственной среды в работе с детьми дошкольного возраста для полного погружения в процесс ранней профориентации. Представленный опыт может быть полезен педагогам дошкольных образовательных организаций, работающих с детьми с нормативным развитием и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: профориентация, самореализация, технологическое образование, ограниченные возможности здоровья.
The article reveals the experience of innovative activities of an educational institution in early career guidance for senior preschool children with disabilities. The authors of the article focus on the use of a range of modern educational technologies, digital resources and developing subject-spatial environment in working with preschool children for full immersion in the process of early career guidance. The presented experience can be useful for teachers of preschool educational organizations working with children with normal development and children with disabilities.
Key words: career guidance, self-realization, technological education, disabilities.
Дошкольное детство является важным этапом вхождения ребенка в человеческое сообщество. Ребенок-дошкольник учится адаптироваться к различным социальным ситуациям, приобретает опыт социальных отношений, познает окружающий мир и стремится применять собственные знания в различной деятельности. В сложном процессе становления человека как личности немало зависит от того, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал в творчестве, в профессии, в семье.
Тренды и вызовы быстро меняющегося сложного мира сегодня определяют вектор образовательной политики государства и наше понимание, чему и как учить современного дошкольника, какие компетенции необходимо формировать, чтобы в будущем наши воспитанники стали достойными гражданами, способными трудом и делом прославлять свой родной город, нашу великую страну.
Указ президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» раскрывает пути осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации через «повышение качества жизни и создание условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека, внедрение технологических инноваций и обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере». Атлас профессий сегодня пополнили новые профессии, которые будут востребованы и необходимы в современном обществе. Важно понимать, что именно мы должны вырастить поколение детей, которые овладеют этими новыми профессиями, чтобы достичь целевых ориентиров, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации [1].
Инновационный вектор ФАОП ДО ориентирует педагогов на создание условий для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, способствующих «познанию разных видов труда и профессий, проявления самостоятельности, активности, стремления участвовать в труде взрослых» [2, 6,129-132].
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» определяет ключевые направления формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Важную роль в процессе выбора профессии играют способности детей. Именно они при грамотной поддержке взрослых – педагогов и родителей – помогут ребенку в будущем стать профессионалом своего дела и добиться успеха в трудовой деятельности.
С каждым годом родители предъявляют все более высокие требования к образованию детей. Они хотят видеть своих детей успешными, умными, самостоятельными, вовлеченными в разную интересную и значимую деятельность. Анкетирование родителей показало, что 100 % родителей уверены в том, что успех в жизни во многом определяется выбранной профессией, способностью реализовать свой потенциал в интересном деле.
Мы пришли к единому мнению с родителями в том, что процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий и у него закладываются основы развития личностных качеств. Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт разнообразных взаимоотношений (родственные, дружеские, профессионально-трудовые), способствует ранней профессиональной ориентации. Мы уверены, что для повышения качества образования по данному направлению работа по ранней профориентации дошкольников должна осуществляться через совместную деятельность педагога с детьми и с родителями воспитанников.
Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности на основе примера родителей. У каждого из нас, взрослых, есть свое отношение к работе, к трудовой деятельности, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают её как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает прямую зависимость между работой и жизненным успехом. Дошкольное образовательное учреждение создает условия для социализации, развития и воспитания ребенка, но все же успешное решение задач ранней профориентации возможно только при объединении усилий всех социальных институтов, с постоянным учетом того, что исключительная роль в деле воспитания принадлежит семье.
Мы обратились к родителям наших воспитанников и спросили их о том, кем они сами хотели стать, когда были детьми. Оказалось, что большинство взрослых работают не теми и не в той сфере, о которой мечтали в детстве. Это подтверждает и одно из исследований Всероссийского центра исследований общественного мнения: только 10 % родителей ответили, что занимаются тем, о чем они мечтали, будучи ребенком. Еще 25 % не помнят, кем хотели стать или просто искали высокооплачиваемую профессию. Исследования отмечают, что мечты в детстве помогают достигать успеха в жизни. Они способствуют социальной мобильности не меньше, чем другие факторы. Наличие интереса повышает мотивацию к обучению, которая остается одним из главных условий успеха в жизни.
Выявление предпочтений наших воспитанников показало, что ребенок мыслит и действует совсем иначе. Сегодня он хочет быть строителем, как папа, а завтра водителем автобуса, как его дедушка. Новые впечатления, подкрепленные интересным познавательным контентом, заставляют ребенка примерять на себя новые роли (ресторатор, мультипликатор, дизайнер и др.).
Традиционный вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» для дошкольника не очень подходит, поскольку маленький ребенок еще плохо ориентируется в огромном море профессий, чтобы делать такой выбор уже сегодня. Задача взрослых – помочь ребенку сделать осознанный выбор, определиться с его интересами, наклонностями, познакомить с особенностями трудовых действий разных профессий, поддержать его успех в процессе профессиональных проб.
Понятие «самореализация» в педагогическом энциклопедическом словаре определяется как «… одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности осуществлять свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности» [3].
Психологический аспект самореализации заключается в развертывании всех личностных потенциалов человека в каком-либо виде деятельности или сфере жизни. Профессиональная деятельность человека является одним из существенных необходимых условий развертывания процесса самореализации личности. Н. Р. Хакимова отмечает, что в современных психологических исследованиях профессиональное самоопределение рассматривается как «выбор себя» в профессии, выбор способа самореализации.
Организационно-педагогические условия формирования основ самореализации у старших дошкольников ориентированы на обеспечение поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах детской деятельности, что соответствует содержанию и целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования. Удовлетворяя базовую потребность личности в самореализации уже на этапе дошкольного детства, наши педагоги создают предпосылки для успешного развития личности в будущем. Поддержка педагогов и родителей в процессе подготовки к участию в чемпионатах, конкурсах на этапе реализации образовательных проектов помогает ребятам научиться достигать свои жизненные цели, находить свое место в системе общественных связей и отношений, тем самым включая механизмы успешного профессионального, жизненного и социального самоопределения в будущем.
Наше образовательное учреждение посещают воспитанники с нормативным развитием и воспитанники с ограниченными возможностями здоровья. У дошкольников с нарушениями развития наблюдается снижение работоспособности, низкий уровень распределения и концентрации внимания, трудности развития пространственных представлений, тесно связанных со становлением когнитивных процессов. Особенности психофизического развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья затрудняют процессы социальной адаптации, снижают познавательную мотивацию и затруднят формирование основ самореализации, что в итоге подавляет чувство успешности, востребованности, умения проявить себя, а это, в свою очередь, препятствует формированию личностных компетенций.
В ходе педагогической диагностики детей старшего дошкольного возраста мы оценили показатели когнитивной, эмоционально-чувственной и деятельностной сферы и выявили, что большинство воспитанников нашего детского сада имеют ограниченные представления о разнообразии профессий взрослых. Однако мониторинг детского развития помог нам выявить интерес детей к миру профессий. Используя методику А. И. Савенкова, мы совместно с родителями воспитанников на начальном этапе попробовали определить способности наших дошкольников.
Проведенный нами опрос родителей с целью определения их потребностей в образовании детей в ДОУ показал, что большинство родителей оставляют приоритет в образовании своего ребенка за точными науками, математикой, конструированием, экспериментальной деятельностью и, конечно, хотели бы, чтобы их дети, когда вырастут, стали инженерами, программистами, экономистами. Мы приняли решение не оставлять без внимания и творческие профессии (флорист, стилист, художник-мультипликатор и др.), так как они активно включают в работу целый спектр компетенций, способствуют личностному росту и предоставляют возможности реализации творческого потенциала, заложенного в каждом ребенке. Мы считаем, что чем больше опыта получит дошкольник в процессе профессиональных проб, тем разнообразнее будет у него выбор профессии в будущем.
Запрос общества и родителей, глобальные изменения в системе образования, экономике страны и потребность в новых кадрах, способных творчески решать сложные задачи, определили направление нашей деятельности в рамках реализации проекта по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, основанной на выявлении способностей и талантов воспитанников в разных видах детской деятельности посредством применения современных педагогических практик и образовательных технологий.
Механизмы выявления талантов у дошкольников с ОВЗ мало чем отличаются от организации данной деятельности с детьми с нормативным развитием. Наши «ставки» были сделаны на интерес ребенка к новым продуктивным средствам образования, цифровым ресурсам, исследовательской и проектной деятельности. Стремление ребенка к самореализации и творческому самоопределению помогло нам направить деятельность на преодоление трудностей, обусловленных типологическими особенностями детей, и помочь каждому ребенку достичь образовательного результата, почувствовать свою успешность в доступных видах детской деятельности.
Методологической основой реализации проекта выступает разработанная нами технология личностного роста «УСПЕХ» – концептуально новый подход в области приобщения дошкольников к интересной занимательной деятельности по ознакомлению с разными профессиями через проектную деятельность и предоставление возможного участия в профессиональных пробах.
Технология личностного роста «УСПЕХ» включает 5 ступеней развития ребенка:
- У – узнай, изучи! На данном этапе ребенок осваивает новую информацию, используя цифровые ресурсы и технологии дополненной реальности.
- С – сделай, спроектируй! Используя навыки проектного мышления, запускаем и реализуем исследовательские проекты.
- П – попробуй, примени! Пробуем применить полученные знания и навыки в процессе профессиональных проб.
- Е – есть результат! Участие воспитанников в конкурсах и фестивалях способствует формированию основ самореализации, положительно отражается на личностном росте наших воспитанников.
- Х – хочу быть! Предоставление ребенку возможности выбора и самостоятельной деятельности на основе знаний, компетенций и приобретенного опыта профессиональной деятельности в доступных дошкольнику видах детской деятельности.
Участниками проекта стали дети разных возрастных групп, педагоги и родители воспитанников детского сада. Мы использовали разные формы организованной совместной деятельности взрослых и детей, адаптировали познавательное содержание в соответствии с возрастными возможностями воспитанников и особыми образовательными потребностями детей с ограниченными возможностями здоровья, старались максимально вовлечь участников образовательных отношений в деятельность по ранней профориентации.
Родители наших воспитанников на протяжении всего времени реализации проекта были нашими единомышленниками и партнерами: они помогали нам шить костюмы для участия в фестивалях, собирали и программировали с нами роботов, поддерживали наших ребят в соревнованиях и конкурсах.
Основная идея проекта заключается в реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий и культурных практик.
Для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении дошкольников с профессиями при активном участии родителей нами была спроектирована развивающая среда в группах для полного погружения ребенка в игровую деятельность, которая способствует прогрессивному развитию личности дошкольника, через различные формы деятельности знакомит воспитанников с профессиями взрослых, учит ценить свой и чужой труд. Группы преобразились в «Академию талантов», в которой появились профориентационные центры, студии, предполагающие знакомство детей с многообразием профессий, помогающие представить, какими могут быть профессии будущего. Для расширения образовательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды нами были созданы маркеры игрового пространства – «Игровые ширмы», «Игровые поля», которые отвечают требованиям мобильности, трансформируемости и развивающей направленности образовательного пространства. В детском саду заработала лаборатория технического творчества, было приобретено оборудование, разные виды робототехнических и электронных конструкторов, конструкторы Cuboro, подготовлены методические материалы, карточки, схемы.
В процессе основного этапа проекта осуществлялась совместная деятельность с детьми и родителями воспитанников, направленная на ознакомление ребенка с миром профессий посредством использования цифровых форматов образования, профессиональных проб и создания условий для реализации детских познавательных, исследовательских и творческих проектов.
В рамках инвариантной части образовательной программы ДОО в соответствии с перспективным планом по ранней профориентации была организована деятельность детей старшего дошкольного возраста по обогащению их представлений о разных современных профессиях с использованием разнообразных форм работы с детьми (беседы, чтение, видео просмотры) и современных образовательных технологий (игровые и проблемные ситуации, ИКТ-технологии, проектные технологии).
Педагоги организовали встречи детей с представителями разных профессий, которые проходили в формате коворкинг-площадок. Познавательные экскурсии к социальным объектам Калининского района помогли продемонстрировать детям особенности трудовой деятельности людей разных профессий: работников банка, фармацевта в аптеке, строителей, работников почты, продавца супермаркета. Детям с ограниченными возможностями здоровья наблюдение помогает значительно расширить естественное восприятие объектов, а цифровые ресурсы дополняют и обогащают представления ребенка о трудовых действиях людей разных профессий, создают условия для полного погружения, повышают познавательную мотивацию, вызывают положительные эмоции и формируют новые цифровые компетенции, необходимые сегодня – в период глобальной цифровизации.
Определяя образовательную траекторию развития каждого ребенка, мы создавали условия для поиска талантов и развития способностей воспитанников в разных видах творческой, интеллектуальной, игровой и проектной деятельности.
Для развития технических и интеллектуальных способностей мы знакомили детей с профессиями: инженер, проектировщик, архитектор, строитель, программист и др., запустили и реализовали технические проекты. Совместно с семьями воспитанников были реализованы технологические и технические проекты: «АльфаМегаКомбинат», «Роборегулировщик», «Добрый город», «Волшебные фонари»; создана мобильная теплица «Зеленая карусель».
Для развития творческих способностей детей, поддержки талантливых воспитанников в музыкальной, художественной, литературной деятельности мы реализовали творческие проекты. Вовлеченность родителей как наставников в процессе участия в творческих конкурсах помогла ребятам проявить свои таланты, почувствовать себя в роли настоящих артистов, танцоров, побороть скованность перед выходом на большую сцену.
С целью ознакомления детей с профессией «художник-мультипликатор» мы организовали работу мультстудии «Мультяшкино», где дети создавали авторские мультфильмы. Продуктом нашей деятельности стали мультфильмы «Сказка про Ёжика и полезные овощи», «Путешествие по Новосибирску», «Добрые советы», а также мультфильмы по произведениям советских авторов Андрея Усачёва и Людмилы Кичигиной.
Одной из приоритетных линий творческого развития детей и ознакомления с профессиями людей творческого направления на основном этапе реализации проекта мы применяли игровые технологии: театрально-игровую деятельность и сюжетно-ролевые игры. Особую актуальность приобретают именно такие формы ознакомления старших дошкольников с профессиями. Поэтому профессиональные пробы обыгрывались нами как театрализованные представления по авторским сказкам «Защитники природы», «Белкин дом». Создание в группе условий для развертывания сюжетных игр позволяет детям проявить свою профессиональную направленность, поскольку дети выбирают игры в соответствии со своими интересами и способностями. В профессиях «актер, режиссер, постановщик» профессиональные пробы помогли нашим воспитанникам увереннее чувствовать себя перед камерой, научиться выразительно читать текст, играть свою роль, дополнять ее жестами, костюмом, атрибутикой. Дети узнали, насколько сложно, кропотливо, но интересно снимать видеоролики, заменяя неудавшиеся дубли, и испытывать удовлетворение от получившегося результата деятельности
С целью поддержки талантов воспитанников мы создали условия для демонстрации образовательных результатов в конкурсах и фестивалях технической и творческой направленности разного уровня и дали ребятам возможность поверить в свои силы и реализовать свои способности.
На заключительном этапе реализации проекта мониторинг активности и вовлеченности участников в деятельность по ранней профориентации позволил нам определить количественные и качественные показатели сформированности у дошкольников устойчивой мотивации к трудовой деятельности, формирования у детей ценностных установок значимости труда, развития коммуникативных навыков, личностных качеств. По результатам мониторинга у детей значительно повысился уровень социальной адаптации, они с удовольствием идут в детской сад, так как знают, что каждый день их ждут интересные события и важные дела. У большинства дошкольников с ограниченными возможностями здоровья пропала скованность в общении, дети сплотились в коллективах, стали проявлять заботу о своих сверстниках, помогать друг другу при выполнении интеллектуальных и творческих заданий. Они стали более самостоятельными в выборе решений и организации собственной деятельности. У большей части воспитанников появилось позитивное отношение к окружающему миру, уверенность в своих силах, осознание собственной компетенции.
Практическая значимость результатов проекта обусловлена расширением границ социализации ребёнка-дошкольника с ограниченными возможностями здоровья, использованием ресурсов сетевого партнерства для создания ситуации успеха, развития способностей, выявления и поддержки талантливых детей. Применение деятельностного подхода способствовало приобретению опыта созидательной и творческой деятельности, познания и саморазвития на основе формирования новых компетенций и грамотностей в процессе профессиональных проб и реализации детских проектов. Работа над проектом позволила заложить истоки профориентационной деятельности, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, которые сегодня так востребованы на рынке труда.
Таким образом, решение задач педагогического направления по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста позволяет сформировать социальную сферу интересов ребенка, личностные качества и компетенции, необходимые человеку той или иной профессии.
Литература
- Указ Президента РФ от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». – Электронный ресурс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/ (дата обращения: 18.06.2025).
- Антонова М. В., Гришняева И. В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 2. – С.93-96.
- Вакуленко О. В., Галущинская Ю. О., Ган Н. Ю. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста // изд. ФЛИНТА, 2025. – 184 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – 3-е изд., стер. – Москва: Большая рос. энцикл.: Дрофа, 2009. – 527 с.: ил., портр. – (Золотой фонд. Энциклопедический словарь).
- Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 448с.
Количество просмотров: 99 |
Добавить комментарий