Петрова Екатерина Владимировна,старший воспитатель, МАОУ СОШ № 217 (дошкольное отделение), Новосибирск, Российская Федерация Ekaterina V. Petrova, senior educator, MAOU Secondary School No. 217 (preschool department), Novosibirsk, Russian Federation |
Эффективные системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников
Статья представляет исследование наиболее действенных инструментов взаимодействия ДОО и семей воспитанников в качестве основного аспекта в развертывании оптимальной образовательной среды. Отражена значимость сотрудничества между воспитателями и родителями, обеспечивающего гармонизацию процесса развития подрастающего поколения и активную интеграцию семей в обучающую деятельность. Анализу подлежат разнообразные подходы и методы сотрудничества, в том числе организация родительских собраний, персональные визиты родителей, открытые уроки, коллективные мероприятия, способствующие сближению педагогов и родителей, а также иных субъектов процесса образования.
Ключевые слова: эффективные системы, взаимодействие, дошкольная образовательная организация, семьи воспитанников.
This article presents a study of the most effective tools of preschool educational institution influence on the families of pupils as the main aspect in the development of an optimal educational environment. It also reflects the importance of cooperation between educators and parents, ensuring the harmonization of the process of development of the younger generation and the active integration of families into educational activities. Various approaches and methods of cooperation are subject to analysis, including the organization of parent-teacher meetings, personal visits of parents, open lessons, collective events that promote rapprochement between teachers and parents, as well as other subjects of the educational process.
Keywords: effective systems, interaction, preschool educational organization, families of pupils.
В соответствии с ФЗ «Об образовании», деятельность ДОО направлена, в первую очередь, на построение сотрудничества с семьями детей для полноценного личностного развития воспитанников. В социализации семей особую значимость приобретают семья и первая образовательная организация (детский сад). Несмотря на существенные различия в подходах к обучению и воспитанию, данные институты должны работать в связке. Стоит также подчеркнуть, что понятие о взаимодействии, предполагающее общение, информационный обмен, идейный обмен, вошло в обиход не так давно. Впервые оно активно употребляется в исследованиях Т. Марковой. Здесь взаимодействие представляет собой объединение компонентов воспитания для реализации задач семейного воспитания. То есть, общность мыслей и идей служит основой для данного понятия.
Сотрудничество воспитателей и родителей представляет фундамент для взаимодействия семей и дошкольных образовательных организаций. В данном случае субъекты приобретают равные права и возможности, они уважают точки зрения друг друга, учитывают персональные нужды и пожелания. Иными словами, сотрудничество означает не только двусторонние действия, но и доверие, понимание, воздействие, опытный обмен. Активизация двусторонней деятельности воспитателей и родителей способствует налаживанию социальных контактов, укреплению взаимоотношений, достижению высоких образовательных показателей в рамках ДОУ [9].
Целесообразно перечислить ключевые аспекты, создающие основу взаимодействия дошкольного учреждения и семьи воспитанников:
– Партнерские отношения (в образовательной деятельности и процессе социализации родители и воспитатели приобретают роль партнеров).
– Объединение методов влияния (равное осознание образовательных и воспитательных целей родителями и воспитателями, а также состава образовательного процесса, методов обучения и воспитания подрастающего поколения).
– Приоритетность положительных черт человека (А. С. Макаренко): поддержка, уважение, доверие к ребенку со стороны родителей и воспитателей.
– Двусторонний информационный и опытный обмен (непрерывный анализ процесса взаимодействия родителей и дошкольного учреждения на основании образовательных, социальных компонентов, оценка заключительных и промежуточных итогов) [1].
В соответствии с ФЗ «Об образовании» (Статья 44), первыми воспитателями и учителями ребенка являются именно родители. То есть, родители являются первой ступенью в процессе социализации ребенка. Согласно содержанию данной статьи, родители берут на себя ответственность за формирование нравственных, физических, интеллектуальных компонентов развития личности. В данном случае ключевая задача воспитателя заключается в обеспечении поддержки родителей для достижения гармоничного и эффективного воспитания.
На сегодняшний момент двусторонние связи сотрудников дошкольного образовательного учреждения и родителей представляются наиболее сложной и многогранной проблемой образовательной отрасли. Относительно сотрудничества ДОУ с семьями бытуют различные точки зрения, как со стороны воспитателей, так и родителей. Большинство родителей придерживаются позиции, что воспитательная функция должна быть полностью делегирована педагогам в ДОУ. Существует целая категория родителей, предпочитающих игнорировать рекомендации специалистов. Также ученые выделяют группу родителей, которые уверены в том, что их функции заканчиваются на этапе материального обеспечения ребенка: дом, одежда, еда и запуск мультфильмов по вечерам.
Для достижения полноценного развития личности ребенка, реализации высоких педагогических результатов особую значимость приобретает организованное сотрудничество воспитателей с родителями (Статья 97). Необходимо пробудить в родителях искренний интерес к теоретическим и практическим аспектам воспитания и образования. Взаимодействие родителей и воспитателей способствует укреплению доверия ребенка, личностному анализу подопечных, оказанию поддержки в развитии ребенка. Обеспечение устойчивости и расширение взаимодействия дошкольной организации с родителями, сотрудничество воспитателей и родителей способствует гармонизации социального и личностного развития ребенка, развертыванию благоприятной для этого среды.
В. Сухомлинский неоднократно упоминал о том, что лишь в условиях интеграции семьи в образовательный процесс ДОУ можно добиться всестороннего развития детей [4]. Естественно, что взаимодействие родителей и воспитателей ДОУ открывает возможности для гармоничного ментального, умственного, эмоционального развития. Однако, учитывая современные реалии, одних традиционных методов и инструментов недостаточно для реализации поставленной задачи.
На данный момент родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями, консультации являются обязательными компонентами деятельности ДОУ. При этом эффективность данных мероприятий падает по причине того, что большинство родителей не желают прислушаться к рекомендациям воспитателей. Наиболее ярко данная проблема отражается в низкой посещаемости родительских встреч, в отсутствии заинтересованности семей, игнорировании педагогических советов.
Детальное изучение существующих научных работ, практических моделей, педагогических литературных источников (журналы «Дошкольное воспитание», «Вестник образования», «Детский сад от А до Я» и др.) дало возможность провести актуальную классификацию традиционных методов и инструментов налаживания связей между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. Помимо этого, проведена сортировка наиболее действенных интерактивных методов взаимодействия с родителями. По мнению авторов, лучшими практиками являются: семинары, дискуссионные встречи, встречи-диспуты, устные журналы [5]. Если на мероприятии с родителями будут присутствовать не только начинающие воспитатели, но и более опытные специалисты, появится возможность не только заинтересовать родителей в образовательной деятельности, но и передать профессиональный опыт молодым педагогам, вывести их компетенции на новый уровень.
Такое мероприятие, как День открытых дверей, позволяет родителям окунуться в практическую деятельность ДОУ и убедиться в том, что дети полноценно развиваются не только в рамках специальных уроков, но и в повседневности дошкольной организации. Особую значимость приобретает налаживание контактов между персоналом ДОУ и родителями. Только в условиях тесного сотрудничества педагоги вместе с родителями смогут достичь желаемого уровня защиты для ребенка, его эмоционального спокойствия, насыщенной и увлекательной жизни вне стен дошкольного учреждения. Все перечисленное способствует эффективному развитию интеллектуальных функций ребенка, успешной социализации в новом коллективе, грамотной подготовке к следующему этапу (поступление в школу). По данной причине взаимодействие родителей с воспитателями должно базироваться на основе взаимопомощи и уважения. Одного лишь стремления к достижению таких отношений может оказаться недостаточно.
Главное в сотрудничестве специалистов, работающих с детьми, и родителей – изучение семьи с помощью анкет и опросов, направленных на определение социального и педагогического положения родителей. Интерактивные методы позволяют не только провести личную беседу и проанализировать результаты анкетирования, но и глубже понять запросы и трудности родителей в вопросах воспитания и образования детей. В связи с этим необходимо привлекать родителей к процессу воспитания и обучения детей, чтобы они стали активными участниками, а не только потребителями образовательных услуг.
Организация в нашем ДОУ выставок совместного творчества детей, родителей и педагогов под разными названиями, такими как «Осенние фантазии», «Зимушка-зима», «Здравствуй, весна!» и «Ах, лето, лето!», представляет собой интересную форму укрепления связей и улучшения взаимопонимания между дошкольным учреждением и семьями. Эти мероприятия стимулируют развитие эстетического восприятия у детей и поощряют активное участие родителей в жизни детского сада. Организация фотовыставки «Хорошо у нас в саду» способствует знакомству родителей с жизнью детского сада и успехами их детей.
Наш детский сад и семья тесно сотрудничают, и родители принимают активное участие в жизни учреждения. Они организуют мероприятия, такие как «Новоселье», «День матери», «8 Марта» и «Папа, мама, я — спортивная семья», что способствует укреплению связей между всеми участниками образовательного процесса. Информация о воспитании и обучении детей предоставляется родителям с помощью разнообразных наглядных материалов, таких как стенды и передвижные папки, что облегчает доступ к необходимым сведениям. Чтобы объединить семейное и общественное воспитание в детском саду, создаются специальные издания для родителей [7].
Разные способы работы с родителями помогают им лучше понимать детский сад и больше ему доверять. Но вопрос о том, как сотрудничать с семьями по новому образовательному стандарту, всё ещё актуален [5]. В последние годы вопросы управления и качества в дошкольном образовании исследуются учёными и специалистами с точки зрения системного подхода (К. Ю. Белая, Л. М. Денякина, П. И. Третьяков, С. Г. Молчанов, Л. И. Фалюшина, P. M. Чумичева и другие). Авторы изучали, как руководители выполняют свою работу, насколько хорошо они справляются с задачами, и какие методы помогают им обеспечивать высокое качество образования [8]. Организационные и управленческие условия предусматривают:
- Формирование подходящей обстановки для социализации и обучения ребёнка дошкольного возраста.
- Создание хороших отношений между всеми участниками образовательного процесса, которые основаны на уважении и дружбе с детьми.
- Мотивация педагогов и родителей к взаимному сотрудничеству.
- Организация совместной работы сотрудников детского сада: определение задач, контроль выполнения и улучшение работы всей организации.
- Регулярная работа с обществом позволяет повысить престиж и улучшить репутацию учебного заведения. Это происходит благодаря проведению брифингов, пресс-конференций, рекламных акций и мероприятий, основанных на взаимопонимании и доверии между участниками образовательного процесса.
- Чтобы родители активнее участвовали в воспитании детей, педагогам нужно рассказать им об особенностях обучения и общения ребёнка в детском саду.
- Планирование работы детского сада подразумевает прогнозирование будущего, постановку целей, создание регламентов и алгоритмов деятельности, а также определение инструментов для оценки результатов.
- Координирование и контролирование образовательных и социальных процессов в ДОУ.
- Создание у администрации детского сада навыков управления, основанных на новых идеях, методах обучения и социализации, а также использовании современных технологий.
Управление – это способность организованных систем сохранять свою структуру, поддерживать активность, следовать определённым программам и достигать поставленных целей [2]. В текущих российских научных трудах по теоретическим аспектам управления детскими садами можно выделить две ключевые точки зрения на определение управленческой концепции:
- Управление – это когда управляющая система влияет на управляемую.
- Управление можно описать как процесс взаимодействия управляющей и управляемой систем.
Оба подхода объединяет акцент на развивающей деятельности объекта управления. При принятии решений на любом уровне и в любой административной структуре важно учитывать конкретные обстоятельства. В результате анализа подходов к определению организационных и педагогических аспектов эффективности управления были выявлены следующие потенциальные условия:
– Параллельное и всестороннее развитие личности как педагога, так и воспитанника.
– Перспективы дошкольного образования с точки зрения будущего.
– Оригинальность и многообразие методик преподавания.
– Главный принцип управления таков: образовательная система должна быть под контролем. От умений руководителя зависят успешная работа и развитие этой системы. Руководитель должен анализировать, ставить цели, планировать, организовывать, координировать, выполнять и контролировать процесс.
Взаимодействие между дошкольным образовательным учреждением и семьёй строится на принципах сотрудничества педагогов и родителей. В основе этого сотрудничества лежат равенство сторон, взаимное уважение и учёт индивидуальных особенностей каждой семьи. Сотрудничество предполагает не только активное участие обеих сторон, но и понимание, уважение, доверие и влияние друг на друга. Когда педагоги и родители работают вместе, они лучше узнают друг друга, что способствует укреплению их отношений [6].
Создание благоприятной обстановки для открытого общения и совместного решения трудностей способствует гармоничному развитию ребёнка. Взаимодействие детского сада и семей воспитанников играет ключевую роль в эффективной реализации образовательных программ и достижении положительных результатов в развитии малышей.
Это может включать в себя регулярные встречи, открытые лекции, а также использование современных технологий для обмена информацией и проведения интерактивных занятий. Организация совместных мероприятий, таких как семинары, семейные вечера или дни открытых дверей, позволяет укрепить связь между образовательным учреждением и семьями, обеспечивая более глубокое взаимодействие и участие родителей в образовательном процессе. Такие мероприятия помогают родителям и педагогам лучше узнать друг друга, создают атмосферу доверия. Важно вовлекать родителей в обучение детей, предлагать им участвовать в разных проектах и мероприятиях.
Для повышения уровня вовлечённости родителей педагогам следует принимать во внимание индивидуальные особенности и предпочтения семей. С этой целью можно проводить опросы и анкетирования, чтобы собрать мнения и идеи, а затем адаптировать свой подход с учётом полученных результатов. Чтобы создать хорошую систему взаимодействия, нужно потратить время и силы. Но результат того стоит: качество образования повысится, а отношения между участниками станут крепче благодаря поддержке и уважению.
Такое сотрудничество позволяет организовать совместные мероприятия, на которых родители смогут стать полноценными участниками образовательного процесса. Открытые уроки, мастер-классы и праздники дают возможность обменяться опытом и свежими идеями. Благодаря сотрудничеству родители могут видеть, как проходят занятия, и даже предлагать свои идеи. Важно, чтобы педагоги прислушивались к мнению родителей и делились результатами работы, чтобы они понимали, как их вклад влияет на обучение детей. Это помогает создать атмосферу уважения и доверия между всеми субъектами.
В итоге мы можем сказать, что успешное сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников имеет огромное значение для позитивного обучения. Педагоги должны активно и регулярно общаться с родителями, обеспечивая возможность открытого диалога. Взаимодействие с родителями делает детей более заинтересованными в учёбе и уверенными в себе. Сплочённая команда педагогов и родителей создаёт благоприятные условия для гармоничного развития ребёнка. Тесное сотрудничество между ними способствует успешному обучению и воспитанию детей, а также укрепляет связь между домом и школой.
Литература
1. Березина В. А. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча / В.А. Березина, Л.И. Виноградова, О. И. Волжина. С.-Пб.: Каро, 2005. – 78 с.
2. Богословец Л. Г. Управление качеством дошкольного образования: Методическое пособие / Л. Г. Богословец, А. А. Майер // Управление ДОУ. – № 3. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 126 с.
3. Григорьева И. Е. Создание единого образовательного пространства «детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей при реализации социально-коммуникативного компонента / И. Е. Григорьева // Челябинский гуманитарий. – № 1 (30). – 2015. – С. 62-65.
4. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - М.: Айрис Пресс, 2006.
5. Карпова Е. Е. Методы организационно-управленческого взаимодействия детского сада и семьи // Челябинский гуманитарий. – 2015. – № 2 (31). – С. 121-128.
6. Ковалева Е. В., Лакеева Г. С., Патароча Е. Н., Семенюта Г. А., Яблонцева Н. Ю., Бабитинская О. Н. Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / авт.- сост. Е.В. Ковалева, Г. С. Лакеева, Е. Н. Патароча, Г. А. Семенюта, Н. Ю. Яблонцева, О. Н. Бабитинская. Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2017. – 109 с.
7. Козлова А. В. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. М.: Творческий Центр, 2004.
8. Комарова Е. С. Качество образования – ключевая проблема развития системы дошкольного образования / Е.С. Комарова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. – № 1. – С. 35-43.
9. Шмонина С. Г. Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – № 7 (34). – С. 52-55.
Количество просмотров: 31 |
Добавить комментарий