Индивидуальная проектная деятельность по искусству как способ формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского

 

Запольская Оксана Авролидовна,

учитель, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 20», г. Полевской, Российская Федерация

Oksana A. Zapolskaya,

teacher, municipal general education institution of Polevskoy urban district «Secondary comprehensive school No. 20», Polevskoy, Russian Federation

 

Индивидуальная проектная деятельность по искусству как способ формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского

Individual project activities in art as a way of developing key competencies of students in a comprehensive school on the example of middle School of General education No. 20 school in the city of Polevskoy

В статье рассматривается роль индивидуальной проектной деятельности в школьном образовании; особенности формирования и развития компетенций при использовании метода проектов образовательной области «Искусство» в общеобразовательном учреждении, подчеркивается важность использования потенциала искусства для решения главной задачи: развития умений и навыков, позволяющих каждому ученику в будущем самореализоваться и стать активным членом общества; описываются условия организации проектной деятельности в рамках предметной области «Искусство», а также проанализирован опыт развития ключевых компетенций обучающихся в проектной деятельности на базе МБОУ ПГО «СОШ № 20»; приводятся результаты диагностических методик. Статья предназначена для учителей изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования, студентов.

Ключевые слова: компетенция, ключевые компетенции, проектная деятельность, индивидуальный проект, искусство, обучающиеся, мониторинг.

 

The article examines the role of individual project activities in school education; features of formation and development of competencies when using the project method of the educational field «Art» in a general education institution, emphasizes the importance of using the potential of art to solve the main task: development of skills and abilities that allow each student to self-actualize in the future and become an active member of society; describes the conditions for organizing project activities within the subject area «Art», and analyzes the experience of developing key competencies of students in project activities on the basis of MBOU PGO «Secondary School No. 20»; provides the results of diagnostic methods. The article is intended for teachers of fine arts, teachers of additional education, students.

Keywords: ability, key ability, project activities, individual project, art, students, monitoring.

 

Актуальность внедрения проектной деятельности в учебный процесс определяется новыми требованиями основной образовательной программы, потребностью вовлечения обучающихся в процесс активной познавательной деятельности с целью формирования определенных компетенций. Метод проектов в современной школе в большей степени ориентирован на самостоятельность учеников в нахождении способа решения проблемы при ее рассмотрении в определенной ситуации. Компетенции, связанные с проектной деятельностью, позволяют найти практическое применение знаниям, повышают конкурентоспособность выпускников основной школы на современном рынке труда.

«Мы видим особую актуальность внедрения проектной деятельности в учебный процесс в школе», – Мирюгина Е. А. [10]. «Овладение способами проектной деятельности – жизненная необходимость для каждого современного человека, поскольку это позволяет ему развить такие способности, которые нужны в каждом деле», – Лазарев В. С. [8].

В. С. Лазарев в своем учебном пособии выделяет умения, получаемые в результате проектной деятельности, которые будут полезны в жизни каждому человеку:

- анализировать проблемные ситуации,

- проектировать цели,

- планировать достижение цели,

- оценивать решения и делать обоснованный выбор,

- ставить и решать познавательные задачи.

Также автор пособия «Проектная деятельность в школе» подчеркивает, что в этом и заключается главный смысл проектной деятельности. Способность успешно применять данные умения в любой жизненной ситуации или в профессиональной сфере и понимается как «компетенция» (с латинского competentia– «достигаю, соответствую, подхожу»).

Из сказанного выше следует вывод, что проектная деятельность нацелена на формирование определенных компетенций. В методической литературе понятие «компетенция» определяется по-разному. По мнению Т. Е. Исаевой, компетенции – это «сложное явление, определенное качество восприятия человеком действительности, которое подсказывает наиболее эффективный способ решения жизненных ситуаций» [6]. А. В. Хуторской и другие авторы рассматривают компетенцию как «совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной деятельности» [2]. Под компетенцией мы понимаем личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах в многообразных ситуациях работы и социальной жизни [7].

 Компетенций в учебной литературе исследуется достаточно много. В Российской методике преподавания И. А. Зимней представлена классификация, которая считается наиболее полной [3]. Она опирается на категории деятельности. Автором определяется три типа компетенций учеников:

1. Характеризующие человека как личность, деятеля, субъекта общения – интеграция, здоровьесбережение, гражданственность, саморазвитие, владение культурой языка, профессиональное, языковое и речевое развитие, саморегулирование, личная рефлексия.

2. Относящиеся к социальному взаимодействию и окружающей среде – социальное взаимодействие и общение.

3. Касающиеся непосредственной деятельности личности – познавательные, информационные и деятельностные компетенции.

В своих работах А. Л. Наумов рассматривает проектную деятельность как средство формирования ключевых компетенций в целом [11]. «Ключевые» компетенции нужно понимать как умения и навыки, которые необходимы в любой деятельности человека [5]. Другими словами, в разрезе школьного образования, это метапредметные или надпредметные компетенции. А. Л. Леонова определяет «ключевые компетенции» как умение личности справляться с самыми разными заданиями, комплекс навыков, которые потребуются для выполнения конкретной работы. Это «общая готовность учащегося использовать приобретенные знания в практической деятельности, способность реализовать свои умения в постоянно меняющихся реалиях рыночной экономики» [9]. Принято считать, что общеобразовательная школа сегодня должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции [1].

Согласно ФГОС, ключевые компетенции – это умение личности решать поставленные задачи. Они представляют собой общность знаний, навыков и умений, которые были получены в ходе обучения и которые могут быть эффективно использованы в условиях изменчивости окружающего мира.

Хуторской А. В. определяет следующие группы ключевых компетенций:

- ценностно-смысловые,

- общекультурные,

- учебно-познавательные,

- информационные,

- коммуникативные,

- социально-трудовые,

- компетенции личностного самосовершенствования [13].

Они взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга.

Проектная деятельность может быть успешно использована для формирования и развития ключевых компетенций учащихся на любом предметном материале [12]. В зависимости от выбранной предметной области, в рамках которой выполняется проект, такая деятельность имеет свои особенности и развивает определенные группы компетенций.

Проект по искусству открывает широкие возможности для комплексного развития рассматриваемых умений и навыков благодаря огромному воспитательному потенциалу искусства, тесной связи с познанием окружающего мира, интегративному характеру, специфике изобразительной деятельности, универсальному формирующему влиянию на творческое развитие обучающихся. Стандартным требованием к организации проектной деятельности по искусству в школе является создание условий для творческой самореализации ученика, возможности воплощения собственной идеи, творческого замысла в реальность.

Изначально проект (от латинского projektus – брошенный вперед) понимался как образ будущего результата, представленный в форме рисунка, чертежа, макета, то есть идея представлялась в виде доступного для восприятия образа [8].  Сейчас под проектом мы понимаем всю деятельность по получению результата. Изобразительная деятельность в основе своей уже является проектной, так как начинается с постановки проблемы, определения цели и предполагает получение в итоге результата в виде конкретного продукта. Проектная деятельность по искусству создает благоприятные условия для решения практических задач, развития исследовательских умений школьников и др., предоставляя каждому ученику свободу в выборе темы, способов и средств. Именно проекты по искусству в большей степени нацелены на метапредметные результаты, включающие художественно-эстетическое воспитание, формирование мотивации и умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность и предметно-продуктивную, способность по-разному действовать в конкретной ситуации на основе полученных знаний и оценивать результаты своей деятельности, то есть на формирование, развитие и обогащение ключевых компетенций. 

«Проектная деятельность активно внедряется в систему школьного образования в России с начала 2010-х годов» [4]. В настоящее время, в соответствии с пунктом 18.1.3. ФГОС ООО система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать оценку проектной деятельности. Выполнение индивидуального проекта учениками 8-9 класса общеобразовательного учреждения обязательно. Каждый ученик сам выбирает, в рамках какой предметной области будет выполняться работа и какой преподаватель будет взаимодействовать с ребенком в качестве тьютора.

Рассмотрим условия осуществления проектной деятельности по искусству в общеобразовательном учреждении, которые способствуют развитию ключевых компетенций, на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского.

Доля индивидуальных проектов по искусству от общего числа выполняемых работ в МБОУ ПГО «СОШ № 20» в последние четыре учебных года составила 8–12 %. Каждый проект долгосрочный (продолжительность – 1 год), творческо-исследовательский или практико-ориентированный.

Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета, методов исследования проблемы, более подробно знакомит с правилами научного исследования и способами работы с информацией, позволяет реализовать метапредметный подход, включить в содержание социальную тематику.

Творческий проект, в свою очередь, больше учитывает индивидуальные интересы и способности ученика, а проект по искусству выбирают учащиеся, стремящиеся к творческому самовыражению. Объединить эти виды в проектной работе, как показывает практика, интересно и целесообразно. Пример творческо-исследовательского проекта – работа ученицы 9 класса на тему «Особенности детской мультипликации». В результате исследования и сравнения особенностей мультипликационных героев (внешнего вида, характера, поведения, речи), созданных студиями разных стран, приемов работы художников детской мультипликации, мнения детской аудитории был придуман персонаж – бельчонок, образ которого представлен обучающимся в нескольких вариантах и выглядел по-разному, в соответствии с выделенными признаками, включая костюм и движения. Самостоятельно придуманные истории о созданном герое ученица демонстрировала в художественных эскизах и на экране с помощью освоенных в ходе выполнения проекта компьютерных программ.

Практико-ориентированный проект имеет общественно-полезный результат. Примером является проект ученика 9 класса на тему «Информативное граффити», в котором рассматриваются важные вопросы культуры искусства граффити и значения муралов. Итоговым продуктом проектной работы стало изображение на стене здания г. Полевского, выражающее идею значимости жизненных ценностей. Другой пример – проект ученицы 9 класса на тему «Комиксы и безопасность». Созданная серия работ-комиксов (миниатюр) на основе анализа реальных ситуаций нарушения детьми правил поведения на улице учениками ОУ привлекла внимание всех учащихся школы, получила высокую оценку педагогов и была представлена на международный конкурс, автору вручен диплом лауреата конкурса «Охрана труда глазами детей».

Главная задача, которая с интересом решается в ходе выполнения каждого проекта, – формирование ключевых компетенций.

Проект выполняется во внеурочное время. Работа над проектом проходит в 3 этапа:

Первый этап – подготовительный. Выбор темы, размышления и работа над идеей. 

Второй этап – аналитический.Определение проблемы, ее анализ, постановка цели, задач, сбор, изучение и анализ информации, определение цели, задач по теме проекта, составление плана реализации проекта.

Третий этап – практический. Работа над проектом по плану: продолжение работы с информацией, анализ, отбор, написание грамотного текста работы, проведение необходимых опросов (разработка опросников, выбор целевой аудитории), проведение анкетирования (разработка анкеты, определение тех, кто будет выступать в роли респондентов), обработка результатов, формулирование выводов; начало работы над эскизами будущего продукта. Анализ эскизов, обсуждение, выбор окончательного варианта. Детальная разработка идеи, выбор художественной техники, материалов, приемов. Создание итогового продукта.

Четвертый этап - заключительный. Завершение работы над проектом. Работа над презентацией для защиты проекта, анализ результатов, рефлексия. Возможные дальнейшие перспективы.

Каждый проект подразумевает получение и представление конечного продукта. Обязательным условием проектной деятельности по искусству в МБОУ ПГО «СОШ № 20» является самостоятельное выполнение обучающимися эскизов, владение различными художественными материалами, освоение разных художественных техник. Это позволяет глубже осмыслить проблему, обозначенную в ходе работы над проектом, и получить определенный опыт, так как выполнение эскизов – это постоянное сравнение, анализ и определение последовательности решений. Рисование является при этом одним из лучших средств развития наблюдательности, памяти, мышления.

Этапы процесса проектирования последовательно вытекают один из другого, они взаимосвязаны, так как уже на аналитическом этапе, например, можно продумать визуализацию информации для презентации, учиться создавать диаграммы по результатам опросов, а на последнем этапе – вернуться к разработке эскизов и внести коррективы. При этом временные границы каждого этапа планируются обязательно (схема 1).

Схема 1. Этапы выполнения проекта по искусству

На каждом этапе решается главная задача формирования и развития ключевых компетенций. В таблице 1 (приложение 1) приведены примеры решения данной задачи на определенных этапах выполнения обучающимися МБОУ ПГО «СОШ № 20» конкретных проектных работ по искусству.

Каждый проект предполагает действия ученика, ведущие к определенным изменениям. Мониторинг отслеживаемых изменений осуществляется педагогом-тьютором. Инструментарий мониторинга: «Лист оценки развития ключевых компетенций» для педагога-тьютора, включающий 25 критериев из 7 групп; дневник самооценки учащегося; один из блоков критериев оценочного листа «Ключевые компетенции», который заполняется педагогами-экспертами во время защиты проекта. В 2022/23 учебном году проводилось изучение уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся, работающих над проектами по искусству, с использованием методик, предложенных авторами Бажук О. В., Бажук В. В. [1]:

  • анкета для изучения уровня сформированности учебно-познавательной компетенции, составленная В. А. Кошиной;
  • анкета «Умею ли я?» А. В. Пашкевич, позволяющая оценить уровень сформированности информационной компетенции обучающихся;
  • диагностика «Размышляем о жизненном опыте» авторов В. М. Ивановой, Т. В. Павловой, Е. Я. Степанова, направленная на изучение ценностно-смысловой компетенции;
  • методика «Репка» И. А. Ушаковой, определяющая уровень сформированности компетенции личностного самосовершенствования.

Также для определения развитости социально-трудовой компетенции использовались методики Г. М. Беспаловой и Л. А. Головей, а для оценки сформированности общекультурной компетенции – методика М. И. Шиловой. При изучении уровня коммуникативной компетенции применялись опросные листы М. А. Ступницкой «Коммуникативные умения и навыки» и методика В. В. Синявского, В. А. Федорина.

Анализ результатов проводимого мониторинга с 2020 по 2024 год показывает, что в процессе выполнения обучающимися проектной работы происходит комплексное развитие всех рассматриваемых групп ключевых компетенций. Результаты диагностических исследований ключевых компетенций групп учеников 8-9 классов, защитивших проекты по искусству, приведены в таблице 2 (приложение 2).

Пример положительной динамики роста средних показателей группы коммуникативных компетенций проиллюстрирован в таблице 3.

 

Таблица 3

 

 Исследование изменения уровня развития коммуникативных компетенций обучающихся МБОУ ПГО «СОШ № 20» в результате осуществления проектной деятельности в 2020-2024 годах

№ п/п

Компетенции

Изменение показателя (приращение)/баллы

Средний показатель изменения за четыре учебных года

2020/21 уч. г.

2021/22

уч. г.

2022/23

уч. г.

2023/24

уч. г.

1

Умение взаимодействовать с другими людьми в процессе коммуникативной деятельности

1.5

1.6

1.5

2.25

1.7

2

Умение правильно воспринимать и понимать информацию

1.25

1.6

2

2.25

1.8

3

Владение навыком грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи

2

2.3

2.3

2

2.15

 

1.9

Необходимо отметить, что уровень параметра исследуемой компетенции обучающихся может быть изначально невысоким, например, у детей с речевыми расстройствами (два ученика имели нарушения речи – средняя и легкая степень заикания). При этом у всех обучающихся группы наблюдалось увеличение среднего значения показателя уровня сформированности коммуникативных компетенций.

На основе проведенного мониторинга можно сделать следующие выводы.

  • Индивидуальная проектная деятельность в образовательном процессе является целесообразным способом развития ключевых компетенций обучающихся.
  • Наиболее высокие показатели увеличения уровня развития ключевых компетенций наблюдаются при выполнении обучающимися творческо-исследовательского проекта.
  • Проектная деятельность позволяет успешно использовать информационно-коммуникационные технологии в предметной области «Искусство», что обеспечивает расширение возможностей формирования, развития и наращивания ключевых компетенций.
  • Желаемый результат по развитию ключевых компетенций ученика достигается только в случае осознанного выбора им темы проектной работы, в результате личного творческого практического опыта.   

Результаты проведенного мониторинга используются при планировании дальнейшей работы, позволяют наглядно демонстрировать значимость проектной деятельности для решения актуальных задач формирования и развития ключевых компетенций, помогающих человеку самореализоваться в современном мире.

 

Литература

 

1. Бажук О. В. К вопросу о формировании ключевых компетенций обучающихся в условиях центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» / О. В. Бажук, В. В. Бажук, Л. Г. Пузеп.  Казанский педагогический журнал. – 2021. – №1. – С. 195-201.

2. Вохменцева Е.  А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей. / Е. А. Вохменцева // Актуальные задачи педагогики: материалы I междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита: Молодой ученый, 2011. – С. 58-65.

3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя.
М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.

4. Ибрагимов М. И. Проектная деятельность в школе / М. И. Ибрагимов, М. В. Михеев, И. И. Хабибуллина. // Казанский вестник молодых ученых. – 2022. – Т.6. – №3. – С. 23-28.

5. Иванов Д. Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Дмитрий Иванов. Москва: Чистые пруды, 2007. – 32 с.

6. Исаева Т.  Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя / Т. Е. Исаева. // Педагогика: научно-теоретический журнал. – 2006. – №9. – С. 55-60.

7. Кармазина Н.  В. Индивидуальный проект в современной школе: учебно-методическое пособие по социокультурному проектированию для учителя / Кармазина Н.В., Пулина А. А. Симферополь: Ариал, 2021. - 209 с.

8. Лазарев, В. С. Проектная деятельность в школе: учеб. пособие для учащихся 7-11 кл. / В. С. Лазарев. Сургут, РИО СурГПУ, 2014. – 135 с.

9. Леонова А. Л. Ключевые компетенции учащихся по ФГОС / А. Л. Леонова. Текст: электронный // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2020. – Электронный ресурс. – URL: https://www.menobr.ru/article/65304-qqq-17-m5-klyuchevye-kompetentsii-uchashchihsya-po-fgos  (дата обращения 05.07.2024).

10. Мирюгина Е. А. Метод проектов – эффективная педагогическая технология обучения школьников / Е. А. Мирюгина. // Вестник Московского городского педагогического университета. Информатика и информатизация образования. –2020. – №3. – С 75-83.

11. Наумов А. Л. Исследование влияния характера проектной деятельности по физике на формирование ключевых компетенций учащихся: дис. канд. пед. наук / Наумов Алексей Леонидович; [Место защиты: Моск. Пед. гос.ун-т]. М., 2010. – 240 с.

12.  Современный учебник. Формирование ключевых навыков человека XXI века: методическое пособие для авторов учебников, экспертов, учителей / под ред. И. М. Осмоловской, В. В. Серикова. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. – 180 с.

13. Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А. В. Хуторской. // Народное образование. – 2003. –№ 2. – С. 58-64.

Приложение 1

 

Таблица 1

Развитие ключевых компетенций в проектной деятельности по искусству обучающихся МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского

 

Этап работы над проектом

Действия ученика

 на этапе выполнения проекта

Примеры

Ключевая компетенция, на развитие которой направлены действия

Содержание компетенции

 

1

2

3

4

5

1.Подготовительный

Выбор темы проектной работы

Ученик, знающий культуру, историю, природу своего края, выбирает тему проекта, связанную с созданием Бажовского знака на Думной горе, предполагая создать композицию знака, изобразив образы животных, упоминающихся в сказах П. П. Бажова

Ценностно-смысловая

 

 

 

 

 

 

 

 

Общекультурная

Умение выбрать целевую и смысловую установку для своих дальнейших действий.

Умение принять решение.

 

Формирование общечеловеческой культуры.

2.Аналитический

 

Постановка цели

Ученица обозначает проблему внешнего вида школьников,

которым не нравится предлагаемая форма, ставит цель: создать модель школьного костюма для учеников среднего звена школы, опираясь на мнение обучающихся и педагогов, разработать эскизы и выполнить модель (из ткани)  на манекене

Учебно-познавательная

 

 

 

 

Социально-трудовая

Умение ставить цель и намечать пути достижения данной цели.

 

Действовать, как ответственный гражданин общества, соблюдая моральные нормы и ценности.

Составление плана реализации проекта

Ученик выполняет проект на тему: «Удивительные истории о школьниках в комиксах», работу планирует в несколько этапов:

- рассмотреть виды комиксов;

-сравнить работы современных авторов, их технологию создания комиксов;

 - изучить и освоить несколько художественных приемов работы над комиксами;

- разработать свои идеи для манги на основе школьных историй о новичках.

Учебно-познавательная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общекультурная

Способность планировать свою деятельность и следовать намеченному плану действий; ставить перед собой познавательные задачи.

Владение способами планирования.

 

Формирование основ общечеловеческой культуры.

Сбор, изучение и анализ информации

Проект на тему: «Обучающие изображения на стенах в интерьере школы». Ученица собрала, изучила, отобрала информацию: о современных требованиях к оформлению школьных помещений, о мнении учителей и родителей, о материалах и современных технологиях создания изображений на стенах в интерьере. Использовала литературные источники, сеть Интернет, нормативные документы.

Информационная

 

 

 

 

Коммуникативная

 

 

 

Компетенция личностного самосовершенствования

 

Навыки деятельности по отношению к информации.

 

Способность взаимодействия с другими людьми.

 

Проявление активности, сознательности, ответственности в выборе средств и способов работы с информацией.

3.Практический

Проведение необходимых опросов

Выполняя проектную работу на тему: «Бабушкин сундук», ученица провела опросы. Разработала опросник для учеников 5-8 классов с целью узнать, сохранились ли сундуки XVII-XVIII веков у жителей г. Полевского, какие особенности у сундуков, и т.д. Был составлен опросник для пользователей социальных сетей, более 300 человек приняли участие в опросе. Ученица составила для своей бабушки – хозяйки сундука – вопросы, ответы на которые помогали следовать намеченному плану и достичь поставленной цели проекта.

Учебно-познавательная

 

 

Коммуникативная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ценностно- смысловая

 

 

 

Общекультурная

 

 

 

 

 

 

Информационная

Умение сопоставлять, сравнивать.

 

Способность взаимодействия с окружающими людьми, умение вести диалог, задавать вопросы, давать пояснения; четко и ясно выражать свои мысли; владение различными  социальными ролями.

 

Осознавать и ценить культурное наследие, связь с другими людьми.

 

Формирование

общечеловеческой культуры, сохранение семейных традиций.

 

Владение современными средствами информации (сбор данных, анализ результатов).

 

Работа над эскизами

Проект на тему: «Стрит-арт как элемент городской культуры». Работа с нетрадиционными техниками рисования.

Эскизы выполнялись на бумаге (формат А3) акварельными красками в технике «набрызг», затем аэрозольными красками. По итоговому эскизу, согласованному с директором ОУ, выполнен рисунок на кирпичной стене здания школьного бассейна.

Ценностно-смысловая

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-трудовая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-познавательная

Умение определять ценностные установки своих действий; способность осознавать степень своей ответственности.

 

Следовать установленным правилам деятельности. Действовать как сознательный гражданин, соблюдая принятые в обществе моральные нормы и ценности.

 

Умение действовать в нестандартной ситуации.

 

 

Создание итогового продукта

Работая над проектом на тему: «Катана – самурайский меч», ученик собрал у друзей 50 алюминиевых банок из-под «Колы» и «Фанты» разного цвета, выполнил более 20 эскизов, по которым изготовил макет самурайского меча. Макет используется в качестве реквизита школьного театра.

Учебно-познавательная

 

 

 

 

Ценностно-смысловая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-трудовая

 

 

 

Компетенция личностного самосовершенствования

Овладение способами деятельности; умение извлекать пользу из опыта.

 

Способность ценить творчество, культурное наследие. Устанавливать взаимосвязь с наследием других народов и стран. Умение принимать решение.

 

Воплощать замысел, соблюдая технику безопасности.

 

Стремление к самостоятельной деятельности, получению результата.

4.Заключительный

Работа над презентацией

Проект на тему: «Цифровая живопись в современном мире». В грамотно оформленной презентации ученик не только представил полноценную информацию об исследовании, но и включил изображения, созданные самостоятельно в программах: Krita, Mypaint, Medibanq Paint, Corel Painter.

Информационная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-познавательная

 

 

 

Ценностно-смысловая

 

 

 

 

 

Социально-трудовая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компетенция личностного самосовершенствования

Владение современными средствами информации и информационными технологиями.

Поиск, отбор, передача информации. Работа с компьютерными программами.

 

Овладение новыми способами деятельности.

 

Умение устанавливать взаимосвязь с современной культурой и искусством.

 

Способность проявлять уважение к индивидуальным особенностям людей;

следовать установленным правилам деятельности; воплощать творческий замысел.

 

Интеллектуальное саморазвитие, владение основами самоконтроля; готовность развиваться, продолжать обучение.

Приложение 2

Таблица 2

Распределение обучающихся по уровням развития ключевых компетенций (2022/23 и 2023/24 уч. г.)

№ п/п

Компетенции

Учебный год

Уровни развития

Высокий

Средний

Низкий

1

2

3

4

5

6

1

Учебно-познавательная компетенция

2022/23

50 %

50 %

0 %

2023/24

57 %

21,5 %

21,5 %

2

Информационная компетенция

2022/23

50 %

50 %

0 %

2023/24

57 %

21,5 %

21,5 %

3

Коммуникативная

2022/23

60  %

40 %

0 %

2023/24

43 %

43 %

14 %

4

Социально-трудовая

2022/23

30 %

40 %

30 %

2023/24

29 %

57 %

14 %

5

Общекультурная

2022/23

50  %

50 %

0 %

2023/24

86 %

14 %

0 %

6

Ценностно-смысловая

2022/23

50 %

30 %

20 %

2023/24

57 %

43 %

0 %

7

Компетенция личностного самосовершенствования

2022/23

30 %

50 %

20 %

2023/24

43 %

43 %

14 %

 
Количество просмотров: 161  

Добавить комментарий

Target Image
1. Проект «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования» – специфика, принципы и подходы в реализации
2. Инженерная лаборатория для дошкольников: воспитываем будущих новаторов с раннего возраста
3. Управление ресурсными возможностями стажировочной площадки как одно из направлений развития дошкольной образовательной организации
4. Стажировочная площадка «НовоСибСадЮныйИнженер»: первые шаги реализации проекта
5. Среда как условие успешной социальной адаптации детей иностранных граждан в ДОО с сохранением пространства культурной идентичности всех участников образовательного процесса
6. Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников
7. Успешный школьный старт. Проблемы, решения, перспективы
8. Процесс формирования сюжетной игры в детском саду «Кроха»
9. «НовоСибСад» – модель успешного инновационного развития дошкольной образовательной организации
10. Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
11. Развивающая предметно-пространственная среда как фактор разностороннего развития личности дошкольника
12. Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
13. Особенности развития младших школьников с задержкой психического развития
14. Конкурсное движение в рамках курса ОРКСЭ как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся и профессионального роста педагогов
15. Потенциал использования авторского пособия «Галечный конструктор» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста
16. «Тьюторство сверстников» как ресурс инклюзивного подхода в дошкольной педагогике
17. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи
18. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельности
19. Индивидуальная проектная деятельность по искусству как способ формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского
20. Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обучения

Страницы

1. Теоретические основы интеграции робототехники в дополнительное образование №31/2024 Новосибирск
2. Формирование культуры здоровья обучающихся посредством школьного спортивного клуба №31/2024 Новосибирск
3. Интеграция школьных предметов «Информатика» и «Труд (технология)» в свете требований ФОП №31/2024 Новосибирск
4. Повышение уровня функциональной грамотности на уроках и внеурочных занятиях №31/2024 Новосибирск
5. Урочная и внеурочная деятельность в специализированных медицинских классах №31/2024 Новосибирск
6. Образовательные и социальные дефициты детей мигрантов. Пути их преодоления №31/2024 Новосибирск
7. Лингвистический анализ текста как прием подготовки к итоговой государственной аттестации по русскому языку №31/2024 Новосибирск
8. Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста с использованием игровой модели (из опыта работы) №31/2024 Новосибирск
9. Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обучения №31/2024 Новосибирск
10. Индивидуальная проектная деятельность по искусству как способ формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского №31/2024 Новосибирск
11. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельности №31/2024 Новосибирск
12. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи №31/2024 Новосибирск
13. «Тьюторство сверстников» как ресурс инклюзивного подхода в дошкольной педагогике №31/2024 Новосибирск
14. Потенциал использования авторского пособия «Галечный конструктор» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста №31/2024 Новосибирск
15. Конкурсное движение в рамках курса ОРКСЭ как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся и профессионального роста педагогов №31/2024 Новосибирск
16. Особенности развития младших школьников с задержкой психического развития №31/2024 Новосибирск
17. Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи №31/2024 Новосибирск
18. Развивающая предметно-пространственная среда как фактор разностороннего развития личности дошкольника №31/2024 Новосибирск
19. Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников №31/2024 Новосибирск
20. «НовоСибСад» – модель успешного инновационного развития дошкольной образовательной организации №31/2024 Новосибирск

Страницы