Информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум» как современный цифровой инструмент коммуникации в образовании

 

Коваленко Татьяна Анатольевна,

старший методист МАУ ДПО «НИСО», старший преподаватель кафедры ТиМДО ИД ФГБОУ ВО «НГПУ», Новосибирск, Российская Федерация

Tatyana A. Kovalenko,

senior methodologist at MAI DPO «NISO», senior lecturer at the department of TiMDO ID Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation

 

Информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум» как современный цифровой инструмент коммуникации в образовании

Information and communication educational platform «Spherum» as a modern digital communication tool in education

В статье описана интеграция информационно-коммуникационной образовательной платформы «Сферум» в практику образовательных организаций и ее возможности для участников образовательного процесса. Освещены нормативные документы, регламентирующие использование платформы ИКОП «Сферум».

Ключевые слова: информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум», цифровая образовательная среда, учебный профиль, пользователь, информационные технологии, функциональные возможности, учебный процесс.

The article describes the integration of the information and communication educational platform «Spherum» into the practice of educational organizations and its possibilities for participants in the educational process. The regulatory documents regulating the use of the ICOP «Spherum» platform are highlighted.

Keywords: information and communication educational platform «Sferum», digital educational environment, educational profile, user, information technology, functional capabilities, educational process

 

В условиях современного общества, характеризующегося стремительным развитием цифровых технологий, важным аспектом образовательного процесса становится интеграция информационно-коммуникационной образовательной платформы «Сферум» в практику взаимодействия участников образовательных отношений. Цифровая среда открывает новые горизонты для сотрудничества, позволяя каждому участнику образовательного процесса активно вовлекаться в обучение. ИКОП «Сферум» выступает платформой, которая объединяет всех участников образовательных отношений: обучающихся, учителей и родителей. Взаимодействие этих участников в цифровом пространстве позволяет не только оптимизировать учебный процесс, но и создать пространство для обмена сообщениями, знаниями и опытом.

В Российской Федерации в 2022 году была официально введена в эксплуатацию информационно-коммуникационная образовательная платформа (ИКОП) «Сферум», доступ к которой предоставляется на безвозмездной основе.

ИКОП «Сферум» является составной частью цифровой образовательной среды, разработанной Министерством просвещения и Министерством цифрового развития согласно постановлению Правительства Российской Федерации в рамках реализации национального проекта «Образование». Платформу разработали и внедрили в сотрудничество ПАО «Ростелеком» и Mail.ru Group под брендом «Цифровое образование». Инфраструктурное обеспечение было осуществлено компанией «Ростелеком», тогда как технологическая поддержка и программные решения были предоставлены Mail.ru Group, включая использование функционала VK ID социальной сети ВКонтакте.

«Мы уходим от зарубежных аналогов и переходим к отечественным разработкам. Это очень важно. Сразу подчеркну, что информационные технологии никогда не заменят традиционный формат обучения, а будут дополнять, решать те проблемы, которые, возможно, имеются в системе традиционного обучения. Если ученик болеет и по объективной причине находится дома, чтобы не пропускать урок, он подключается к классу, слушает учителя, выполняет домашнее задание. Таким образом, ученик возвращается в класс, не пропуская материал», – сказал Министр просвещения Сергей Кравцов, презентуя в Москве на площадке агентства ТАСС информационно-коммуникационную платформу «Сферум» [1].

Платформа ИКОП «Сферум» нацелена на то, чтобы сделать общение и обучение, в том числе дистанционное, более гибкими, технологичными и удобными. Платформа сочетает в себе возможности мессенджера и сервиса для проведения видеоконференций, что позволяет пользователям эффективно взаимодействовать в рамках образовательного процесса.

Использование платформы в образовательных организациях регламентируют следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Редакция от 29.12.2022 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) [6];
  • Письмо Минпросвещения России № 04-127 от 22.02.2022 «О направлении методических рекомендаций по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с учащимися и их родителями (законными представителями) для учителей общеобразовательных организаций общего образования» [2];
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.2023 № 1545 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2022 года № 1241» [3];
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [4]. На основании п. 2 каждой организации необходимо обновить локальный нормативный акт про дистанционные образовательные технологи до 1 мая 2025 г.;
  • Распоряжение Минпросвещения России № Р-139 от 22.06.2023 года «Об утверждении Методологии мотивирующего мониторинга деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственно управление в сфере образования» [5];

Согласно выше перечисленным нормативным документам по использованию ИКОП «Сферум», учебный профиль платформы предоставляет возможность создания чатов и ведения информационных каналов, запуска индивидуальных и групповых звонков, обмена файлами, создания опросов, записи видео- и аудиосообщения; здесь можно проводить видеозвонки (до 100 подключений без ограничения по времени) и трансляции (до 10 000 подключений); размещать документы, видеоматериалы с доступом всем зарегистрированным пользователям конкретной образовательной организации. Взаимодействие всех участников происходит в рамках одной школы, то есть учебные аккаунты из других школ взаимодействовать между собой не могут. Также ИКОП «Сферум» интегрируется с ФГИС «Моя школа» (Федеральная государственная информационная система) и региональным журналом и дневником, то есть ученики и родители нашего региона могут прямо в учебном профиле смотреть отметки, расписание и домашнее задание с помощью специального мини-приложения «Электронный дневник».

ИКОП «Сферум» и VK мессенджер – это закрытое и безопасное пространство для учёбы и общения педагогов, учеников и их родителей.

Преимущества этой платформы:

  • удобные функции для учёбы;
  • нет рекламы, спама и подписок;
  • учебный аккаунт изолирован от личного, поэтому можно отдельно общаться как с друзьями, так и с учениками;
  • учебный аккаунт нельзя найти по номеру телефона и написать личное сообщение;
  • гибкие настройки приватности и модерации чатов;
  • полностью российская разработка.

Регистрация на платформе происходит через VK ID – сервис для авторизации пользователей. Его используют более 70 тысяч российских интернет-ресурсов, в том числе сервисы электронной почты, онлайн-школы. Для регистрации учебного профиля ИКОП «Сферум» не требуется аккаунт в социальной сети ВКонтакте. Если уже создан VK ID до регистрации на платформе, то есть возможность использовать эти данные для входа. Учебный профиль в ИКОП «Сферум» и VK Мессенджере полностью изолирован от социальной сети «ВКонтакте». То есть регистрация в «Сферум» не означает автоматического создания профиля в ВКонтакте и, соответственно, личной страницы в социальной сети «ВКонтакте».

ИКОП «Сферум» и VK Мессенджер дают возможность в случае необходимости частично или полностью переводить образовательный процесс в онлайн-формат. Это позволяет решать сразу несколько важных задач [8]:

  • Обеспечить непрерывное обучение – например, в случае карантина или погодных условий.
  • Проводить индивидуальную работу с учащимися, в том числе с теми, кому требуется дополнительная помощь в обучении.
  • Работать с детьми, имеющими особые запросы: спортсмены, олимпиадники, дети на домашнем обучении.
  • Организовывать проектную и исследовательскую деятельность, проводить консультации.

В профиле ИКОП «Сферум» и VK мессенджере каждому пользователю присваивается своя роль. Существуют три основных вида аккаунтов: учитель, обучающийся и родитель. В соответствии с этими ролями у пользователей и разные возможности.

У педагогов больше всего функций и прав среди всех участников платформы. Они могут создавать чаты и добавлять в них пользователей на свой выбор, устраивать видеозвонки с учениками и родителями. Им доступны загрузка домашнего задания и демонстрационного материала, возможность делиться файлами. Учитель управляет онлайн-уроками через электронный журнал и может разрешить ученикам выступать во время них. Есть и другие уникальные функции. Например, педагоги могут прямо на этой учебно-информационной платформе проверять и комментировать домашние задания, проводить родительские собрания и даже создавать для школьников индивидуальные виртуальные награды. С помощью информационных технологий учитель может по-другому, более интересно представить тот или иной учебный материал – исторические события, математические факты, которые можно выбрать из проверенного, верифицированного контента. [1]

Весь этот функционал становится доступен педагогу после подтверждения своего профессионального статуса – верификации, которая предоставляет доступ ко всем возможностям платформы. У верифицированных преподавателей рядом с именем появляется специальный значок – синяя академическая шапочка. [7]

Ученикам и их родителям также необходимо получить доступ к учебным и родительским чатам. Для этого в обоих случаях требуется связать профиль с электронным дневником. Если интеграция с электронным дневником будет настроена, все необходимые чаты будут доступны и ученикам, и их родителям. Важно отметить, что у ученика и родителя должны быть свои номера телефона. Невозможно на один номер создать два профиля [7].

Для ученика доступен функционал такой же, как для учителя. Можно записывать аудио- и видеосообщения, отправлять вложения, присоединяться к звонкам, группировать чаты по папкам и т. д. А также им доступны и дополнительные функции ИКОП «Сферум», такие как сервисы («Электронный дневник», «Другое дело» и др.), чат-боты «Пушкинская карта», «Кстати, да?!» и «Переменка», онлайн-тренажёр для подготовки школьников к ВПР и ОГЭ «Помощник ученика» и многое другое. Особо хочется отметить, что весь этот материал разработан и утвержден Минпросвещения РФ. [8]

Использование платформы ИКОП «Сферум» и VK мессенджера в образовании открывает новые горизонты для взаимодействия между учениками, педагогами и родителями. ИКОП «Сферум», с его функциональными возможностями для организации учебного процесса, обеспечивает доступ к образовательным материалам, а также позволяет вести индивидуальную работу с каждым учащимся. Функционал системы поддержки онлайн-уроков и ресурс для дистанционного обучения способствуют созданию интерактивной атмосферы, что особенно важно в условиях современных реалий.

Таким образом, внедрение ИКОП «Сферум» способствует созданию более гибкой и адаптивной образовательной среды, где обмен знаниями и опытом становится не только возможным, но и максимально удобным. Такой подход позволяет всем участникам образовательных отношений раскрыть свой потенциал, тем самым улучшая качество образования и формируя новые, инновационные подходы к обучению.

 

Литература

 

  1. Министерство просвещения Российской Федерации, статья «В России официально запущена образовательная бесплатная социальная сеть “Сферум”» 31.03.2021. – Электронный реcурс. –  URL: https://edu.gov.ru/press/3558/minprosvescheniya-rossii-prezentovalo-besplatnuyu-informacionno-kommunikacionnuyu-platformu-sferum-dlya-uchenikov-uchiteley-i-roditeley/ (дата обращения: 02.12.2024 г.).
  2. Письмо Минпросвещения России № 04-127 от 22.02.2022 «О направлении методических рекомендаций по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с учащимися и их родителями (законными представителями) для учителей общеобразовательных организаций общего образования». – Электронный реcурс. –  URL: https://edu.lenobl.ru/media/uploads/userfiles/2023/03/10/pismo_04-127.pdf  (дата обращения: 02.12.2024 г.).
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.2023 № 1545 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2022 года № 1241». – Электронный реcурс. –  URL:  http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202309220028 (дата обращения: 02.12.2024 г.).
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». – Электронный реcурс. –  URL:  http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202310120031 (дата обращения: 02.12.2024 г.).
  5. Распоряжение Минпросвещения России № Р-139 от 22.06.2023 года «Об утверждении Методологии мотивирующего мониторинга деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственно управление в сфере образования». – Электронный реcурс. –  URL: https://docs.edu.gov.ru/document/16104fa0ee58271b86b5434810b37e86/ (дата обращения: 02.12.2024 г.).
  6. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Редакция от 29.12.2022 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023). – Электронный реcурс. –  URL:  http://www.kremlin.ru/acts/bank/24157 (дата обращения: 02.12.2024 г.).
  7. Официальный сайт ИКОП «Сферум» https://sferum.ru/?p=start.
  8. Сферум для учителей https://prof.sferum.ru/sferum_start.
Количество просмотров: 266  

Добавить комментарий

Target Image
1. Технология «ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ВУЗ» как предиктор успешности профессиональной навигации молодежи № 32 (4), декабрь 2024
2. Информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум» как современный цифровой инструмент коммуникации в образовании № 32 (4), декабрь 2024
3. Проведение профильных смен с целью популяризации биотехнологического образования среди школьников города Новосибирска № 32 (4), декабрь 2024
4. Роль профильных центров и модели управления Сант-Галлена в модернизации образовательных процессов в России № 32 (4), декабрь 2024
5. От командного проектирования к развитию лидерской позиции учителя № 32 (4), декабрь 2024
6. О механизмах формирования психологической безопасности в муниципальной системе образования города Новосибирска № 32 (4), декабрь 2024
7. Методические ресурсы мегаполиса в обеспечении доступной образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями № 32 (4), декабрь 2024
8. Опыт работы МБОУ «Лицей № 136» города Новосибирска по реализации регионального проекта «Специализированные классы» №31/2024 Новосибирск
9. Опыт работы МБОУ «Лицей № 113» города Новосибирска по реализации предпрофильного и профильного обучения в рамках реализации регионального проекта «Специализированный класс» как формирование осознанной мотивации к выбору профессиональной деятельности №31/2024 Новосибирск
10. Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации: опыт работы стажировочной площадки «Среда – третий педагог» №31/2024 Новосибирск
11. Система сопровождения образовательных организаций города Новосибирска в вопросах повышения качества образования с учетом факторов риска и выявленных дефицитов №31/2024 Новосибирск
12. Взаимодействие педагогических работников общеобразовательного и дошкольного учреждения в рамках преемственности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ №30/2024 Новосибирск
13. Модель «Школа – навигатор будущего» – среда возможностей и личностного развития учащихся в координатах XXI века №30/2024 Новосибирск
14. Полиэтническая школа – пространство для диалога №29/2024 Новосибирск
15. Эффективные методы и технологии в организации работы с педагогами как одно из условий повышения качества дошкольного образования №29/2024 Новосибирск
16. Молодежь и ее отношение к традиционной народной культуре №29/2024 Новосибирск
17. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ОТКРЫТЫЙ ВЗГЛЯД НА УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА №28/2023 Новосибирск
18. ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ №28/2023 Новосибирск
19. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ИНКЛЮЗИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ №28/2023 Новосибирск
20. О СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕЧНЯ ШКОЛ С РИСКАМИ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ №28/2023 Новосибирск

Страницы