Молодежь и ее отношение к традиционной народной культуре

 

Бочанцева Людмила Ивановна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», Тюмень, Российская Федерация

Lyudmila I. Bochantseva,

candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy and Social and Humanitarian Sciences of the Federal State Budgetary Educational Institution of the Northern Trans-Urals, Tyumen, Russian Federation

 
 

Болтунов Егор Александрович,

студент ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, Тюмень, Российская Федерация

Egor A. Boltunov,

student of the Federal State Budgetary Educational Institution of the Northern Urals, Tyumen, Russian Federation

 
 

Ерофеева Юлия Олеговна,

студент ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, Тюмень, Российская Федерация

Yulia O. Yerofeeva,

student of the Federal State Budgetary Educational Institution of the Northern Urals, Tyumen, Russian Federation

 

 

Молодежь и ее отношение к традиционной народной культуре

Youth and their attitude to traditional folk culture

В статье представлен анализ проблемы отношения молодежи к традиционной народной культуре. Исследования показывают, что отношение молодежи к традиционной народной культуре может быть различным. Для привлечения молодежи к изучению традиционной народной культуры, необходимо разрабатывать специальные программы и проекты, которые будут интересны и доступны для молодых людей.

Ключевые слова: культура, народные традиции, обычаи, искусство, молодежь, воспитание молодежи.

The article presents an analysis of the problem of youth's attitude to traditional folk culture. Research shows that the attitude of young people towards traditional folk culture can be different. To attract young people to the study of traditional folk culture, it is necessary to develop special programs and projects that will be interesting and accessible to young people.

Keywords: culture, folk traditions, customs, art, youth, youth education.

 

В стремительно развивающемся мире важную роль играет развитие культуры, которая, в свою очередь, формирует и упорядочивает картину мира, создавая единую систему ценностей и единые способы оценки поведения.

Понятие «культура» является многогранным. Оно стало предметом изучения большого количества наук, например, культурологии, философии, педагогики, истории, филологии и многих других. Как отмечает Е.А. Антошкина, именно «через культуру обеспечиваются все духовные приобретения человечества и их воплощение» [1; с.8]

Народная культура является неотъемлемой частью культурного разнообразия мира. Она сохраняет и передает ценности и традиции народа, способствует формированию и поддержанию его идентичности. Кроме того, народная культура является источником вдохновения для современного искусства и культуры, а также способом сохранения и продвижения культурного наследия.

Молодежь является особой социально-демографической группой, в которой заложена важная роль, заключающаяся в сохранении и передаче культурных традиций следующим поколениям. Именно она, по мнению Н.А. Слободенюк и Л.И. Бочанцевой, является «чутким индикатором изменений, которые происходят в обществе, и определяет в целом потенциал его развития» [10; с. 148].

В данной статье мы проведем анализ теоретических исследований, в которых различные ученые описывают проблему отношения молодежи к традиционной народной культуре.

Как отмечает С.А. Ольшанская и Д. А. Крюков, традиционная народная культура является источником национального самосознания, помогает сохранить и продолжить культурное наследие предков, формировать мировоззрение и уважение к истории народа [7; с. 85].

Некоторые исследователи утверждают, что традиционная народная культура представляет собой систему духовных и материальных ценностей, а также установок и ориентиров, которые были сформированы определенной этнической группой (этносом).

Традиционная народная культура представляет собой ценное наследие предков, которое передается из поколения в поколение. Она воплощает в себе историю, традиции, обычаи и ценности каждого народа. Её основная роль в воспитании и образовании современной молодежи заключается в способности передавать ценности и традиции, транслировать их последующим поколениям. По мнению И.П. Гладилиной и Г.М. Королевой [2], традиционная народная культура является источником национального самосознания, помогает сохранить и продолжить культурное наследие предков, формировать мировоззрение и уважение к истории народа.

О современных проблемах, связанных с утратой этнокультурной идентичности, потерей духовных созидательных начал (базовых ценностей), ослаблением иммунитета к современной утилитарной культуре, разрывом и отчуждением между поколениями, ростом числа молодежных контрсоциальных и противоправных групп, отмечали В.В. Токарева и Е.В. Харьковская. Ими подчеркнуто, что «в России эти проблемы в первую очередь связывают с ослаблением и потерей основ традиционного общества, национальной традиционной народной культуры» [11].

В работах Л.В. Деминой [3-5], С.А. Ольшанской и Д.А. Крюкова [7] особое внимание уделяется изменению образа жизни и ценностей молодежи под влиянием глобализации, что, в свою очередь, является проблемой в наше время.

Так, по мнению С.А. Ольшанской, благодаря традиционной народной культуре происходит формирование у молодежи нравственного мировоззрения, происходит эстетическое и духовное развитие. Кроме того, «традиционная народная культура способствует формированию у населения чувства патриотизма и уважения к своей истории и культуре. Она содействует сохранению своеобразия и многообразия региональных культур, что не только обогащает культурный ландшафт, но и способствует развитию туризма [7; с.86].

Многие молодые люди стремятся соответствовать международным стандартам и теряют связь с традициями и культурой своего народа. Из этого следует, что важно пропагандировать ценность и красоту традиционной народной культуры, показывая, что она не противоречит современным тенденциям.

По нашему мнению, отношение молодежи к традиционной культуре можно условно разделить на две противоположные группы.

Первая группа молодых людей гордится своими национальными традициями, активно изучает их и следует им. Они отмечают традиционные народные праздники, посещают мероприятия, посвященные их празднованию, умеют и охотно исполняют народные танцы и песни, сохраняют наследие своих предков.

Вторая группа молодых людей не интересуется своей традиционной культурой. Они больше увлечены западной музыкой, модой и фильмами. Такие люди считают, что традиционная культура устарела и не имеет никакого значения в современном мире.

Обратимся к результатам эмпирического исследования О.Н. Евдокимовой, в котором участвовало 114 респондентов в возрасте 16-26 лет. Молодежь, отвечая на вопросы анкеты, проявила «поверхностную заинтересованность в традиционной народной культуре, однако большое количество опрошенных считают важным и в первую очередь интересным изучение традиционной народной культуры». Проявленный интерес к теоретическим аспектам традиционной народной культуры свидетельствует о желании респондентов не только самостоятельно изучать различные аспекты народной культуры, но и участвовать в организованных формах.

Мы согласны с мнением профессора Л.В. Деминой о том, что «именно через праздник можно передать из поколения в поколение нравственные идеалы общества, мораль и желание созидать, через праздник происходит выход эмоций и формирование общественного отношения к действительности» [5; с.194].

В работе Е.С. Сазоновой [8] также представлено подтверждение этому: можно много говорить, к примеру, о танце, хороводе или общей песне, однако достаточно один раз стать частью этого, чтобы понять. Переживания, ощущения сопричастности и эмоции трудно передать словами.

В последнее время в современном обществе особый акцент сосредоточен на активном распространении информации и новых технологиях, которые можно внедрить для культурного просвещения молодежи и привития им ценностей разных народов. Так, студенты аграрного вуза под руководством С.Н. Семенковой отмечают, что «сфера культуры, несмотря на негативные процессы, вызванные коронавирусной инфекцией, активно вела в сложных условиях поиск направлений своего дальнейшего развития. В результате стали вводиться и использоваться новые технологии, которые массово обеспечивали и облегчали доступ людей к объектам культуры. Одним из подобных направлений поиска стала цифровизация отрасли» [9; с.87].

Для некоторой молодежи считающей, что традиционная культура является препятствием для развития и прогресса общества, свойственен консерватизм во взглядах вместо инноваций и свободы. На самом деле современные технологии и социальные сети создали новые возможности для общения и обмена информацией. Молодежь менее привязана к своей территориальной принадлежности и более открыта для мировой культуры. Таким образом, возникает уникальная возможность познакомиться с новыми культурными традициями, обменяться идеями и узнать о ценностях других культур.

Кроме этого, разность отношений к этносу зависит также от региона, социального и экономического статуса, образования и других факторов. Люди понимают, что она является частью их идентичности и истории. Они ценят культурное наследие своей страны, стремятся сохранить и передать его будущим поколениям.

Тем не менее, современная молодежь живет в быстром темпе, где информационные технологии и глобализация играют ключевую роль. Именно поэтому может показаться, что интерес к традиционной народной культуре у молодежи снижается, но это совершенно не так. Молодежь сохраняет интерес к своим национальным корням и активно исследует их.

Наглядными примером выступает популяризация различных ремесел, таких как вышивка, резьба по дереву, гончарное искусство и другие. Молодые люди обучаются у опытных мастеров, организуют мастер-классы и выставки своих работ, а тем самым несут традиционную культуру в массы.

Для того чтобы повысить интерес современной молодежи к традициям своего народа, необходимо проводить различные образовательные программы, лекции, семинары, фестивали и мастер-классы по народным традициям и искусству. Также важно организовывать встречи и диалоги между молодежью и старшими поколениями, чтобы передача народной культуры происходила через личный опыт и истории, а также привлекать к активному участию молодежи в праздновании народных праздников, фестивалей и культурных событий, чтобы они могли воспринимать и ценить традиционную народную культуру.

В заключение можно сказать, что молодежь сохраняет интерес и уважение к традиционной народной культуре. Она активно участвует в ее сохранении, изучении и передаче следующим поколениям. Однако важно продолжать поддерживать и развивать этот интерес, создавая условия для молодежи, чтобы молодые люди могли осваивать и творчески развивать свою традиционную культуру. Благодаря этому молодое поколение обретет понимание ценности своей традиционной культуры и будет сохранять ее, несмотря на все глобальные влияния. Это поможет не утратить уникальность каждой нации, а только ее преумножить.

 

Литература

  1. Антошкина Е.А., Мацуева Е.Н. Возможности традиционной народной культуры в самореализации и воспитании молодежи // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. — 2021. — № 17. — С. 8-10. — EDN NYKOOV.
  2. Гладилина И.П., Королева Г.М. Роль традиционной народной культуры в консолидации современного общества // Научно-информационный журнал Армия и общество. — 2012. — № 4(32). — С. 23-30. — EDN RCEJLB.
  3. Демина Л.В. Сохранение и способы трансляции традиционной народной культуры в современном обществе (Западно-Сибирское Зауралье) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. —2011. — № 2(40). — С. 61-66. — EDN NUOCKF.
  4. Демина Л.В. Сохранение традиционной народной культуры в современном обществе // Теория и практика общественного развития. —2011. — № 2. — С. 121-125. — EDN NQZPLJ.
  5. Демина Л.В. Традиционная народная культура в воспитании молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2009. — № 8(76). — С. 193-197. — EDN KZZAWR.
  6. Евдокимова О.Н. Сохранение и трансляция ценностей традиционной народной культуры в молодёжной среде // Государственная культурная политика Российской Федерации и новые практики социально-культурной деятельности: сборник научных статей участников научного семинара, Санкт-Петербург, 27 января 2022 года. Том Вып. 1. — Санкт-Петербург: ООО "НИЦ АРТ", 2022. — С. 219-224. — EDN TQOMFJ.
  7. Ольшанская С.А., Крюков Д.А. Роль традиционной народной культуры в воспитании и образовании молодежи // Заметки ученого. — 2023. — № 6. — С. 85-88. — EDN LSVPFB.
  8. Сазонова Е.С. Приобщение подростков к традиционной народной культуре в общеобразовательной школе // Энигма. — 2020. — № 22-2. — С. 75-77. — EDN VATTNG.
  9. Самсонов Д.Ю., Анисимов Н.С., Семенкова С.Н. Влияние пандемии на функционирование культуры // Достижения молодежной науки для агропромышленного комплекса: Сборник трудов LVII научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, Тюмень, 27 февраля – 03 марта 2023 года. Том Часть 7. — Тюмень: Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2023. — С. 87-90. — EDN DZZDRX.
  10. Слободенюк Н.А., Бочанцева Л.И. Культурно-ценностные ориентации студентов-магистрантов, обучающихся по направлению 35.04.04 Агрономия // Столкновение традиционализма и модернизма как тренд развития русского общества: материалы круглого стола, Тюмень, 23 октября 2023 года. — Тюмень: Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2023. — С. 148-155. — EDN QMDVQN.
  11. Токарева В.В., Харьковская Е.В. Приобщение подростков к традиционной народной культуре в условиях социально-культурной деятельности как актуальная проблема современности // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». — Электронный ресурс. — URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016025945 (дата обращения: 07.10.2023).
Количество просмотров: 440  

Добавить комментарий

Target Image
1. Взаимодействие педагогических работников общеобразовательного и дошкольного учреждения в рамках преемственности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ №30/2024 Новосибирск
2. Модель «Школа – навигатор будущего» – среда возможностей и личностного развития учащихся в координатах XXI века №30/2024 Новосибирск
3. Полиэтническая школа – пространство для диалога №29/2024 Новосибирск
4. Эффективные методы и технологии в организации работы с педагогами как одно из условий повышения качества дошкольного образования №29/2024 Новосибирск
5. Молодежь и ее отношение к традиционной народной культуре №29/2024 Новосибирск
6. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ОТКРЫТЫЙ ВЗГЛЯД НА УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА №28/2023 Новосибирск
7. ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ №28/2023 Новосибирск
8. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ИНКЛЮЗИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ №28/2023 Новосибирск
9. О СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕЧНЯ ШКОЛ С РИСКАМИ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ №28/2023 Новосибирск
10. СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА В ВОПРОСАХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (опыт реализации кураторской методики в муниципалитете в работе со ШНОР) №28/2023 Новосибирск