Плетнева Елена Юрьевна,директор, муниципальное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Новосибирский Институт Современного Образования», Новосибирск, Российская Федерация Elena Yu. Pletneva, director, municipal autonomous institution of additional professional education «Novosibirsk Institute of Modern Education», Novosibirsk, Russian Federation |
Методические ресурсы мегаполиса в обеспечении доступной образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями
Обеспечение доступной образовательной среды для всех категорий обучающихся с различными образовательными возможностями – одна из серьезнейших проблем современной системы образования. В статье описаны методические ресурсы обеспечения доступной образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями в городе Новосибирске.
Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, доступная образовательная среда, инклюзивное образование, эффективное методическое сопровождение.
Providing an accessible educational environment for all categories of students with different educational capabilities is one of the most serious problems of the modern education system. The article describes methodological resources for providing an accessible educational environment for children with special educational needs in the city of Novosibirsk.
Keywords: children with special educational needs, accessible educational environment, inclusive education, effective methodological support.
Это просто безумие – делать то же самое
и ждать других результатов!
Альберт Энштейн
В условиях современного мира, сталкиваясь с рядом вызовов и трансформацией, система образования ищет новые пути и решения для обеспечения качества и эффективности.
В последние годы особую группу детей, требующих отдельного внимания и нуждающиеся в определенных условиях для получения качественного образования, составляют дети с особыми образовательными потребностями (далее – ООП). «Концепция развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года» (утверждена Министерством просвещения Российской Федерации 18 июня 2024 г. № СК-13/07вн) определила следующие целевые группы детей с ООП:
– обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья;
– дети-инвалиды;
– дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
– обучающиеся, являющиеся иностранными гражданами;
– обучающиеся, проявляющие выдающиеся способности, и одаренные;
– дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе:
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев (мигрантов);
- дети, проявляющие различные формы отклоняющегося поведения (в том числе девиантного);
- дети, проживающие в малоимущих семьях и др.
Дети из каждой вышеперечисленной группы испытывают трудности социализации в обществе и нуждаются в дополнительной помощи, исходя из своих специфических особенностей для удовлетворения потребностей, склонностей и интересов.
Обеспечение доступной образовательной среды для всех категорий обучающихся с различными образовательными возможностями – одна из серьезнейших проблем современной системы образования.
МАУ ДПО «НИСО» (далее – институт), обеспечивающий повышение квалификации работников дошкольного, общего и дополнительного образования, в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов пристальное внимание уделяет развитию профессиональных компетенций руководителей и педагогов образовательных организаций, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями.
В общей системе деятельности института по данному направлению особое место занимает методическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), детей-инвалидов, детей мигрантов.
В муниципалитете обучение детей с ОВЗ ведется в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, а также в условиях инклюзивного образования в общеобразовательных организациях.
По состоянию на 2024 год общая численность обучающихся с ОВЗ составляет 29 644 человека, из них обучаются в дошкольных образовательных организациях (далее – ДОО) 18 396 человек, в общеобразовательных организациях (далее – ОО) – 11 248 человек.
Численность детей-инвалидов составляет 5203 человека, из них обучаются в ДОО 984 человека, в ОО – 4219 человек.
В текущем году в 204 ОО (в 2023 году – 186 ОО) реализуются адаптированные основные образовательные программы для обучающихся различных нозологических групп и соответствия цензовому уровню, в том числе:
14 – специальные (коррекционные) школы;
3 – вечерние (сменные) общеобразовательные школы;
187 – общеобразовательные организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся ОВЗ, в условиях инклюзивного образовательного пространства.
Специальные образовательные условия, позволяющие осваивать детям адаптированные образовательные программы совместно со сверстниками в рамках инклюзии на уровне начального общего образования, созданы для 4 222 обучающихся.
Для 1570 обучающихся с ОВЗ разработаны и реализуются индивидуальные образовательные маршруты в различных форматах их включённости в образовательный процесс.
Количество образовательных организаций, в которых созданы условия для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов (беспрепятственный доступ), распределяются следующим образом:
ДОО – 92 (42 %);
ОО – 111 (53,1 %);
УДО – 15 (37 %).
Увеличение количества детей с ООП требует от системы образования необходимости разработки новых подходов и решений, основанных на принципе дифференциации и индивидуализации обучения с целью максимального выявления и развития способностей каждого ребенка.
Педагогам важно учитывать интересы, мотивы и ценности установок для выбора индивидуального пути развития каждого ребенка, в том числе с ООП. Для этого должны быть выработаны общие подходы к формированию инклюзивного образования для обеспечения доступности образования детьми с ООП.
В условиях муниципальной системы образования важно выстроить общую модель управления инклюзивной образовательной средой, разработать механизмы взаимодействия различных организационных структур, формирование нормативно-правового обеспечения и формирования ресурсной базы, включая кадровый потенциал, методическое и информационное сопровождение инклюзивной образовательной среды.
Вся муниципальная система доступности инклюзивного образования детей с ООП обязательно должна строиться на непрерывном мониторинге состояния элементов системы, включая учет всех детей с ООП, и последующем контроле эффективности принимаемых управленческих решений.
Для эффективного внедрения инклюзивного образования в условиях муниципальной системы образования необходимо решение проблем доступности обучения детей с ООП. Это важно не только для образования, но и обществу в целом. Способствовать этому должно правильно сформированное единое информационное пространство.
Развитие и функционирование эффективной модели инклюзивного образования в мегаполисе, большом муниципалитете обеспечивается системным подходом к формированию эффективного методического сопровождения, включая актуализацию программ повышения квалификации на основе выявленных по итогам мониторингов дефицитов инклюзивной компетентности педагогических кадров.
Научно-методическое сопровождение педагогов в муниципальной системе представляет комплекс взаимосвязанных действий, направленных на поддержку учителя в решении проблемных ситуаций.
Адресная методическая помощь реализуется в разных форматах: онлайн и офлайн консультирование по вопросам организации инклюзивной образовательной среды в условиях ОО, проектирование индивидуальных образовательных маршрутов детей, разработка адаптированных образовательных программ, организация деятельности службы психолого-педагогического сопровождения.
Новый формат деятельности – оказание адресной методической и практической помощи коллективу ОО. По запросу ОО с целью формирования специфических навыков использования адекватных приёмов взаимодействия и эффективных образовательных технологий обучения специалистами института осуществляется проведение методических мероприятий. Пять ОО стали пилотными по внедрению данной модели оказания адресной помощи.
С 2023 года практикуется проведение практико-ориентированных методических интенсивов в ОО, нуждающихся в адресной методической помощи. На этом этапе были определены 33 ОО, из которых 868 педагогических работников прошли обучение через участие в интенсивах по теме «Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ОВЗ».
Эффективной формой методического сопровождения педагогов города Новосибирска является методический ПРОактив, который проводится, как правило, два раза в год и имеет различную тематическую направленность. В марте 2024 года состоялся методический ПРОактив с международным участием по теме «Работа с обучающимися с ОВЗ: современные подходы, формы и технологии», где был представлен опыт работы школы Казахстана. В работе приняли участие научные сотрудники Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилёва (г. Астана) и Института профессионального развития (г. Павлодар). 404 педагога из 99 ОО города Новосибирска получили необходимую информацию и методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного пространства, реализации индивидуальных образовательных маршрутов, форматах организации психолого-педагогического сопровождения, особенностях планирования учебных и коррекционно-развивающих занятий.
«Педагогический субботник» – новый формат методической помощи, запущенный в институте с сентября 2024 года. 38 педагогов из 22 ОО приняли участие в практико-ориентированном обучающем семинаре «Приёмы адаптации учебного материала при включении обучающихся с ОВЗ в деятельность на уроке в инклюзивном классе».
Еще один новый формат, имеющий ознакомительно-информационную направленность, – еженедельный городской методический час. В текущем году было проведено два вебинара: «Реализация адаптированных образовательных программ: актуальные вопросы», «Изменения в образовательных программах с 1 сентября 2024 года». На вебинарах обсуждались изменения нормативно-правовой базы, рассматривались вопросы организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях реализации адаптированных общеобразовательных программ и особенностях их проектирования в соответствии с требованиями ФАОП.
Одним из основных направлений деятельности института является организация повышения квалификации педагогических кадров, в том числе в области инклюзивного образования. Содержание программ выстраивается на основе аналитико-мониторинговых мероприятий, выявляющих потребности педагогических работников.
В институте реализуется три дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (далее – ДПП ПК) по вопросам организации обучения обучающихся с ОВЗ для трех категорий педагогических работников: педагогов, руководителей ОО, воспитателей ДОО (таблица 1).
Таблица 1.
Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации
п/п |
Название ДПП ПК |
Кол-во часов |
Целевая аудитория |
1 |
«Организация работы с обучающимися с ОВЗ в условиях реализации адаптированных общеобразовательных программ» |
44 ч. |
педагоги ОО |
2 |
«Организация образовательной деятельности по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ: управленческий аспект» |
40 ч. |
директора, заместители директоров по УВР ОО, реализующие АОП |
3 |
«Организация работы воспитателя ДОО в условиях инклюзивного образования» |
40 ч. |
воспитатели ДОО |
ДПП ПК «Организация образовательной деятельности по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ: управленческий аспект» и «Организация работы воспитателя ДОО в условиях инклюзивного образования» прошли профессионально-общественную экспертизу и включены в единый федеральный реестр дополнительных профессиональных программ.
Актуальность программ обусловлена потребностью слушателей в совершенствовании профессиональных компетенций в условиях изменения контингента обучающихся ОО, активным включением в образовательный процесс обучающихся с ОВЗ.
Курс программы «Организация работы с обучающимися с ОВЗ в условиях реализации адаптированных общеобразовательных программ» предназначен для педагогов, осуществляется на базе программного комплекса Moodle. Программа направлена на изучение электронных кейсов учебно-методических материалов, подготовку ответов на контрольные вопросы и выполнение практико-ориентированных заданий.
ДПП ПК «Организация образовательной деятельности по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ: управленческий аспект» предназначена для руководителей и заместителей руководителя ОО. Программа реализуется в очной форме обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Целевая аудитория ДПП ПК «Организация работы воспитателя ДОО в условиях инклюзивного образования» – воспитатели ДОО, реализующие инклюзивную практику.
Программа позволяет расширить компетенции педагогов в области создания развивающей предметно-пространственной среды с учетом особых образовательных потребностей детей дошкольного возраста, разработки адаптированных образовательных программ, психолого-педагогического сопровождения организации образовательного процесса в группе ДОО, организации диагностики, взаимодействия со специалистами и родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ.
За три последних года курсы повышения квалификации по данным программам прошли 369 человек (таблица 2).
Таблица 2.
п/п |
Название ДПП ПК |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Итого |
1 |
«Организация работы с обучающимися с ОВЗ в условиях реализации адаптированных общеобразовательных программ» |
40 |
95 |
91 |
226 |
2 |
«Организация образовательной деятельности по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ: управленческий аспект» |
25 |
20 |
21 |
66 |
3 |
«Организация работы воспитателя ДОО в условиях инклюзивного образования» |
- |
36 |
41 |
77 |
|
ИТОГО: |
65 |
151 |
153 |
369 |
Кроме отдельных курсов по работе с обучающимися с ОВЗ модуль «Организация образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ» является частью учебно-тематических планов и других ДПП ПК и профессиональной переподготовки:
– «Азбука руководителя: формирование управленческих компетенций»;
– «Основы менеджмента. Управление общеобразовательной организацией в современных условиях»;
– «Образовательный менеджмент: эффективный стартап».
Содержание модуля разработано с учетом современных требований к уровню квалификации и необходимости освоения инновационных методов решения профессиональных задач в области инклюзивного образования. Занятия направлены на формирование специальных профессиональных компетенций, получение теоретических и практических знаний в области организации инклюзивного образования, психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся с ОВЗ.
В настоящий момент в стадии доработки находится ДПП ПК для педагогов специальных (коррекционных) школ города Новосибирска по проектированию специальных образовательных условий через учёт специфических образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
В течение последних лет в Новосибирске, как и в большинстве городов-миллионников, отмечается увеличение потока беженцев, вынужденных переселенцев, и мигрантов, дети которых обучаются в российских школах. Возрастает численность детей мигрантов, не владеющих или слабо владеющих русским языком как основным языком реализации основных общеобразовательных программ.
Оказавшись на территории с иным укладом жизни, языковыми, социальными, культурными традициями и установками, дети мигрантов испытывают значительные трудности в адаптации к чуждой для них среде. А площадками первичной социализации и адаптации для них являются общеобразовательные организации, которые испытывают на себе дополнительную нагрузку в связи с появлением контингента детей – носителей иных национальных и культурных традиций, языка, менталитета. Педагогам приходится осваивать новые компетенции, необходимые для работы с иноэтничными и иноязычными школьниками.
В 2023-2024 учебном году в ОО города Новосибирска обучалось более 4500 детей-мигрантов в 160 ОО (77 %). Наибольшее количество из них в возрасте от 7 до 16 лет. Около 50 % – подростки. По уровням образования:
на уровне НОО – 2630 человек;
на уровне ООО – 1875 человек;
на уровне СОО – 101 человек.
Анализ контингента обучающихся показал, что в Дзержинском районе города Новосибирска наиболее высокий процент детей-мигрантов:
Дзержинский район – 4,7%;
Кировский район – 3,3%;
Октябрьский район – 2,8%;
Ленинский район – 2,6%.
Потеря значимой социальной среды, снижение поддержки со стороны семьи, школьная дезадаптация и другие сложности эмиграции способствуют возникновению деструктивных тенденций в поведении подростков. Количественный состав детей данной категории в ОО неоднороден и зависит от локализации проживания национальных диаспор. В некоторых ОО доля таких обучающихся составляет 50–75%.
В последние три года нами установлено, что, когда количество детей мигрантов в классе становится существенным, из-за разных культурных традиций, языка и религии между российскими детьми и детьми мигрантов возникает напряженность. Кроме этого, такие обучающиеся часто впервые попадают в ОО уже достаточно взрослыми (5-й, а то и 7-й класс), при этом плохо владея русским языком или не зная его вообще. Из-за языкового барьера большинство не могут осваивать образовательную программу, по сути, их нужно отправлять в 1-й класс. Проблемы начинаются и у детей мигрантов, и у местных детей. Учителями ОО отмечается, что даже если в классе есть 1-2 приезжих ребенка, плохо владеющих русским языком, то процесс обучения сильно замедляется, так как учитель должен тратить много времени, чтобы объяснять им простые вещи. Самим же обучающимся с нарушением языковой адаптации очень сложно учиться, так как они элементарно не понимают язык.
Дополнительной проблемой является незнание детьми мигрантов российских национальных обычаев и традиций, культурных норм, а также незнание традиций других культур самими учителями. Таким образом нарушается межкультурное общение на уровне субъектов педагогического процесса.
В ОО, осуществляющих языковую и социокультурную адаптацию детей мигрантов, должна формироваться инклюзивная образовательная среда, обеспечивающая включение детей мигрантов в российское образовательное пространство с сохранением культуры и идентичности, связанных со страной исхода.
Для решения выше названных проблем институтом разработан и реализуется (с ноября 2023 года) муниципальный проект «Формирование и апробация комплексной педагогической модели социокультурной интеграции обучающихся общеобразовательных организаций, не владеющих русским языком, в образовательную среду школы». Проект реализуется в условиях федеральной инновационной площадки РАО совместно с партнерами: ГКУ НСО «Центр патриотического воспитания», НРОД «Защитник», МБУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр» (распоряжение РАО от 08.11.2024 № 3).
Целью проекта является формирование комплексной модели управленческих и психолого-педагогических условий адаптации и социализации детей мигрантов посредством интеграции потенциала образовательных организаций различного уровня и направленности в образовательном пространстве крупного муниципального образования Новосибирской области.
Задачи проекта:
1. Анализ и отбор наиболее перспективных методических подходов к проблеме адаптации и социализации детей мигрантов в ОО.
2. Анализ, отбор и методическое описание существующих эффективных педагогических практик реализации задач по адаптации и социализации детей мигрантов в ОО муниципального образования.
3. Формирование и апробация в ОО перспективных социально-педагогических моделей адаптации и социализации детей мигрантов, созданных на основе современных методических подходов и лучших педагогических практик.
4. Оценка эффективности социально-педагогических моделей адаптации и социализации детей мигрантов.
В проекте принимают участие 15 ОО – базовых площадок, в которых численность детей мигрантов значительная: от 20 % до 76 %. Сроки реализация проекта – 2023-2026 годы.
На первом этапе выполнено следующее:
Диагностика и самодиагностика ОО:
- уровня поликультурных компетенций педагогов;
- уровня языковой подготовки обучающихся с миграционной историей;
- уровня адаптации, социализации детей мигрантов, уровня конфликтности в детских коллективах ОО.
На поддержку реализации проекта был направлен цикл городских методических событий:
– городской семинар «Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды в условиях современной школы»;
– городской семинар-практикум для учителей начальных классов и учителей русского языка базовых площадок проекта по теме «Теория и методика преподавания русского языка как иностранного/неродного» с участием ведущих специалистов кафедры преподавания русского языка как иностранного ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет»;
– городской обучающий семинар для педагогов ОО – базовых площадок проекта РАО «Экстремизм: сущность и противодействие»;
– научно-практическая конференция «Социокультурная интеграция детей мигрантов в образовательную среду: актуальные практики города Новосибирска»;
– методический ПРОактив «Развитие механизмов социальной культурной и языковой адаптации детей-мигрантов».
Целенаправленная работа института по данному направлению ведется в рамках организации методических интенсивов. В 2024 году проведено 20 мероприятий, в которых приняли участие более 400 педагогов.
На методических интенсивах рассматривались следующие вопросы:
– «Психолого-педагогическое сопровождение детей мигрантов в условиях ОО»;
– «Методы и приёмы включения детей с миграционной историей в урочную деятельность»;
– «Использование ресурсов внеурочной деятельности и дополнительного образования для адаптации и социализации детей мигрантов»;
– «Организация профилактической работы в ОО по предупреждению проявлений рисков социальной дезадаптации детей мигрантов».
В 2025 году запланировано проведение 60 методических интенсивов.
Также в течение текущего года было обеспечено повышение квалификации специалистов института и представителей ОО – городских базовых площадок проекта:
– курсы ПК на базе ФГАОУ ВО «Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина (МГЮА)»: «Медиабезопасность детско-молодежной аудитории в интернет-среде (деструктивные субкультуры, угрозы российской исторической памяти): правовое обеспечение, методика выявления угроз, профилактика» (18 педагогов);
– курсы ПК «кафедре психологии ГАУ ДПО НСО (20 педагогов);
– курсы ПК «Организация внеурочной деятельности по русскому языку с детьми, не владеющими или слабо владеющими русским языком» на базе ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет» совместно с ФГБОУ ВО «Институт русского языка им. А. С. Пушкина».
Методистами института разработаны методические материалы по 6 направлениям проекта: «Россия – страна возможностей», «Школьное пространство», «Театр», «Спорт», «Эмоциональный интеллект», «Приятель», а также адресные рекомендации по реализации проекта для каждой ОО по итогам диагностических процедур.
В работе по изучению русского языка детьми мигрантов используется «Азбука Новосибирска».
В информационно-коммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте института оформлена вкладка проекта: размещен банк методических материалов по вопросам обеспечения социокультурной и языковой интеграции детей мигрантов, ссылки на электронные ресурсы в сети «Интернет», литературные источники, видеоматериалы, обучающие материалы.
В ДОО работа с детьми мигрантов осуществляется в рамках реализации муниципального проекта «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования». В ДОО сформированы и реализуются эффективные практики (модели) по созданию условий социальной адаптации детей мигрантов, вынужденных переселенцев, создается пространство культурной идентичности у всех участников образовательного процесса. В рамках их взаимодействия обеспечивается трансляция успешных образовательных практик, осуществляется обмен опытом, организована работа творческих групп педагогов.
Еще один ресурс – муниципальные методические объединения (далее – ММО). В структуре города работают методические объединения педагогических работников, обеспечивающих сопровождение детей с ООП в ДОО и ОО.
Особую важность играют следующие ММО: воспитателей групп детей раннего возраста, педагогов-психологов ДОО, учителей-логопедов ДОО, учителей-логопедов ОО, педагогов-психологов ОО, учителей-дефектологов. Данные методические сообщества объединяют около полутора тысяч педагогов, работу которых курируют специалисты МБУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр» при общей координации Института.
При этом в деятельности ММО учителей-предметников, специалистов в области воспитания и образования, заместителей руководителей ОО вопросы обучения детей с ООП занимают важное место. Так, в 2023-2024 учебном году 179 методических мероприятий в рамках ММО (семинары, матер-классы, педагогические мастерские, тренинги, круглые столы, педагогические конференции и др.) были посвящены работе с обучающимися с ОВЗ, детьми-мигрантами, обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, с девиантным поведением.
Опыт работы ММО города Новосибирска обозначил потребность создания ММО учителей, работающих в специальных (коррекционных) школах, а также педагогов инклюзивного образования. В настоящее время институтом проводится организационная работа, плановая системная работа в указанном направлении начнется с 1 сентября 2025 года.
Опыт работы с обучающимися с ОВЗ признан эффективным на региональном уровне. Это еще один методический ресурс. 8 ОО – региональных стажировочных площадок и 9 ОО – региональных ресурсных организаций до 2025 года отрабатывают лучшие практики реализации инклюзивного образования.
Региональные стажировочные площадки: МАОУ «Лицей ИНТЕГРАЛ», МАОУ ОЦ «Развитие», МКОУ «С(К)НШ № 60 «Сибирский лучик», МБОУ «СОШ № 141 с углубленным изучением математики», МБОУ «СОШ № 178», МБОУ «СОШ № 128», МБОУ «СОШ № 147», МБОУ «Гимназия № 5».
Региональные ресурсные организации: МАОУ «СОШ № 213 «Открытие», МБОУ «СОШ «Перспектива», МАОУ «СОШ № 77», МБОУ «СОШ № 67», МБОУ «СОШ № 128», МБОУ «СОШ № 143», МБОУ «СОШ № 169», МБОУ «СОШ № 177», МБОУ «СОШ № 179».
Вместе с тем, в работе муниципальных ОО, имеющих обучающихся с ОВЗ, выявлено достаточное количество проблемных зон. Это подтверждается результатами контрольно-надзорных мероприятий Минобразования Новосибирской области и мониторинговыми исследованиями муниципального уровня:
– не во всех ОО адаптированные общеобразовательные программы соответствуют нормативным требованиям к их структуре и содержанию;
– в части ОО требуют совершенствования условия организации образовательной деятельности, а именно, инклюзивная образовательная среда, обеспечивающая развитие ребенка;
– не во всех ОО в полной мере обеспечена доступность образовательной инфраструктуры для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
– не все педагоги умеют и готовы работать с «особыми детьми».
В 2023 году специалистами института проведены диагностические исследования 254 педагогов (учителя русского языка, математики, обществознания и географии) из 22 ОО, отнесенных к категории школ с низкими образовательными результатами (далее – ШНОР). Анализ методических компетенций учителей выявил низкий уровень профессиональных компетенций по работе с обучающимися с ОВЗ у 119 педагогов (46,8 %). Кроме этого фиксируется, что не все педагоги умеют выстраивать с обучающимися с ОВЗ эффективное взаимодействие в ходе образовательной деятельности, адаптировать для них учебный материал и задания для контроля.
В связи с этим необходима дальнейшая активизации работы по методическому сопровождению педагогов и ОО в вопросах работы с детьми с ООП.
Для дальнейшей работы ставятся следующие задачи:
– разработка новых ДПП, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций педагогов и руководителей с данными категориями обучающихся;
– организация адресной поддержки в форматах методических интенсивов для ОО с высокой долей обучающихся с ОВЗ, детей мигрантов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
– организация работы ММО педагогов специальных (коррекционных) школ и педагогов инклюзивного образования;
– более активное использование ресурсов ОО, являющихся региональными ресурсными организациями и стажировочными площадками, реализующими практику инклюзивного образования, для организации сетевого взаимодействия ОО города Новосибирска.
Литература
1. Концепция развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года; утверждена министром просвещения Российской Федерации от 18 июня 2024 года № СК-13/07вн. – Электронный реcурс. – URL: https://sh49-omsk-r52.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/7/SPPP/Kontseptsia_razvitia_sistemy_psikhologo_pedagogicheskoy_pomoschi_v_sfere.pdf (дата обращения: 23.12.2024).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт. – Электронный реcурс. – URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 23.12.2024).
Количество просмотров: 211 |
Добавить комментарий