Эффективные методы и технологии в организации работы с педагогами как одно из условий повышения качества дошкольного образования

 

Москвина Людмила Анатольевна,

заведующий МАДОУ детский сад № 72, Новосибирск, Российская Федерация

Lyudmila A. Moskvina,

head of MADOU d/s No. 72, Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Лялина Марина Николаевна,

старший воспитатель МАДОУ детский сад № 72, Новосибирск, Российская Федерация

Marina N. Lyalina,

 senior tutor of MADOU d/s No. 72, Novosibirsk, Russian Federation

 

Эффективные методы и технологии в организации работы с педагогами как одно из условий повышения качества дошкольного образования

Effective methods and technologies in organizing work with teachers as one of the conditions for improving the quality of preschool education

В статье рассматривается эффективность работы дошкольной образовательной организации по повышению качества дошкольного образования, которое в настоящее время напрямую зависит от компетентных, всесторонне подготовленных педагогов, владеющих педагогическим мастерством и необходимыми компетенциями. Особое внимание уделяется реализации современных методов и технологий для организации деятельности добровольных педагогических групп, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике, с целью поиска оптимальных путей решения поставленных задач и возникающих проблем. Статья будет полезна руководителям дошкольных образовательных учреждений для повышения качества дошкольного образования и формирования кадровой политики.

Ключевые слова: качество дошкольного образования, профессиональные компетенции, творчество, мастерство педагогов, педагогические группы, современные технологии.

The article examines the effectiveness of the work of a preschool educational organization to improve the quality of preschool education, which currently directly depends on competent, comprehensively trained teachers who possess pedagogical skills and necessary competencies. Special attention is paid to the implementation of modern methods and technologies for organizing the activities of voluntary pedagogical groups interested in mutual creativity, study, development, generalization of materials on the stated topic in order to find optimal ways to solve the tasks and emerging problems. The article will be useful for heads of preschool educational institutions to improve the quality of preschool education and the formation of personnel policy.

Keywords: quality of preschool education, professional competencies, creativity, skills of teachers, pedagogical groups, modern technologies.

 

Стратегические ориентиры образовательной политики в сфере дошкольного образования ставят задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного, с одной стороны, с созданием условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности ребенка, с другой, – с повышением требований к профессиональному мастерству педагогических кадров.

С декабря 2022 года возникла необходимость организации работы с педагогами по переходу к осуществлению образовательной деятельности с применением федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) и ФГОС ДО. Следовательно, каждому дошкольному учреждению необходимо подготовить педагогов не только к профессиональному исполнению своих обновленных и новых функций, но и мотивировать к профессиональному росту, самообразованию и самосовершенствованию.

Опыт последнего десятилетия свидетельствует о том, что профессиональное становление и карьерное продвижение педагога в области образования осуществляются стихийно. Следовательно, проблема состоит в отсутствии системы по организации методической работы, обеспечивающей непрерывность и целевое единство развития педагогического мастерства и профессиональных компетенции педагогов, удовлетворение их актуальных потребностей.

Изучение профессиональной деятельности воспитателей МАДОУ д/с № 72 г. Новосибирска показало, что не все педагоги перешли на новые формы работы. Так, 35 % педагогов настороженно воспринимают любые инновации, не проявляют активности в обобщении своего педагогического опыта, без желания участвуют в методических конкурсах и мероприятиях. Поэтому перед руководителем и старшим воспитателем встает проблема создания единой системы организационных механизмов для повышения квалификации педагогических кадров, приобретения новых профессиональных компетенций педагогами, прохождения аттестации, предусматривающей оценку компетентности педагога на основе единых федеральных оценочных материалов.

Таким образом, в учреждении возникла необходимость создания условий для профессионального роста воспитателей, повышения их профессионального мастерства и квалификации. Методическая служба детского сада организовала работу по изучению ценного педагогического опыта и выбору новых направлений и технологий. Решение приняли в пользу наиболее эффективной технологии по сплочению всех участников образовательного процесса – «Тимбилдинг». В переводе с английского языка означает «построение команды» или командообразование. Целью использования данной технологии стало создание команды педагогов-единомышленников за счет построения и укрепления связей между участниками образовательного процесса. Тимбилдинг – это мероприятия, имитационные игры, совместные праздники.

Мы решили применить технологию в новом виде, адаптированном под наш педагогический коллектив. Идея заключается в создании добровольных педагогических групп, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей решения поставленных задач и возникающих проблем. Работа в данных группах помогает грамотно выстроить педагогическую деятельность, предопределяющую возможность в совершенствовании профессионального мастерства, удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагогов детского сада, работающего в режиме развития.

Организуя работу в группах, мы используем современные технологии: интерактивные, личностно-ориентированные, проектную и исследовательскую деятельность, информационно-коммуникационные, технологии проблемного обучения. Современные методы и нестандартные формы взаимодействия помогают педагогам самостоятельно овладевать теоретическими знаниями и навыками в организации педагогической деятельности, формировать практические умения в поиске нужной информации, убеждают педагогический коллектив повышать профессиональный рост и мастерство.

Каждый педагог уникален и талантлив по-своему, имеет свои увлечения, знания и навыки в педагогической деятельности. Поэтому процесс наставничества мы решили организовать в командном виде, когда опыт и стаж перекликаются с молодостью и активностью. Взаимодействие в группе при решении поставленных методических задач происходит в открытой доверительной обстановке, передача опыта через позицию «вместе», «рядом», а не в назидательном тоне «ты должен», «ты обязан». Среди молодых педагогов есть настоящие «таланты» с «горящим глазом» и желанием работать. Они не боятся экспериментировать и ошибаться, поэтому с легкостью могут согласиться на любые инновации, но для реализации чего-то нового им не хватает практического опыта, поэтому здесь приходит на помощь квалификация и профессионализм. Молодежь работает иначе, и это несомненный здоровый вызов всем «именитым» коллегам. А когда опыт и профессионализм соединяются с творчеством и инициативностью, появляется эффективность достижения поставленных задач, помогающих реализовать творческий потенциал и профессиональный рост всего педагогического коллектива, самовыражение каждого члена команды единомышленников.

Для решения вопроса по взаимодействию с семьями обучающихся и создания единого образовательного пространства «Семья – Детский сад», для равноправного и заинтересованного партнерства, установления доверительных отношений между педагогами и родителями было принято решение включить активных и ответственных родителей в данные педагогические группы и организовать совместную творческую работу. Для решения задачи по установлению сотрудничества и партнерских отношений с родителями члены группы организуют работу консультативно-информационного родительского клуба «В теплом кругу».

Все мероприятия для детей и родителей продумываются до самых «мелочей», чтобы они были познавательны и интересны, обеспечивали целостное развитие личности каждого ребенка и повышали компетентность родителей в области воспитания. Составление плана работы в группах проходит при активном обсуждении с родителями, что обеспечивает открытость, тесное сотрудничество и повышение качества дошкольного образования.

После нескольких лет работы в данном направлении утвердились следующие группы: «Методическая», «Информационная», «Конкурсная» и «Творческая».

В мае, перед итоговым педсоветом, педагоги определяются, в какой группе они будут работать в следующем учебном году. Все списки утверждаются приказом заведующего. В каждой группе выбирается ответственный педагог, который четко и грамотно организует работу своей группы. Члены инновационных педагогических групп разрабатывают свои планы на основании Календарного плана воспитания, Годового плана и Программы по повышению профессионального мастерства «Школа профессионального мастерства». Каждый ответственный четко знает поставленные перед ним задачи и старается творчески подойти к их выполнению, использовать самые новые формы, применить их так, чтобы это было эффективно и качественно, ярко и незабываемо. Благодаря данной технологии педагогический коллектив повышает уровень дошкольного образования.

1. В «Методическую группу» входят более опытные педагоги с первой и высшей категорией, желающие получить возможность реализовать свои теоретические и практические знания, проявить себя в совместной деятельности. Задачами группы является разработка программ, новых направлений в работе детского сада, внедрение новых форм и инновационных технологий, актуальных проектов, методических и дидактических материалов в образовательную деятельность. Члены методической группы помогают в обработке и редактировании методических пособий; сборе информации по итогам проведенных мероприятий; участвуют в составлении аналитических справок и отчетов по результатам деятельности. Членами группы разработана новая модель методической службы дошкольной организации, составлены карты образовательных запросов педагогов, составлены индивидуальные планы профессионального развития сотрудников.

Особенностью работы данной группы является то, что педагоги не просто слушают подготовленный для них теоретический и практический материал, а самостоятельно «совершают открытия», без наставления участвуют в изучении достижений науки, передового педагогического опыта, а затем разрабатывают проекты и программы, реализуют современные педагогические технологии в организации работы с детьми.

2. «Информационная группа» организована для развития информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании и обеспечения качественно нового диалога со всеми участниками образовательного процесса.

В данную группу входят педагоги, хорошо владеющие информационно-коммуникационными технологиями. Участники группы помогают своим коллегам в организации и проведении вебинаров и онлайн-консультаций, конференций и педагогических квестов как для родителей, так и для других педагогов. Проводят мастер-классы по созданию своего сайта, блога, домашней страницы воспитателя. Помогают педагогам в создании мультимедийных презентаций и видеофильмов, авторских обучающих игр для детей, знакомят с детскими программами и проектами. Данной группой разработаны методические рекомендации по использованию информационных технологий и интерактивного оборудования в образовательном процессе. Накоплен банк электронных образовательных ресурсов: презентации по организации развивающей предметно-пространственной среды, использование инновационных форм взаимодействия взрослых с детьми, проектов по различным темам и направлениям. Группа помогает сотрудникам в проведении аттестации педагогов через информационную систему «Аттестация педагогических работников НСО».

Участники «Информационной группы» решают вопросы по ознакомлению родителей с жизнью детского сада, дают возможность довести до родителей любую информацию и в доступной форме напомнить о родительских обязанностях и ответственности, ознакомить с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях детского сада.

«Информационная группа» занимается выпуском газеты МАДОУ д/с № 72 «Мир детства» для родителей и воспитателей, которая издаётся как в бумажном варианте, так и в электронном виде размещается на сайте детского сада. Семьи воспитанников имеют возможность следить за жизнью в детском саду, узнавать свежие новости, получать полезные советы и консультации по обучению и воспитанию детей, обсудить прошедшие события и поиграть в игры на «Занимательной странице». Выпуск газеты – достаточно трудоемкая работа, требующая большого количества времени и определенной подготовки. Члены информационной группы готовят, редактируют и публикуют в газете предоставленный материал, оказывают большую помощь воспитателям в подготовке статей и подборке новостей и рекомендаций.

Данная форма работы позволяет сотрудникам не только повышать свой профессиональный уровень, но и ощущать значимость своего вклада в решение общих целей и задач, помогает систематизировать и излагать материал в краткой и доступной форме, делиться опытом работы, саморазвиваться и самореализовываться,а также публиковать свой материал в педагогических журналах и на Интернет-сайтах.

Кроме создания газеты, педагоги «Информационной группы» отвечают за сайт ДОУ, который является источником педагогического просвещения родителей, где они могут находить интересующие их материалы, разработанные специалистами по проблемам образования и воспитания.

Новой и интересной формой в работе с родителями стали разработанные членами «Информационной группы» электронные образовательные маршруты (закрепление материала, пройденного в детском саду, дома с родителями), которые составлены в соответствии с календарно-тематическим планом.

Создание группы «ВК» позволило существенно расширить границы общения, модернизировать сотрудничество формата родитель – педагог. Познакомить родителей с деятельностью ДОУ, с образовательным процессом. Поскольку просмотр новостей ленты осуществляется многими родителями регулярно, они всегда в курсе событий.

3. В «Конкурсную группу» входят педагоги, имеющие способности в творческой деятельности, желающие реализовать здесь свой потенциал и мастерство. Участники группы создают условия для развития личности каждого педагога с учетом их внутренних ресурсов и возможностей, помогают в проведении и организации мероприятий в детском саду, разрабатывают положения, знакомят коллектив с новыми интересными конкурсами, которые организуются как на городском, так и на всероссийском уровне. Помогают в подготовке материалов на конкурс, заполнении заявок.

В конкурсной группе каждый взрослый (педагог или родитель) четко отвечает за свою область. Участники группы организуют конкурсы, которые проходят в детском саду, собирают заявки, контролируют весь процесс мероприятия. Участвуют в жюри и готовят награждения для победителей и участников конкурсов. При подготовке к участию детского сада в конкурсе педагоги используют «мозговой штурм», активно делятся друг с другом своими мыслями и наработками, обсуждают новые задумки и творческие идеи. Все это помогает педагогам лучше узнать своих коллег, проявить дружеские качества и раскрыть талант. Такое взаимодействие влияет на развитие командного духа внутри коллектива, улучшает взаимопонимание и повышает активность и работоспособность всего коллектива.

По программе дополнительного образования «Удивительный мир инженерии», которая направлена на формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий, был организован конкурс технического творчества среди пап и детей «Мы с папой инженеры», где дети совместно с родителями собирали по схемам модели, используя электронный конструктор «Знаток». Основными задачами данного конкурса было вовлечение семей в техническое творчество и создание условий для удовлетворения индивидуальных потребностей детей в самореализации.

Членам группы был организован конкурс по благоустройству территории МАДОУ и игровых прогулочных площадок. Педагоги совместно с родителями создали игровые центры: метеостанцию, музыкальную гостиную, познавательную тропу, экспериментально-исследовательский центр «Познавай-ка!», музыкальную гостиную и многое другое.

Использование эффективных педагогических технологий помогает в проведении семейных конкурсов, приводит к налаживанию эмоционального контакта родителей с ребенком, улучшению детско-родительских отношений. Родители гордятся тем, что смогли своими руками подарить радость себе, своему ребенку и, конечно, окружающим, ведь их работы украшают фойе детского сада. Но необходимо помнить, что работа по сотрудничеству с семьей может быть эффективна только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Установление неформальных, доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.

Положительной особенностью работы данной группы, является то, что новые идеи и задумки исходят не от администрации детского сада, а от педагогов. Огромный потенциал и творческая активность передается от одних к другим, позволяя окружающим узнать их увлечения, интересы, педагогические взгляды.

4. В «Творческую группу» входят как педагоги с опытом работы, так и молодые активные воспитатели, имеющие способности в различных областях творческой деятельности, желающие получить возможность реализовать свои теоретические и практические знания, проявить себя в совместной работе. Данная группа активно использует новые формы и педагогические технологии для раскрытия индивидуальности и уникальности каждого человека, развития креативности и фантазии. Проводятся различные мероприятия, игры и упражнения на сплоченность команды и доверительные отношения между коллегами, на психоэмоциональную разгрузку всех участников образовательного процесса.

«Творческая группа», ориентируясь на свой план, организует работу по нескольким направлениям, которые позволяют учитывать актуальные потребности детей, родителей (законных представителей) и педагогов.

Работа «Творческой группы» совместно с родителями оказалась делом привлекательным, востребованным и полезным, но, как выяснилось, самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть «изнутри» проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Интересными находками для взаимодействия с родителями стал «День Дублера», где им предоставляется уникальная возможность побывать на месте воспитателей и посмотреть на жизнь детского сада «изнутри». Данная форма взаимодействия дает родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим включиться в общение и деятельность детей и педагогов. Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания.

Члены творческой группы приглашают активных и талантливых родителей к сотрудничеству через организацию и проведение ими мастер-классов. От таких мероприятий все участники образовательного процесса получают массу положительных эмоций и хорошее настроение.

С целью раскрытия творческого потенциала детей и родителей организуем показ различных театральных постановок. Педагоги совместно с родителями своими руками готовят атрибуты и костюмы к каждой постановке.

Чтобы предметно-пространственная среда выступала как развивающая, подвижная и легко меняющаяся, в группах педагоги совместно с родителями изготавливают многофункциональные игровые маркеры для использования в игровой, театрализованной и познавательно-образовательной деятельности детей.

Созданы мобильные переносные ширмы для игр в центрах развития, которые очень нравятся детям: они создают внутри уголок уединения, где могут отдохнуть, почитать книги, пообщаться, просто поиграть. Родители, в свою очередь, при создании ширм, объединяли свои усилия в работе: одни занимались пошивом, другие поиском дидактических картинок, изготовлением предметов-заменителей.

Детский сад принимает активное участие в акциях. Данная форма работы развивает у дошкольников положительную эмоциональную сферу, создает единый творческий союз дети – родители – педагоги. С целью сохранения памяти о героическом прошлом нашего Отечества ежегодно проходят выставки, посвященные Великой Отечественной войне. «Творческая группа» проявила креативность и талант в оформлении книги «Память поколений».

Для более тесного знакомства родителей с сотрудниками детского сада и поднятия имиджа педагогов оформлена выставка, где представлена подборная информация о педагогах, по ее окончании составлен альбом.

Для формирования положительного эмоционального фона во время организации выставок и проведения праздников в холле детского сада в нарядных костюмах с песнями, закличками, музыкальным сопровождением и вручением сувениров педагоги организуют прием родителей и детей. После таких теплых и неожиданных встреч родители остаются в восторге и делятся только положительными впечатлениями и отзывами, получив позитивный настрой на весь день.

Для педагогов организуются различные творческие мероприятия, посвященные праздникам, важным датам и событиям, экскурсии в театры, на выставки, в музеи, коллективное посещение образовательных конференций и форумов.

Для укрепления психологического и физического здоровья персонала в нерабочее время организуются совместные выезды на природу, которые не проходят без музыкальных конкурсов, спортивных состязаний, совместных игр.

Таким образом, работа в добровольческих педагогических группах помогает каждому педагогу получить уверенность в собственной значимости для коллектива. В свободной, неформальной обстановке легче решить возникающие проблемы и непредсказуемые ситуации, найти и раскрыть в молодых педагогах таланты и творчество. Педагогические группы профессионалов смогут решать поставленные перед ними цели и задачи намного лучше, чем несколько отдельно взятых гениев.

Успешность внедрения данной технологии всецело зависит от того, насколько управленческая, психолого-педагогическая и образовательная деятельность продумана, целенаправленна, научно обоснована и обеспечена необходимыми ресурсами.

Литература

  1. Дошкольное образование: педагогический поиск: международный сборник научно-методических статей / Международный институт мониторинга инноваций и трансфера технологий в образовании; под общей редакцией Б. П. Черника. — Новосибирск: Сибпринт, — 2021 — Вып. 3. — 2021. — 364 с.; ISBN 978-5-94301-855-8.
  2. Кузнецова С. В., Пронина М. Ю., Ромахова М. В. Инновационный поиск. Обновление системы методической работы в ДОО. — М: ТЦ Сфера, 2021. — 128с.
  3. Лимонцева Г. В. Мастерство коммуникации: программа по развитию коммуникативной компетентности педагогов как составляющей профессиональной компетенции. Серия: Методическая работа в ДОУ. — Издательство: Учитель, 2022. — 175 с.
  4. Методическая работа в ДОУ: учебник /И. А. Виноградова, И. В. Микляева. — Москва: ИНФРА. — М, 2023. — 219с.
  5. Шмонина Л. В., Зайцева О. И. Инновационные технологии в методической работе ДОУ. Планирование, формы работы. ФГОС ДО. — Издательство: Учитель, 2020. — 215 с.
Количество просмотров: 329  

Добавить комментарий

Target Image
1. Опыт работы МБОУ «Лицей № 136» города Новосибирска по реализации регионального проекта «Специализированные классы» №31/2024 Новосибирск
2. Опыт работы МБОУ «Лицей № 113» города Новосибирска по реализации предпрофильного и профильного обучения в рамках реализации регионального проекта «Специализированный класс» как формирование осознанной мотивации к выбору профессиональной деятельности №31/2024 Новосибирск
3. Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации: опыт работы стажировочной площадки «Среда – третий педагог» №31/2024 Новосибирск
4. Система сопровождения образовательных организаций города Новосибирска в вопросах повышения качества образования с учетом факторов риска и выявленных дефицитов №31/2024 Новосибирск
5. Взаимодействие педагогических работников общеобразовательного и дошкольного учреждения в рамках преемственности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ №30/2024 Новосибирск
6. Модель «Школа – навигатор будущего» – среда возможностей и личностного развития учащихся в координатах XXI века №30/2024 Новосибирск
7. Полиэтническая школа – пространство для диалога №29/2024 Новосибирск
8. Эффективные методы и технологии в организации работы с педагогами как одно из условий повышения качества дошкольного образования №29/2024 Новосибирск
9. Молодежь и ее отношение к традиционной народной культуре №29/2024 Новосибирск
10. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ОТКРЫТЫЙ ВЗГЛЯД НА УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА №28/2023 Новосибирск
11. ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ №28/2023 Новосибирск
12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ИНКЛЮЗИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ №28/2023 Новосибирск
13. О СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕЧНЯ ШКОЛ С РИСКАМИ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ №28/2023 Новосибирск
14. СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА В ВОПРОСАХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (опыт реализации кураторской методики в муниципалитете в работе со ШНОР) №28/2023 Новосибирск