О СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕЧНЯ ШКОЛ С РИСКАМИ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ

 

Волкова Елена Александровна,

старший методист МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация

Elena A. Volkova,

senior methodologist of MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation

 

О СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕЧНЯ ШКОЛ С РИСКАМИ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ

ON THE SYSTEM FOR CREATING A LIST OF SCHOOLS WITH RISKS OF EDUCATIONAL FAILURE

Аннотация: В статье представлены ключевые аспекты методики выявления школ с низкими результатами на основе комплексного анализа данных, а также ключевые факторы снижения образовательных результатов, в обобщенном виде представлен опыт участия школ города Новосибирска в федеральном проекте «500+».

Ключевые слова: рисковый профиль, резильентные практики, управленческие механизмы, учебная неуспешность, факторы риска.

Abstract: The article presents key aspects of the methodology for identifying schools with low results based on comprehensive data analysis, as well as key factors in reducing educational results, and summarizes the experience of participation of Novosibirsk schools in the federal project «500+».

Key words: risk profile, resilient practices, management mechanisms, educational failure, risk factors.

 

Среди приоритетных задач государственной политики в области образования, определенной в Указе президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации» заявлено вхождение России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования. Основополагающим принципом государственной политики в сфере образования стало обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Данные национальных и международных исследований качества образования, проведённые Рособрнадзором и Минпросвещения России в период с 2013 по 2020 годы, привели к выводу: «По результатам проводимых в последние несколько лет исследований выявлен целый ряд проблем российского образования. Однако в системе образования отсутствуют явно выраженные процессы, направленные на решение выявленных проблем. Результаты исследований и оценок используются недостаточно эффективно. Между тем, важной характеристикой системы оценки качества образования является ее эффективность с точки зрения управленческих механизмов» [1, 6].

На всех уровнях управления образованием требовалось вводить механизмы, позволяющие направлять усилия и ресурсы на решение проблем, выявленных в процессе проведения исследований и оценок, а также осуществлять мониторинг эффективности принятых решений.

В 2019, 2020 годах на федеральном и региональном уровнях на основе разработанных методик сложилась система, позволяющая осуществлять комплексную оценку, включающую более чем 140 показателей как по реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов (и, позднее, федеральных образовательных программ), так и по качеству подготовки обучающихся, а также оценки уровня профессиональных компетенций учителей.

В 2020 году приказом Рособрнадзора от 19.08.2020 № 847 «Об утверждении методики выявления ОО, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся на основе комплексного анализа данных об образовательных организациях, в том числе данных о качестве образования» была утверждена методика выявления школ с низкими результатами на основе комплексного анализа данных.

Под «низкими результатами» оценочной процедуры стали пониматься следующие условия: не менее 30% от общего числа участников оценочной процедуры получили отметку «2» (ВПР) или не преодолели минимальный порог, предусмотренный спецификацией соответствующей оценочной процедуры (ОГЭ, ЕГЭ). При анализе данных ОГЭ и ЕГЭ стали учитываться результаты участников, полученные до пересдач. Результаты выпускников прошлых лет не учитывались.

Формирование начального списка школ с низкими результатами на федеральном уровне происходит на основании комплексного анализа результатов национальных оценочных процедур:

- всероссийских проверочных работ (далее – ВПР) по русскому языку и математике в 5, 6 классах;

- основного государственного экзамена (далее – ОГЭ) по русскому языку и математике;

- единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) по русскому языку и математике.

При выборе школ для включения в группу учитывается и дополнительная информация о школах, имеющаяся у органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее – ОИВ), поэтому окончательный выбор из сформированного на федеральном уровне ограниченного числа школ определяется по результатам комплексного анализа групп при участии регионального ОИВ, исходя из принятых в данном случае в Новосибирской области критериев и дополнительных данных об образовательной ситуации в регионе.

После анализа основных и дополнительных данных, включая территориальную прилежность школы (городская/сельская), транспортную доступность, формируется список общеобразовательных организаций, удовлетворяющий одному из следующих критериев:

1) ОО, в которых не менее чем по двум оценочным процедурам в предыдущие два учебных года были зафиксированы низкие результаты;

2) ОО, в которых хотя бы по одной оценочной процедуре в каждом из двух предыдущих учебных годов были зафиксированы низкие результаты.

Методика ФИОКО определила три категории школ, по которым и группируется список школ со схожими характеристиками на региональном уровне: сильно неуспевающие, умеренно неуспевающие и базово неуспевающие.

Федеральным институтом оценки качества образования (далее – ФИОКО) в ходе реализации федерального проекта адресной методической помощи школам с низкими образовательными результатами «500+» была апробирована «Методика адресной методической помощи школам с низкими образовательными результатами», определены 3 основных группы факторов риска снижения образовательных результатов обучающихся, дано их описание.

К первой группе отнесены риски в рамках направления «Низкая эффективность управления», выражающиеся в низкой мотивации руководства ОУ на улучшение образовательных результатов:

- отсутствие или недостаточная эффективность системы объективной оценки результатов обучения;

- недостаточно развитое профессиональное взаимодействие в педагогическом коллективе;

- высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности;

- высокая доля обучающихся с инклюзией;

- низкое качество адаптации мигрантов, преодоления языковых и культурных барьеров;

- низкое качество профориентационной работы.

Ко второй группе рисков в рамках направления «Обеспеченность условий/ресурсов», отнесены следующие факторы:

- кадровые условия (оценка профессиональных компетенций учителе, самооценка учителями своих компетенций, доля родителей, неудовлетворенных качеством обучения, оценка обучающимися качества преподавания, уровень дисциплины, уровень использования ЦОР учителями);

- низкий уровень оснащения (учебные кабинеты, помещения для внеурочной деятельности, обеспеченность интернет – соединения);

- дефицит кадров (учителей-предметников, психологов, логопедов, социальных педагогов, вспомогательного персонала).

К третьей группе отнесены проблемы обеспечения благоприятного «школьного уклада:

пониженный уровень школьного благополучия;

- низкая вовлеченность учителей в образовательный процесс;

- низкая учебная мотивация школьников;

- низкий уровень дисциплины в классе;

- проблемы с вовлеченностью родителей в учебный процесс.

На официальном сайте ФИОКО размещена Методика адресной помощи, включающая методические рекомендации, актуальную аналитику, релевантные публикации, изучение которых позволит общеобразовательной организации выявить риски и проблемы при самооценке и самообследовании.

Методика поддержки школ с низкими результатами содержит технологию работы в регионе, муниципалитете, включающую разделы:

  • диагностика факторов риска учебной неуспешности в отобранных школах;
  • привлечение кураторов для работы с отобранными школами;
  • обучение и постоянные консультационные линии для участников;
  •  открытый банк актуальных методических материалов;
  • банк позитивных (резильентных) практик.

Таким образом, на федеральном уровне была разработана методика по выявлению школ с низкими результатами и управленческие механизмы по преодолению рисков учебной неуспешности и внешнего методического сопровождения оказания необходимой помощи. С 2023 года работа по предложенной методике продолжена в субъектах исполнительной власти, в том числе в городе Новосибирске и Новосибирской области.

В Новосибирске в 2021 году в федеральный проект были включены 11, а в 2022 году 20 общеобразовательных школ, в которых обучалось разное количество детей – от 500 до 2000; имелись разные материально-технические и социально-культурные условия; разное количество явных рисков высокой степени значимости, выявленных при дополнительных исследованиях. В проект включены были также школы, соответствующие одному из установленных критериев, однако не имеющие явных рисков учебной неуспешности. Школа демонстрирует неуспеваемость по установленным критериям, но явных причин низких результатов не имеет, находясь в зоне внутреннего комфорта.

Школы города Новосибирска, включенные в федеральный проект «500+», на первом этапе негативно отнеслись к такой оценке своей деятельности. Управленческие команды отдельных образовательных организаций не убедили ни протоколы ВПР и ГИА, ни результаты анкетирования участников образовательных отношений школы: учителей, обучающихся и родителей (законных представителей), проведенные ФИОКО. Результаты внутренних мониторингов и социологических опросов свидетельствовали об умеренной или даже высокой степени удовлетворенности участников образовательных отношений, деятельностью общеобразовательной организацией. Следует отметить, что такие результаты чаще всего представлены в качественных характеристиках, основываются не на цифровых данных.

Какие-то из выявленных внешними органами факторов рисков не казались школам значимо тревожными, не находились в поле управленческих интересов администрации школ. Поэтому и работа школ в рамках проекта протекала по-разному: были наработаны и эффективные практики, были сделаны шаги по переоценке управленческих механизмов, но там, где не отнеслись к внешней оценке деятельности в школе серьёзно, сохранилась низкая эффективность управления.

Школы, способные преодолевать риски низких результатов, обладают развитой внутришкольной системой самооценки и диагностики, ориентированы на глубокий сравнительный анализ результатов внутренних и внешних оценочных процедур, на обеспечение объективности проводимых оценочных процедур текущего и тематического контроля. Разработанные на федеральном и региональном уровнях Методики ими восприняты как качественный инструмент диагностики, мониторинга и управления; изучен опыт резильентных школ. Такими школами были сделаны шаги в сторону объективной самодиагностика и анализа основных факторов рисков, влияющих на учебную успешность.

В 2023 году среди образовательных организаций, включённых в региональный проект выявления и оказания методической помощи школам с низкими результатами, до 100% выросла доля школ, испытывающих дефицит педагогических кадров.

Нет школы, которая бы не столкнулась с проблемой ученической неуспеваемости; нет и школы, в которой педагогическим работникам и администрации не требовалось бы обновлять свои знания, расширять список используемых методик и технологий. Остро в городе Новосибирске встала и проблема дефицита педагогических кадров.

Без решения одних проблем не получится эффективно решать другие.

Каждый сам решает, когда обращаться к врачу: при появлении первых явных признаков или когда болезнь перешла в стадию неизлечимости.

 

Литература

  1. Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся. — Электронный ресурс. — URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/500/Metodica_500.pdf (дата обращения 20.11.2023).
  2. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: приказ Рособрнадзора и Минпросвещения России от 06.05.2019 № 590/219 «Об утверждении методологии и оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся». — Электронный ресурс. — URL: https://docs.cntd.ru/document/554691568?ysclid=lpggu80zz0556490499 (дата обращения 15.11.2023).

 

 

Количество просмотров: 360  

Добавить комментарий

Target Image
1. Система сопровождения образовательных организаций города Новосибирска в вопросах повышения качества образования с учетом факторов риска и выявленных дефицитов №31/2024 Новосибирск
2. Взаимодействие педагогических работников общеобразовательного и дошкольного учреждения в рамках преемственности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ №30/2024 Новосибирск
3. Модель «Школа – навигатор будущего» – среда возможностей и личностного развития учащихся в координатах XXI века №30/2024 Новосибирск
4. Полиэтническая школа – пространство для диалога №29/2024 Новосибирск
5. Эффективные методы и технологии в организации работы с педагогами как одно из условий повышения качества дошкольного образования №29/2024 Новосибирск
6. Молодежь и ее отношение к традиционной народной культуре №29/2024 Новосибирск
7. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ОТКРЫТЫЙ ВЗГЛЯД НА УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА №28/2023 Новосибирск
8. ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ №28/2023 Новосибирск
9. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ИНКЛЮЗИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ №28/2023 Новосибирск
10. О СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕЧНЯ ШКОЛ С РИСКАМИ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ №28/2023 Новосибирск
11. СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА В ВОПРОСАХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (опыт реализации кураторской методики в муниципалитете в работе со ШНОР) №28/2023 Новосибирск