МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ОТКРЫТЫЙ ВЗГЛЯД НА УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

 

Степущенко Ольга Александровна,

начальник отдела аналитики и прогнозирования МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация

Olga А. Stepushchenko,

head of analytics and forecasting department, MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation

 

 

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ОТКРЫТЫЙ ВЗГЛЯД НА УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

MUNICIPAL EDUCATION QUALITY ASSESSMENT SYSTEM AN OPEN LOOK AT THE QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATION IN GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS OF THE CITY OF NOVOSIBIRSK

Аннотация: Статья посвящена вопросам управления качеством образования на основе оценки и анализа результатов деятельности общеобразовательных организаций города Новосибирска. Представлены общие тенденции развития муниципальной системы образования, общеобразовательных учреждений в рамках единого оценочного пространства Новосибирской области и Российской Федерации, факторы и возможные причины, влияющие на его качество.

Ключевые слова: качество образования, управление, качество подготовки обучающихся, профилактика учебной неуспешности, индивидуализация обучения, методическая работа.

Abstract: The article is devoted to the issues of quality management of education based on the assessment and analysis of the results of the activities of educational organizations of the city of Novosibirsk. The general trends in the development of the municipal education system, general education institutions within the framework of the unified assessment space of the Novosibirsk region and the Russian Federation, factors and possible causes affecting its quality are presented.

Key words: quality of education, management, quality of training of students, prevention of academic failure, individualization of training, methodical work.

 

В настоящее время качество образования выступает и приоритетом, и ведущим условием устойчивого развития системы образования города Новосибирска.

Эффективное доказательное управление качеством образования на муниципальном уровне возможно на основе применения объективной, точной и надежной информации о результатах деятельности образовательных организаций, ее глубоком анализе и верной интерпретации.

Для этого с 2018 года в условиях формирующейся единой системы оценки качества образования Российской Федерации с учетом показателей региональной системы оценки качества образования в городе развивается муниципальная система оценки качества образования (МСОКО). Цель её - создание единой системы диагностики, мониторинга деятельности образовательных организаций, подведомственных департаменту образования мэрии города Новосибирска, позволяющей своевременно принимать обоснованные управленческие решения [4, 7].

Исходя из стратегических целей и задач государственной и региональной политики в сфере образования [2, 1], специфики и тенденций развития муниципальной системы образования, установленных в Концепции управления качеством образования города Новосибирска на 2022 – 2027 годы, совершенствуются критерии, показатели и индикаторы МСОКО [4, 27].

В соответствии с ними оператор МСОКО МАУ ДПО «НИСО» реализует мероприятия:

- проводит оценку деятельности ОО как образовательных систем;

- выявляет позитивные и негативные тенденции в работе общеобразовательных организаций;

- формирует систему рейтинга вкладов ОО, а на ее основе определяет условные рисковые зоны для дальнейшей индивидуальной работы с управленческими командами и педагогическими работниками отдельных ОО;

- выявляет ОО, показывающие лучшие результаты в образовательной деятельности;

- пополняет муниципальную базу данных для формирования целостного представления о развитии системы образования в городе Новосибирске;

- вносит предложения по принятию обоснованных управленческих решений по повышению качества образования в муниципальной системе образования на основе динамики изменения результатов каждой образовательной организации как в целом, так и по отдельным критериям и показателям;

- вносит предложения по закреплению кураторов для оказания помощи школам, имеющим низкие образовательные результаты или школам, работающим в зоне повышенного риска снижения результатов обучения.

Анализ состояния функционирования и развития МСОКО показывает, что наступил этап представления накопленного опыта. Это позволит вывести муниципальную систему оценки качества образования на новый уровень своего функционирования.

Сегодня необходимо задать векторы необходимых изменений в образовательных организациях города Новосибирска в соответствии с приоритетными направлениями (системами) механизмов управления:

- оценки качества подготовки обучающихся,

- работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях,

- выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи,

- работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся,

- мониторинга эффективности руководителей всех образовательных организаций,

- обеспечения профессионального развития педагогических работников,

- организации воспитания обучающихся,

- мониторинга качества дошкольного образования [1, 5].

Отметим, что главным предметом внимания в рамках МСОКО ежегодно остаются образовательные результаты участников оценочных процедур всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации по программам основного и среднего общего образования (ОГЭ, ЕГЭ).

Анализируются также результаты национальных, международных исследований, отчеты общеобразовательных организаций о результатах самообследования, включающие и оценку функционирования внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО). Кроме того, используются данные форм статистического наблюдения ОО-1, OO-2, электронного сервиса ГКУ НСО НИМРО, баз данных МАУ ДПО «НИСО», а также результаты региональных и муниципальных мониторингов, независимой оценки качества условий образовательной деятельности.

Такое обилие оценочных и аналитических материалов связано с многоаспектностью самого понятия «качество образования», с его ориентацией на различные запросы участников образовательных отношений, участников отношений в сфере образования.

Так, родители (законные представители) учеников, как правило, соотносят его с обеспечением безопасности жизни и здоровья своих детей, индивидуальным подходом в обучении, дальнейшей образовательной и профессиональной успешностью.

Качество образования для специалистов отрасли, администрации и учителей, безусловно, связано с достижением планируемых результатов основных образовательных программ, с результатами обучающихся в оценочных процедурах, олимпиадах и конкурсах, а также с обеспеченностью материально-техническими и методическими ресурсами образовательного процесса.

Для руководителей классных коллективов, специалистов социально-педагогических и психолого-педагогических служб важно формирование правовых, социальных, коммуникативных, поликультурных компетенций обучающихся.

Ученики же связывают качество с комфортностью пребывания в школьном пространстве, наличием/отсутствием интереса к личности педагогов, преподаваемым ими дисциплинам, практической значимостью получаемых знаний.

Потенциальные работодатели соотносят качество образования со способностью выпускников успешно решать поставленные перед ними задачи и принимать оптимальные решения.

Соотнесение показателей всех уровней позволяет выделить приоритеты и превратить МСОКО в один из действенных способов управления качеством образования.

Результаты оценки деятельности учреждений представляются по кластерам, соответствующим группам выбранных общеобразовательных организаций (далее – ОО), а также с учетом территориального вхождения в административные районы (округ по районам) города.

Таким образом, приоритетом развития МСОКО является поиск эффективных механизмов включения в единое оценочное пространство Новосибирской области, а также закрепление практики принятия управленческих решений на основе результатов МСОКО, результатов региональных и муниципальных мониторингов.

Основными процедурами оценки качества образования на муниципальном уровне являются:

  • мониторинговые исследования (дают качественную характеристику деятельности образовательных организаций города Новосибирска);
  • формирование рейтинга вкладов образовательных организаций в соответствии с утвержденными показателями (дают количественную характеристику);
  • маркирование ОО по условным зонам риска, осуществляемое на основе рейтингования.

Отметим, что целью рейтингования является создание оснований для принятия обоснованных управленческих решений по достижению необходимого качества образования, маркирование выступает одним из элементов управления профессиональными рисками.

По результатам анализа показателей эффективности деятельности все ОО города распределяются по условным зонам риска. Зоны риска помогают увидеть скрытые, вероятные векторы развития образовательной организации, как положительные, так и отрицательные, а также предвидеть возникновение возможных проблем в отдельной организации, в муниципальной системе образования в целом. Таких зон пять:

1.      зона малого риска – требуется усиление контроля для недопущения снижения результатов;

2.      зона умеренного риска – требуется планирование и выполнение мероприятий по снижению риска;

3.      зона значительного риска – требуется планирование и выполнение мероприятий по снижению риска в сжатые сроки;

4.      зона высокого риска – требуется принятие экстренных мер по снижению риска;

5.      зона неприемлемого риска – требуется комплекс мер по выходу из зоны риска [4, 24].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок. Распределение ОО по условным зонам риска по результатам МСОКО (2021, 2022)

 

Так, если в зоне приемлемого (маловероятного) риска находятся образовательные учреждения, показывающие наиболее высокие и стабильные результаты по всем оцениваемым критериям, то в зоне неприемлемого риска оказываются школы, которым необходимо провести комплексный анализ образовательной деятельности и разработать систему мер по переходу в эффективный режим работы.

Таким образом, индивидуальные результаты учреждения в рамках МСОКО выступают средством опережающей рефлексии для организаций и должны помочь руководителям, административным командам определить приоритеты в развитии учреждений, спрогнозировать задачи на новый учебный период, минимизировать риски в управлении качеством образования.

На основе полученных данных за два года можно сделать выводы, что общей тенденцией является снижение числа школ в зоне высокого и значительного риска, увеличение числа учреждений, перешедших в зоны малого и приемлемого риска.

В целом, в муниципалитете выявлено 15 % ОО, показывающих наиболее высокие и стабильные результаты по всем оцениваемым критериям. Опыт этих учреждений важно распространять в системе образования города. Представители управленческих команд таких организаций могут являться кураторами для ситуативной помощи школам наряду с руководителями муниципальных методических объединений, методистами МАУ ДПО «НИСО» (ВНГ, гимназии №№ 1, 3 ,4, 11, 12, 15, 16, 17, ОЦ «Горностай», лицеи №№ 9, 22, 136, 159, 176, 185, Инженерный лицей НГТУ, ЛИТ, ЭКЛ, ЦО «Развитие»).

В зоне малого и умеренного риска, в основном, находятся организации, которым необходимо улучшить показатели по отдельным направлениям. Таких учреждений 41 %. Важно организовать работу с управленческими командами этих организаций по выявлению инновационного потенциала и перспективных направлений развития ОО.

В зоне значительного и высокого риска оказались 30 % учреждений. Данные образовательные организации нуждаются в методическом сопровождении по вопросам развития ВСОКО, реализации обновленных ФГОС, индивидуализации обучения, работы с одаренными детьми, обновления локальных актов и программы развития ОО с целью повышения эффективности деятельности.

Школам, вошедшим в зону неприемлемого риска, а это 14 % ОО, необходимо оказание адресной комплексной методической и организационно-управленческой помощи в проведении анализа деятельности, выявлении факторов риска и разработке комплекса мер по переходу в эффективный режим работы.

Результаты МСОКО сопоставляются с выявленными группами школ с низкими образовательными результатами, школ «группы риска», а также учреждений, в которых выявлены признаки необъективности по результатам ВПР. Данные показывают, что школы группы ШНОР в подавляющем большинстве находятся в зонах значительного и неприемлемого риска.

Анализ результатов качества подготовки обучающихся показал, что на уровне начального общего образования по результатам ВПР большая доля выпускников начальной школы достигает базового уровня подготовки как по русскому языку, так и по математике. Вместе с тем, в 2023 году наметилась тенденция к снижению базовых результатов в начальной школе, хотя доля обучающихся, справившихся с заданиями ВПР и по математике, и по русскому языку, находится в положительной динамике за три года. Результаты ВПР по математике существенно лучше результатов ВПР по русскому языку.

Для недопущения снижения базового уровня подготовки обучающихся начальной школы необходимо не только проанализировать содержание педагогической деятельности учителей начальных классов, но также обратить внимание на достижение целевых ориентиров развития личности дошкольников в преемственности ФГОС дошкольного и начального общего образования.

Еще один факт требует внимания. При переходе обучающихся из начальной в основную школу уже в 5 классе существенно теряются качественные показатели освоения основной образовательной программы, особенно по математике. Тенденция и дальше имеет отрицательную динамику. Возможной причиной является несогласованность системы оценивания между уровнями образования, а также недостаточное внимание к адаптационным процессам пятиклассников и индивидуализации обучения в дальнейшем.

На уровне основного общего образования в сравнении с 2021 и 2022 годами снизился процент обучающихся, не справившихся с заданиями ВПР по русскому языку, математике. Но при этом существенно увеличивается доля учащихся, не справившихся с заданиями ВПР и по русскому языку, и по математике в 5, 6 классах, далее отрицательная динамика проявляется по русскому языку в 8 классе. В настоящее время муниципальные методические объединения учителей математики и русского языка совместно с МАУ ДПО «НИСО» должны продолжить поиск преодоления отрицательной динамики. В свою очередь, педагогическим коллективам следует обратить внимание на вопросы адаптации обучающихся при переходе из начальной в основную школу, внутри каждого коллектива согласовать требования к оцениванию в соответствии с планируемыми результатами, определенными в образовательных программах.

Обращает на себя внимание тот факт, что в 6 - 8 классах результаты ВПР по русскому языку ниже, чем по математике. Однако результаты ОГЭ показывают обратное: выпускники демонстрируют стабильно низкие результаты не столько по русскому языку, сколько по математике. Ежегодно доля участников ОГЭ по математике, набравших ниже минимального количества баллов в основной период проведения экзамена, составляет свыше 15 %; русский язык не сдают в основной период около 3 % выпускников 9 классов.

Полученные в 2023 году результаты по математике показали, что выпускники 9-х классов, получившие отметку «2», не справляются преимущественно с заданиями по геометрии. Участники ОГЭ-2023 года в период пандемии и дистанционного обучения в 2020, 2021 годах обучались соответственно в 6, 7 классах, когда закладываются основы математического образования. С 7 класса начинается разделение обучения математике на алгебру и геометрию [7, 22].

Таким образом, можно предположить, что у выпускников 2023 года на уровне основного общего образования были недостаточно сформированы базовые знания по математике, что отразилось на результатах основного экзамена. Поэтому с целью повышения качества образования педагогическим коллективам необходимо было проанализировать не только решаемость заданий, но и условия, возможности обучения школьников с применением дистанционных технологий, сложившиеся в образовательных учреждениях.

Отметим также, что девятиклассники показывают невысокие результаты и по решению практико-ориентированных задач, что зависит не только от предметной грамотности, но и от читательской (обучающиеся затрудняются прочитать и понять текст задания) и в целом от развития функциональной грамотности.

Выявленные противоречия еще раз обращают нас к уже известной всем проблеме «натаскивания» школьников на ВПР и выполнение отдельных заданий в рамках ГИА. Результатом такой педагогической деятельности также является снижение или нестабильность результатов обучающихся на ГИА и ВПР в случае изменения заданий, спецификаций, структуры работ в рамках указанных внешних оценочных процедур.

На уровне среднего общего образования выпускники демонстрируют более высокий уровень подготовки по обязательным предметам. Предположительно, это связано с более высокой мотивацией обучающихся, ориентированных на поступление в высшие учебные заведения. Однако в 2023 году не сдали математику профильного уровня в основной период проведения ЕГЭ на 2 % больше выпускников, чем в 2022 году. Доля обучающихся, не сдавших ЕГЭ по русскому языку в основной период, напротив, снизилась менее чем на 1 % в сравнении с прошлым годом.

Незначительно, но доля выпускников 11 класса, преодолевших границу высоких результатов ЕГЭ по русскому языку, имеет положительную динамику (+6 %), обратная ситуация с профильной математикой: результаты 2023 года имеют отрицательную динамику (-4 %).

Анализ образовательных результатов показал также, что нестабильна результативность обучающихся специализированных классов. Обучение в них должно обеспечить школьникам овладение дополнительными знаниями по предметам соответствующего профильного направления и развить соответствующие компетенции, обеспечить опытом проектной работы и пониманием перспективных задач выбранной ими отрасли, а в перспективе - достичь необходимого уровня подготовки для продолжения обучения в ведущих образовательных организация среднего профессионального или высшего профессионального образования. Поэтому одним из важных вопросов остается изучение эффективности организации образовательного процесса и результатов учеников, изучающих отдельные предметы на углубленном уровне, в предпрофильных, профильных и, конечно, в специализированных классах.

Существенно значимой является задача объективного оценивания и сопоставления результатов внешней оценки, полученной в ходе проведения ГИА, ВПР, и внутренней оценки, полученной обучающимися в образовательных учреждениях в рамках текущего контроля и промежуточной аттестации.

В соответствии с маркерами Рособрнадзор с 2018 года ежегодно формирует списки школ с признаками необъективности. В 2023 году на 3 % снизилось число учреждений города Новосибирска, попавших в список необъективных, и составило 10 %.

Практика показала, что в работе образовательных организаций, попавших в списки с необъективными результатами, можно выделить некоторые аспекты, на которые необходимо обратить внимание как администрации, так и педагогическому коллективу в организации образовательного процесса:

  • субъективизм школьной отметки, который становится возможным из-за недостаточной разработанности и согласованности критериев оценивания внутри образовательной организации,
  • отсутствие информации для учеников со стороны учителя о том, что именно является причиной низкого или высокого балла,
  • результаты выполнения ВПР заметно выше среднего результата по региону, при этом полученные результаты не подтверждаются высокими баллами по итогам ГИА у выпускников,
  • завышенные результаты ВПР по русскому языку и математике,
  • необъективные результаты ВПР и по журналу,
  • резкое изменение результатов одной параллели по предмету в течение двух лет,
  • наличие выпускников ОО, претендовавших на медали и имеющих низкие результаты ЕГЭ,
  • большое количество участников, перешедших минимальную границу с очень небольшим запасом. Оно позволяет выявить тех участников, которые хотя и преодолели «официальную» минимальную границу, но имеют весьма низкие результаты, свидетельствующие о наличии проблем в подготовке таких участников,

Обеспечение объективного оценивания образовательных результатов обучающихся должно стать приоритетом функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательных учреждениях.

Непонимание администрации ОО важности выстраивания ВСОКО отчетливо отражается в работе с документами, аналитическими материалами. Например, анализ отчетов о результатах самообследования показал, что в 2022 году раздел «Оценка функционирования ВСОКО» в соответствии с требованиями действующего законодательства сформирован только у 39% учреждений. Это может свидетельствовать о формальном подходе к оценке условий, процесса и результатов самими учреждениями, а также недостаточной аналитической компетентности административных команд. Следствием этого могут стать ошибочные прогнозы развития организаций в дальнейшем.

Для решения вопроса по формированию и обновлению объективной ВСОКО руководителям образовательной организации необходимо следующее:

  1.  целенаправленно формировать ВСОКО и обеспечивать ее реальное функционирование,
  2.  привести в соответствие локальные нормативные акты образовательной организации ВСОКО,
  3.  выработать единые подходы к оцениванию обучающихся на уровне своей образовательной организации с подходами к оцениванию во внешних процедурах,
  4.  активизировать методическую работу внутри учреждения, направленную на формирование оценочных компетенций педагогических работников,
  5.  обеспечить объективное оценивание образовательных результатов обучающихся при реализации всех процедур ВСОКО.

Результатом детального анализа оценочных процедур в любой общеобразовательной организации является формирование системы профилактики учебной неуспешности, которое включает разработку комплексных мер по снижению риска учебной неуспешности и вовлечение всех участников образовательных отношений в решение этого вопроса.

Под учебной неуспешностью будем понимать отставание в учении, при котором обучающийся по ряду причин не может достичь планируемых результатов (предметных, метапредметных, личностных), предусмотренных программой.

Формирование системы учебной неуспешности предполагает разработку программ и/или планов (дорожных карт) в ОО по снижению риска учебной неспешности на основе оценочных процедур, в том числе:

- разработку индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, испытывающих трудности в обучении, на основе оценочных процедур,

- планирование и проведение дополнительных занятий с целью ликвидации отставания по учебной программе,

- проведение мероприятий для родителей по вовлечению в профилактику учебной неуспешности,

- организацию тьюторской и сетевой поддержки для ликвидации учебных дефицитов.

Частой причиной учебной неуспешности обучающихся является слабая сформированность метапредметных умений и/или существенные пробелы в базовой предметной подготовке.

Педагогическим коллективам ОО необходимо уделять больше внимания формированию у обучающихся элементов функциональной грамотности, навыков самоорганизации, контроля и коррекции результатов деятельности самого ученика, организации дополнительных занятий и/или выдаче индивидуальных заданий по повторению конкретного учебного материала и обращения к ранее изученному в процессе освоения нового материала.

Анализ результатов, полученных в ходе проведения МСОКО, показал, что обучающиеся тех школ, в которых обеспечивается индивидуализация обучения, демонстрируют более высокие результаты в рамках ГИА. Поэтому наряду с индивидуализацией обучения детей, испытывающих трудности в обучении, в том числе детей с ОВЗ, важно объективно оценить, как осваивают обучающиеся ООП на уровне выше базового и высоком, проводить оценку эффективности индивидуализации обучения для обучающихся опережающими темпами развития, одарённых обучающихся со специальными потребностями.

Так, в 2022-2023 учебном году в 53 % школ города отмечено наличие разработанных индивидуальных учебных планов для обучающихся различных категорий, при этом в 23 % учреждений такие планы отсутствуют вовсе.

Таблица

Информация о наличии ИУП для различных категорий обучающихся в школах города Новосибирска в 2022 – 2023 учебном году

Индивидуальные учебные планы для категорий обучающихся:

2022 – 2023 учебный год

Количество ОО

Численность (удельный вес численности обучающихся)

с ослабленным здоровьем

128

8157 (42,2 %)

с низкой учебной мотивацией и трудностями в обучении

122

4523 (23,4 %)

с опережающими темпами развития

35

3928 (20 %)

одарённых обучающихся со специальными потребностями

50

2700 (14 %)

 

В муниципалитете есть группа образовательных учреждений, где вопросы учебной неуспешности и индивидуализации обучения стоят более остро. В рамках методического сопровождения такой категории школ МАУ ДПО «НИСО» проведен анализ деятельности, определены их «проблемные зоны». Круг их достаточно широк: от обновления программ развития в условиях перехода в эффективный режим работы до индивидуальных маршрутов для детей с ОВЗ, детей-инофонов.

Последнее неслучайно. Так, в 37 % школ ШНОР обучается более 5 % детей с ОВЗ. В 24 % ШНОР в количестве от 5 % до 25 % обучаются дети-инофоны, а в одном учреждении Ленинского района таких детей более 70 %.

Еще одним фактором, требующим изучения влияния на качество образования, стало существенное увеличение количества обучающихся, получающих образование в форме семейного образования. За пять лет их численность существенно увеличилась, особенно на уровне начального и основного общего образования. Уже сейчас обозначена необходимость разработки детального алгоритма взаимодействия всех субъектов муниципальной системы образования по вопросам учета и обеспечения качества образования обучающихся, получающих образование в такой форме.

Кроме того, важно помнить, что результаты обучения – это только один из показателей эффективности школы. Успешна ли школа в вопросах воспитания, профессиональной ориентации, используется ли потенциал олимпиадного и конкурсного движения в повышении учебной мотивации? Зная ответы на эти вопросы, можно предположить, как работа образовательного учреждения скажется на образовательных результатах и благополучии будущих выпускников.

Наконец, повышение качества образования находится в прямой зависимости от выявленных профессиональных дефицитов учителей и совершенствования системы методической работы с педагогическими кадрами по предметам на уровне города и учреждений. Именно педагогические кадры – ключевой фактор, определяющий качество общего образования.

Данные муниципальных мониторингов, анализ по показателям МСОКО по вопросу профессионального развития педагогических кадров свидетельствуют о том, что система города обладает достаточным кадровым потенциалом для повышения качества образования. В подавляющем большинстве образовательных организаций города (80 % и более) свыше 50 % педагогических работников осуществляют свою деятельность с установленной высшей/первой квалификационной категорией, свыше 70 % педагогов с высшим педагогическим образованием.

При этом существует проблема дефицита педагогических кадров (учителей начальных классов, иностранного языка, русского языка и литературы, математики, истории, экономики, обществознания, физической культуры), отмечается низкий уровень востребованности освоения программ профессиональной переподготовки по дефицитным педагогическим специальностям. Общее количество педагогических работников, освоивших программы профессиональной переподготовки за 2 года увеличилось всего лишь с 6 % до 9 %. В отношении поддержки молодых специалистов эффективность наставничества снижается, с одной стороны, потому что наставничество не рассматривается в качестве механизма профессионального роста, а с другой стороны, из-за высокой нагрузки наставников и наставляемых.

Прошли курсовую подготовку по актуальным направлениям и профилю педагогической деятельности 92 % педагогических работников. Ключевым в этом показателе должен стать ответ на вопрос: сколько из прошедших курсы педагогов на практике применяют полученные знания, сколько из них поделились своими знаниями с коллегами школы, района? В целом, в 53 % образовательных организаций уделяется достаточное внимание вопросам развития и поддержки профессионального уровня кадрового потенциала.

Управление качеством образования связано и с принципиальным изменением позиции к нему у администрации общеобразовательной организации. Оно должно выстраиваться на принципах открытости, объективности, во взаимодействии с учредителем, представителями социума, участниками образовательных отношений и с учетом их запросов.

Желание увидеть и оценить истинные (реальные) результаты своих учеников во внешних и внутренних процедурах должны стать целевой установкой руководителя, его заместителей, коллектива. А в случае снижения уровня результатов нужно не скрывать такие тенденции, а искать пути выхода из сложившейся ситуации.

Несмотря на имеющиеся проблемные зоны в вопросах качества подготовки обучающихся, наблюдается положительная динамика по отдельным показателям в рамках оценочных процедур МСОКО. Прежде всего это касается тех учреждений, в которых особую важность приобретает системное, постепенное выстраивание ВСОКО, реализуются мероприятия по повышению объективности проведения оценочных процедур, их оценки и интерпретации, созданы условия для повышения квалификации педагогов-предметников с учетом профессиональных дефицитов.

Важно помнить, что повышение результативности достигается исключительно командными усилиями, вкладом каждого управленца и педагога в общее дело – образование школьников, которые уже в ближайшем будущем станут ключевым ресурсом развития нашего города и региона.

 

Литература

  1. Методические рекомендации по развитию муниципальных механизмов управления качеством образования. — Москва: ФГБУ «ФИОКО», 2022. — Электронный ресурс. — URL: МР_МУМ-2022 (в ред. от 10.06.2022).pdf (fioco.ru) (дата обращения 28.11.2023).
  2. Методические рекомендации по формированию объективной ВСОКО для образовательных организаций Новосибирской области / О.В. Недосып, Л.С. Лузгина, E.И. Пиотух; отв. за вып. Н.В. Ярославцева. — Новосибирск: Новосибирский институт мониторинга и развития образования, 2022. – 135 с. — Электронный ресурс. — URL: https://nimro.ru/download/3068/?t=1659360618 (дата обращения 28.11.2023).
  3. Приказ Министерства образования Новосибирской области от 24.05.2022 № 1041 «Об утверждении Концепции управления качеством образования в Новосибирской области на период с 2022 по 2027 год». — Электронный ресурс — URL: Prikaz MO NSO 24.05.22_1041_Koncepciya upravleniya kachestvom obrazovaniya NSO.pdf (niso54.ru) (дата обращения 28.11.2023).
  4. Приказ департамента образования мэрии города Новосибирска от 28.06.2022 № 0545-од «Об утверждении Концепции управления качеством образования на период с 2022 по 2027 год». — Электронный ресурс. — URL: Prikaz DO 28.06.22_0545 Ob utverzhdenii Koncepcii UKO Novosibirska 22-27_0.pdf (niso54.ru) (дата обращения 28.11.2023).
  5. Приказ департамента образования мэрии города Новосибирска от 28 июля 2023 г. № 0838-од «Об утверждении Положения о муниципальной системе оценки качества образования города Новосибирска». — URL: https://niso54.ru/msoko (дата обращения 28.11.2023).
  6. Преодоление учебной неуспешности. – Новосибирск: ГКУ НСО НИМРО, 2022. —  Электронный ресурс. — URL: https://nimro.ru/download/2977/?t=1657613100 (дата обращения 28.11.2023).
  7. Письмо министерства образования Новосибирской области от 10.01.22 № 1-03/25 «О направлении информационной справки по результатам анализа отчетов ОО НСО, в которых выявлены признаки необъективности результатов ВПР в 2021 году». — Текст: непосредственный.
  8. О системе оценки качества подготовки обучающихся Новосибирской области (сборник методических рекомендаций) / О.В. Недосып, Н.П. Засмолина, С.Б. Екимова и др.; отв. за вып.  Н.В. Ярославцева. Новосибирск: Новосибирский институт мониторинга и развития образования, 2023. –236 с. — Электронный ресурс. — URL: https://nimro.ru/download/4565/?t=1691061494 (дата обращения 28.11.2023).

 

Количество просмотров: 960  

Добавить комментарий

Target Image
1. Опыт работы МБОУ «Лицей № 136» города Новосибирска по реализации регионального проекта «Специализированные классы» №31/2024 Новосибирск
2. Опыт работы МБОУ «Лицей № 113» города Новосибирска по реализации предпрофильного и профильного обучения в рамках реализации регионального проекта «Специализированный класс» как формирование осознанной мотивации к выбору профессиональной деятельности №31/2024 Новосибирск
3. Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации: опыт работы стажировочной площадки «Среда – третий педагог» №31/2024 Новосибирск
4. Система сопровождения образовательных организаций города Новосибирска в вопросах повышения качества образования с учетом факторов риска и выявленных дефицитов №31/2024 Новосибирск
5. Взаимодействие педагогических работников общеобразовательного и дошкольного учреждения в рамках преемственности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ №30/2024 Новосибирск
6. Модель «Школа – навигатор будущего» – среда возможностей и личностного развития учащихся в координатах XXI века №30/2024 Новосибирск
7. Полиэтническая школа – пространство для диалога №29/2024 Новосибирск
8. Эффективные методы и технологии в организации работы с педагогами как одно из условий повышения качества дошкольного образования №29/2024 Новосибирск
9. Молодежь и ее отношение к традиционной народной культуре №29/2024 Новосибирск
10. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ОТКРЫТЫЙ ВЗГЛЯД НА УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА №28/2023 Новосибирск
11. ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ №28/2023 Новосибирск
12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ИНКЛЮЗИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ №28/2023 Новосибирск
13. О СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕЧНЯ ШКОЛ С РИСКАМИ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ №28/2023 Новосибирск
14. СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА В ВОПРОСАХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (опыт реализации кураторской методики в муниципалитете в работе со ШНОР) №28/2023 Новосибирск