Скрипкина Марина Анатольевна,старший методист, МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация Marina A. Skripkina, senior methodologist, MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation |
Нормативная правовая основа проведения мониторинга в образовательной организации
Мониторинг в системе образования является важнейшим инструментом оценки качества образования и принятия эффективных управленческих решений. В статье описаны нормативные регуляторы осуществления мониторинга системы образования, которыми необходимо руководствоваться образовательной организации в своей деятельности.
Ключевые слова: мониторинг, мониторинг в системе образования, показатели мониторинга, источники данных, информация, результаты оценочных процедур, мероприятия по оценке качества образования, принятие управленческих решений, повышение качества образования.
Monitoring in the educational system is the most important tool for assessing the quality of education and making effective management decisions. This article describes the regulatory framework for monitoring the educational system that educational organizations must apply in their activities.
Keywords: monitoring, monitoring in the educational system, monitoring indicators, data sources, information, results of evaluation procedures, activities to assess the quality of education, making management decisions, education quality improvement.
Термин «мониторинг» в России получил признание среди ученых и стал применяться в различных отраслях науки и практики, включая образование, примерно с середины XX века, но глубокие исследования проблемы мониторинга и предпосылки его становления появились в отечественной педагогике в 90-х годах.
Само понятие «мониторинг» не имеет однозначного толкования, так как используется в рамках различных сфер практической и научной деятельности. Среди определений мониторинга есть широкие (общие), есть те, которые определяют мониторинг в одной из областей деятельности, и есть те, что даны только узким, специализированным системам мониторинга.
Обратимся за определением «мониторинга» к наиболее актуальному на сегодняшний день Словарю иностранных слов, который подготовлен Институтом лингвистических исследований Российской академии наук по поручению Правительства РФ, в соответствии с требованиями, содержащимися в Федеральном законе от 28.02.2023 № 52 «О государственном языке Российской Федерации» и в Постановлении Правительства РФ от 28.06.2023 № 1054 «Об утверждении требований к составлению и периодичности издания нормативных словарей, фиксирующих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации»:
От общего понимания термина «мониторинг» обратимся к его конкретизации в нормативных правовых актах, регулирующих осуществление мониторинга в системе образования.
Пункт 3 статьи 97 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет мониторинг системы образования как «систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, в том числе в рамках мероприятий по оценке качества образования, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
С 2023 года в рамках мониторинга в системе образования осуществляется аккредитационный мониторинг, предметом которого является систематическое стандартизированное наблюдение за выполнением организациями, осуществляющими образовательную деятельность, аккредитационных показателей.
Регламентирует проведение аккредитационного мониторинга совместный приказ Рособрнадзора № 660, Минпросвещения России № 306, Минобрнауки России № 448 от 24.04.2023 «Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации аккредитационного мониторинга системы образования», которым установлены процедура и сроки проведения мониторинга (приложение 1 к совместному приказу), а также показатели аккредитационного мониторинга по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования и методикой их расчета (приложение 2 к совместному приказу).
Пункт 5 статьи 97 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет: «Порядок осуществления мониторинга системы образования, а также перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу, включая порядок осуществления аккредитационного мониторинга и применения его результатов, устанавливается Правительством Российской Федерации».
Подзаконным актом, регламентирующим осуществление мониторинга системы образования, является Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования», которым утверждены Правила осуществления мониторинга системы образования (далее – Правила) и перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу (далее – Перечень).
В п. 2 Правил определены цели осуществления мониторинга системы образования:
– «Информационная поддержка разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования,
– непрерывный системный анализ и оценка состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность),
– усиление результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений,
– выявление нарушений требований законодательства об образовании».
В соответствии с п. 3 Правил «мониторинг включает в себя сбор информации о системе образования, обработку, систематизацию и хранение полученной информации, а также непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования, качества образования, выполненный на основе указанной информации (далее – сбор, обработка и анализ информации)».
Таким образом, исходя из совокупности положений и требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере образования, мониторинг в системе образования – это сбор, обработка, хранение, анализ и распространение информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить повышение его качества.
Показатели мониторинга системы образования и методика их расчета определены в соответствии с перечнем обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, и утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2017 № 955 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования».
Пунктом 6 Правил устанавливается, что мониторинг системы образования, включая аккредитационный мониторинг, осуществляется на основе «данных федерального статистического наблюдения, обследований, в том числе социологических обследований, деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информации, опубликованной в средствах массовой информации, а также информации, поступившей в органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления от организаций и граждан, предусмотренной перечнем…».
Напомним, что в соответствии с п. 3 статьи 97 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» мониторинг системы образования представляет собой «систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, в том числе в рамках мероприятий по оценке качества образования…».
К мероприятиям по оценке качества образования, проводимым в рамках осуществления мониторинга системы образования, относятся региональные, национальные и международные[1] сопоставительные исследования качества общего образования, а также иные мероприятия по оценке качества образования, перечень и порядок проведения которых (за исключением региональных) определяются Правительством Российской Федерации (п. 3.1 ст. 97 ФЗ-273).
Подзаконным актом, регламентирующим проведение указанных мероприятий, является Постановление Правительства РФ от 30.04.2024 № 556 «Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования».
Образовательные организации включают мероприятия по оценке качества образования в расписание учебных занятий.
Мониторинг системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
Регламентирует проведение данного направления мониторинга системы образования совместный приказ Рособрнадзора, Минпросвещения России и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 18 декабря 2019 г. № 1684/694/1377 «Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях».
Мероприятия по оценке качества образования в рамках мониторинга системы образования (национальные сопоставительные исследования качества общего образования, всероссийские проверочные работы, оценка на основе практики международных исследований по модели PISA), которые проводятся по разным предметам и в разных классах и позволяют получить промежуточные срезы знаний обучающихся (включая функциональную грамотность), и оценочные процедуры в рамках государственной итоговой аттестации обучающихся 9 и 11 классов (ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ) составляют единую систему оценки качества образования (ЕСОКО), которая позволяет проводить мониторинг качества подготовки обучающихся на уровнях общего образования, своевременно выявлять проблемы в освоении основных образовательных программ.
Осуществление мониторинга системы образования в Новосибирской области регламентируется Положением о региональной системе оценки качества образования Новосибирской области (утв. приказом Минобразования НСО от 25.11.2019 № 2977, с изменениями). Положение устанавливает порядок проведения мониторинга, подготовки по его результатам адресных рекомендаций, определяет механизмы принятия управленческих решений по повышению качества образования, осуществляет анализ эффективности принятых мер.
Региональные нормативные документы по направлениям мониторинга (регламенты, положения, порядки, методики), определяющие показатели, источники информации, методы сбора данных утверждаются приказами Министерства образования Новосибирской области[2].
При проведении мониторинга используется информация о результатах оценочных процедур и исследований федерального, регионального уровней.
Подготовку информационных и аналитических материалов о состоянии качества образования в регионе по результатам мониторингов и оценочных процедур осуществляет государственное казенное учреждение Новосибирской области «Новосибирский институт мониторинга и развития образования» (ГКУ НСО НИМРО).
Мониторинг системы образования города Новосибирска осуществляется в рамках муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО), основной целью которой является создание единой системы диагностики, мониторинга и контроля деятельности образовательных организаций, подведомственных департаменту образования мэрии города Новосибирска.
Регламентируют функционирование МСОКО приказы департамента образования мэрии города Новосибирска от 28.06.2022 № 0545-од «Об утверждении Концепции управления качеством образования на период с 2022 по 2027 год», от 28.07.2023 № 0838-од «Об утверждении Положения о муниципальной системе оценки качества образования города Новосибирска», иные нормативные правовые акты.
Порядок проведения мероприятий муниципальной системы оценки качества образования, включая мониторинги, разрабатывается муниципальным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Новосибирский Институт Современного Образования» (МАУ ДПО «НИСО»).
Общеобразовательные организации осуществляют мониторинг в рамках внутришкольной системы оценки качества образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного, среднего общего образования и федеральных образовательных программ соответствующего уровня образования, ориентируясь на показатели и результаты мониторинга системы образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. При проведении мониторинга образовательных достижений обучающихся используются данные о результатах внутренних и внешних оценочных процедур и мероприятий.
Мониторинг в образовательной организации регламентируется локальными нормативными актами и положениями основной образовательной программы на каждом уровне общего образования.
Важнейшим условием для принятия эффективных управленческих решений по результатам мониторинговых исследований является обеспечение объективности при проведении оценочных процедур и мероприятий, получение достоверной информации о состоянии объекта мониторинга.
Литература
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.12.2025).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». — URL: https://docs.cntd.ru/document/499038027 (дата обращения: 12.12.2025).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2024 № 556 «Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования». — URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405150037 (дата обращения: 12.12.2025).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286. — Электронный ресурс. – URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (дата обращения: 12.12.2025).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287. — Электронный ресурс. – URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (дата обращения: 12.12.2025).
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413. — Электронный ресурс. – URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (дата обращения: 12.12.2025).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598. — Электронный ресурс. – URL: https://fgosreestr.ru/educational_standard (дата обращения: 12.12.2025).
- Федеральная образовательная программа начального общего образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372. — Электронный ресурс. – URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (дата обращения: 12.12.2025).
- Федеральная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370. — Электронный ресурс. – URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (дата обращения: 12.12.2025).
- Федеральная образовательная программа среднего общего образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371. — Электронный ресурс. – URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (дата обращения: 12.12.2025).
- Словарь иностранных слов. /Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт лингвистических исследований Российской академии наук/. — Электронный ресурс. – URL: Нормативные словари, фиксирующие нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации | Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН (дата обращения: 12.12.2025).
[1] С 2022 года оценка качества общего образования в Российской Федерации проводится без взаимодействия с международными организациями, но на основе практики международных исследований. Национальным центром исследования является Федеральный институт оценки качества образования (ФГБУ «ФИОКО»)
[2] Приказ Министерства образования Новосибирской области от 19.04.2021 № 999
«О сборе информации о показателях деятельности общеобразовательных организаций, расположенных на территории Новосибирской области, подлежащих самообследованию» (с изменениями). — URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/5401202104190002?index=3.
Приказ Министерства образования Новосибирской области от 24.05.2022 № 1041 «Об утверждении Концепции управления качеством образования в Новосибирской области на период с 2022 по 2027 год» (с изменениями). — URL: https://docs.cntd.ru/document/465750592/titles/1GEKKM8ю.
Приказ Министерства образования Новосибирской области от 01.03.2023 № 424
«Об утверждении формы информации о показателях деятельности общеобразовательной организации, подлежащей самообследованию». — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5401202303010002?index=2
Приказ Министерства образования Новосибирской области от 06.03.2023 № 462
«Об утверждении форм информации о показателях деятельности дошкольной образовательной организации и организации дополнительного образования, расположенных на территории Новосибирской области, подлежащих самообследованию». — URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/5401202303070001
| Количество просмотров: 4 |
Добавить комментарий