Взаимодействие с родителями, имеющими детей с РАС

 

Шкатова Светлана Геннадьевна,

воспитатель, муниципальное бюджетное общеобразовательное дошкольное учреждение детский сад № 112 «Радуга», Новосибирск, Российская Федерация

Svetlana G. Shkatova, 

teacher, municipal budgetary general educational preschool institution kindergarten No. 112 «Raduga», Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Чахлова Ирина Вячеславовна,

воспитатель, муниципальное бюджетное общеобразовательное дошкольное учреждение детский сад № 112 «Радуга», Новосибирск, Российская Федерация

Irina V. Chakhlova,

teacher, municipal budgetary general educational preschool institution kindergarten No. 112 «Raduga», Novosibirsk, Russian Federation

 

Взаимодействие с родителями, имеющими детей с РАС

Interaction with parents of children with ASD

В статье рассмотрен конкретный опыт по взаимодействию с родителями детей с аутистическим расстройством по вовлечению их в жизнь группы детского сада. В работе обращается внимание на ряд особенностей, создающих сложности для полноценной работы с семьями, имеющими детей с расстройством аутистического спектра, описываются этапы по взаимодействию с родителями конкретной группы, предлагаются правила общения для успешного построения взаимодействия с родителями. Данный опыт будет полезен педагогам дошкольных учреждений, работающих как в группах компенсирующей направленности, так и в комбинированных группах.

Ключевые слова: дети с расстройством аутистического спектра (РАС), ограниченные возможности здоровья, взаимодействие с родителями.

 

The article discusses specific experience in interacting with parents of children with autistic disorder to involve them in the life of a kindergarten group. The work draws attention to a number of features that create difficulties for full-fledged work with families with children with autism spectrum disorder, describes the stages of interaction with parents of a particular group, and proposes rules of communication for successfully building interaction with parents. This experience will be useful for teachers of preschool institutions working both in compensatory groups and in combined groups.

Keywords: children with autism spectrum disorder (ASD), disabilities, interaction with parents.

 

Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях. Это отражено в нормативных документах: Законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте ДО, ФОП ДО, которые ставят новые акценты в обеспечении качественного и доступного образования детей с ОВЗ, а также оказании родителям (законным представителям) обучающихся консультативной психолого-педагогической помощи по вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста [7].

Одним из основных направлений современного дошкольного образования является создание благоприятных условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), где одним из наиболее ярких вариантов является расстройство аутистического спектра (РАС).

Согласно оценке ВОЗ (резолюция от 8 апреля 2013 года), распространенность РАС составляет 32/10000, то есть один ребенок из 160 страдает нарушением аутистического спектра с последующей инвалидностью. Эта оценка представляет собой среднее значение, и во многих контролируемых исследованиях приводятся существенно более высокие показатели. Кроме того, всюду отмечается рост расстройств аутистического спектра. По данным официальной статистики Министерства здравоохранения России на 2020 г.  36041 ребенок с диагнозом «аутизм». Однако эти данные по-прежнему не позволяют оценить проблему аутизма как требующую определенных системных мер.

Исследования Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Москва) «Отношения родителей детей с аутизмом к дошкольному образованию», в которых было проведено анкетирование 629 родителей или законных представителей лиц с аутизмом (расстройствами аутистического спектра, РАС) из 43 регионов России, показали, что в период со второй половины 1980-х по 2022 г. процент посещавших ДОО детей респондентов возрос с 7,8 % до 97,0 %. Респонденты, чьи дети посещали ДОО, по пятибалльной шкале оценили деятельность дошкольного образования в 3,2+0,1, но у всех семей, давших оценку ДО, результат достоверно (P < 0,01) ниже – 2,8+0,1. В комментариях были отмечены реальные проблемы организационно-методической службы в дошкольном учреждении [5]. Но, расскажут ли они о своих возражениях, зависит от того, как будет выстроено взаимодействие с семьями воспитанников.

К сожалению, в настоящее время эта проблема изучена недостаточно и вопросы остаются открытыми, что, в свою очередь, затрудняет процессы воспитания, обучения и коррекции нарушений у детей данной категории.

Особое значение на этом фоне приобретает взаимодействие с родителями, которые должны участвовать в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка. Необходимо оказывать поддержку не только ребенку, но и его родителям, так как без сотрудничества с семьей не предоставляется возможным реализация коррекционных задач и развитие ребенка как личности.

В научной и методической литературе можно найти много полезных и информативных материалов, содержащих конкретные рекомендации по работе с родителями. Например, Михальченко К. А. в своей статье «Проблемы семейного воспитания детей с ранним аутизмом» обращает внимание на то, что при общении с родителями прежде всего необходимо показать пусть даже самые незначительные успехи ребенка, автор выделяет признаки благоприятного психоэмоционального климата в семье и задачи по его созданию, что благоприятно скажется на сотрудничестве с родителями [4].

Доронова Т. Н. в пособии для работников дошкольных образовательных учреждений «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями» предлагает формы, методы и практические рекомендации, ею также было рассмотрено исследование – какие трудности испытывают современные родители при воспитании детей дошкольников. Было выяснено, что 62 % родителей испытывают затруднения в общении с педагогами [1].

На практике возникает множество вопросов относительно того, какую помощь можно оказать родителям, какие методы будут более эффективны для создания таких условий, которые предоставили бы шанс не только ребенку адаптироваться и социализироваться в обществе, но и их родителям. Ведь большинство родителей, узнав о недуге своего ребенка, испытывает огромное потрясение. В сложившейся ситуации они зачастую не в состоянии самостоятельно справиться с навалившейся проблемой. Родители аутичного ребенка не всегда до конца откровенны даже со специалистами, стараясь скрыть все нюансы неадекватного поведения ребенка, или же интерпретируют их в выгодном для ребенка свете. А ведь от семьи во многом зависит, по какому пути пойдет дальнейшее развитие и социализация детей.

Основная гипотеза данной статьи – успешное взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ с семьями воспитанников, имеющих спектр аутистического расстройства, ведет к созданию благоприятной атмосферы для развития ребенка в семье и образовательном учреждении. Поэтому надо понимать, что «взаимодействие» предполагает общение, обмен чувствами, мыслями, переживаниями, это взаимопомощь, взаимодоверие, взаимоуважение, обоюдное желание поддерживать контакты друг с другом.

Так как группа детей с РАС имеет ряд особенностей, можно выделить наиболее сложные вопросы для полноценной работы:

– инклюзивное образование в России в той мере, как оно представлено, не сочетается с существующей системой образования, что создает проблемы для родителей и педагогов;

– индивидуальный подход – в рамках ДОУ не всегда возможно реализовать образовательный маршрут такого ребенка и полноценно подготовить его к дальнейшим жизненным этапам;

– острая нехватка специалистов, тьюторов, готовых к работе с данной группой детей;

– сложности в выстраивании взаимодействия, сотрудничества – родители зачастую не принимают особый статус своего ребенка и не готовы идти на сотрудничество с педагогами и специалистами детского сада.

 Учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с аутизмом, мы определили цель своей работы: создание условий для успешного взаимодействия с родителями детей, имеющих РАС, в дошкольном образовательном учреждении.

Для решения поставленной цели наметили следующие задачи:

  • проанализировать специализированную литературу по данному направлению;
  • мотивировать родителей на сотрудничество с ДОУ;
  • помочь приобрести позитивный опыт общения с детьми и получать удовольствие от общения со своим ребенком;
  • дать возможность почувствовать поддержку в решении своих проблем;
  • сформировать у родителей адекватную самооценку;
  • провести анализ имеющегося опыта по взаимодействию с родителями детей с РАС.

Свою работу с родителями мы выстраиваем в несколько этапов.

 

1 этап

Знакомство родителей с педагогами, специалистами группы, родителей друг с другом. Проводим игру «Давайте познакомимся!», где каждый участник кратко рассказывает о себе. Игру можно проводить с мячом, передавая его друг другу, соблюдая правило «О себе ты расскажи и улыбку подари».

Результатом данного этапа является создание эмоционально положительного настроя на дальнейшую совместную работу, атмосферы взаимного доверия, перехода к открытым, доверительным отношениям в детско-родительском коллективе, а также в отношениях между родителями и педагогами.

2 этап

Выявление возможностей участия родителей в жизни группы. Заполняется лист «Я могу помочь группе». Проводится анализ возможностей родителей. Нами, педагогами, без труда создается ситуация обращения за помощью к родителям, так как мы знаем возможности каждой семьи. Обязательно благодарим родителей за оказанную помощь: в листах «благодарим» в родительском уголке, в чате ДО.

В результате такой работы можно сделать вывод: у каждого участника создано чувство принадлежности к группе, каждый может внести посильный вклад в развитие группы, работа группы адаптирована к потребностям ребенка, изучены возможности родителей в вопросах сотрудничества с группой, детским садом, создан коллектив родителей, заинтересованных в решении общих проблем.

 

3 этап

Данный этап имеет практическое направление. Проводятся мастер-классы педагогами и специалистами группы для родителей, где они приобретают практические навыки и опыт в работе с детьми дома.

Родители проводят мастер-классы для детей по теме реализации группового проекта, где все приобретают опыт общения, взаимодействия друг с другом, опыт социализации. Родители получают возможность общаться не только со своим ребенком, но и с другими детьми. Такая деятельность формирует хорошие, доверительные отношения между родителями и детьми, приучает ребенка к сотрудничеству, восполняет недостаток родительского внимания. У детей появляется масса положительных эмоций, гордость за своих родителей, повышается самооценка, создается теплая атмосфера. Наблюдается уникальность в нетрадиционных социальных ролях «родитель – ребенок».

Интересный опыт получился при запуске челленджа «Что я делаю в выходные дни», где семьи за небольшой срок показали фотографии, видео и рассказали о своих выходных днях. Получилась отличная мотивация, всплеск положительных эмоций и, конечно же, возросла популярность каждой участвующей в челлендже семьи.

В результате реализации данного этапа совершенствуются взаимоотношения педагога с родителями, создается атмосфера доверительных отношений, наблюдается сближение и объединение семьи и детского сада в вопросах воспитания и развития, повышается уровень педагогической культуры родителей и ответственности за воспитание детей, родители выступают в роли активных участников образовательной деятельности, достигнут оптимальный уровень взаимодействия детского сада и семьи, созданы условия для активного участия семьи ребенка в жизни группы.

4 этап

Работа на данном этапе направлена на проведение индивидуальных бесед, консультаций по наблюдениям за ребенком педагогом и специалистом группы. Цель данного этапа – приобретение опыта взаимодействия педагога с родителями по обсуждению достижений и трудностей в развитии ребенка. Это позволяет корригировать и предотвращать появление поведенческих проблем, способствует налаживанию контакта с ребенком. Важно следовать инструкции проведения консультаций и индивидуальных бесед: определить цель беседы, время и место ее проведения, тему, провести индивидуальную консультацию (беседу) с последующим анализом.

Итогом такой работы можно считать следующее: педагог получает возможность установить отношения с родителями, основанные на взаимном уважении, дает конкретные советы, намечает действенные пути помощи семье; происходит обмен мнениями «педагог – родитель» по тому или иному вопросу, достижение единой точки зрения, что, в свою очередь, побуждает родителей задуматься над тем, каким образом лучше всего помочь ребенку. Родители получают возможность приобрести практический опыт преодоления трудностей в развитии ребенка, порадоваться успехам ребенка вместе с педагогом, увидеть, что помощь всегда рядом.

5 этап

Самый активный, яркий и приносящий много положительных эмоций этап – проведение детских праздников. Данный этап направлен на создание благоприятных условий для социализации детей, на сплочение отношений всех участников образовательного процесса: родителей и педагогов, педагогов и детей, родителей и детей, родителей и родителей.

Важно привлечь родителей к активному взаимодействию. Это радостное событие, которое позволяет отдохнуть не только детям, но и родителям. На праздниках родители становятся непосредственными участниками, а не сторонними наблюдателями – это одна из особенностей нашей работы на данном этапе. Родители получают удовольствие самим ненадолго стать детьми.

Проводим театрализованные дни для родителей – показываем спектакли. И здесь очень важное место имеет помощь родителей в изготовлении костюмов и атрибутов. Это позволяет им проявить свою творческую фантазию, побывать в роли костюмера.

Итогом этой работы служат следующие наблюдения:

  • активное участие родителей в праздниках расширяет общение родителей с детьми, педагогов с родителями;
  • дети гордятся участием своих родителей в праздниках;
  • развивается интерес к совместному времяпровождению;
  • обогащается эмоциональный опыт членов семьи;
  • создается единый, сплоченный, дружный, веселый коллектив «дети – родители – педагоги».

6 этап

Направлен на рефлексию проделанной работы. Родители оставляют свои отзывы, пожелания в «Тетради отзывов». Она находится в свободном доступе для родителей. Отзывы могут быть на проведение праздника, родительского собрания, на подведение итогов учебного года. Родители излагают свои мысли на бумаге. Это своего рода обратная связь с родителями. Отзывы анализируются педагогами группы, отмечаются положительные, удавшиеся стороны, ставятся на заметку моменты, которые не удались.

Итогом данного этапа является анализ проделанной работы, который позволяет наметить цель и задачи по взаимодействию с родителями в новом учебном году.

Важно обратить внимание на момент «В группу пришел новый ребенок!». Обязательно создаются условия для знакомства детей и родителей с новыми участниками образовательных отношений. Знакомим «новеньких» родителей с жизнью группы.

Большое внимание уделяем выражению благодарности родителям за любое участие, помощь в жизни группы и дошкольного учреждения.

Осуществляется и важный принцип работы с родителями – открытость ДОУ для семьи. Проводим демонстрацию фото и видео материалов с занятий, мероприятий в группе. Еженедельно проводится выставка детских работ. У каждого родителя появляется возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок. С помощью создания видеороликов реализуется важная цель – вовлечение семей в образовательную деятельность, а также повышение их педагогической компетентности.

Для успешного построения взаимодействия с родителями мы придерживаемся следующих правил общения, которые укрепляют доверие и партнерство в интересах ребенка:

– обращаемся к родителям по имени, отчеству;

– разговаривая с родителями о ребенке, называем его по имени;

– обсуждаем проблемы ребенка только с его родителями;

– рассказываем родителям о ежедневных успехах ребенка.

Еще на один важный момент при построении сотрудничества с родителями хотели бы обратить внимание. Это индивидуальный подход в общении с каждой семьей. Анализ социального паспорта семьи в нашей группе показал, что социальный статус, семейное положение, отношение к воспитанию у всех разные. Значит, для установления доброжелательного взаимодействия надо продумывать и индивидуальные взаимные отношения, показать родителям, что мы принимаем их такими, какие они есть, и готовы им помочь.

В результате описанного опыта взаимодействия с родителями, имеющими детей с аутистическим расстройством, отметим следующие итоговые показатели работы своей группы:

  • родители видят, что вокруг них есть семьи, имеющие похожие проблемы;
  • они убеждены, что активное участие в жизни группы помогает развитию их ребенка, ведет к успеху;
  • формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка;
  • родители могут применить полученные знания, умения, опыт в работе со своими детьми дома и принимать своего ребенка таким, какой он есть;
  • родители мотивированы к дальнейшему взаимодействию и сотрудничеству с ДОУ.

Таким образом, грамотно выстраивая работу с родителями, имеющими детей с РАС, можно создать благоприятные условия для полноценного сотрудничества детского сада и семьи, которые будут способствовать своевременному развитию и социализации таких детей.

 

Литература

  1. Доронова Т. Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями». Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. –Электронный ресурс. – URL: https://vk.com/doc268615803_450904886?hash=QopMmwXcIbaFydudZZnaLHqBgo9dRCH6GGIPHhWUkuL (дата обращения 07.06.2024).
  2. Карвасарская И. Б. Психологическая помощь аутичной семье // Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, спец, психологии: Матер. III съезда РПА И науч. – практ. конф. (Курск, 20 – 23 окт., 2003). – Электронный ресурс. – URL: https://helpautism.ru/2012/10/17/knigi-po-autizmu/ (дата обращения 07.06.2024).
  3. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2013.
  4. Михальченко К. А. «Проблемы семейного воспитания детей с ранним детским аутизмом» //Педагогическое мастерство: материалы II международной научной конференции (г. Москва, декабрь 2012 г.). – М.: Буки – Веди, 2018. – с.179 – 184.
  5. Морозов С. А., Морозова С. С., Морозова Т. И. Исследование отношения родителей к особенностям развития своих детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. – 2021. – Т. 19. – № 4. – С. 32–39.
  6. Морозов С. А., Морозова С. С., Тарасова Н. В. и др. Исследование отношений внутри семьи, имеющей ребёнка с аутизмом, и ее отношений с социальным окружением // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – Т. 21. –  № 1. С. 86 – 93.
  7. Нормативные документы об образовании в России: сайт. – ООО Гарант Сервис, 2024. – Электронный ресурс. – URL: https://edu.garant.ru/education/law/  (дата обращения: 07.06.2024).
  8. Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с аутизмом // ГКУЗ Дом ребенка специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики № 1 министерства здравоохранения Краснодарского края. – Электронный ресурс. – URL: https://www.babykrd.ru/expecting-parents/recommendations-for-parents-raising-a-childwith-autism  (дата обращения: 07.06.2024).
  9. Тюлина В. Б. Воспитание ребенка с аутизмом в семье: пособие для родителей и педагогов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС НОО ОВЗ и АООП НОО обучающихся с РАС / В. Б. Тюлина. – Москва: Владос, 2021. – 168 с.
  10. Царев А. М. Проблемы преемственности по сопровождению детей с     расстройствами аутистического спектра: доклад на заседании круглого стола, 6 июня. – г. Сургут. – 2019 г.
Количество просмотров: 400  

Добавить комментарий

Target Image
1. Ортологическая языковая личность и аспекты ее описания
2. Образование и семья – единство взглядов на траекторию развития ребенка
3. Конкурсная деятельность в учреждении дополнительного образования
4. Формирование естественно-научной грамотности на уроках химии
5. Оценка процесса и результатов проектной и исследовательской деятельности школьника
6. Использование интерактивного Smart-стола при работе с детьми в ДОУ
7. Обучение девятиклассников критериальному оцениванию задания 13.3 ОГЭ по русскому языку
8. Взаимодействие с родителями, имеющими детей с РАС
9. Квест-игра как форма мониторинга результатов коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в рамках психолого-педагогического консилиума
10. Работа по развитию речевых умений на иностранном языке у обучающихся старших классов в процессе внеучебной деятельности
1. Теоретические основы интеграции робототехники в дополнительное образование №31/2024 Новосибирск
2. Формирование культуры здоровья обучающихся посредством школьного спортивного клуба №31/2024 Новосибирск
3. Интеграция школьных предметов «Информатика» и «Труд (технология)» в свете требований ФОП №31/2024 Новосибирск
4. Повышение уровня функциональной грамотности на уроках и внеурочных занятиях №31/2024 Новосибирск
5. Урочная и внеурочная деятельность в специализированных медицинских классах №31/2024 Новосибирск
6. Образовательные и социальные дефициты детей мигрантов. Пути их преодоления №31/2024 Новосибирск
7. Лингвистический анализ текста как прием подготовки к итоговой государственной аттестации по русскому языку №31/2024 Новосибирск
8. Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста с использованием игровой модели (из опыта работы) №31/2024 Новосибирск
9. Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обучения №31/2024 Новосибирск
10. Индивидуальная проектная деятельность по искусству как способ формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского №31/2024 Новосибирск
11. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельности №31/2024 Новосибирск
12. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи №31/2024 Новосибирск
13. «Тьюторство сверстников» как ресурс инклюзивного подхода в дошкольной педагогике №31/2024 Новосибирск
14. Потенциал использования авторского пособия «Галечный конструктор» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста №31/2024 Новосибирск
15. Конкурсное движение в рамках курса ОРКСЭ как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся и профессионального роста педагогов №31/2024 Новосибирск
16. Особенности развития младших школьников с задержкой психического развития №31/2024 Новосибирск
17. Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи №31/2024 Новосибирск
18. Развивающая предметно-пространственная среда как фактор разностороннего развития личности дошкольника №31/2024 Новосибирск
19. Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников №31/2024 Новосибирск
20. «НовоСибСад» – модель успешного инновационного развития дошкольной образовательной организации №31/2024 Новосибирск

Страницы