Образование и семья – единство взглядов на траекторию развития ребенка

 

Карпова Наталья Валерьевна,

методист муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Лицей № 176», Новосибирск, Российская Федерация

Natalya V. Karpova,

methodologist of municipal autonomous general education institution of Novosibirsk «Lyceum № 176», Novosibirsk, Russian Federation

 

Образование и семья – единство взглядов на траекторию развития ребенка

Education and family - a common vision on the trajectory of a child's development

В статье представлен опыт работы МАОУ «Лицей № 176» по реализации системы взаимодействия с родителями обучающихся. Описана работа по организации и проведению родительско-педагогической конференции.

Ключевые слова: педагогическое и родительское сообщество, система сотрудничества, формы взаимодействия, программа родительского всеобуча, родительско-педагогическая конференция.

This article presents the working experience of MAEI «Lyceum No. 176» on realization of the system of interaction with parents of students. The experience of work on holding a parent-pedagogical conference is presented.

Keywords: pedagogical and parental community, collaboration system, forms of interaction, parental general education program, parent-pedagogical conference.

 

Взаимодействие образовательной организации и семьи – это взаимосвязь педагогического и родительского сообщества в процессе их совместной деятельности в рамках обучения и воспитания детей.

По мнению заместителя Министра просвещения Российской Федерации В. С. Басюка, «современные родители все активней участвуют в образовательном процессе и совершенствовании системы образования. Они вовлечены в различные формы государственно-общественного управления учебными заведениями, хорошей традицией становятся их совместные мероприятия с детьми. Это стало возможным благодаря системной и целенаправленной работе, важная часть которой – просвещение, позволяющее родителям приобрести ключевые знания и компетенции, необходимые для воспитания детей, понимания их возрастных и психологических особенностей. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года предусматривает проведение бесплатных консультаций и занятий для родителей (законных представителей), реализацию дополнительных образовательных программ… Самое главное в работе с родителями – разъяснить суть и значение процессов, происходящих в школе, повысить их интерес к современным формам развития родительской компетентности. Важно, чтобы родители имели полное представление о кадровой и методической обеспеченности школы, ее возможностях в этом плане. Именно поэтому информирование об организационно-правовых аспектах должно сочетаться с родительским просвещением» [1].

По словам ответственного секретаря Координационного совета НРА А. В. Гусева, «основная сложность диалога семьи и школы на сегодняшний день — это, конечно, по-прежнему сохраняющееся взаимное недоверие. Эта задача… решаема, надо просто на это обращать внимание» [2].

В МАОУ «Лицей № 176» города Новосибирска уделяется большое внимание обозначенной проблеме и выстроена система сотрудничества с родителями обучающихся через разные формы взаимодействия.

В начале каждого учебного года нами проводится онлайн-опрос родительского сообщества лицея о волнующих их вопросах, затем планируется работа с родителями всех служб лицея.

Перечислим некоторые формы включения родителей в учебно-воспитательный процесс:

образовательный процесс (приглашение родителей на педагогические советы и открытые уроки в рамках единых методических дней, участие в качестве наблюдателей в проведении оценочных процедур, наставническая и проектно-исследовательская деятельность, проведение родителями профориентационных занятий на классных часах и др.);

– подготовка и проведение общелицейских мероприятий: спортивных мероприятий («Богатыри земли сибирской», «Малые олимпийские игры», эстафета имени А. Ф. Рыбина, туристический слёт),  патриотических мероприятий (митинг-концерт, посвященный Дню Победы, акция «Бессмертный полк», месячник оборонно-массового и военно-патриотического воспитания, смотр строя и песни и др.),  волонтерских мероприятий (акции «Школы за раздельный сбор отходов», «Посылка солдату», «Свеча памяти»,  «Помощь бездомным животным», «Добрый дом» и др.), воспитательных мероприятий (Масленица, День матери, День знаний, День самоуправления и др. ), семейных праздников (8-е марта, 23-е февраля, открытие Года Семьи);

психолого-педагогическое сопровождение родительского сообщества (тренинг-клуб для родителей «Ступени успеха», психолого-педагогические тренинги для родителей «Школа Успешного Родителя», психолого-педагогический консилиум, консультационная помощь семьям, онлайн-лектории и др.).

Традиционной для лицея является реализация программы родительского всеобуча. На протяжении нескольких лет лицей проводит родительско-педагогические конференции по различным, актуальным для родителей, тематикам, при поддержке Новосибирского государственного педагогического университета.

Так, в марте 2024 года состоялась Открытая региональная родительско-педагогическая конференция «Родительский навигатор: траектория развития ребенка для успешного будущего» (далее- конференция).

В конференции приняли участие научные и педагогические работники образовательных организаций высшего, среднего и общего образования города Новосибирска и Новосибирской области, родители обучающихся, профильные специалисты-практики.

Выбор темы конференции обусловлен запросом родительского сообщества лицея, необходимостью реализации современных форм взаимодействия с родителями, решением перспективных задач деятельности педагогического коллектива лицея на 2023-2024 учебный год.

При проведении конференции были поставлены следующие задачи:

– обмен опытом эффективных практик по формированию и сопровождению персонального пути реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании;

– повышение родительской компетентности, создание условий для овладения психолого-педагогическими знаниями в области воспитания и развития ребенка.

В пленарной части конференции было акцентировано внимание родителей и педагогов на векторах изменения и развития современного ребенка, научного обоснования значимости системного подхода к формированию траектории его развития.

В основной части конференции работали несколько информационных площадок, где были представлены образовательные, воспитательные, семейные, профориентационные ресурсы для формирования траектории развития ребенка не только лицея, но и колледжей, ВУЗов, учреждений дополнительного образования и воспитания, профориентационных центров города Новосибирска.

На интерактивных площадках в рамках обучающих мастер-классов от специалистов-практиков родители приобрели навыки выстраивания траектории развития ребенка на разных возрастных уровнях (от 5 до 17 лет), используя полученные ресурсы.

Заключительный этап конференции содержал презентацию разработанных траекторий развития ребенка, где родители с удовольствием представили свои проекты, часть из которых будет в дальнейшем реализована при поддержке лицея.

Стоит отметить, что члены совета родителей лицея принимали активное участие в подготовке конференции, а также работали волонтерами во время её проведения.

Резолюция конференции содержит ряд рекомендаций образовательным организациям, педагогам и родителям по взаимодействию для формирования траектории развития ребенка.

Все материалы конференции представлены в «Банке лучших практик» на выставочной площадке официального сайта МАОУ «Лицей № 176», которые можно просмотреть по ссылке https://exposition.prosto-matematika.ru/ или QR-коду, а также на публичной странице мероприятий в социальной сети «ВКонтакте» (рисунок 1).

           

Рисунок 1. Банк лучших практик лицея, страница мероприятия в «VK»

 

Проведя онлайн опрос родителей по итогам конференции, мы получили положительные отзывы о важности и полезности содержания конференции, а также предложения и вопросы для рассмотрения их в дальнейшем. Это признак позитивного состояния родительского просвещения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что мы помогли родителям разобраться и сориентироваться в таком важном для них вопросе, как формирование траектории развития ребенка. Кроме того, стало очевидным, что в результате такого взаимодействия произошло развитие обеих заинтересованных сторон обучения и воспитания ребенка.

В заключение можно с уверенностью утверждать, что конференция как форма взаимодействия с родителями оказывает психологическую поддержку и формирует педагогическую грамотность родителей, направляет их на активную коммуникацию с детьми, а возможно, и коррекцию в семейных взаимоотношениях, и, что очень важно, у родителей повышается доверие к лицею, они становятся более заинтересованными в реализации образовательных и воспитательных проектов лицея, тем самым снижается процент «молчаливого большинства» и повышение число родителей, принимающих активное участие в жизни организации.

Именно поддержка и открытость со стороны образовательных организаций, диалог семьи и школы, о значимости которого писал выдающийся педагог-новатор Василий Сухомлинский, позволяют создать атмосферу взаимного доверия и уважения между родителями и педагогами, благоприятную среду для сотрудничества, активного и конструктивного участия родителей в школьной жизни, разрешения конфликтных ситуаций, принятия совместных решений, помогающих сделать работу школы более эффективной, улучшить образовательные результаты, предотвратить школьную неуспеваемость [1].

Сегодня родители обучающихся МАОУ «Лицей № 176» – это партнеры по реализации учебно-воспитательного процесса.

 

Литература

 

  1. Басюк В. С. Родительское просвещение – важнейшая форма вовлечения родителей в образование. – Электронный ресурс. – URL: https://vestnik.edu.ru/main-topic/viktor-basiuk-roditelskoe-prosveshchenie-vazhneishaia-forma-vovlecheniia-roditelei-v-obrazovanie (дата обращения: 24.04.2024).
  2. Гусев А. В. Родительское просвещение в России: проблемы и перспективы. – Электронный ресурс. – URL: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn-p1ai/upload/iblock/bc4/vd8kb2l1jan1eh4avd8bia2d49wfd41d.pdf (дата обращения: 24.04.2024).
  3. Методические материалы дополнительного профессионального образования Института изучения детства, семьи и воспитания. Модуль «Государственная политика в сфере воспитания». – Электронный ресурс. – URL: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/tsentr-metodicheskogo-soprovozhdeniya/dopolnitelnoe-professionalnoe-obrazovanie/modul-gosudarstvennaya-politika-v-sfere-vospitaniya/ (дата обращения: 24.04.2024).
  4. Цикина И. В. Школа как центр родительского просвещения. – Электронный ресурс. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2021/10/26/shkola-kak-tsentr-roditelskogo-prosveshcheniya (дата обращения: 24.04.2024).

 

Количество просмотров: 450  

Добавить комментарий

Target Image
1. Ортологическая языковая личность и аспекты ее описания
2. Образование и семья – единство взглядов на траекторию развития ребенка
3. Конкурсная деятельность в учреждении дополнительного образования
4. Формирование естественно-научной грамотности на уроках химии
5. Оценка процесса и результатов проектной и исследовательской деятельности школьника
6. Использование интерактивного Smart-стола при работе с детьми в ДОУ
7. Обучение девятиклассников критериальному оцениванию задания 13.3 ОГЭ по русскому языку
8. Взаимодействие с родителями, имеющими детей с РАС
9. Квест-игра как форма мониторинга результатов коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в рамках психолого-педагогического консилиума
10. Работа по развитию речевых умений на иностранном языке у обучающихся старших классов в процессе внеучебной деятельности
1. Теоретические основы интеграции робототехники в дополнительное образование №31/2024 Новосибирск
2. Формирование культуры здоровья обучающихся посредством школьного спортивного клуба №31/2024 Новосибирск
3. Интеграция школьных предметов «Информатика» и «Труд (технология)» в свете требований ФОП №31/2024 Новосибирск
4. Повышение уровня функциональной грамотности на уроках и внеурочных занятиях №31/2024 Новосибирск
5. Урочная и внеурочная деятельность в специализированных медицинских классах №31/2024 Новосибирск
6. Образовательные и социальные дефициты детей мигрантов. Пути их преодоления №31/2024 Новосибирск
7. Лингвистический анализ текста как прием подготовки к итоговой государственной аттестации по русскому языку №31/2024 Новосибирск
8. Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста с использованием игровой модели (из опыта работы) №31/2024 Новосибирск
9. Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обучения №31/2024 Новосибирск
10. Индивидуальная проектная деятельность по искусству как способ формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского №31/2024 Новосибирск
11. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельности №31/2024 Новосибирск
12. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи №31/2024 Новосибирск
13. «Тьюторство сверстников» как ресурс инклюзивного подхода в дошкольной педагогике №31/2024 Новосибирск
14. Потенциал использования авторского пособия «Галечный конструктор» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста №31/2024 Новосибирск
15. Конкурсное движение в рамках курса ОРКСЭ как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся и профессионального роста педагогов №31/2024 Новосибирск
16. Особенности развития младших школьников с задержкой психического развития №31/2024 Новосибирск
17. Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи №31/2024 Новосибирск
18. Развивающая предметно-пространственная среда как фактор разностороннего развития личности дошкольника №31/2024 Новосибирск
19. Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников №31/2024 Новосибирск
20. «НовоСибСад» – модель успешного инновационного развития дошкольной образовательной организации №31/2024 Новосибирск

Страницы