Талюкина Галина Федоровна,директор МБПОУ НСО Новосибирский технический колледж им. А. И. Покрышкина, Новосибирск, Российская Федерация Galina F. Talyukina, director of MBPOU NSO Novosibirsk Technical College named after A.I. Pokryshkin, Novosibirsk, Russian Federation |
Романова Елена Викторовна,заместитель директора по научно-методической работе МБПОУ НСО Новосибирский технический колледж им. А. И. Покрышкина, Новосибирск, Российская Федерация Elena V. Romanova, Deputy director for scientific and methodological work of the Novosibirsk Technical College named after A.I. Pokryshkin, Novosibirsk, Russian Federation |
Чуб Елена Валентиновна,кандидат педагогических наук, доцент, методист МБОУ СОШ №56, Новосибирск, Российская Федерация Elena V. Chub, candidate of pedagogical sciences, associate professor, methodologist of MBOU secondary school No. 56, Novosibirsk, Russian Federation |
Технология «ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ВУЗ» как предиктор успешности профессиональной навигации молодежи
Проблема профессиональной ориентации молодежи, выявления профессиональных приоритетов и возможностей молодого человека становится все более актуальной для современного образования. Ранняя профессиональная навигация является важнейшей предпосылкой успешного профессионального самоопределения подрастающего поколения.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, интеграция общего и профессионального образования
The problem of professional orientation of young people, identification of professional priorities and opportunities of a young person are becoming more and more relevant for modern education. Early professional navigation is the most important prerequisite for successful professional self-determination of the younger generation.
Keywords: professional orientation, integration of general and vocational education
В Концепции государственной молодежной политики в Российской Федерации молодежь рассматривается в качестве важнейшего кадрового ресурса, значимого фактора развития российского государства. Сегодня «новая экономика» пробуждает появление не только профессий-гибридов, но и новых профессиональных направлений, что, в свою очередь, приводит к серьезным изменениям в карте профессий. Поэтому процесс профессиональной навигации необходимо осуществлять с учетом кадровых потребностей общества. Однако ранняя профориентационная работа в общеобразовательных организациях чаще всего носит ознакомительный характер. Данный формат предполагает оказание информационный поддержки старшеклассников в формировании у них личностного взгляда на виды трудовой деятельности, способность оценивать свои возможности, выделяя для себя наиболее привлекательные направления предстоящей профессиональной деятельности. Такой вариант профессионального самоопределения сложно назвать результативным.
Профессиональная ориентация – это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам, сложная и многогранная проблема [2, с. 85]. Профессиональная навигация является предпосылкой профессионального самоопределения школьников, мотивацией к учению в выбранном профессиональном направлении. Выбор профессии для школьников – это очень важное жизненное решение. В старших и выпускных классах выбор профессии встает особо остро.
Исторически подростковый возраст выделялся обществом как наиболее результативный для профессиональной подготовки. Сегодня подростки готовы осваивать профессиональные навыки в более ранний период, однако осознанный выбор будущего профессионального пути продолжает оставаться проблемой для современного школьника. Ранняя профориентация способна в перспективе обеспечить экономическую независимость взрослеющего человека, что является личностно значимым и помогает преодолеть многие сомнения подростка, мотивировать его на освоение навыков профориентационного характера. Профессиональное самоопределение в подростковом возрасте происходит у разных детей по-разному.
У обучающихся не всегда складывается объективное представление о будущей профессии. К сожалению, современная школа не может в полной мере создать достаточных условий для подготовки школьников к успешному профессиональному самоопределению. Важно понимать, что сознательный подход к выбору профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого обучающегося будет выстраиваться только при наличии грамотно организованной системы квалифицированной и комплексной профориентации. Именно в этот момент система профориентационной работы должна быть высоко интенсивной, объединяя и родителей, и профессиональные учебные заведения, и медицинских работников, и психологов, и специалистов предприятий и учреждений [4]. В связи с этим поиск новых способов профессиональной ориентации подрастающего поколения является важнейшей задачей, стоящий перед образовательными организациями и современным обществом в целом.
Сложность управления профориентационной системой включает в себя два взаимозависимых аспекта: с одной стороны, обществу и государству необходимы современные высококвалифицированные кадры, с другой – важно учитывать потребности, желания и возможности подрастающего поколения. Данное противоречие приводит к пониманию того, что на сегодняшний день перед образовательными организациями общего и профессионального образования остро встают вопросы по выстраиванию целостной интегрированной системы профессиональной навигации детей и молодежи. По нашему мнению, только системно-организуемая, интегрированная профессиональная ориентация молодежи может стать оптимальным предиктором успешности профессиональной деятельности во взрослой жизни человека. Поэтому возникает необходимость создания новой модели профессиональной навигации, основанной на объединении всех возможных ресурсов заинтересованных в данном вопросе образовательных организаций.
Вопросы развития сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования, проектирования новой модели конструктивного взаимодействия образовательных учреждений различного типа и вида направленны на разрешение проблемы профессиональной навигации подрастающего поколения и сегодня выходят на первый план. Решением данного вопроса может стать применение технологии конструктивного взаимодействия «школа – колледж – вуз». Сетевое взаимодействие образовательных учреждений «школа – колледж – вуз» необходимо рассматривать как значимую социально-ориентированную технологию, направленную на решение проблемы успешного профессионального самоопределения и становления подрастающего поколения. Целенаправленная совместная профориентационная деятельность образовательных организаций может стать необходимым комплексом организационных, психолого-педагогических, методических условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся.
Сетевое взаимодействие – это совместная деятельность нескольких образовательных учреждений, организованная для обучения, взаимообучения, совместного изучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробирования или внедрения учебно-методических комплексов, методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования [1]. Каждый из участников сетевого объединения вносит свой вклад в реализацию выбранного формата взаимодействия, и прежде всего в виде ресурсов. К таким ресурсам принято относить следующие:
– кадровые ресурсы (администрация, руководители методических объединений школ и колледжей, педагоги дополнительного и профессионального образования, мастера производственного обучения, преподаватели вузов, социальные педагоги, педагоги-психологи и др.);
– информационные, программные и методические ресурсы (планы сетевого взаимодействия, совместно разработанные и реализуемые сетевые программы, скорректированные программы общего и профессионального образования, методические разработки, диагностический инструментарий, электронные образовательные и цифровые ресурсы и т. д.);
– материально-технические ресурсы (специально оснащенные кабинеты, лаборатории, мастерские с необходимым оборудованием и т. п.).
На основе совместного планирования сетевой деятельности выстраиваются эффективные отношения по реализации технологии «школа – колледж – вуз», что значительно расширяет возможности профориентационной работы. За счёт привлечения грамотных кадровых, научно-методических, лабораторных и других ресурсов разных образовательных организаций такое взаимодействие становится результативным и целенаправленно-ориентированным на поддержку молодого поколения в личностном и профессиональном самоопределении. Поэтому создание единого профессионально-ориентированного образовательного пространства можно рассматривать как один из способов решения проблемы ранней профориентации детей и молодежи.
Примером удачной интеграционной политики образовательных учреждений различного уровня в формате «школа – колледж – вуз» можно назвать деятельность Новосибирского технического колледжа им. А. И. Покрышкина, который успешно работает со школьниками на протяжении нескольких лет. Модель сетевого взаимодействия со школами города и области предполагает профильное обучение школьников среднего звена и старшей школы, включая в себя предпрофильную подготовку обучающихся 7–9-х классов. Такая деятельность осуществляется на основе объединения различных ресурсов колледжа и общеобразовательных учреждений и направлена на подготовку школьников к участию в движении «Worldskills Russia Juniors». Профессиональная подготовка рассчитана на школьников 10-11 классов и реализуется в рамках областной программы развития «Политехническая и агротехническая школа».
На сегодняшний день колледж активно взаимодействует с МБОУ г. Новосибирска: «Средняя общеобразовательная школа № 215 имени Д. А. Бакурова» и «Средняя общеобразовательная школа № 67 имени Героя Советского Союза Н. П. Кузнецова» по профессиям: «Слесарь» и «Исполнитель художественно-оформительских работ», «Оператор электронных и вычислительных машин». Обучение данным профессиям включает в себя объем учебного материала, необходимого для приобретения профессиональных навыков, соответствующих требованиям квалификационной характеристики 2-го разряда по профессии. В зависимости от готовности учебно-материальной базы учебных заведений обучение организуется на базе колледжа либо непосредственно в самих школах.
Допрофессиональная подготовка реализуется на базе общеобразовательных школ с обучающимися 9-х классов. К востребованным элективным курсам можно отнести такие, как «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда НСО», «Слесарное дело», «Электромонтажное дело», «Токарное дело», «3д моделирование» и др. Кроме того, общеобразовательные организации могут запросить подготовку обучающихся по актуальным для себя элективам: «Бумагопластика», «Основы черчения», «Основы информационных знаний» и т. д.
НТК им. А. И. Покрышкина с 2015 года активно поддерживает обучающихся общеобразовательных школ в подготовке их к участию в движении «Worldskills Junior». Со школьниками 7, 8, 9, 10-х классов проводятся занятия по таким курсам, как электромонтаж, основы 3Д моделирования, инженерная и компьютерная графика, робототехника и др. Такая работа позволяет школьникам участвовать в этом движении на регулярной основе.
Особенностью профориентационной работы НТК им. А. И. Покрышкина является осуществление профессиональной навигации школьников и в каникулярное время. В этот период реализуется проект «Интерактивные профильные смены» для школьников 7-11 классов разных школ г. Новосибирска и области. В рамках данного проекта школьники при поддержке наставника в течение трех-четырех дней собственноручно разрабатывают выбранное изделие, выполняют его в материале и защищают свой проект. Готовый продукт как непосредственный результат своего труда (настольные светильники, елочные гирлянды, мобильные роботы и др.) школьники забирают с собой, чтоб продемонстрировать приобретенные профессиональные умения друзьям, одноклассникам, родителям.
На базе колледжа организуется проведение профессиональных проб как ознакомительного, так и продвинутого уровня по направлениям: прототипирование, инженерный дизайн, мобильная робототехника, мехатроника, промышленная робототехника. Это позволяет сделать профориентационный проект «Билет в будущее», реализуемый в НТК им А. И. Покрышкина с 2018 года, наиболее интересным и результативным.
Проект «Фестиваль руками» предполагает активное участие в его проведении как педагогов, так и студентов колледжа. Студенты участвуют в проекте под руководством преподавателей, совместно с ними планируют и проводят мастер-классы для учащихся 6-8 классов по робототехнике, инженерному дизайну, прототипированию.
Отдельным направлением в профессиональной навигации детей и молодежи можно назвать организацию совместной проектной деятельности школьников и педагогов колледжа. Опыт показал эффективность такой деятельности.
Формы взаимодействия колледжа и общеобразовательных учреждений могут носить различный характер в зависимости от запросов и потребностей школ г. Новосибирска и области. Это работа с командами при подготовке их участников к конкурсным испытаниям, индивидуальное обучение школьников, наставничество, а также консультирование преподавателей, отвечающих за подготовку конкурсантов по мехатронике, мобильной робототехнике, инженерному дизайну и др. Особая работа ведется с экспертами.
Интеграция общего и профессионального образования создает уникальные возможности и благоприятные условия для профессионального самоопределения подрастающего поколения. На сегодняшний день существенным образом расширяется система неформального образования студентов и школьников, что позволяет профессиональным образовательным организациям формировать новые границы и содержательный компонент единого профориентационного пространства.
Создается новый формат профессионального ориентирования – наставническое взаимодействие студент – школьник. Студенты колледжа, получая дополнительные знания и умения на тренировках к чемпионатам, конкурсам и олимпиадам профессионального мастерства, становятся наставниками команд школьников, ведут кружки, мастер-классы, работают волонтерами на профориентационных мероприятиях.
Новосибирский технический колледж им А. И. Покрышкина, организуя профориентационную деятельность в рамках формата «школа – колледж – вуз», осуществляет активное сотрудничество с ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет». Взаимодействие предполагает как совместную организацию курсов повышения квалификации, сотрудничество в рамках дистанционного обучения с использованием платформы «DiSpace», так и активное участие педагогов и студентов колледжа в мероприятиях НГТУ, направленных на дальнейшую профессиональную навигацию подрастающего поколения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что создаваемая интеграционная модель профессиональной навигации «школа – колледж – вуз» – это эффективная целостная система по оказанию подросткам поддержки в выявлении и развитии своих склонностей, способностей, определении профессиональных интересов и приоритетов, формировании готовности к трудовой деятельности.
Литература
- Алексахина Н. В., Бойцова Е. Г., Чичев Е. М. Организация образовательного процесса средствами сетевых технологий // Управление качеством образования. – 2014. – № 3. – С. 58-67.
- Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. – М.: Просвещение, 2008. – 272 с.
- Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации / Е.А. Климов.-. М.: Просвещение, 2010. – 352с.
- Пилюгина Е. И. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях / Е. И. Пилюгина, М. Д. Иванова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 15 (149). – С. 619-623. – Электронный ресурс. – URL: https://moluch.ru/archive/149/42233/ (дата обращения: 28.02.2023).
Количество просмотров: 210 |
Добавить комментарий