Роль дисциплины «Личная эффективность и психологические основы управления образовательной организацией» в дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Основы менеджмента. Управление персоналом образовательной организации»

 

Пометелина Светлана Мухтаржановна,

кандидат филологических наук, доцент, методист, МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация

Svetlana M. Pometelina,

candidate of Philology, Associate Professor, methodologist, MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation

 

Роль дисциплины «Личная эффективность и психологические основы управления образовательной организацией» в дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Основы менеджмента. Управление персоналом образовательной организации»

The role of the discipline «Personal effectiveness and psychological foundations of educational organization management» in the additional professional retraining program «Fundamentals of Management. Personnel management of an educational organization»

В статье представлен анализ дисциплины «Личная эффективность и психологические основы управления образовательной организацией» как компонента дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Основы менеджмента. Управление персоналом образовательной организации», определено значение этой дисциплины для освоения данной программы слушателями.

Ключевые слова: программа профессиональной переподготовки, руководитель образовательной организации, интерактивная лекция, гибкие навыки.

The article presents an analysis of the discipline «Personal effectiveness and psychological foundations of educational organization management» as a component of an additional professional retraining program «Fundamentals of Management. Personnel management of an educational organization», the importance of this discipline for the development of this program by students is determined.

Keywords: professional retraining program, head of an educational organization, interactive lecture, soft skills.

 

В марте 2025 года МАУ ДПО «НИСО» начало реализацию дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки (далее – ДПП ПП, программа) «Основы менеджмента. Управление персоналом образовательной организации».

Актуальность создания программы обусловлена новыми требованиями к профессиональной подготовке руководителей образовательных организаций. Руководитель нового типа – это эффективный управленец; грамотный финансист; стратег, понимающий современные тенденции государственной политики в сфере образования; лидер, способный собрать команду профессионалов и организовать ее работу; умелый оратор, владеющий нюансами управленческой культуры; публичное лицо, представляющее интересы образовательной организации перед государством и обществом. ДПП ПП «Основы менеджмента. Управление персоналом образовательной организации» разработана с учетом всех названных актуальных аспектов подготовки управленческих кадров образовательных организаций. Программа адресована заместителям руководителей образовательных организаций и педагогическим работникам, включенным в кадровый резерв управленческого персонала образовательной организации. Срок освоения ДПП ПП составляет 280 часов. Слушатели, успешно освоившие программу, получают квалификацию «Менеджер в образовании» и смогут реализовать цель профессиональной деятельности руководителя образовательной организации в соответствии с профессиональным стандартом – обеспечение деятельности и развития образовательной организации [3].

Учебный план ДПП ПП «Основы менеджмента. Управление персоналом образовательной организации» включает 10 компонентов: 9 дисциплин и итоговую аттестацию. Дисциплины представлены в следующем порядке:

– Основы менеджмента;

– Личная эффективность и психологические основы управления образовательной организацией;

– Современная государственная политика в сфере образования;

– Управление основными процессами образовательной организации;

– Управление результатами образовательной организации;

– Управление информацией о деятельности образовательной организации;

– Управление развитием образовательной организации;

– Управление персоналом образовательной организации;

– Практикум по решению управленческих задач.

Три первые дисциплины выстраивают фундамент для изучения последующих. Цель данной статьи – раскрыть специфику дисциплины «Личная эффективность и психологические основы управления образовательной организацией», определить ее значение для освоения программы профессиональной переподготовки будущими руководителями образовательных организаций.

Объем дисциплины составляет 24 часа. Учебно-тематический план включает 5 тем:

1. Развитие гибких навыков как основа личной эффективности руководителя образовательной организации;

2. Управление временем как ключевой навык успешного руководителя образовательной организации;

3. Навыки эффективной коммуникации руководителя образовательной организации;

4. Деловой этикет, имидж современного руководителя;

5. Навыки публичных выступлений. Речевая культура руководителя.

Как видно из приведенного списка, первая тема содержит обзор ключевых навыков руководителя образовательной организации, каждая последующая раскрывает определенный навык.

По каждой теме предусмотрены интерактивные лекции, способствующие выстраиванию конструктивного диалога слушателей с преподавателем.

В процессе интерактивной лекции при рассмотрении темы «Развитие гибких навыков как основа личной эффективности руководителя образовательной организации» обучающиеся приходят к выводу, что эффективный руководитель современной образовательной организации – это управленец с новым набором не только базовых профессиональных компетенций (жестких навыков), но и надпрофессиональных компетенций (мягких/гибких навыков), таких как эмоциональный интеллект, лидерство, эффективная коммуникация, управление конфликтами, управление временем, при этом, гибкими навыками (или soft skills) называют совокупность личностных качеств человека, характеризующих его деятельность в коллективе. Анализ гибких навыков руководителя и инструментов их развития [1], обсуждение проблемных ситуаций в профессиональной деятельности и вариантов их решения позволяет слушателям раскрыть специфику профессионально важных качеств личности менеджера в системе образования, научиться управлять собственным эмоциональным состоянием и эмоционально сложными ситуациями.

На рисунке 1 представлен один из слайдов презентации, сопровождающей интерактивную лекцию. Он отражает характеристику такого инструмента развития эмоционального интеллекта, как социальная компетентность.

 

 

Рисунок 1. Пример слайда презентации, сопровождающей интерактивную лекцию по теме «Развитие гибких навыков как основа личной эффективности руководителя образовательной организации»

 

Самостоятельная работа по данной теме направлена на формирование представления о личных гибких навыках. Будущим руководителям предлагается составить чек-лист необходимых им надпрофессиональных навыков, оценить каждый навык самостоятельно (по шкале от 0 до 10 баллов), разработать план развития «провисающих» навыков.

В рамках темы «Управление временем как ключевой навык успешного руководителя образовательной организации» слушатели знакомятся с понятием целеполагания как основы управления временем, с такими эффективными методами планирования, как пирамида Франклина, матрица Эйзенхауэра, «золотые» пропорции планирования времени (правило Л. Зайверта, принцип В. Парето, метод АВС), метод «Альпы», матрица управления временем Стивена Кови; вместе с преподавателем характеризуют факторы компетентности руководителя в управлении временем, определяют критерии проектирования личной системы тайм-менеджмента. Рисунок 2 содержит слайд презентации, отражающий один из методов планирования – принцип Эйзенхауэра.

 

Рисунок 2. Пример слайда презентации, сопровождающей интерактивную лекцию по теме «Управление временем как ключевой навык успешного руководителя образовательной организации»

 

В качестве самостоятельной работы, направленной на формирование навыка использования инструментов управления временем, слушатели разрабатывают личную систему тайм-менеджмента.

На занятиях по теме «Навыки эффективной коммуникации руководителя образовательной организации» обучающиеся анализируют основные каналы и инструменты внутренних и внешних коммуникаций в образовательных организациях, знакомятся со стратегией управления корпоративными коммуникациями, формирующей условия, когда не просто устранены барьеры для общения, но и созданы дополнительные возможности для выгодных взаимодействий. Рисунок 3 является иллюстрацией правил корректной обратной связи, которая справедливо считается необходимым условием эффективной коммуникации, поскольку наличие обратной связи выступает дополнительным фактором сохранения конструктивной и доброжелательной атмосферы взаимодействия.

 

Рисунок 3. Пример слайда презентации, сопровождающей интерактивную лекцию по теме «Навыки эффективной коммуникации руководителя образовательной организации»

 

Полученные знания слушатели закрепляют на практике в формате деловой игры, направленной на развитие навыка эффективного взаимодействия, коллективного принятия решений.

Не менее важной, чем все предыдущие темы, для будущих руководителей образовательных организаций является тема «Деловой этикет, имидж современного руководителя». В форме интерактивной лекции слушатели знакомятся с требованиями современной профессиональной среды к внешнему виду и деловым манерам руководителя, с правилами этикета для стандартных деловых ситуаций: приветствие, представление, извинение, этикет деловой беседы, делового телефонного разговора, деловой переписки (в том числе электронной); анализируют компоненты имиджа руководителя в контексте делового этикета (габитарный, невербальный, вербальный) и инструменты формирования положительного делового имиджа. На рисунке 4 представлен слайд, посвященный средствам выражения речевого этикета делового общения.

 

Рисунок 4. Пример слайда презентации, сопровождающей интерактивную лекцию по теме «Деловой этикет, имидж современного руководителя»

 

Практическая работа по данной теме направлена на овладение инструментами формирования положительного делового имиджа руководителя образовательной организации. Слушатели делятся на команды. Каждая команда разрабатывает и представляет свою имидж-концепцию успешного руководителя образовательной организации.

Последняя тема рассматриваемой дисциплины – «Навыки публичных выступлений. Речевая культура руководителя». Интерактивная лекция помогает будущим менеджерам в сфере образования узнать, как преодолеть страх выступления перед аудиторией, как сформировать благоприятное первое впечатление, как выглядит корректное невербальное поведение оратора. Обучающиеся знакомятся с составляющими техники речи, инструментами работы с голосом, дикцией, интонацией, этапами подготовки речи, структурой публичного выступления, приемами установления контакта с аудиторией, спецификой аргументации как основного способа убеждения, коммуникативными качествами речи, создающими положительный образ оратора. Рисунок 5 иллюстрирует типичные для устной речи ошибки, недопустимые в публичном выступлении.

 

Рисунок 5. Пример слайда презентации, сопровождающей интерактивную лекцию

 по теме «Навыки публичных выступлений. Речевая культура руководителя»

 

Практическая работа, направленная на формирование навыков публичного выступления, проводится в форме деловой переговорной игры.

Освоение данной темы помогает слушателям успешно выступить на защите итоговых аттестационных работ, представляя результаты управленческих проектов.

Рассматриваемая дисциплина завершается промежуточной аттестацией: обучающиеся выполняют задания в тестовой форме на платформе Moodle. При правильном выполнении более 70 % тестовых заданий слушатели получают оценку «зачтено», при выполнении менее 70 % – оценку «не зачтено».

Результатом освоения дисциплины «Личная эффективность и психологические основы управления образовательной организацией» является формирование у слушателей гибких навыков, необходимых для продуктивной управленческой деятельности. Именно в этом заключается значимость дисциплины для будущих менеджеров системы образования. Ведь, как справедливо заметили авторы книги «Искусство управления», «научиться влиять на людей, помогать им развиваться, совершенствоваться – главное для руководителя. Если он умеет это делать, он не только преуспеет сам, но и со временем создаст коллектив способных, хорошо подготовленных и преданных ему всей душой людей» [2, с. 15-16]. Сформированные надпрофессиональные навыки помогут обучающимся развить базовые профессиональные компетенции для выполнения нового вида профессиональной деятельности в области образовательного менеджмента, управления персоналом образовательной организации и приобрести новую квалификацию менеджера в образовании.

 

 

Литература

 

1. Зима В. Инструменты руководителя. Понимай людей, управляй людьми. – СПб.: Питер, 2022. – 256 с.

2. Паркинсон С. Норткот, Рустомджи М. К. Искусство управления: Пер. с англ. – СПб.: Лениздат, 1992. – 143 с.

3. Приказ Минтруда России от 19.04.2021 N 250н «Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)"» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.09.2021 N 64848).

Количество просмотров: 8  

Добавить комментарий

Target Image
1. Повышение квалификации как эффективная форма совершенствования профессиональных компетенций педагогов ДОО для успешной реализации инклюзивного образования
2. Современные тенденции развития профессиональных компетенций педагогов и руководителей образовательных организаций средствами профессиональных конкурсов
3. Педагогика в эпоху перемен: значение конкурсов профессионального мастерства для развития и адаптации специалистов
4. Роль дисциплины «Личная эффективность и психологические основы управления образовательной организацией» в дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Основы менеджмента. Управление персоналом образовательной организации»
5. Конкурсное движение в системе развития управленческой компетентности директора школы: практика подготовки к конкурсу «Директор года России»
6. Районный (отборочный) этап городского конкурса «Учитель года» как средство профессионального развития педагога
7. Конкурс «Учитель года»: путь к профессиональному совершенствованию
8. Методическая поддержка реализации Концепции развития математического образования в общеобразовательных организациях города Новосибирска
9. Потенциал проектной деятельности в развитии функциональной грамотности ученика и профессиональном самосовершенствовании педагога
1. Потенциал проектной деятельности в развитии функциональной грамотности ученика и профессиональном самосовершенствовании педагога № 35 (3), сентябрь 2025
2. Методическая поддержка реализации Концепции развития математического образования в общеобразовательных организациях города Новосибирска № 35 (3), сентябрь 2025
3. Конкурс «Учитель года»: путь к профессиональному совершенствованию № 35 (3), сентябрь 2025
4. Районный (отборочный) этап городского конкурса «Учитель года» как средство профессионального развития педагога № 35 (3), сентябрь 2025
5. Конкурсное движение в системе развития управленческой компетентности директора школы: практика подготовки к конкурсу «Директор года России» № 35 (3), сентябрь 2025
6. Роль дисциплины «Личная эффективность и психологические основы управления образовательной организацией» в дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Основы менеджмента. Управление персоналом образовательной организации» № 35 (3), сентябрь 2025
7. Педагогика в эпоху перемен: значение конкурсов профессионального мастерства для развития и адаптации специалистов № 35 (3), сентябрь 2025
8. Современные тенденции развития профессиональных компетенций педагогов и руководителей образовательных организаций средствами профессиональных конкурсов № 35 (3), сентябрь 2025
9. Повышение квалификации как эффективная форма совершенствования профессиональных компетенций педагогов ДОО для успешной реализации инклюзивного образования № 35 (3), сентябрь 2025
10. Формирование и развитие понятийного мышления – важнейшая образовательная задача № 34 (2), июнь 2025
11. Игровые технологии как эффективный инструмент в развитии профессиональной осознанности № 34 (2), июнь 2025
12. Метод таблиц как эффективный инструмент разработки программ дополнительного образования детей № 34 (2), июнь 2025
13. Профессиональные компетенции воспитателей ДОО в области коррекционно-развивающей работы с детьми «группы риска» № 34 (2), июнь 2025
14. Организация наставнической деятельности в многопрофильном учреждении дополнительного образования № 33 (1), март 2025
15. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации МАУ ДПО «НИСО» «Содержательные аспекты преподавания модуля "Основы православной культуры" учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики"» № 33 (1), март 2025
16. Профессионализм педагога дополнительного образования как условие развития современного учреждения дополнительного образования № 33 (1), март 2025
17. Открытый межрегиональный конкурс методических материалов «Секрет успеха» как модель повышения профессионального мастерства педагогических работников № 33 (1), март 2025
18. Проектирование урока: устранение профессиональных дефицитов учителей естественно-научного цикла и географии № 33 (1), март 2025
19. Развитие системы дистанционного повышения квалификации и профессиональной переподготовки № 33 (1), март 2025
20. Научно-методический журнал «Управление развитием образования»: анализ деятельности и роль в развитии профессионального сообщества педагогов № 32 (4), декабрь 2024

Страницы