Пометелина Светлана Мухтаржановна,кандидат филологических наук, доцент, методист, МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация Svetlana M. Pometelina, candidate of Philology, Associate Professor, methodologist, MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation |
Организационно-методические аспекты проведения занятий по дисциплине «Основы менеджмента» программы профессиональной переподготовки «Основы менеджмента. Управление персоналом образовательной организации»
В статье представлен опыт организационно-методического сопровождения слушателей дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Основы менеджмента. Управление персоналом образовательной организации» при изучении дисциплины «Основы менеджмента». Охарактеризован учебный контент данной дисциплины как компонент электронного курса программы. Представлена методика работы слушателей с электронным курсом как инструментом формирования профессиональных компетенций.
Ключевые слова: программа профессиональной переподготовки, дисциплина «Основы менеджмента», электронный курс, микрообучение, блок.
The article presents the experience of organizational and methodological support for students of the additional professional retraining program «Fundamentals of Management. Personnel management of an educational organization» while studying the discipline «Fundamentals of Management». The educational content of this discipline is characterized as a component of the electronic course of the program. The methodology of students' work with the electronic course as a tool for the formation of professional competencies is presented.
Keywords: professional retraining program, the discipline «Fundamentals of Management», electronic course, micro-education, block.
Одним из основных трендов современного образования является цифровое обучение, которое осуществляется в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС). Этот тренд активно развивается и внедряется в образовательные процессы всех уровней: от дошкольного образования до высших учебных заведений, а также в систему дополнительной профессиональной переподготовки педагогов. Такая электронная информационно-образовательная среда включает разнообразные инструменты и методики, способствующие эффективному построению учебного процесса, стимулированию мотивации обучающихся и обеспечению свободного доступа к образовательным материалам вне зависимости от места нахождения и временных ограничений. Она открывает перед учащимися широкие перспективы для самостоятельного изучения материала, активного сотрудничества с преподавателями и коллегами, объективного оценивания достигнутых результатов и непрерывного личностного роста.
Компонентом ЭИОС муниципального автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Новосибирский Институт Современного Образования» (МАУ ДПО «НИСО») выступает электронный курс «Основы менеджмента. Управление персоналом образовательной организации», представляющий собой электронный вариант одноимённой дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки (ДПП ПП), созданный в виде образовательных ресурсов, размещенных на платформе Moodle.
Данный электронный курс включает следующие элементы:
– общая информация о программе;
– дисциплина «Основы менеджмента»;
– дисциплина «Личная эффективность и психологические основы управления образовательной организацией»;
– дисциплина «Современная государственная политика в сфере образования»;
– дисциплина «Управление основными процессами образовательной организации»;
– дисциплина «Управление результатами образовательной организации»;
– дисциплина «Управление информацией о деятельности образовательной организации»;
– дисциплина «Управление развитием образовательной организации»;
– дисциплина «Управление персоналом образовательной организации»;
– дисциплина «Практикум по решению управленческих задач»;
– итоговая аттестация.
В настоящей статье охарактеризуем методику работы слушателей с электронным курсом как инструментом формирования профессиональных компетенций на материале дисциплины «Основы менеджмента».
Цель освоения дисциплины – изучение основ менеджмента в образовании, получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в области образовательного менеджмента.
Все дисциплины электронного курса представлены с помощью технологии микрообучения, единицей которого является блок [1, 532]. Рассмотрим, из каких блоков состоит дисциплина «Основы менеджмента».
Для достижения поставленной цели названная дисциплина включает шесть блоков, каждый из которых содержит разные виды учебного контента: презентации, гиперссылки, практические задания, тесты. Блоки представлены в такой последовательности:
1) «Структура менеджмента»;
2) «Делегирование задач»;
3) «Система мотивации сотрудников»;
4) «Управление ресурсами образовательной организации»;
5) «Эффективность деятельности образовательной организации»;
6) «Промежуточная аттестация».
В структуру блока 1 «Структура менеджмента» (рисунок 1) входит лекция-презентация, материалы темы (рисунок 2), самостоятельная работа, требующая выполнения задания.
Рисунок 1. Блок 1 «Структура менеджмента»
Рисунок 2. Материалы темы «Структура менеджмента»
Изучение блока 1 происходит следующим образом: сначала в очной форме проводится интерактивная лекция, которая сопровождается презентацией; затем презентация выкладывается на платформу Moodle как элемент первого блока дисциплины; с помощью модуля «Папка» загружаются материалы темы первого блока; слушатели получают на дом задание – изучить материалы темы и выполнить задание самостоятельной работы. Пример выполненного задания слушателем программы представлен на рисунке 3.
Рисунок 3. Пример выполненного задания самостоятельной работы блока 1 «Структура менеджмента»
По такому же принципу построены блоки «Делегирование задач», «Система мотивации сотрудников», «Эффективность деятельности образовательной организации».
Поскольку обучение слушателей по ДПП ПП «Основы менеджмента. Управление персоналом образовательной организации» проводится в очно-заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, отдельные занятия носят полностью дистанционный характер. Так, в структуре дисциплины «Основы менеджмента» компонентом блока 4 «Управление ресурсами образовательной организации» является дистанционное практическое занятие (рисунок 4).
Рисунок 4. Блок 4 «Управление ресурсами образовательной организации»
На рисунке 5 представлен пример выполненного задания дистанционного практического занятия.
Рисунок 5. Пример выполненного задания дистанционного практического занятия блока 4 «Управление ресурсами образовательной организации»
Изучение дисциплины «Основы менеджмента» завершается блоком 6 «Промежуточная аттестация»: обучающиеся выполняют задания в тестовой форме на платформе Moodle. При правильном выполнении более 70 % тестовых заданий слушатели получают оценку «зачтено», при выполнении менее 70 % – оценку «не зачтено» (рисунок 6).
Рисунок 6. Блок 6 «Промежуточная аттестация»
Отметим, что электронный курс «Основы менеджмента. Управление персоналом образовательной организации», разработанный в рамках электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) МАУ ДПО «НИСО», демонстрирует высокую степень интеграции инновационных педагогических технологий и цифровых решений в систему повышения квалификации работников сферы образования. Структура курса выстроена таким образом, чтобы обеспечивать комплексное освоение дисциплин, охватывающих ключевые аспекты эффективного руководства образовательными организациями. Использование принципа микрообучения позволило сделать контент компактным, удобным для восприятия и доступным каждому участнику обучения.
Таким образом, в настоящее время на фоне интеграции традиционной и дистанционной форм обучения происходит становление новой модели образования, главная цель которой – создание среды, обеспечивающей максимально высокий уровень конкурентоспособного образования за счет развития у обучающихся навыков, предъявляемых современным информационным обществом [2, 433]. Преподавание дисциплины «Основы менеджмента» на базе электронного курса программы «Основы менеджмента. Управление персоналом образовательной организации» способствует реализации этой цели.
Литература
1. Пометелина С. М. Электронный курс «Русский язык и культура речи» как инструмент формирования коммуникативной компетенции у студентов направления «Психология» // Восток – Запад: теоретические и прикладные аспекты преподавания европейских и восточных языков: материалы IV Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2021. – С. 531–537.
2. Пометелина С. М. Преподаватель русского языка в цифровой экосистеме вуза нефилологического профиля // Восток – Запад: теоретические и прикладные аспекты преподавания европейских и восточных языков: материалы III Международной научно-практической конференции. –Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2020. – С. 429–434.
| Количество просмотров: 3 |
Добавить комментарий