Молокова Ирина Сергеевна,кандидат педагогических наук, старший методист, МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация Irina S. Molokova, candidate of pedagogical sciences, senior methodologist, MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation |
Протченко Надежда Александровна,методист, МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация Nadezhda A. Protchenko, methodologist, MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation |
Степущенко Ольга Александровна,начальник отдела аналитики и прогнозирования центра мониторинга и развития образования, МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация Olga А. Stepushchenko, head of the Department of Analytics and Forecasting at the Center for Monitoring and Development of Education MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation
|
Сетевое издание «Управление развитием образования» как эффективный ресурс повышения уровня профессионализма работников образования города Новосибирска
Статья представляет собой анализ деятельности издания «Управление развитием образования» за 2024-2025 годы и описывает его роль как одного из ресурсов повышения эффективности управления образованием в условиях мегаполиса и повышения уровня профессионализма педагогических работников.
Ключевые слова: сетевое издание, публикации, образование, педагогическое сообщество, качество.
The article provides an analysis of the activities of the «Education Development Management» publication over the past two years and describes its role as a resource for improving the efficiency of education management in megacities and enhancing the professionalism of teachers.
Keywords: online publication, publications, education, pedagogical community, quality.
Современная образовательная система крупных городов, таких как Новосибирск, сталкивается с множеством вызовов, обусловленных быстрыми изменениями социальной среды, технологическими инновациями и возрастающими ожиданиями населения относительно качества образовательных услуг. Эффективное управление этими процессами требует интеграции новых подходов и инструментов, одним из которых является использование сетевых педагогических изданий.
Сетевое издание «Управление развитием образования» прежде всего предназначено для освещения актуальной информации о тенденциях и направлениях развития системы образования города Новосибирска [3]. Оно способствует формированию единого образовательного пространства, обмену передовым опытом и распространению лучших практик среди педагогов, управленцев и общественности, служит платформой для распространения эффективных методик и инновационных решений, используемых в школах и учебных заведениях города, области и других регионов России. Педагоги получают доступ к успешным примерам организации учебного процесса, внедрения цифровых технологий и оптимизации учебно-воспитательной деятельности. Это создает условия для взаимного обогащения опытом и адаптации новаторских идей в практику.
Журнал «Управление развитием образования» начал издаваться с 2010 года, а 2025 год – юбилейный год его издания. С декабря 2023 года поменялся формат издания на более актуальный – он стал сетевым.
Данная статья представляет собой анализ деятельности издания за два года и описанию его роли в повышении эффективности управления образованием в условиях мегаполиса.
В 2024, 2025 годах сетевое издание «Управление развитием образования» [4] продолжило публикацию выпусков журнала в соответствии с графиком: март, июнь, сентябрь, декабрь.
В издании четыре постоянные рубрики:
- «Образовательный менеджмент: актуальные тенденции развития».
- «Методика обучения и воспитания».
- «Профессиональное развитие.
- «Государственно-общественное управление».
Опишем порядок работы над выпусками сетевого издания.
- Статьи в редакцию поступают двумя способами: загружаются авторами через форму на сайте издания (http://niso54.ru/urostatyu); приходят на электронную почту, в том числе, от центров МАУ ДПО «НИСО». В целях исполнения требования Роскомнадзора авторы предоставляют в редакцию «Согласие на обработку и распространение персональных данных…» в электронном виде и на бумажном носителе (оригинал).
- После поступления материалов в редакцию осуществляется проверка на оригинальность с использованием системы антиплагиата и предварительная редакция текста. Статьи, не удовлетворяющие критериям уникальности либо не соответствующие установленным требованиям журнала, направляются обратно авторам. На данном этапе отмечается возврат примерно 25-30 % поступивших рукописей на доработку или отклонение. После успешного прохождения формальной проверки производится стилистическое редактирование статей, далее они передаются рецензентам для оценки качества содержания.
- Эксперты анализируют содержание материала на соответствие требованиям издания, выставляют баллы в экспертном заключении по критериям (таблица 1) и прописывают свои рекомендации автору в случае необходимости что-либо доработать. Помимо рекомендаций, экспертами и выпускающим редактором проводится консультирование авторов на предмет требований к оформлению и содержанию статей.
Таблица 1
Критерии экспертной оценки статьи
|
Критерии |
Баллы (от 0 до 5) |
|
Актуальность (значимость рассматриваемых проблем и степень их соответствия современным тенденциям развития образования) |
|
|
Научность (точность научной терминологии, достоверность информации, соответствие статьи современным достижениям науки) |
|
|
Практическая значимость (возможность применения данной идеи, методики, технологии в различных образовательных условиях) |
|
|
Структурная целостность (присутствие основных структурных частей и завершенность текста) |
|
|
Итого |
|
- После экспертизы, доработки и согласования статья готовится к верстке в номер (еще раз вычитывается, вносятся правки, оформляется в соответствии с требованиями издания, ГОСТа и т. д.).
- Верстка номера в текстовом формате проходит после согласования и подготовки всех материалов выпуска, сборник сохраняется в ПДФ-варианте. Затем идет работа на сайте издания (загружаются сведения об авторах, сами материалы), и 25 числа, в соответствии с графиком, номер публикуется.
- В течение двух-трех дней после публикации номера на сайте издания проводится размещение статей выпуска на платформе РИНЦ (https://elibrary.ru/title_about_new.asp?id=51964).
- Как только проходит проверка выпуска администраторами платформы, каждому автору и каждой статье присваивается цифровой и буквенный идентификационный код, готовятся и рассылаются документы авторам, подтверждающие публикацию материала в журнале с указанием в каждом Свидетельстве гиперссылки на статью в издании, а также добавляется QR-код на материал в библиотеке РИНЦ.
Авторами журнала «Управление развитием образования» являются педагоги, представители органов управления образования, студенты, методисты и руководители образовательных учреждений города Новосибирска, области и других регионов России. Необходимо отметить, что в последние два года расширилась география авторов журнала. На сегодняшний день наши авторы проживают на территории от Смоленска и Москвы до Красноярска. Прежде всего, конечно, это связано с переходом издания в сетевой формат, журнал находится в открытом доступе. Кроме того, публикации бесплатны, что является преимуществом издания уровня РИНЦ. Так, в прошедшем периоде в журнале были опубликованы статьи авторов из Москвы, Тольятти, Саранска, Череповца, Тюмени, Смоленской и Свердловской областей, Вологды, Перми, Алтайского края, Омска.
Обратимся к аналитической части наполнения и статистическим показателям функционирования издания. За период 2024-2025 годов в журнале было опубликовано 235 статей, авторами которых стали 279 человек.
Проанализируем содержание рубрик. В 1 рубрике – «Образовательный менеджмент: актуальные тенденции развития» – представлены материалы, освещающие совокупность стратегий, методов, организационных моделей и технологических подходов к эффективному управлению образовательными учреждениями. Выявление эффективных практик позволяет делиться ими с профессиональным сообществом, что может быть полезно для других образовательных организаций, а также для расширения внешних партнерских связей.
Статьи посвящены широкому спектру вопросов:
- инновационным практикам муниципальных образовательных учреждений города Новосибирска;
- вопросам эффективности управления качеством образования, его оценке на муниципальном уровне;
- представлению опыта работы конкретных ОО, особенностям организации образовательного процесса;
- ключевым аспектам методики выявления школ с низкими образовательными результатами на основе комплексного анализа данных, опыту работы по реализации кураторской методики в работе со такими школами;
- управлению качеством образования на основе оценки и анализа результатов деятельности общеобразовательных организаций города;
- принципам и подходам управления процессом инклюзии на этапах создания инклюзивной образовательной среды в образовательной организации;
- построению внутренней системы профилактики школьной неуспешности в образовательной организации;
- эффективности работы дошкольной образовательной организации по повышению качества образования;
- вопросам построения диалога культур в полиэтнической школе;
- научно-методическому сопровождению деятельности методических объединений педагогических работников;
- проблеме профессиональной ориентации молодежи;
- организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях с точки зрения современных тенденций развития образования;
- обеспечению доступной образовательной среды для всех категорий обучающихся с различными образовательными возможностями;
- системе работы по формированию психологической безопасности в муниципальной системе образования города Новосибирска;
- мониторингу системы управления качеством образования в образовательной организации;
- интеграции дополнительного образования в систему общего образования;
- системе работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов школьников и дошкольников;
- проблеме подготовки кадрового резерва управленцев, специфике данного процесса для системы образования;
- современным тенденциям в образовательном менеджменте;
- внедрению в практику модели «Школы Министерства просвещения России» на территории города Новосибирска, роли муниципальной Наставнической лиги как эффективного инструмента сопровождения и поддержки школ;
- эффективному управлению образовательными организациями и проектами для обеспечения достижения планируемых образовательных результатов.
Таким образом, административные команды образовательных учреждений находят полезные рекомендации по вопросам организационного планирования, менеджмента, оценки результатов деятельности. Благодаря этому повышается качество принимаемых управленческих решений, снижается риск ошибок и неоправданных затрат ресурсов.
В разделе «Методика обучения и воспитания» размещаются статьи, в которых представлены лучшие практики и теоретические исследования, результаты педагогической деятельности и современные подходы к организации учебного и воспитательного процесса. Рубрика самая большая по наполненности материалами, которые адресованы педагогам общеобразовательных и дошкольных организаций для того, чтобы они могли, обмениваясь опытом, совершенствовать свои методы преподавания и воспитания, разрабатывать новые подходы к обучению и оцениванию, а также повышать качество образования в целом.
Много материалов посвящено работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и их семьями.
Представлен позитивный опыт:
- подготовки выпускников к ГИА;
- повышения уровня функциональной грамотности обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности;
- организации работы школы по профильному обучению и профессиональному самоопределению обучающихся;
- духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного и школьного возраста;
- реализации муниципального проекта «НовоСибСад»;
- программ здоровьесберегающей деятельности;
- совершенствования естественно-научного, инженерного образования.
Педагоги делятся мастерством в области инклюзивного, дополнительного, образования, коррекционно-развивающего обучения, проектно-исследовательской, творческой и патриотической деятельности, работы в классах с полиэтническим составом, формирования ценностно-смысловых ориентиров обучающихся, создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, раннего развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста и т. д.
Регулярное ознакомление с материалами рубрики помогает педагогам оставаться в курсе последних изменений нормативных актов, стандартов и требований, предъявляемых к качеству образования. Это стимулирует их постоянное профессиональное развитие учителей, способствуя повышению их компетентности и удовлетворенности своей работой.
В рубрике «Профессиональное развитие» рассматриваются вопросы профессионального роста, развития и повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных организаций. К эффективным способам развития профессионального мастерства исследователи относят обучение на курсах повышения квалификации, профессиональное общение и участие в сообществах, наставничество, проектную и научно-методическую деятельность, конкурсное движение, самоанализ и обобщение педагогического опыта [2]. Профессиональное развитие педагогов, вне всякого сомнения, имеет огромное значение и является необходимым условием педагогический деятельности, поскольку оно напрямую влияет на качество образования. Это материалы издания, посвященные изучению образовательных запросов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ курсов повышения квалификации; материалы с описанием опыта работы по организации системы курсовой подготовки, представлены модели повышения профессиональной компетентности педагогов в контексте непрерывности профессионального развития, личностно-ориентированного подхода, принципов поликультурности.
В этом разделе публикуются разнообразные статьи, которые посвящены описанию:
- различных форм повышения квалификации педагогов дошкольного, общего, дополнительного образования;
- опыта организации и проведения профессиональных конкурсов;
- процесса создания оптимальной модели наставничества;
- роли учрежденческих и муниципальных методических объединений;
- современных тенденций развития профессиональных компетенций педагогов и руководителей образовательных организаций.
Публикации раздела «Профессиональное развитие» предназначены как для самих педагогов, так и для руководителей образовательных организаций, их заместителей и методистов для принятия решений, направленных на мотивирование коллег к саморазвитию, повышению уровня своего профессионализма и представления его педагогическому сообществу. Доступ к качественным материалам повышает уровень профессиональной компетенции педагогов, способствует освоению новейших методик и инструментов. Читатели получают практические рекомендации, советы и идеи, помогающие повысить эффективность своей деятельности.
Обратимся к статистике некоторых параметров издания. Наибольшее число статей в журнал поступает от следующих общеобразовательных организаций (рисунок 1):
– школы и детские сады – в совокупности это 53 % всех статей;
– на втором месте по количеству публикуемых материалов статьи сотрудников МАУ ДПО «НИСО» – 21 %;
– затем идут иные организации (ВУЗы, СПО, организации дополнительного образования педагогов и др.) – 18 %;
– учреждения дополнительного образования – порядка 8 % статей.
Рисунок 1. Организации авторов издания «Управление развитием образования»
Изучив авторский состав издания (рисунок 2), отметим, что основную категорию составляют методисты разных организаций: прежде всего, это, конечно, методисты «НИСО», затем методисты школ, детских садов и организаций дополнительного образования (20 %), а также руководители общеобразовательных, дошкольных учреждений, их заместители (18 %). На третьем месте по количеству опубликованных материалов – педагоги общеобразовательных организаций (16 %) и воспитатели ДОО (15 %). Примерно равное количество статей опубликовали педагоги-психологи, логопеды, дефектологи, тьюторы и преподаватели вузов (7-8 %). Немногочисленную категорию авторов (2-4 %) составляют педагоги дополнительного образования, деятели науки и студенты.
Рисунок 2. Авторский состав журнала «Управление развитием образования»
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что журнал пользуется спросом прежде всего среди управленческого состава и педагогических работников общеобразовательных организаций.
Рассматривая наполнение номеров материалами, нужно отметить, что наибольшее количество публикаций приходится, по объективным причинам, на вторую рубрику издания – «Методика обучения и воспитания» – и составляет 64 % всех опубликованных статей.
Рисунок 3. Наполнение рубрик издания «Управление развитием образования»
Приведем аналитику пользовательских просмотров на сайте издания (рисунок 4). Если говорить о статистике за два учебных года, то она значительно выросла. Сравнение выглядит так:
Визиты: за 2023-2024 учебный год было 2594; в 2024-2025 году – 16619.
Просмотры материалов: с 8712 в том же периоде выросли до 37790 в 2024-2025 учебном году;
Посетители (количество человек) с 1505 выросло до 11414.
Среднее число просмотров одной статьи за предыдущий год составляет 1600, при этом количество просмотров варьировалось от 700 до более чем 2500.
Рисунок 4. Статистика пользовательских просмотров материалов издания «Управление развитием образования»
Подводя итоги проделанной работы и определяя дальнейшие перспективы развития журнала, следует выделить ряд приоритетных направлений. Одним из ключевых аспектов является расширение целевой аудитории, привлечение новых читателей и увеличение географии представленных авторов. Это позволит охватить большее количество ученых и исследователей, обогатив содержание журнала разнообразием авторитетных подходов и мнений. Однако расширение читательской базы и круга авторов должно происходить без ущерба качеству публикаций. Необходимо сохранить стандарт, достигнутый изданием благодаря публикациям материалов высокого уровня, отличающихся актуальностью и практической значимостью. Важно подчеркнуть, что представленные исследования отвечают современным требованиям науки и практики, затрагивают актуальные вопросы и ориентированы на решение реальных проблем системы образования.
Таким образом, основные задачи и направления дальнейшего развития журнала заключаются в сбалансированном сочетании расширения охвата и сохранении качества, обеспечении устойчивого развития и повышения конкурентоспособности издания в образовательном сообществе. Проведенный анализ деятельности сетевого издания «Управление развитием образования» показывает, что оно играет важную роль в повышении профессиональной компетентности педагогического сообщества и эффективности функционирования образовательной системы города Новосибирска.
.
Литература
- Костина О. В. Сетевые педагогические издания как эффективный ресурс развития профессионального мастерства педагогов / О. В. Костина // Управление развитием образования. – 2024. – № 4. – С. 212-218. – EDN KIXILN.
- Молокова А. В., Поцукова Т. А., Малахова Н. Н. Феномен наставничества: анализ региональных практик сопровождения профессионального развития педагогов // Сибирский учитель. – 2023. – № 6 (151). – С. 32-38.
- Молокова И. С., Протченко Н. А. Научно-методический журнал «Управление развитием образования»: анализ деятельности и роль в развитии профессионального сообщества педагогов / И. С. Молокова, Н. А. Протченко // Управление развитием образования. – 2024. – № 4. – С. 219-225. – EDN MWOAGX.
- Сетевое издание «Управление развитием образования». – Электронный ресурс. – URL: https://uronsk.ru/ (дата обращения: 20.12.2025).
- Синицкая Н. Непрерывное профессиональное образование / Н. Синицкая // Высшее образование в России. – 2020. – 35 с.
| Количество просмотров: 53 |
Добавить комментарий