Заика Лилия Вячеславовна,воспитатель, МБДОУ детский сад №174 «Сказка», Новосибирск, Российская Федерация Liliya V. Zaika, educator, MBDOU kindergarten No.174 «Fairy Tale», Novosibirsk, Russian Federation |
Александрова Марина Владимировна,учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 174 «Сказка», Новосибирск, Российская Федерация Marina V. Aleksandrova, speech therapist teacher, MBDOU kindergarten No.174 «Fairy Tale», Novosibirsk, Russian Federation |
Создание единого образовательного пространства между детским садом и семьёй посредством активизации родительского участия в образовательном процессе дошкольников
В статье представлен опыт работы с родителями воспитанников в рамках создания единого образовательного пространства. Описаны формы и методы взаимодействия с родителями в условиях работы детского сада.
Ключевые слова: опыт работы, единое образовательное пространство, сотрудничество с родителями.
The article presents experience in working with the parents of students within the framework of creating a unified educational space. It describes the forms and methods of working with parents in the context of a kindergarten.
Keywords: work experience, unified educational space, collaboration with parents.
С каждым годом требования к образованию становятся выше, поэтому возникает необходимость внедрения новых, эффективных методов и технологий воспитания детей. Ключевую роль мы отводим тесному сотрудничеству детского сада и семьи. Создание единого образовательного пространства, обеспечивающего ребенку поддержку, понимание и единство требований со стороны педагогов и родителей, является залогом его роста, воспитания и развития, которое впоследствии даст успешную адаптацию к школе.
Дошкольный возраст – это период активного развития личности, формирования базовых ценностей, навыков и умений, представлений об окружающем мире. В этот период ребенок особенно подвержен влиянию взрослых, которые являются для него авторитетом и примером для подражания. Если родители и педагоги придерживаются единых принципов воспитания, поддерживают друг друга, то у ребенка формируется целостное представление о мире, повышается уровень доверия к взрослым, и он чувствует себя защищенным и уверенным.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования прямо указывает на важность сотрудничества детского сада с семьями детей, подчеркивая необходимость создания условий для активного вовлечения родителей в образовательный процесс [4].
Но сотрудничество детского сада и семьи часто ограничивается формальными собраниями и несистематическими консультациями и требует более активного и вовлеченного участия родителей в воспитательном процессе. Цель нашего сотрудничества с родителями заключается в установлении доверительных отношений, повышении уровня их психолого-педагогической компетентности, создании единого пространства за счет использования нетрадиционных форм работы с семьями наших воспитанников.
Мы работаем в группе комбинированной направленности, которую посещают как нормотипичные дети, так и дети с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития. Поэтому одним из приоритетных направлений нашей работы становится индивидуализация образовательного процесса.
Родители являются первыми и основными экспертами в вопросах развития своего ребенка. Они наиболее полно осведомлены о его индивидуальных особенностях, привычках, интересах, состоянии здоровья и темпераменте. Обмен этой информацией с педагогами способствует созданию наиболее эффективного и индивидуализированного подхода к обучению и воспитанию каждого ребенка [2].
Сотрудничество позволяет быстро выявлять любые трудности в развитии, поведенческие проблемы или вопросы со здоровьем. Совместные усилия родителей и педагогов дают возможность вовремя начать коррекционную работу, что значительно увеличивает её эффективность.
Одно из направлений сотрудничества с родителями, которое мы выделяем в своей работе, это информационная открытость и доступность. Регулярное информирование родителей через использование современных каналов коммуникации, таких как группа в мессенджере MAX, электронная почта, сайт детского сада, страница ВКонтакте, позволяет оперативно информировать родителей о жизни группы, мероприятиях, образовательных задачах и успехах ребенка. Также мы оповещаем родителей, используя информационные стенды и родительские уголки, расположенные в приемной группы, куда размещаем наглядную информацию о развитии детей в соответствии с их возрастом, рекомендации по лексической теме недели, а также консультации специалистов детского сада.
Наш детский сад организует Дни открытых дверей и тематические выставки, на которых родителям предоставляется возможность познакомиться с образовательной средой детского сада, увидеть, чем занимаются их дети, поучаствовать в конкурсах и мероприятиях, окунуться в образовательный процесс вместе со своим ребенком. Также в нашем саду проводят «Школу дошкольных наук». Данное мероприятие включает посещение занятий, семинаров-практикумов, мастер-классов, направленных на повышение психолого-педагогической культуры, изменение взглядов родителей на воспитание и развитие ребенка в условиях семьи. На таких встречах родителям предоставляется уникальная возможность увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней, и понаблюдать за его взаимодействием с другими детьми и взрослыми.
Индивидуальная работа с родителями направлена на адресное взаимодействие, на поддержку в воспитании и обучении детей. С каждым родителем проводятся регулярные консультации и беседы: обсуждаем индивидуальные особенности развития ребенка, вырабатываем совместные стратегии воспитания и обучения детей, проводим анкетирования и опросы с целью выявления потребностей и интересов родителей, а также получения обратной связи о работе детского сада.
Вовлечение родителей в образовательный процесс – одно из самых содержательных и увлекательных направлений нашей работы. Мы реализуем на группе совместные проекты: «Моя семья – моё богатство!», «Мы маленькие иллюстраторы», «Мини-музей народной игрушки». А также проводим следующие мероприятия:
– «Осенняя ярмарка», на которой родители изготавливают товары своими руками для продажи, торгуют и покупают у других.
– Ежегодная благотворительная акция – сбор овощей и фруктов для животных зоопарка.
– Семейные праздники: «День пожилого человека», «День отца», «День матери», Новый год, «День защитников отечества», «8 марта (праздник для мам)», «День Победы».
– Различные спортивные мероприятия и соревнования (эстафеты, дни здоровья, подвижные игры на свежем воздухе, квесты, зарницы,), приуроченные к праздникам: Дню России, Дню защитников Отечества.
Организовываем тематические недели, конкурсы, викторины и выставки, в которых родители принимают активное участие, совместно со своим ребенком, что способствует укреплению семейных связей и практическому освоению новых навыков. Ярким примером такого взаимодействия является совместное изготовление выставочных поделок, организация театрализованных представлений, таких как постановка сказки Шарля Перро «Красная шапочка», «Три медведя», «Как Гриб-боровик и Клюква подружились», с совместным изготовлением костюмов и реквизитов.
Проводим родительские собрания в формате круглых столов и тренингов, на которых родители могут получить теоретические материалы и практические навыки по воспитанию и развитию детей, обменяться опытом и задать интересующие вопросы специалистам. Наиболее продуктивным для укрепления детско-родительских отношений, развития навыков, создания атмосферы взаимопонимания является организация мастер-классов для детей совместно с родителями. Это «Артикуляционная гимнастика с мамой», «Букет мимозы» (изготовление картины с помощью нетрадиционной техники рисования клеем и солью). Мастер-класс для детей «Кукла-пеленашка» по созданию куклы-оберега (в рамках проекта «Мини-музей народной игрушки») провела мама воспитанницы, поделившись своим опытом и умениями.
Привлекаем родителей к участию в обогащении предметно-развивающей среды: оформление группы к праздникам, создание дидактических материалов, подбор литературы и игрушек.
Организуем совместные выходы в театры, музеи, на выставки, которые очень привлекают своей непринужденностью, создавая атмосферу общения и взаимодействия между родителями и детьми. Наша группа уже побывала в Новосибирском областном театре кукол (постановки «Теремок», «Крошка Енот», «Волшебник Изумрудного города»), Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета (опера для детей «Красная шапочка»), ежегодно посещаем большой Новосибирский планетарий, где ребята вместе с родителями смотрят яркие полнокупольные фильмы, например, «Путешествие по планетам Солнечной системы». Побывали в Новосибирском краеведческом музее (Музее природы) с экскурсией.
Благодаря слаженной работе и активному родительскому участию мы получили следующие результаты:
– повысили педагогическую культуру родителей и их компетентность в вопросах воспитания и развития детей;
– улучшили эмоциональный климат в семьях, в группе и укрепили детско-родительские отношения;
– повысили уровень доверия и взаимопонимания между родителями и педагогами;
– выстроили преемственность между домашним и дошкольным воспитанием;
– развили у детей чувства принадлежности к группе и уверенности в себе.
Таким образом, активизация родительского участия и формирование единого образовательного пространства между детским садом и семьёй являются ключевыми факторами успеха. Создание единого образовательного пространства между детским садом и семьёй – это непростой, но крайне важный процесс, требующий совместных усилий педагогов и родителей. Активное вовлечение родителей в воспитательный процесс дошкольников – это не просто модный тренд, а необходимый элемент для успешного развития ребенка. Только объединив усилия, мы сможем обеспечить нашим детям благоприятную среду, где они смогут расти счастливыми, здоровыми и успешными.
Литература
- Гришина Г. Н., Туревич Е. А., Ферцер В. Ю. Лучшие практики Московской области по взаимодействию ДОО с родителями, 2021. – Сборник материалов конференции / сост. Гришина Г. Н., Туревич Е .А.,
Ферцер В.Ю. ‒ Орехово-Зуево: ГГТУ, 2021. ‒ 128 с. - Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок – педагог – родитель». – СПБ.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. – Электронный ресурс. – URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 03.12.2025).
- ФГОС Дошкольное образование. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019). Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. N 30384. – Электронный ресурс. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 03.12.2025).
| Количество просмотров: 47 |
Добавить комментарий