Сбитнева Оксана Анатольевна,старший преподаватель кафедры физической культуры, ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени Д. Н. Прянишникова», Пермь, Российская Федерация Oksana A. Sbitneva, the senior teacher of chair of physical culture, FSBEI HE «Perm State Agrarian-Technological University named after D. N. Pryanishnikov», Perm, Russian Federation |
Мотивация студентов к сдаче нормативов ВФСК ГТО как важный фактор формирования активной и здоровой молодежи
В статье исследуется интерес и потребность студентов в сдаче нормативов ВФСК ГТО. Раскрывается значимость физической культуры и спорта, ГТО. Проанализирована мотивационная составляющая студентов к выполнению норм ГТО. Выявлены причины, препятствующие студентам в подготовке и сдаче норм ГТО. Дается оценка важности, значимости получения знака отличия при сдаче норм ГТО. По результатам опроса анализируется отношение студентов к комплексу ГТО.
Ключевые слова: физическая культура и спорт, комплекс ГТО, нормы ГТО, интерес, мотивация, физическая подготовленность, физические качества, студенты.
This article explores students' interest in and need for the All-Russian Physical Culture and Sport Complex (VFSK) GTO standards. The importance of physical education and sports, as well as the GTO, is explored. Students' motivation for achieving GTO standards is analyzed. The factors that hinder students from preparing for and passing GTO standards are identified. The importance and significance of earning a distinction for passing GTO standards is assessed.
Keywords: physical culture and sports, GTO complex, GTO standards, interest, motivation, physical fitness, physical qualities, students.
В современных условиях актуальность вопросов, касающихся комплекса ГТО, неоспорима. Общероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО оказывает существенное влияние на формирование у студенческой молодежи устойчивой потребности в здоровом образе жизни и поддержании оптимального физического состояния. Изучение заинтересованности студентов в сдаче нормативов ГТО представляется крайне важным, поскольку это напрямую влияет на укрепление здоровья населения и стимулирование развития массового спорта. ГТО – это инициатива, цель которой – продвижение спортивной культуры и улучшение показателей здоровья граждан.
Возобновленный в 2014 году, комплекс ГТО прочно вошел в структуру физического воспитания, в том числе и в образовательных учреждениях. Его внедрение способствует повышению общей физической подготовленности и формированию осознанного отношения к своему здоровью у подрастающего поколения. Основные цели современного ГТО: повышение эффективности использования возможностей физической культуры, укрепление здоровья населения, гармоничное развитие личности, воспитание патриотизма, обеспечение преемственности в физическом воспитании [2, с.3].
В настоящее время условия обучения требуют постоянного напряжения, многие студенты испытывают стресс, ведут малоподвижный образ жизни, важно прививать студентам понимание важности физической активности для их здоровья и общего самочувствия. В условиях учебной нагрузки студентам необходим высокий уровень здоровья. Правильно организованная физическая активность должна являться насущной потребностью. Потребность студентов в сдаче нормативов ГТО является многогранной и включает в себя аспекты физического развития, социальной активности, личной ответственности и формирования здоровых привычек. Удовлетворяя потребности, воспитывается положительная мотивация к занятиям физической культурой и спортом. Систематические занятия физической культурой и спортом, участие в комплексе ВФСК ГТО формируют у студентов привычку к здоровому образу жизни.
Мотивация является важным средством для достижения высоких результатов при сдаче нормативов, выполнении тестовых испытаний ВФСК ГТО [3, с.4]. Формируя мотивацию, формируем интерес. Новый поиск средств, методов, систем, повышает интерес к занятиям физической культурой и спортом, совершенствованию индивидуальных качеств, системы личностных ценностей. Система ГТО становится не только инструментом для оценки физической подготовки, но и важным фактором в формировании активной и здоровой молодежи [1, с.236].
Сформированная у студентов мотивация к сдаче нормативов ГТО может быть снижена из-за низкого уровня интереса к ЗОЖ, отсутствия базовых навыков, проблем с эмоционально-волевой сферой, недостаточного качества организации физического воспитания, нехватки методических рекомендаций, негативного отношения окружения, слабой пропаганды ЗОЖ и нехватки спортивных площадок.
С целью изучения интереса студентов к сдаче нормативов ВФСК ГТО нами был поставлен ряд задач:
- Изучить методическую литературу.
- Определить уровень знаний студентов о комплексе ГТО.
- Выявить мотивационную составляющую студентов к выполнению норм ГТО.
- Выявить причины, препятствующие студентам в подготовке и сдаче норм ГТО.
- Выявить значимость получения знака отличия при сдаче норм ГТО.
- Проанализировать полученную информацию.
В исследовании приняли участие 37 человек в возрасте 18-23 лет, студенты Пермского Государственного Аграрно-технологического университета имени Д. Н. Прянишникова. Для выявления интереса студентов к комплексу ГТО в ходе исследования был использован метод анкетирования.
В процессе опроса было выявлено, что интерес к комплексу ГТО проявляют 62,1 % студентов, 37,9 % не заинтересованы. Также по результатам анкетирования выявлено, что большинство студентов – 51,3 % знают, к какой ступени ГТО относится их возвратная группа, 48,7 % не имеют знаний о ступенях ГТО. Выявлено, что 54,0 % знают количество испытаний, виды, которые необходимо сдавать в комплексе ГТО, 46,0 % студентов не имеют представления об испытаниях. Проведенный опрос показал, что 59,5 % студентов не сдавали нормы ГТО, 40,5 % – принимали участие в сдаче норм ГТО; при этом 59,5% студентов готовы сдать комплекс ГТО, 40,5% на данный момент не готовы к участию в соревнованиях, сдаче нормативов комплекса ГТО. Выявлено, что 64,8 % студентов положительно относятся к нормам ГТО, 27,0 % имеют нейтральное отношение, 8,2 % студентов негативно относятся к комплексу ГТО. Анкетирование показало, что 83,7 % студентов считают, что в вузе достаточно информации по нормативам ГТО, т.к. есть информационные стенды о комплексе, 10,9 % считают, что недостаточно популяризации ВФСК ГТО, 5,4 % студентов воздержались от ответа.
По результатам анкетирование выявлены причины, препятствующие студентам в подготовке и сдаче нормативов комплекса ГТО: 43,2 % опрошенных ссылаются на отсутствие свободного времени, 37,9 % – отсутствие инфраструктуры по месту жительства, 32,4 % – отсутствие привилегий к сдающим ГТО, 29,7 % – отсутствие тренера, 21,6 % – нет личного интереса к физической культуре и нормам ГТО, 16,2 % – отсутствие полной информации о комплексе ГТО, 16,2% – далеко ездить до спортивных объектов, 13,5% – состояние здоровья (рисунок 1).
Рисунок 1. Причины, препятствующие студентам в подготовке и сдаче нормативов комплекса ГТО
Рисунок 2. Важность знака отличия норм ГТО для студентов
При анализе полученных данных была выявлена важность, значимость получения знака отличия при сдаче норм ГТО: 56,7 % опрошенных выразили желание повысить результаты в следующем году, 48,6 % – интерес проверить свои физические способности, 45,9 % отметили решающую роль знака при сдаче норм ГТО, 37,8 % студентам не принципиально, какой знак отличия они получат (рисунок 2)
По результатам опроса студентов, которые хотели бы участвовать в выполнении нормативов ГТО, были выявлены их мотивы: 62,1 % отметили стремление улучшить свое здоровье, 59,4 % –желание развить свои физические качества, 51,3 % – возможность получить знак отличия норм ГТО, 43,2 % – потребность в познании нового, интересного, 21,6 % – желание поддержать своих друзей, 16,2 % возможность получить зачет по физической культуре (рисунок 3).
Рисунок 3. Мотивы студентов к выполнению норм ГТО
В результате проведенного исследования было установлено, что большинство студентов заинтересованы в выполнении нормативов комплекса ГТО и проинформированы об испытаниях, ступенях и необходимости сдачи норм ГТО. Многие студенты уже сдают ГТО, большинство готовы сдать, положительно относятся к сдаче комплекса. Прослеживается интерес, потребность, осознание важности занятий физической культуры, необходимости сдачи норм ГТО.
Опрос показал, что отсутствие свободного времени мешает большинству студентов готовиться и сдавать комплекс ГТО. Отсутствие инфраструктуры по месту жительства отсутствие привилегий к сдающим ГТО становятся основными причинами, препятствующими подготовке и сдаче норм ГТО. Самым распространенным мотивом сдачи норм ГТО является стремление улучшить свое здоровье, желание развить физические качества, а также желание получить знак отличия.
Можно утверждать, что система ГТО выступает сильным стимулом для регулярных занятий физкультурой и спортом студентами. Подготовка к выполнению установленных нормативов способствует развитию всех мышечных групп, повышает выносливость, улучшает координацию, а также учит правильно оценивать свои силы и возможности. Внедрение и применение норм комплекса ГТО в вузах может положительно сказаться на общем уровне физической подготовки учащихся и способствует укреплению их здоровья. Этот комплекс является важнейшим механизмом для привлечения большего числа студентов к спортивным занятиям и улучшению их физической формы.
Для повышения мотивации студентов к сдаче нормативов ГТО требуется использовать комплексный и разнообразный подход. Он должен включать в себя как материальные поощрения, так и развитие у студентов осознанного стремления к здоровому образу жизни и регулярным физическим нагрузкам. Двигательная активность – это один из значимых компонентов здорового образа жизни студентов, в основе которого разумное, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья систематическое использование средств физической культуры и спорта [5, с.73]. Успешное внедрение ГТО в студенческой среде не только укрепит здоровье молодых людей, но и будет способствовать формированию общей культуры заботы о здоровье.
Кроме того, ГТО является эффективным инструментом подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности, помогая развивать необходимые физические качества и формировать здоровый образ жизни [4, с.31]. Содействие формированию обучающих и развивающих принципов, побуждающих увлечение физической активностью и спортом, наряду с пониманием значимости систематического использования физкультурных упражнений, положительно сказывается на результативности в учебе, творчестве и профессиональной деятельности. Грамотно организованная физическая активность обеспечивает высокий уровень общей физической готовности, повышение мотивации студентов к сдаче и успешное выполнение нормативов комплекса ВФСК ГТО.
В заключение еще раз отметим, что для дальнейшего продвижения комплекса ГТО, повышения мотивации молодежи к сдаче нормативов необходимы усилия образовательного сообщества, направленные на создание комфортной среды для тренировок, информированности студентов и формирование осознанного выбора в пользу здорового образа жизни. Только благодаря комплексному подходу удастся реализовать весь потенциал ГТО как мощного механизма оздоровления нации и воспитания физически развитых, активных и здоровых граждан.
Литература
1. Бутова Т. В., Дудко М. А. Государственная идеология, актуальность, необходимость, важность // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Сукиасян А. А. — Ижевск, 2021. — С. 235–239.
2. Герега Н. Н. Отношение студентов к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в образовательной организации / Н. Н. Герега, Н. И. Синявский, А. В. Фурсов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 4, стр. 42-45.
3. Подоляка А. Е. Мотивация студентов при внедрении комплекса ГТО в высшем учебном заведении /А. Е. Подоляка // Инновационная наука. – 2022. – № 6, стр. 1-5.
4. Пашин, А. А. Структурно-динамические характеристики ценностного отношения студенческой молодежи к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО / А. А. Пашин, А. М. Васильева // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 6. – С. 30-32.
5. Сбитнева О. А. Оценка уровня физической подготовленности будущих специалистов агропромышленного комплекса// Развитие образования. – 2021. – Т. 4. – № 2. – С. 69-73.
| Количество просмотров: 14 |
Добавить комментарий