Махиборода Людмила Ивановна,старший методист МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация Ludmila I. Makhiboroda, senior methodologist, MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation |
Смелянская Ирина Шарифовна,старший методист МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация Irina Sh. Smelyanskaya, senior methodologist, Municipal Autonomous Educational Institution of Further Professional Education «Novosibirsk Institute of Modern Education», Novosibirsk, Russian Federation |
Лукьяненко Екатерина Андреевна,методист, МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация Ekaterina A. Lukyanenko, methodologist, MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation |
Районный (отборочный) этап городского конкурса «Учитель года» как средство профессионального развития педагога
В статье рассматривается значимость районного (отборочного) этапа городского конкурса «Учитель года» как средства профессионального развития педагогов. Авторы подробно анализируют уровень подготовки участников к каждому из конкурсных испытаний. В статье также даются рекомендации по подготовке участников к конкурсу, направленные на повышение их профессионального мастерства и развитие необходимых навыков.
Ключевые слова: повышение профессионального мастерства, профессиональный педагогический конкурс, подготовка к педагогическим конкурсам, учитель года.
The article examines the significance of the district (qualifying) stage of the city's «Teacher of the Year» competition as a means of professional development for teachers. The authors analyze in detail the level of participants' preparation for each of the competitive tests. The article also provides recommendations for preparing participants for the competition, aimed at improving their professional skills and developing the necessary abilities.
Keywords: professional skills improvement, professional teaching competition, preparation for teaching competitions, teacher of the year.
В современном образовательном пространстве профессиональное развитие педагога является ключевым фактором повышения качества образования. Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства рассматривается при этом как один из важных стимулов профессионального роста и самосовершенствования. При организации и проведении конкурсов профессионального мастерства создается особая профессиональная среда по обмену опытом, позволяющая педагогам не только увидеть инновационные подходы к образовательной деятельности, но и выявить и скорректировать профессиональные дефициты. Конкурсы профессионального мастерства являются также инструментом предъявления и продвижения новых форматов оценки профессиональной компетентности педагогов.
В рамках развития муниципальной системы образования определено муниципальное задание на организационное, информационно-методическое и техническое сопровождение конкурсов профессионального мастерства для педагогов и руководителей образовательных организаций города Новосибирска. Так, в соответствии приказом начальника департамента образования мэрии города Новосибирска от 31.05.2022 № 0482–од «Об утверждении Положения о муниципальной методической службе», МАУ ДПО «Новосибирский Институт Современного Образования» осуществляет организацию и проведение городских конкурсов профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.
В 2024-2025 учебном году в 7 профессиональных конкурсах муниципального уровня, оператором которых являлся Сектор сопровождения профессиональных конкурсов МАУ ДПО «НИСО», приняли участие 309 педагогических работников и управленцев из 175 образовательных организаций.
Конкурсы профессионального мастерства выступают не только площадкой для демонстрации навыков и умений учителей, но и эффективным средством для их профессионального развития. Они предоставляют участникам уникальную возможность продемонстрировать свои педагогические компетенции, а также выявить как профессиональные дефициты, так и сильные стороны.
Во время участия в конкурсах учителя сталкиваются с актуальными вызовами и задачами, что способствует углублению их знаний и формированию нового опыта. Анализ результатов проведенных конкурсов позволяет глубже понять, какие аспекты педагогической деятельности нуждаются в дополнительном развитии, а какие навыки и подходы уже показали высокую эффективность.
Оценка конкурсных испытаний с опорой на мнение специалистов в рамках конкурсов профессионального мастерства позволяет прояснить сущность педагогической деятельности конкурсантов и оказывает существенное влияние на реальную деятельность коллективов образовательных организаций и управленческих команд системы образования в осуществлении изменений в приоритетных направлениях развития системы образования.
Основным методом оценки конкурсных испытаний является метод экспертных оценок, дающий возможность получить информацию о профессиональной деятельности участников, которую нельзя выразить количественно или измерить с помощью инструментальных методов.
В процессе оценки конкурсных испытаний ключевое внимание уделяется индивидуальным особенностям педагогической деятельности участников. Эта оценка носит комплексный характер и позволяет выявить и исследовать качественные характеристики их профессиональной деятельности. При проведении оценки каждого конкурсного испытания анализируются аспекты содержания, организации и реализации педагогической деятельности конкурсанта.
Средний балл по каждому из показателей и критериев, выставленный членами жюри свидетельствует об уровне выполнения конкурсных испытаний:
– базовый уровень (средняя оценка членов жюри до 50 % от максимально возможного балла);
– оптимальный уровень (средняя оценка членов жюри от 51 % до 74 % от максимально возможного балла);
– продвинутый уровень (средняя оценка членов жюри выше 75 % от максимально возможного балла).
Среди профессиональных конкурсов особое место занимает «Учитель года». Этот конкурс имеет огромное значение для образовательной сферы и профессионального сообщества. Он не только помогает выявить талантливых и преданных своему делу педагогов, но и способствует повышению престижа профессии учителя. Ведь именно она играет ключевую роль в формировании будущего поколения. Победители и призёры получают заслуженное признание и становятся ролевыми образцами для своих коллег. Кроме того, конкурс способствует обмену опытом и распространению передовых педагогических практик, что ведёт к повышению качества образования и развитию образовательной системы в целом.
Районный (отборочный) этап городского конкурса «Учитель года» в 2024 году проводился с целью выявления талантливых педагогических работников, их поддержки и поощрения, создания условий для развития их творческого и инновационного потенциала, профессионального становления, повышения престижа учительского труда, распространения опыта лучших учителей города Новосибирска.
Одним из ключевых этапов является конкурсное испытание «Урок», которое даёт возможность участникам продемонстрировать свои методические навыки, творческий подход к обучению и умение взаимодействовать с учениками. Анализ результатов оценивания этого конкурсного испытания по критериям и показателям показывает, что по всем критериям данного испытания педагоги в среднем набрали 42 балла из 60 максимально возможных, что составляет 70 % и характеризует оптимальный уровень подготовки участников. Вместе с тем, результаты оценивания членами жюри конкурсного испытания «Урок» отдельно по критериям демонстрируют различный уровень подготовки участников.
Самый высокий средний балл фиксируется по критерию «Коммуникативная культура» – 86 % от максимальной суммы баллов по данному критерию. Конкурсанты продемонстрировали навыки делового стиля общения с обучающимися, что способствовало созданию рабочей атмосферы на уроке. Педагогический такт и включённость в совместную деятельность с учениками позволили учителям эффективно взаимодействовать с аудиторией при организации образовательного процесса. Поддержка положительного эмоционального контакта с обучающимися также сыграла важную роль в успешном проведении урока. Участники конкурса смогли установить доверительные отношения с учениками и создать атмосферу взаимопонимания. Применение вербальных и невербальных средств коммуникации позволило учителям более эффективно передавать информацию и мотивировать обучающихся к активному участию в учебном диалоге. Коммуникативные качества речи, такие как правильность, содержательность, выразительность, чистота, логичность и богатство, также были проявлены на высоком уровне.
Продвинутый уровень подготовки в среднем по всем участникам наблюдается также по критерию «Методическая и психолого-педагогическая грамотность» – 80 % от максимальной суммы баллов по данному критерию. Конкурсанты продемонстрировали умение регулировать темп и ритм урока, предлагая объём учебного материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Они также смогли выстроить структуру урока в соответствии с поставленной целью и обеспечить смену видов деятельности учащихся, что способствовало поддержанию их интереса и внимания. Кроме того, участники конкурса смогли эффективно организовать совместную учебную деятельность обучающихся на основе различных форм взаимодействия, что говорит об умении создавать условия для сотрудничества и обмена знаниями между учениками. Также стоит отметить, что конкурсанты корректно применяли различные средства обучения, включая цифровые технологии. Это свидетельствует о том, что участники конкурса готовы к использованию современных инструментов в образовательном процессе и способны адаптировать свои методики под новые жизненные вызовы.
Воспитательный потенциал урока является важным аспектом педагогической деятельности. Он включает в себя не только передачу знаний, но и формирование морально–нравственных качеств, развитие личности ученика. Критерий «Реализованность воспитательного потенциала урока» демонстрирует оптимальный уровень подготовки конкурсантов – 72 % от максимальной суммы баллов по критерию. Данный результат показывает, что многие педагоги сталкиваются с трудностями в реализации воспитательного потенциала урока. При этом наблюдается разница в оценках по различным показателям данного критерия. В частности, высокие баллы (выше 75 % от максимальной суммы) говорят о том, что конкурсанты смогли успешно сформулировать воспитательные задачи и создать благоприятную атмосферу на уроке, побудить обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения на занятии. Однако остальные показатели указывают на необходимость дальнейшего развития и совершенствования навыков в области реализации воспитательного потенциала урока. Конкурсантам необходимо обратить внимание на применение на уроке методов и приёмов, обеспечивающих формирование у обучающихся традиционных российских духовно-нравственных ценностей с учётом возрастных особенностей. Также отмечен недостаточный уровень организации на уроке обсуждения специально отобранного предметного содержания и проблемных ситуаций с учётом личностных интересов обучающихся и общественных потребностей. Стоит шире использовать интерактивные формы учебной работы, способствующие развитию социально–личностных качеств школьников.
Самые низкие результаты показали педагоги по критерию «Целеполагание и результативность» – 64 % от максимальной суммы баллов, что свидетельствует только об оптимальном уровне подготовки. Анализ выявил, что конкурсанты смогли сформулировать цель урока в соответствии с федеральной рабочей программой по учебному предмету, получив более 75 % от максимального балла за этот показатель по критерию. Однако другие показатели критерия «Целеполагание и результативность» выявили затруднения у педагогов. В частности, участникам конкурса пока не всегда удаётся определить, насколько индивидуальные достижения обучающихся соответствуют планируемым результатам освоения образовательной программы. Самые большие сложности участники конкурса испытывают по применению критериального оценивания учебной деятельности, что влияет на объективность и точность оценки знаний и навыков учащихся. Кроме того, конкурсантам не всегда удаётся применять приёмы, поддерживающие учебную успешность обучающихся, что может снижать мотивацию школьников и их интерес к учебному процессу. Не всегда удаётся обеспечить эффективную обратную связь для коррекции учебной деятельности, которая является важным инструментом для повышения качества обучения и развития учащихся.
Также оптимальный уровень подготовки в целом по всем участникам наблюдается по критерию «Корректность и глубина понимания предметного содержания» – 66 % от суммы баллов. Участникам конкурса не всегда удаётся продемонстрировать приемы, которые позволяют сформировать у обучающихся ценностное отношение к изучаемому предметному содержанию. Кроме того, они испытывают трудности с корректным применением понятийного аппарата учебного предмета и организацией работы с метапредметными понятиями. Не у всех конкурсантов получилось эффективно организовать исследовательскую деятельность обучающихся на предметном материале и смоделировать реальные ситуации из жизни, в которых могут применяться знания учебного предмета.
Результаты оценки членами жюри конкурсного испытания «Урок» по критерию «Рефлексивная культура» также демонстрируют только оптимальный уровень подготовки участников – 67 % от максимальной суммы баллов, что свидетельствует о недостаточном уровне сформированности навыков саморефлексии у конкурсантов. Участники не всегда могут гибко подстраиваться и вносить коррективы в свои действия на основе обратной связи. Им бывает непросто оценить, насколько эффективно они взаимодействуют с классом, и понять, когда и как лучше использовать нестандартные приёмы и инструменты обучения. Кроме того, участникам конкурса необходимо научиться более системно анализировать свои уроки, выстраивая свои суждения на научной основе.
Анализ конкурсного испытания «Урок» по всем критериям и показателям не только фиксирует текущее состояние подготовки конкурсантов к уроку, но и служит отправной точкой для дальнейшего анализа и совершенствования образовательного процесса, отмечая важность поиска путей для достижения более высоких результатов в обучении.
Принимая участие в конкурсном испытании «Педагогическое интервью» в формате «вопрос–ответ», педагоги демонстрируют свое владение теоретическим и практическим инструментарием по актуальным вопросам образования. Анализ результатов оценивания членами жюри данного конкурсного испытания показывает, что по всем критериям конкурсного испытания «Педагогическое интервью», в среднем, педагоги набрали 27,29 баллов из 40 максимально возможных (69 %), что соответствует оптимальному уровню выполнения участниками конкурсного задания.
По критерию «Коммуникативная культура и навыки самопрезентации» члены жюри оценили уровень выполнения задания как продвинутый – конкурсанты набрали, в среднем 76 % от максимально возможной суммы баллов. Стоит отметить, что большинство конкурсантов продемонстрировали способность следовать педагогическим идеалам и ценностям в общении, а также умение проявлять свои личностно-профессиональные качества в зависимости от ситуации. Конкурсанты смогли чётко и грамотно изложить свою позицию в рамках заданной темы, что является важным аспектом коммуникативной культуры. Эти результаты подчёркивают, что участники конкурса обладают высоким уровнем коммуникативных навыков и способны эффективно представлять себя в профессиональной среде, что, безусловно, является важным фактором их профессионального роста и развития.
Вместе с тем, было отмечено, что некоторые участники не в полной мере используют вербальные и невербальные средства коммуникации, не учитывают специфику и интересы аудитории. Это может снижать эффективность взаимодействия и влиять на восприятие выступления. Также у части конкурсантов были выявлены трудности с демонстрацией коммуникативных качеств речи, таких как правильность, содержательность, выразительность, чистота, логичность и богатство языка. Эти аспекты играют важную роль в формировании впечатления о выступающем и его способности эффективно доносить свои мысли до аудитории. Таким образом определяются векторы для дальнейшего развития коммуникативных качеств и навыков самопрезентации конкурсантов.
Анализ результатов оценки выступлений конкурсантов по критерию «Социальная ответственность и гражданская позиция» демонстрирует продвинутый уровень подготовки участников – 75 % от максимальной суммы баллов по критерию. Многие участники смогли выразить социально обусловленное отношение к своей стране, гражданскому обществу и себе на основе рефлексии собственных действий и поступков. Это свидетельствует о высоком уровне гражданского самосознания и социальной зрелости конкурсантов. Членами жюри было отмечена приверженность конкурсантов социально-педагогическим ценностям, таким как непрерывное образование, стремление к саморазвитию и самореализации, развитие творческого потенциала личности. Это подчёркивает готовность участников к постоянному профессиональному и личностному росту.
Также важно отметить, что конкурсанты продемонстрировали свое умение взаимодействовать на основе морально-нравственных норм и соблюдать педагогическую этику. Это является неотъемлемой частью профессиональной деятельности и способствует формированию положительного имиджа педагога.
Вместе с тем, некоторые участники не смогли продемонстрировать способность к чёткой и понятной формулировке своей профессиональной позиции на основе анализа, обобщения и оценки актуальной практики в системе образования. У части конкурсантов возникли сложности с определением и формулировкой круга последствий своей профессиональной деятельности для государства и социального прогресса общества. Это важный аспект социальной ответственности, который показывает, насколько педагог осознаёт влияние своей работы на общество и его развитие.
Оценка конкурсантов по критерию «Общий кругозор и профессиональная эрудиция» в среднем по всем конкурсантам составила 63 % от максимального балла по критерию, что свидетельствует об оптимальном уровне подготовки участников. В частности, некоторые участники не смогли в полной мере продемонстрировать глубину своих познаний и широкий круг интересов, а также проявить нравственную культуру. Это сказалось на общем впечатлении от их ответов на вопросы интервью. У части конкурсантов возникли сложности с точным применением терминологии и пониманием ключевой идеи беседы. Также было отмечено, что некоторые не обращались к традиционным российским духовно–нравственным ценностям при освещении вопросов беседы. У некоторых участников возникли затруднения с изложением собственной позиции по вопросам беседы с опорой на современные научные исследования. Это снизило убедительность их аргументов и общую компетентность в глазах жюри. Наконец, не все конкурсанты смогли поддерживать беседу с опорой на произведения искусства и литературы, а также на примеры из жизни и творчества известных людей, чтобы диалог более живым и эмоциональным, демонстрировал широкий кругозор и эрудицию участника, помогал укрепить репутацию педагога как компетентного и всесторонне развитого специалиста.
Также только оптимальный уровень выступления участников на конкурсном мероприятии «Педагогическое интервью» был определен членами жюри по критерию «Сформированность педагогического мышления» – 60 % от максимального балла по критерию. Некоторые конкурсанты смогли продемонстрировать умение аргументировать свою позицию по обсуждаемой проблеме и предложить личную оценку фактов и тенденций. Это указывает на наличие навыков критического мышления и способности анализировать информацию. При этом некоторым участникам не удалось успешно провести анализ и оценку конкретных образовательных ситуаций и педагогических задач. У части конкурсантов возникли сложности с формулировкой творческих педагогических идей. Также было отмечено, что некоторые из них не смогли инициировать новые проекты в сфере образования, что указывает на недостаток инициативы и готовности к активной педагогической деятельности, а ведь это важные аспекты педагогического мышления, которые демонстрируют нацеленность педагога на инновации и поиск новых подходов в образовании. Таким образом, несмотря на наличие отдельных сильных сторон, общий уровень сформированности педагогического мышления у конкурсантов требует дальнейшего развития и совершенствования.
Конкурсное испытание «Мастер–класс» является важным этапом конкурса «Учитель года», демонстрирующим навыки учителей в области презентации и трансляции педагогического опыта в условиях профессионального взаимодействия. Одной из ключевых задач мастер–класса является способность конкурсантов эффектно и доступно представить коллегам свой педагогический опыт. Каждый мастер–класс аккумулирует в себе уникальные методические находки и индивидуальный стиль преподавания, что позволяет создать особую среду общения, в которой участники могут заимствовать новые идеи и методы для внедрения в собственную практику, совершенствуя свои профессиональные компетенции.
В целом по конкурсному испытанию «Мастер–класс» по оценкам членов жюри участники продемонстрировали оптимальный уровень подготовки – 60 % от максимальной суммы баллов. Важно отметить, что ни по одному из критериев в среднем по всем конкурсантам не продемонстрирован продвинутый уровень. Это самые низкие результаты среди всех конкурсных испытаний.
В ходе оценивания выступлений конкурсантов членами жюри по критерию «Информационная, коммуникативная культура и культура самопрезентации» (66 %, оптимальный уровень выполнения задания) были выявлены определённые тенденции, указывающие на недостаточный уровень подготовки участников по ряду важных показателей. Так, конкурсанты продемонстрировали недостаточный уровень использования информационных ресурсов и технологий в своей работе. Это может свидетельствовать о недостаточном владении современными ИКТ-компетенциями. Наблюдалась также ограниченность в использовании разнообразных методов и стилей общения между участниками мастер-класса, что указывает на нехватку навыков адаптации к различным коммуникативным ситуациям и потребностям аудитории. При этом участники не всегда эффективно применяли вербальные и невербальные средства общения, что могло повлиять на качество передачи информации и установление контакта с аудиторией. Отмечены затруднения с правильностью, содержательностью, выразительностью, чистотой, логичностью и богатством речи. Это указывает на необходимость работы над улучшением этих аспектов для более эффективной коммуникации. Конкурсанты не всегда успешно демонстрировали свои личностно-профессиональные качества в соответствии с условиями ситуации коммуникации. Это может быть связано с недостаточным умением эффективно презентовать свои сильные стороны. Полученные результаты свидетельствует о том, что конкурсанты нуждаются в дополнительном развитии и совершенствовании своих навыков в области информационной и коммуникативной культуры, а также культуры самопрезентации.
По критерию «Эффективность форм педагогического взаимодействия» конкурсанты продемонстрировали также оптимальный уровень выполнения конкурсного задания – 63 % от максимального балла по критерию. Участники продемонстрировали ограниченный набор педагогических приёмов и методов, не всегда соответствующих целям мастер-класса. Это может свидетельствовать о нехватке знаний и опыта в области современных подходов к педагогическому взаимодействию. Наблюдалась недостаточная работа по стимулированию активного обмена мнениями и сотрудничества между участниками мастер-класса, что может указывать на сложности с созданием комфортной атмосферы и мотивации для открытого диалога. Не всегда конкурсантам удавалось эффективно вовлекать участников фокус-группы в творческую деятельность, что могло снизить уровень их интереса и обратной связи. Помимо этого, члены жюри отметили затруднения конкурсантов с организацией пространства и материалов для мастер-класса, что повлияло на качество взаимодействия и достижение поставленных целей. Не все участники смогли успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и новым вызовам межличностных отношений, что может указывать на нехватку навыков гибкого реагирования на неожиданные ситуации. Для повышения уровня подготовки конкурсантов рекомендуется уделить внимание развитию навыков применения разнообразных форм педагогического взаимодействия, стимулирования сотрудничества и диалога, обеспечения творческой деятельности, организации предметно-пространственной среды и гибкой адаптации в новых межличностных отношениях.
По результатам оценки по критерию «Актуальность и глубина предметного содержания» средний процент от максимального балла за данный критерий составил 62,5 % (оптимальный уровень подготовки конкурсантов). Анализ выявил несколько ключевых аспектов, по которым участники показали недостаточный уровень подготовки. Так, по мнению членов жюри, конкурсанты продемонстрировали недостаточное соответствие предметного содержания ФГОС и передовым научным достижениям России. Это может свидетельствовать о нехватке знаний в области современных образовательных тенденций и нормативных актов. Наблюдалась недостаточная методическая проработанность предметного содержания, что может указывать на сложности с выбором учебного материала и эффективных методов обучения. Предметное содержание не всегда было направлено на формирование у обучающихся целостной картины мира, что снижает эффективность образовательного процесса. Далеко не все конкурсанты адаптировали предметное содержание для обогащения социального опыта участников, что ограничивает возможности для развития социальных навыков и компетенций. Предметное содержание не всегда способствовало формированию у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру, что может снижать мотивацию к обучению и интерес к изучаемым темам.
Для повышения уровня подготовки конкурсантов рекомендуется уделить внимание развитию навыков соответствия предметного содержания образовательным стандартам и научным достижениям, методической проработке учебного материала, формированию у участников целостной картины мира, адаптации содержания для обогащения социального опыта и развития эмоционально-ценностного отношения к миру.
Анализ оценок по критерию «Методическая обоснованность» (62 % от максимального балла) выявил несколько ключевых аспектов, по которым участники показали недостаточный уровень подготовки. Прежде всего, конкурсанты не смогли в полной мере представить оригинальную педагогическую практику, соответствующую актуальным направлениям развития образовательной системы, что свидетельствует о том, что многие участники не обладают глубоким пониманием современных тенденций и инноваций в образовании или не могут эффективно адаптировать их к своей практике. Кроме того, аргументация значимости выбранных тем для формирования педагогической культуры оказалась недостаточно убедительной. Это указывает на то, что конкурсанты не всегда могут чётко сформулировать цели и задачи транслируемых ими педагогических практик, а также обосновать их важность в своей деятельности. Также было отмечено, что представленный педагогический опыт не всегда был методически проработан и может быть использован для дальнейшего распространения. Это может быть связано с отсутствием систематизации накопленных знаний и навыков, а также с неумением презентовать свой опыт в виде готовых к использованию методических материалов. Применение авторских средств обучения и воспитания, включая цифровые ресурсы, также было представлено на недостаточном уровне. Это говорит о том, что конкурсанты не всегда способны создавать и использовать инновационные инструменты для повышения эффективности образовательного процесса. Наконец, использование методов и приёмов активного обучения не достигло ожидаемого результата, что может свидетельствовать о том, что участники конкурса не всегда ориентированы на вовлечение фокус-групп в активную деятельность.
Оценка по критерию «Рефлексивная культура» в среднем по всем конкурсантам составила 57 % от максимального балла по критерию, что свидетельствует также только об оптимальном уровне подготовки участников. Анализ показал, что конкурсанты испытывают трудности в корректировке своих действий и поведения на основе полученной обратной связи. Это может указывать на недостаточную гибкость и адаптивность педагогов в процессе трансляции своего опыта, а также на отсутствие навыков критического анализа собственной деятельности. Кроме того, участники конкурса не всегда обеспечивают эффективную обратную связь для фокус-группы. Это приводит к снижению мотивации и интереса участников занятия. Осмысление неординарных практических задач и хода их решения также требует внимания при подготовке участников. Конкурсанты как правило формулировали лишь некоторые выводы об эффективности использованных на занятии идей и методических решений. Оценка степени реализации цели занятия и достижения планируемых результатов показала, что конкурсанты не всегда могут чётко определить, насколько успешно они достигли поставленных целей. Это может быть связано с отсутствием чётких критериев оценки или недостаточной рефлексией собственной деятельности. Наконец, анализ эффективности педагогического взаимодействия на проведенных мастер-классах выявил, что участники конкурса не всегда способны оценить качество своего взаимодействия с коллегами, увидеть слабые места и разработать стратегии для их корректировки.
В ходе оценки конкурсного испытания был выявлен важный аспект, касающийся практической значимости и применимости представленных на мастер-классе практик. Анализ показал, что многие участники не смогли в полной мере продемонстрировать важность и актуальность своего опыта для профессионального сообщества. Не все конкурсанты смогли показать, как представленные на мастер-классе идеи были успешно применены в реальных условиях и объяснить, как они могут быть внедрены в практику, какие имеют преимущества. Многие практики не выделялись на фоне существующих, что затрудняло оценку их инновационного потенциала. Это говорит о том, что авторы не всегда учитывают актуальные тенденции. Конкурсанты не всегда могли выделить и убедительно обосновать эффекты применения педагогического опыта для системы образования.
Так, анализ результатов по критерию «Рефлексивная культура» указывает на необходимость развития навыков саморефлексии и анализа у педагогов. «Работа над ошибками» поможет им стать более гибкими, адаптивными и эффективными в своей профессиональной деятельности.
Самые низкие результаты показали педагоги по критерию «Практическая значимость и применимость» – 54 % от максимальной суммы баллов, что говорит о необходимости более глубокого анализа и проработки представленных решений с точки зрения их практической ценности и применимости в профессиональной сфере.
Таким образом, необходимо стимулировать участников к более глубокому анализу и разработке своих мастер-классов, чтобы они могли предложить не только теоретические концепции, но и авторские практические решения, которые будут востребованы в профессиональной среде и соответствовать актуальным тенденциям и вызовам системы образования.
Следующим этапом конкурса «Учитель года» является испытание «Брифинг», цель которого – демонстрация способности участников к конструктивному диалогу со всеми участниками образовательных отношений и представителями общественности по актуальным вопросам развития системы образования. Это испытание позволяет оценить не только коммуникативные навыки конкурсантов, но и их способность анализировать и оценивать сложные образовательные ситуации, формулировать творческие педагогические идеи и предлагать новые решения.
Результаты оценки конкурсного испытания «Брифинг» в целом свидетельствуют о продвинутом уровне подготовки участников. Средний балл, выставленный членами жюри, составил 30,66 (77 % от максимально возможного). Этот результат подчёркивает, что участники конкурса обладают необходимыми навыками для успешного взаимодействия в профессиональной среде и способны эффективно представлять свои идеи и подходы к решению образовательных задач.
Результаты оценки конкурсантов по критерию «Конструктивность позиции» демонстрирует, что многие участники показали высокий уровень подготовки. Особенно стоит отметить, что большинство из них смогли продемонстрировать эмоциональное благополучие, оптимизм и положительный настрой. Это создаёт благоприятную почву для общения и способствует эффективному взаимодействию. Участники также проявили умение контролировать свои эмоции и при необходимости менять их, что повышает эффективность общения. Кроме того, конкурсанты продемонстрировали умение слушать собеседников, используя различные виды слушания. Это показывает их внимательность к позиции других и готовность к конструктивному диалогу. Участники конкурса активно использовали аргументы для обоснования собственной точки зрения, что говорит о способности отстаивать свою позицию. Только по показателю «предлагает критически выверенные умозаключения» был отмечен недостаточный уровень подготовки конкурсантов. Это указывает на необходимость работы над развитием аналитических навыков и способности критически оценивать информацию. Таким образом, несмотря на общий продвинутый уровень подготовки участников, существуют определённые направления для развития конструктивности позиции конкурсанта.
Средняя оценка конкурсантов по критерию «Коммуникативная культура и навыки самопрезентации» также свидетельствует о продвинутом уровне подготовки к конкурсу. Особенно стоит отметить, что большинство конкурсантов продемонстрировали способность следовать педагогическим идеалам и ценностям в общении, а также умение проявлять свои личностно-профессиональные качества в зависимости от ситуации. Конкурсанты смогли чётко и грамотно изложить свою позицию в рамках заданной темы, что является важным проявлением коммуникативной культуры. Кроме того, педагоги эффективно использовали вербальные и невербальные средства коммуникации, учитывая специфику и интересы аудитории. Это позволило им установить контакт с аудиторией и успешно донести свои мысли. Также было отмечено, что конкурсанты отлично продемонстрировали коммуникативные качества речи, такие как правильность, содержательность, выразительность, чистота, логичность и богатство языка. Эти аспекты играют важную роль в формировании впечатления о выступающем и его способности эффективно доносить свои мысли до аудитории.
Таким образом, результаты оценки по критерию «Коммуникативная культура и навыки самопрезентации» подчёркивают, что участники конкурса обладают продвинутым уровнем коммуникативных навыков и способны эффективно представлять себя в профессиональной среде. Это, безусловно, является важным фактором их профессионального роста и развития.
По критерию «Ценностные основания и аргументированность профессионально-личностной позиции» участники также показали продвинутый уровень. Средний балл, выставленный членами жюри, составил 7,92 (79 %). Большинство конкурсантов смогли раскрыть свою профессионально-личностную позицию на основе государственной политики в сфере образования. Это показывает их понимание текущих тенденций и направлений в образовательной системе. Участники также транслировали приоритет совместной деятельности и субъект-субъектных отношений участников образовательного процесса, что подчёркивает их ориентацию на сотрудничество и партнёрство. Кроме того, конкурсанты продемонстрировали умение использовать конструктивную критику для обоснования собственной точки зрения. Это говорит об их способности анализировать различные подходы и аргументировать свою позицию на основе объективных данных.
Однако анализ выявил и некоторые проблемные показатели. В частности, по показателю «проявление приверженности традиционным духовно-нравственным и социально-педагогическим ценностям» был отмечен оптимальный уровень подготовки конкурсантов. Это указывает на необходимость работы над развитием ценностно-смыслового содержания диалога и углублением понимания традиционных ценностей. Оптимальный уровень взаимодействия на основе морально-нравственных норм и соблюдения педагогической этики подчёркивает важность применения их в профессиональной дискуссии. Таким образом, несмотря на общий продвинутый уровень подготовки участников по этому критерию, существуют определённые направления для развития их ценностно-ориентированных и этических компетенций.
По критерию «Масштабность видения проблем и нестандартность предлагаемых решений» средний балл, выставленный членами жюри, составил 6,22 (62 % от максимально возможного), что говорит об оптимальном уровне. В частности, некоторые конкурсанты не смогли в полной мере провести анализ проблемы в соответствии с основными положениями государственной политики в сфере образования и воспитания. Это указывает на недостаток понимания актуальных тенденций и направлений в образовательной системе. У части конкурсантов возникли сложности с высказыванием творческих профессиональных идей и решений для развития единого образовательного пространства. Это может свидетельствовать о недостаточном навыке инновационного мышления и способности предлагать нестандартные подходы к решению образовательных задач. Также было отмечено, что некоторые из конкурсантов не смогли достаточно обосновать предложенные идеи и решения с точки зрения государственной политики в сфере образования. Это подчёркивает необходимость работы над развитием аналитических навыков и умения аргументировать свои предложения на основе объективных данных. Помимо этого, у некоторых участников возникли трудности с предложением и детализацией проектов для реализации в сфере образования. Это указывает на недостаток опыта в разработке и планировании образовательных проектов. Наконец, не все конкурсанты смогли внести конструктивные предложения по обновлению содержания образования с учётом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники. Это подчёркивает важность развития навыков анализа и прогнозирования тенденций в области науки и технологий и умения применять эти знания в образовательной практике.
Конкурсное испытание «Блицтурнир» наряду с конкурсными испытаниями «Мастер-класс» и «Брифинг» входило в испытания второго тура. Данное испытание представляет собой открытое обсуждение группой участников ситуационных задач, связанных с их профессиональной деятельностью. Этот формат позволяет жюри оценить не только знания и навыки конкурсантов, но и их способность к быстрому мышлению, креативности и командной работе. Его цель – проверить способность конкурсантов оперативно находить эффективные решения профессиональных задач в условиях командного взаимодействия. В целом, конкурсное испытание «Блицтурнир» члены жюри оценили на 33,78 баллов (68 % от максимального), что говорит об оптимальном уровне подготовки конкурсантов.
В рамках конкурса «Учитель года» особое внимание уделяется оценке коммуникативной культуры участников, что включает в себя умение действовать в рамках профессиональных границ и этики. Анализ критериев конкурсного испытания «Блицтурнир» показал, что педагоги продемонстрировали продвинутый уровень владения этим навыком. Члены жюри отметили, что участники в целом придерживаются норм педагогической этики, умеют излагать свою позицию в соответствии с коммуникативной задачей и гибко управлять собственными эмоциями. Конкурсанты также продемонстрировали умение преодолевать коммуникативные барьеры и использовать вербальные и невербальные средства общения с учётом ситуации. Однако было отмечено, что некоторые из них испытывают трудности при организации сотрудничества и диалога в группе. Это может свидетельствовать о недостатке опыта работы в команде или навыков эффективного взаимодействия с коллегами и указывает на необходимость развития компетенций в области командной работы и организации диалога, что является важной частью профессионального роста педагога.
Таким образом, оценка коммуникативной культуры конкурсантов позволила выявить сильные и слабые стороны их профессиональной подготовки, что может послужить основой для дальнейшего развития и совершенствования педагогических навыков участников конкурса.
По критерию «Мотивированность, целеустремлённость и сила личности» средний балл, выставленный членами жюри, указывает на оптимальный уровень подготовки. Хотя участники в целом продемонстрировали наличие деловых (профессиональных) мотивов, были выявлены показатели, требующие дополнительного развития. Например, не все конкурсанты смогли проявить самостоятельность и уверенность в себе в процессе совместного решения задачи. Также у некоторых участников были сложности с проявлением целеустремлённости и концентрации на главном в совместной деятельности. Кроме того, отдельные конкурсанты испытывали трудности с демонстрацией профессиональной смелости и контроля над собой в групповой работе, а также с конструктивной защитой собственной позиции. Это подчёркивает необходимость работы над развитием лидерских качеств и умения эффективно взаимодействовать в команде.
По критерию «Глубина и нестандартность суждений, обоснованность и реалистичность предложенных решений» участники продемонстрировали оптимальный уровень. Не все конкурсанты смогли предложить решения, которые бы соответствовали актуальным задачам развития системы образования. Также у некоторых участников были сложности с проявлением профессиональной инициативы и предложением оригинальных идей для решения проблемы. Отдельные конкурсанты испытывали трудности с разработкой практико-ориентированных решений профессиональных задач, а также с аргументацией своих предложений на основе оценки проблемной ситуации. Это подчёркивает необходимость работы над развитием навыков анализа, критического мышления и способности предлагать эффективные и инновационные решения.
По критерию «Масштабность мышления, социальная направленность, профессиональная зрелость» средний балл, выставленный членами жюри, указывает на то, что конкурсанты показали оптимальный уровень по данному критерию. Часть конкурсантов не смогла рассмотреть идеи и предлагаемые решения профессиональных задач в перспективе их применения в едином образовательном пространстве. Также многим было сложно применить информационный и ресурсный подходы для генерирования решений профессиональных задач. Кроме того, отдельные конкурсанты испытывали трудности с демонстрацией готовности к профессионально-личностным изменениям и стремления к горизонтальному обмену опытом. Это подчёркивает необходимость работы над развитием гибкости мышления и открытости к новым подходам. Также многим не удалось ярко продемонстрировать широкий профессиональный кругозор и индивидуальный профессиональный стиль, что является потенциалом для дальнейшего роста и саморазвития в этих направлениях.
По критерию «Управление рисками, принятие решений и ответственность за результат» средний балл, выставленный членами жюри, также указывает на то, что конкурсанты показали оптимальный уровень по данному критерию. Многим конкурсантам не удалось чётко и обоснованно сформулировать риски как возможные нежелательные ситуации. Были выявлены сложности с характеристикой и оценкой рисков развития ситуации. Кроме того, участникам было трудно аргументированно выявить конфликт интересов и предложить решения для их профилактики. Это подчёркивает необходимость работы над развитием аналитических навыков и способности предвидеть возможные проблемы. Также у конкурсантов возникли трудности с предложением взвешенных решений, направленных на достижение результата, и проявлением ответственности за предлагаемые решения проблемных ситуаций. Это указывает на потенциал для дальнейшего роста и саморазвития по этим показателям.
Таким образом, при анализе подготовки участников к конкурсу «Учитель года» продвинутый уровень конкурсанты продемонстрировали лишь в одном конкурсном испытании – «Брифинг», а в остальных испытаниях был продемонстрирован оптимальный уровень.
Для повышения уровня подготовки к участию в конкурсе «Учитель года» можно дать несколько рекомендаций. Прежде всего, участникам следует проанализировать успешные стратегии и подходы тех, кто показал высокие результаты в конкурсных испытаниях на Всероссийском конкурсе «Учитель года России». Изучение их подходов к решению задач может помочь другим участникам улучшить свои навыки. Также важно разработать индивидуальные планы подготовки для каждого конкурсного испытания, учитывая свои сильные и слабые стороны, а также особенности каждого испытания. Это позволит максимально эффективно использовать время и ресурсы. Активное участие в работе методических объединений и их мероприятиях поможет участникам быть в курсе последних тенденций и инноваций в области образования, а также обмениваться опытом и получать обратную связь от коллег. Работа над развитием soft skills (мягких навыков), таких как коммуникабельность, умение работать в команде, гибкость мышления, также может способствовать успешному результату на конкурсе. Кроме того, участникам стоит обратиться за обратной связью к коллегам. Опытные педагоги и коллеги могут оценить подготовку и дать рекомендации по повышению качества подготовки, что поможет увидеть слабые стороны и разработать план действий по их устранению. Одной из важных рекомендаций является изучение нормативно-правовых актов, регулирующих образовательную деятельность. Понимание основных законодательных требований и стандартов поможет участникам лучше аргументировать выбранные подходы и методы работы. Наконец, участие в дополнительных образовательных программах и курсах, направленных на развитие профессиональных навыков и компетенций, необходимых для успешного выступления на конкурсе, также будет полезным. Именно такую дополнительную профессиональную программу повышения квалификации – «Совершенствование профессиональных компетенций педагогов образовательных организаций – участников конкурсов профессионального мастерства» – в 2025 году открывает МАУ ДПО «НИСО».
Следуя этим рекомендациям, участники конкурса «Учитель года» смогут повысить свой уровень подготовки и продемонстрировать более высокие результаты в испытаниях конкурса «Учитель года» в новом учебном году.
Литература
1. Критерии оценки конкурсных испытаний заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2025 года (методические рекомендации). – Электронный ресурс. – URL: https://clck.ru/3NY2x2 (дата обращения: 01.08.2025).
2. Лобанов В. В. Как побеждать в педагогических конкурсах (от творчества личности к профилю коллектива) // Проблемы современного образования. – 2024. – № 1. – Электронный ресурс. – URL: https://clck.ru/3NY334 (дата обращения: 25.07.2025).
3. Лобанов В. В. Типичные ошибки участников профессиональных педагогических конкурсов // Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования: сб. науч. ст. / науч. ред. и сост. Н. А. Асташова. – Брянск: РИО БГУ: Полиграм-Плюс, 2022. – С. 139-146.
4. Недоводиева Н. М., Никитина А. С. Вектор успеха в конкурсах профессионального педагогического мастерства. Перспективы роста // Символ науки. – 2023. – № 11-2-2. – Электронный ресурс. – URL: https://clck.ru/3NY3cX (дата обращения: 25.07.2025).
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 10 марта 2025 г. № 186 «Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения Всероссийского конкурса «Учитель года России» и всероссийских профессиональных конкурсов «Воспитатель года России», «Директор года России», «Первый учитель». – Электронный ресурс. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202504080014 (дата обращения: 05.08.2025).
Количество просмотров: 11 |
Добавить комментарий