Шмидгаль Илона Оттовна,методист, муниципальное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Новосибирский Институт Современного Образования», Новосибирск, Российская Федерация Ilona О. Shmidgal, Methodologist, Municipal Autonomous Institution of Continuing Professional Education «Novosibirsk Institute of Modern Education», Novosibirsk, Russian Federation |
Приоритеты оценки деятельности учреждений дополнительного образования в рамках муниципальной системы оценки качества образования. Итоги апробации
В статье представлены результаты апробации оценки образовательной деятельности учреждений дополнительного образования детей в рамках муниципальной системы оценки качества образования и приоритетные направления развития системы дополнительного образования детей города Новосибирска.
Ключевые слова: дополнительное образование, целевая модель, дополнительные общеразвивающие программы, качество дополнительного образования, оценка, эффективные механизмы.
The article presents the results of approbation of the assessment of the educational activities of institutions of additional education for children within the framework of the municipal system for assessing the quality of education and priority areas for the development of the system of additional education for children in the city of Novosibirsk
Keywords: additional education, target model, additional general development programs, quality of additional education
Современное дополнительное образование играет важную роль в развитии личностных качеств детей, подростков и служит ключом к раскрытию их талантов и способностей. А его развитие, направленное на удовлетворение общественных запросов и укрепление позиций нашей страны на международной арене, является важной частью государственной политики.
Стоит также отметить, что дополнительное образование становится одним из главных элементов российской системы образования. Сегодня на федеральном уровне интенсивно принимаются меры, направленные на улучшение и развитие системы дополнительного образования, при этом уделяется особое внимание созданию равных условий для всех детей, интеграции общего и дополнительного образования.
Основные направления интеграции:
– внедрение в образовательные программы элементов, способствующих формированию функциональных компетенций и необходимых навыков, соответствующих приоритетным направлениям развития страны;
– использование ресурсов дополнительного образования для улучшения успеваемости учащихся, сталкивающихся с трудностями в усвоении школьных предметов;
– создание механизмов последовательного перехода обучающихся от одного уровня образования к последующему (общее, среднее профессиональное и высшее образование).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», определены задачи для «обеспечения функционирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи, основанной на принципах ответственности, справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию 100 процентов обучающихся» [2].
Соответственно с Концепцией развития дополнительного образования до 2030 года установлены цели и задачи, важным условием достижения которых является разработка эффективных механизмов, направленных на повышение уровня вовлеченности детей от 5 до 18 лет в дополнительное образование и обновление содержания, методов и технологий программ [3].
Одним из таких механизмов является внедрение Целевой модели дополнительного образования, которая позволяет сформировать современные управленческие и организационно-экономические системы с целью обеспечения персонифицированного учета и финансирования через регистрацию детей в региональных навигаторах.
При государственной поддержке с учетом стратегических целей и задач активно развивается современная высокотехнологичная инфраструктура дополнительного образования технической и естественно-научной направленностей. Таким образом решаются следующие задачи:
– вовлечение детей в научную работу;
– подготовка технологических лидеров, инженеров и ученых;
– ознакомление детей с современными профессиями и профессиями будущего [3].
На региональном уровне системе дополнительного образования также уделяется большое внимание. Концепцией управления качеством образования Новосибирской области установлены механизмы управления качеством образовательных результатов для достижения целевых ориентиров по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей в виде комплекса мероприятий, направленных на повышение доступности дополнительного образования с учетом образовательных интересов и индивидуальных возможностей различных категорий детей. Эффективные механизмы, в первую очередь, направлены на повышение доступности дополнительного образования через функционирование целевой модели, создание новых мест дополнительного образования детей, развитие олимпиадного движения и системы конкурсов, спортивных мероприятий, индивидуализацию обучения, повышение уровня профессиональных компетенций педагогов дополнительного и общего образования.
На муниципальном уровне департаментом образования мэрии города Новосибирска также ведется системная работа по повышению качества образовательных результатов и в целом управлению качеством деятельности образовательных организаций. Разработаны механизмы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи нашего города с учетом основных тенденций государственной политики.
Для оценки эффективности самореализации обучающихся, их потребностей и потенциала в Концепции разработаны показатели мониторинга, критерии и источники данных для сбора информации. Для выстраивания и эффективного функционирования модели управления образовательной организацией необходимо обладать в полной мере объективной, надежной и достоверной информацией о результатах ее деятельности, анализе и интерпретации полученных данных [8]. Поэтому с целью формирования эффективной системы управления качеством дополнительного образования на основе приоритетов государственной, региональной образовательной политики, целей и задач муниципальной системы оценки качества образования (далее – МСОКО) в 2025 году были разработаны критерии, показатели и индикаторы для учреждений дополнительного образования детей, впервые проведена процедура оценки деятельности учреждений дополнительного образования, подведомственных департаменту образования мэрии города Новосибирска. В ходе апробации МСОКО индивидуальные результаты образовательной организации формировались на основе данных без дополнительных запросов в учреждения и во многом зависели от качества проведения процедуры самообследования, достоверности и корректности данных, представленных организациями в информационных системах различного уровня, на официальном сайте, в отчетах о результатах самообследования.
В целом оценка осуществлялась по 10 критериям и 25 показателям. Приоритетным стало изучение таких вопросов, как соответствие деятельности образовательной организации дополнительного образования детей (далее – ОО ДОД) требованиям действующего законодательства в сфере образования в части открытости и доступности информации, сформированность внутренней системы оценки качества образования (далее – ВСОКО), структура и численность обучающихся по дополнительным образовательным программам различной направленности, качество программного обеспечения, кадровых условий, а также условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), образовательной среды и достижения детей, результативность учреждений в целом.
В процедуре апробации приняли участие 100 % образовательных организаций дополнительного образования, подведомственных департаменту образования мэрии города Новосибирска (рисунок 1).
Рисунок 1. Распределение ОО ДОД, подведомственных департаменту образования мэрии города Новосибирска, по направлениям деятельности.
Отметим, что все организации получили индивидуальные результаты апробации показателей, критериев, источников сбора, индикаторов оценки деятельности учреждений дополнительного образования детей в рамках муниципальной системы оценки качества образования. Они выступают прежде всего средством опережающей рефлексии и должны помочь в уточнении приоритетов в развитии учреждений, скорректировать задачи на новый учебный период, минимизировать риски в управлении качеством образования.
В результате апробации показателей оценки деятельности ОО ДОД, подведомственных департаменту образования мэрии города Новосибирска, в рамках функционирования МСОКО в 2025 году удалось обратить внимание на необходимость актуализации информации, представленной на официальных сайтах учреждений, и качество процедуры самообследования, в том числе по вопросу формирования и развития внутренней системы оценки качества образования. Согласно российскому законодательству, организации дополнительного образования детей обязаны размещать информацию о деятельности на официальном сайте в сети «Интернет». Размещение сведений в открытом доступе позволяет обществу быстро и удобно ознакомиться с необходимой информацией, оценить уровень квалификации преподавателей и инфраструктуру учреждений, изучить направления деятельности организации.
Так, например, только 42 % учреждений уделяют этому вопросу пристальное внимание. Открытая и общедоступная информация формирует положительную репутацию учреждения и является важным элементом современной образовательной практики, способствующим повышению качества образования, укреплению общественного доверия.
100 % ОО ДОД ведут официальные страницы в социальной сети ВКонтакте.
Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития дополнительного образования. Обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования относится к компетенции образовательной организации в соответствии с пунктом 13 статьи 28 ФЗ‑273.
ВСОКО осуществляется субъектами самого учреждения и является источником информации и диагностики образовательной деятельности, поэтому оценка функционирования ВСОКО – важный элемент самообследования образовательной организации дополнительного образования. Только 42 % ОО ДОД в отчетах о результатах самообследования внесли в раздел описание функционирования ВСОКО.
Программы дополнительного образования технической и естественно-научной направленностей реализует 81 % организаций. Программы туристско-краеведческой направленности – значительно меньшее число – 37 % ОО ДОД.
При этом больше всего детей охвачены программами технического направления (в трети учреждений – более 10 % обучающихся), менее всего –программами туристско-краеведческой направленности. В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики выступает стимулирование научно-технического прогресса, обеспечивающего независимость и конкуретноспособность нашей страны [2].
Реализация программ научной и технической направленностей в ОО ДОД актуальна для подрастающего поколения и играет важную роль в укреплении потенциала всего российского общества и государства. В дополнительном образованииимеются условия для вариативного развития детей в области данных направлений, поэтому у каждого ребенка есть возможность самореализации, выбора направленности с учетом индивидуальных возможностей, способностей. В связи с этим необходимо создавать условия для формирования научной, искусственно-технической, исследовательской и проектной деятельности, приобретения навыков моделирования и конструирования объектов, обработки электротехники и электроники, системной инженерии.
Реализация туристско-краеведческих программ положительно влияет на развитие личности, способствует расширению кругозора в области истории родного края, традиций своего народа, развитию коммуникативных навыков, формированию здорового образа жизни.
74 % ОО ДОД активно используют сетевую форму реализации образовательных программ на основании заключенных договоров. За счет интеграции и ресурсов организаций сетевая форма обеспечивает ряд возможностей, способствующих эффективному обучению и развитию личностных качеств и компетенций обучающихся. Также к преимуществам сетевой формы реализации дополнительных программ можно отнести улучшение образовательных результатов обучающихся, расширение спектра образовательных услуг, рациональное использование финансовых средств, формирование системы кадрового обеспечения организаций, что в целом способствует повышению качества и эффективности образования.
Индивидуальное освоение содержания образовательной программы с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося обеспечено только в 7 ОО ДОД, что составляет 18 % от их количества.
Дополнительное образование – важный ресурс социализации и развития личности ребенка с ОВЗ, детей-инвалидов. В Концепции развития дополнительного образования заложено укрепление его потенциала в решении задач социокультурной реабилитации таких детей, расширения возможности для освоения ими дополнительных общеобразовательных программ по всем направленностям. Конечно, для успешной интеграции данной категории обучающихся необходимы специализированные условия, разработка адаптивных методик, повышение профессиональной компетентности педагогов. В большинстве ОО ДОД (68 %) обучаются дети с ОВЗ, дети-инвалиды, 29 % организаций реализуют адаптированные дополнительные общеобразовательные программы.
Образовательными организациями недостаточно уделяется внимания достижениям педагогических работников: в 42 % ОО ДОД (индикатор оценивания – более 70 %) педагогов осуществляют деятельность с установленной высшей/первой квалификационной категорией, большинство педагогов в 52 % организациях (индикатор оценивания – менее 70 %) не проходят своевременно курсовую подготовку, лишь в 3 % ОО ДОД педагоги имеют курсы повышения квалификации для проведения коррекционно-развивающей работы. Педагогические работники осуществляют образовательную деятельность с высшим педагогическим образованием в 53 % образовательных организациях (индикатор оценивания – более 70 %).
Своевременное повышение уровня профессиональной компетентности педагога, овладение новыми знаниями и умениями, навыками работы с современными технологиями напрямую влияют на качество кадрового состава педагогов, которое является одним из показателей эффективности образовательного процесса. Также к показателям эффективности современного дополнительного образования можно отнести сохранность контингента и достижение учащимися побед в мероприятиях различного уровня. Чем выше уровень сохранности контингентных показателей, тем успешнее организация осуществляет свою деятельность: 76 % ОО ДОД обеспечивают сохранность контингента обучающихся свыше 95 %. Во всех образовательных организациях обучающиеся принимают активное участие, становятся призерами и победителями в мероприятиях федерального и регионального уровней.
Кроме этого, 42 % организаций являются муниципальными координаторами мероприятий федерального и регионального уровней.
В образовательных организациях, реализующих программы физической культуры и спорта, одним из важных показателей результативности является подтверждение уровня спортивной подготовки наличием спортивных разрядов среди обучающихся. В 73 % ОО ДОД спортивной направленности обучающиеся имеют спортивные разряды.
Регулярные достижения обучающихся свидетельствуют о высоком уровне подготовки и профессиональной компетентности сотрудников учреждения дополнительного образования, и являются показателями высокого качества образования.
Сохранение высоких количественных и качественных характеристик педагогически значимых процессов становится залогом устойчивого и успешного функционирования учреждений дополнительного образования, обеспечивая тем самым высокие образовательные стандарты и качественное воспитание подрастающего поколения.
В целом по результатам апробации показателей оценки деятельности определены организации, опыт которых можно представить на муниципальном уровне: МАУ ДО ДТД УМ «Юниор», МБУДО ДДТ им. В. Дубинина, МБУДО Центр «Юность», МБУДО ДТ «Октябрьский», МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова, МБУДО ДЮ(Ф)Ц «Спортивный резерв», МАУДО ДООЦ «Бригантина», МБУДО ДООФСЦ «Лидер», МБУДО ДЮ(Ф)Ц № 1 «ЛИГР», МБУДО ДЮФЦ «Буревестник».
В ходе апробации определено, что установленные критерии, показатели, индикаторы, а также источники сбора информации в большинстве своем являются эффективными и корректными для проведения оценки качества деятельности образовательных организаций дополнительного образования, однако стало понятным, что отдельные элементы критериальной базы, а также информационные источники требуют корректировки/доработки. Кроме того, запланирована информационно-методическая работа с административными командами учреждений дополнительного образования по вопросам проведения процедуры самообследования, разработаны методические рекомендации по подготовке отчета по результатам данной и процедуры и размещению информации на официальном сайте о деятельности организаций в рамках МСОКО.
На наш взгляд, самое важное – это работа с индивидуальными результатами в самой организации. Ключевыми задачами административных команд должны стать следующие:
- проанализировать и обсудить в коллективе результаты апробации показателей оценки деятельности ОО ДОД в рамках функционирования МСОКО; принять конкретные меры по устранению выявленных недостатков в деятельности образовательной организации;
- обеспечить своевременное повышение квалификации педагогов, в том числе работающих с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами, в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- обеспечить доступность актуальной информации на официальном сайте образовательной организации;
- обеспечить реализацию адаптированных дополнительных общеобразовательных программ дополнительного образования в соответствии с требованиями законодательства;
- обеспечить формирование и функционирование ВСОКО в ОО ДОД;
- обеспечить проведение самообследования образовательной организации и подготовку отчета о результатах самообследования в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Таким образом, полученная впервые качественная оценка муниципальной системы дополнительного образования детей опирается на приоритеты деятельности учреждений дополнительного образования и способствует формированию эффективного управления системой дополнительного образования, которое, в свою очередь, обеспечивает формирование и развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, сформирует у них культуру здорового и безопасного образа жизни [1].
Литература
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
- Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». – Электронный ресурс. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408518353/ (дата обращения: 12.12. 2025).
- Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». – Электронный ресурс. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения: 12.12. 2025).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 № 652 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». – Электронный ресурс. – URL: https://base.garant.ru/403246796/(дата обращения: 12.12. 2025).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей» (с изменениями и дополнениями).
- Приказ Минобразования Новосибирской области от 15.03.2023 № 533 «О внесении изменений в приказ министерства образования Новосибирской области от 24.05.2022 № 1041» (вместе с Концепцией управления качеством образования в Новосибирской области на период с 2022 по 2027 годы). – Электронный ресурс. – URL: https://niso54.ru/sites/default/files/docs/esoko/1.%20%D0%A3%D0%9A%D0%9E%20%D0%9D%D0%A1%D0%9E%202023_%20533%201.pdf(дата обращения: 12.12. 2025).
- Приказ департамента образования мэрии города Новосибирска от 28 июня 2022 г. № 0545-од «Об утверждении Концепции управления качеством образования на период с 2022 по 2027 год». – Электронный ресурс. – URL: https://niso54.ru/upravlenie-po-rezultatam/soko/msoko (дата обращения: 12.12. 2025).
| Количество просмотров: 5 |
Добавить комментарий