Применение кинезиологичесикх упражнений по развитию пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития

 

Косырева Евгения Викторовна,

учитель-логопед, МБДОУ д/с № 495, Новосибирск, Российская Федерация

Evgeniya V. Kosyreva,

speech therapist teacher, MBDOU kindergarten No. 495, Novosibirsk, Russian Federation

 

Применение кинезиологичесикх упражнений по развитию пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития

The use of kinesiological exercises to develop spatial representations in older preschool children with mental retardation

Статья посвящена проблеме формирования пространственных представлений у дошкольников, имеющих задержку психического развития. Отражен опыт проведения коррекционно-развивающей работы по проблеме исследования с использованием кинезиологических упражнений, представлены результаты проведенной работы в МБДОУ города Новосибирска «Детский сад № 495 комбинированного вида».

Ключевые слова: пространственные представления, кинезиологические упражнения, старшие дошкольники, задержка психического развития.

The article is devoted to the problem of the formation of spatial representations in preschoolers with mental retardation on the basis of the MBDOU of the city of Novosibirsk «Kindergarten No. 495 combined type». The experience of carrying out correctional and developmental work on the problem of research using kinesiological exercises is reflected, the results of the work carried out are presented.

Keywords: spatial representations, kinesiological exercises, senior preschoolers, mental retardation.

 

Проблема формирования пространственных представлений активно исследовалась рядом ученных (Б. Г. Ананьев, И. А. Свириденко, М. М. Семаго, Н. Я. Семаго и др.), которые подчеркивали, что под пространственными представлениями следует понимать образы о пространственно-временных и пространственных отношениях и свойствах [1, 2]. Развитие пространственных представлений у детей начинается с ранних лет и является системным процессом, который характеризуется постепенным усложнением пространственных категорией: от понимания образа тела, затем посредством различных анализаторов восприятие внешнего пространства, потом – квазипространства.

Понимание пространства детьми связано с основными психическими процессами, которые играют ключевую роль в формировании множества навыков и сложных действий, необходимых для дальнейшей социализации и обучения в школе. Но, несмотря на то, что у детей с ЗПР формирование пространственных представлений происходит по тем же принципам, что и у нормально развивающихся сверстников, данный процесс замедлен и часто не соответствует необходимому уровню для обучения в школе. Негативное влияние оказывают недостаточное развитие зрительного восприятия, произвольной памяти и внимания. В связи с этим у детей рассматриваемой категории пространственные представления неустойчивы, недостаточно обобщены, дифференцированы, есть трудности при употреблении предложно-падежных конструкций, отражающих пространственные отношения [1].

Изучение теоретических аспектов рассматриваемой проблематики позволит определить, что среди эффективных средств формирования пространственных представлений у детей с ЗПР ряд ученных выделяют кинезиотерапию (Т. А. Курочкина, Н. М. Медвецкая, Я. В. Сулименко и др.). Кинезиологические упражнения, входящие в данный вид терапии, направлены на развитие головного мозга через движение, так как в процессе развития высших психических реакций важную роль играют совместные функции обоих полушарий [3].

Опытно-экспериментальное изучение влияния кинезиологических упражнений на формирование пространственных представлений у детей осуществлялось на базе МБДОУ «Детский сад № 495 комбинированного вида». Выборку экспериментальной и контрольной групп составили дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (далее – ЗПР).

Первоначально была проведена входная диагностика посредством диагностической программы Н. Я. Семаго и М. М. Семаго «Пространственные представления ребенка», состоящая из трех методик [2].

Серия заданий из первой диагностики, выявила, что у детей преобладает средний уровень ориентировки в схеме собственного тела: дошкольники путают левую и правую стороны, не могут назвать части тела, а также выполняют задание только с опорой наглядность, им необходимо видеть себя, чтоб назвать часть тела или лица, расположенную слева или справа, ниже или выше, рядом.

Вторая серия заданий позволила диагностировать также средний уровень развития пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела, так как дети путали левую и правую стороны, затруднялись называть объекты относительно предмета и себя, а также испытывали затруднения с ориентировкой в малом пространстве. Ориентация относительно человека была искажена и воспринималась зеркально.

Третья методика выявила, что использование терминов, обозначающих пространственные ориентировки относительно вертикальной и горизонтальной оси, у старших дошкольников с ЗПР затруднено: в их речи недостаточно пространственных предлогов и наречий, в связи с чем они могут обозначать расположение объектом относительно друга как «дальше/ближе», «около/рядом».

Формирующий этап проходил в 2023-2024 учебном году с октября по апрель. Коррекционная работа по формированию пространственных представлений включала проведение 40 (сорока) занятий с использованием кинезиологических упражнений.

Приведем пример:

1 этап (организационный) был направлен на реализацию упражнений:

1.1 Для настроя на предстоящую работу: «Великий дирижер» (выполнение движений под музыку).

1.2 Поднятие настроение: «Рисование носом» (представление на кончике носа карандаша и рисование фигур).

1.3 Стимулирование мозговой деятельности: «Йоговская гимнастика для малышей».

2 этап (основной) включал упражнения на:

2.1 Межполушарное взаимодействие и пересечение срединной линии тела: «Кросс-Крол» (шесть вариантов на перекрестное касание руки и ноги, ступни и кончиков пальцев и т. п.), «Лайк-кольцо» (смена движений: большой палец вверх и сомкнутые в кольцо пальцы рук), «Лесенка» (попеременное соединение кончиков указательных и больших пальцев).

2.2 Формирование пространственных представлений у детей в соответствии с этапами коррекционной работы:

– взаимное расположение частей лица и тела: «Рожицы» (поднятие/опускание кончика уголков губ, бровей, закатить глаза вверх/вниз), «Ухо-нос» (попеременное касание кончика уха и носа);

– пространственные представления об ориентире в собственном теле: «Выше-ниже» и «Спереди-сзади» (определение положений частей тела в сочетании с определенным движением руки), «Маршировка» (классический марш, перекрестный);

– отношения в пространстве между телом и внешними объектами: «Робот» (зеркальное отображение действий), «Ёжик» (проползти лабиринт с перекрещенными руками или ногами);

– применение терминов, обозначающих расположение в пространстве: «Зеркало» (словесное обозначение пространственного расположения человека и его движений), «Попробуй повтори» (воспроизведение пространственного положения тела на основании фото или картинки).

3 этап (повторение и закрепление) – упражнения на растяжку в процессе отработки навыка применения пространственных представлений: «Дерево» (показ роста дерева из положения лежа), «Сорви яблоки» (имитация движений: дотянуться левой рукой и сорвать яблоко, положить его в правую корзину).

4 этап (заключительный) – упражнения на релаксацию («Путешествие на облаке», «Ковер-самолет»).

Каждое кинезиологическое упражнение выполнялось 3-5 раз, но не более 5 минут. Первое выполнение упражнения всегда начиналась с ориентировкой на педагога, совместное выполнение с ним, последующие – по словесной инструкции.

Контрольное исследование, проведенное в мае 2024 года среди детей, участвующих в формирующем этапе практической работы, и дошкольников контрольной группы, выявило отличия в выборках. Изучение уровня ориентировки в схеме собственного тела показало, что большинство детей экспериментальной группы свободно определяют направления с использованием пространственных предлогов и направлений от исходной до конечной точки, у них сформированы пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела. В контрольной группе значительных изменений не диагностировано.

Анализ данных, полученных методом статистической обработки результатов исследования (U-критерий Манна-Уитни и Т-критерий Вилкоксона), позволил подтвердить отличия в уровнях сформированности пространственных представлений: в экспериментальной группе преобладает высокий и средний уровни, а в контрольной – низкий и средний. Полученные данные указывают на значительные изменения в экспериментальной группе и доказывают эффективность проведенной работы на формирующем этапе эксперимента.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что коррекционная работа с применением кинезиологических упражнений способствовала развитию пространственных представлений у детей с ЗПР. Использование упражнений из кинезиотерапии способствует активизации и интеграции различных участков головного мозга, снятию мышечных зажимов, развитию произвольных движений и самоконтроля, а также способности переключаться между разными движениями и ориентироваться в пространстве. Данные упражнения улучшают внимание и память, способствуют речевому развитию и развитию пространственных представлений.

 

Литература

 

1. Свириденко И. А. Особенности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития // Аллея науки. – 2021. – Т. 5. – № 5(21). – С. 1025-1029.

2. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Диагностика пространственных представлений ребенка., М., Аркти, 2020. – 34 с.

3. Сулименко Я. В. Кинезиологические упражнения в работе с детьми в образовательной среде ДОУ // Теория и практика современной науки. – 2020. – № 2 (56). – С. 261-266.

Количество просмотров: 47  

Добавить комментарий

Target Image
1. Развивающая предметно-пространственная среда: ключ к пробуждению интереса к культурному наследию в дошкольном возрасте
2. Роль театра теней в процессе развития воображения как одного из компонентов творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
3. Социокультурная адаптация и интеграция воспитанников ДОО из семей мигрантов
4. Развитие просодической стороны речи у дошкольников с ЗПР посредством музыкотерапии
5. Практическое применение таксономии Блума в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
6. Театральный костюм как средство формирования интереса к национальной культуре
7. Значимость тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста
8. Система воспитания танцевальной культуры у детей младшего школьного возраста в образцовом детском танцевальном коллективе Новосибирской области «Смайл»
9. Формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
10. Технология коллективных творческих дел как фактор, влияющий на уровень социализации личности обучающихся с ОВЗ
11. Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания
12. Применение средств логоритмики в логопедической работе с неговорящими детьми
13. Формирование финансовой грамотности у детей с расстройством аутистического спектра в начальных классах
14. Межпредметная коллаборация как инновационный инструмент развития функциональной грамотности школьников
15. Применение кинезиологичесикх упражнений по развитию пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития
16. Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира
17. Особенности проведения урока «Учимся использовать фразеологизмы» в контексте формирования читательской грамотности
18. Создание комикса как способ работы с текстом на уроке литературы
19. Здоровьесберегающие технологии в решении коррекционно-развивающих задач в условиях дошкольной образовательной организации
20. Гражданское и патриотическое воспитании детей и молодежи в условиях дополнительного образования

Страницы

1. Роль краеведения в духовно-нравственном развитии личности на примере сайта «Библиотека сибирского краеведения» № 32 (4), декабрь 2024
2. Школьные средства массовой информации как ресурс формирования медиакомпетентности школьников № 32 (4), декабрь 2024
3. Эффективные системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников № 32 (4), декабрь 2024
4. Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения № 32 (4), декабрь 2024
5. Включение проектной деятельности в коррекционно-развивающую работу как фактор развития социальной компетентности детей с общим недоразвитием речи № 32 (4), декабрь 2024
6. Гражданское и патриотическое воспитании детей и молодежи в условиях дополнительного образования № 32 (4), декабрь 2024
7. Здоровьесберегающие технологии в решении коррекционно-развивающих задач в условиях дошкольной образовательной организации № 32 (4), декабрь 2024
8. Создание комикса как способ работы с текстом на уроке литературы № 32 (4), декабрь 2024
9. Особенности проведения урока «Учимся использовать фразеологизмы» в контексте формирования читательской грамотности № 32 (4), декабрь 2024
10. Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира № 32 (4), декабрь 2024
11. Применение кинезиологичесикх упражнений по развитию пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития № 32 (4), декабрь 2024
12. Межпредметная коллаборация как инновационный инструмент развития функциональной грамотности школьников № 32 (4), декабрь 2024
13. Формирование финансовой грамотности у детей с расстройством аутистического спектра в начальных классах № 32 (4), декабрь 2024
14. Применение средств логоритмики в логопедической работе с неговорящими детьми № 32 (4), декабрь 2024
15. Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания № 32 (4), декабрь 2024
16. Технология коллективных творческих дел как фактор, влияющий на уровень социализации личности обучающихся с ОВЗ № 32 (4), декабрь 2024
17. Формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности № 32 (4), декабрь 2024
18. Система воспитания танцевальной культуры у детей младшего школьного возраста в образцовом детском танцевальном коллективе Новосибирской области «Смайл» № 32 (4), декабрь 2024
19. Значимость тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста № 32 (4), декабрь 2024
20. Театральный костюм как средство формирования интереса к национальной культуре № 32 (4), декабрь 2024

Страницы