Гусельникова Юлия Анатольевна,старший методист, МАУ ДПО «НИСО», учитель-логопед МБДОУ д/с № 54, Новосибирск, Российская Федерация Yulia An. Guselnikova, senior methodologist, MAU DPO «NISO», speech therapist MBDOU Kindergarten No. 54, Novosibirsk, Russian Federation |
Повышение квалификации как эффективная форма совершенствования профессиональных компетенций педагогов ДОО для успешной реализации инклюзивного образования
В статье представлена нормативно-правовая документация, регламентирующая право детей с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивное образование; рассматривается повышение квалификации с целью совершенствования профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций в области педагогической деятельности в условиях инклюзивного образовательного процесса.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дошкольная образовательная организация, воспитатель, программа повышения квалификации, профессиональные компетенции.
The article examines the regulatory and legal documentation regulating the right of children with disabilities to inclusive education, advanced training in order to improve the professional competencies of teachers of preschool educational organizations in the field of pedagogical activity in an inclusive educational process.
Keywords: inclusive education, preschool educational organization, educator, advanced training program, professional competencies.
Для обеспечения равных стартовых возможностей каждого ребенка и выполнения требований образовательной программы дошкольного образования необходимо повышение эффективности коррекционной работы, поиск новых форм и приемов обучения детей с проблемами в развитии [1, с. 4].
Актуальность темы обусловлена усилением в
обществе гуманистических тенденций, признанием права лиц с
ограниченными возможностями здоровья на совместное сосуществование с
остальными членами социума и необходимостью индивидуального подхода в
обучении не только к детям с ограниченными возможностями здоровья, но и
к их нормально развивающимся сверстникам. Поиск решения этой задачи привел к выработке единой стратегии развития образования, в основе которой лежит гуманистическая концепция, базирующаяся на безоговорочном признании человека как высшей ценности. В рамках данной концепции образование признается одной из важнейших жизненных ценностей, предпочтение отдается современным образовательным здоровьесберегающим технологиям, приоритетными становятся потребности и интересы развивающейся личности, которые удовлетворяются через личностно ориентированную технологию обучения и воспитания.
Одной из таких технологий является инклюзивное образование, которое в настоящее время внедряется в образовательные организации нашейстраны. Особенности инклюзивного образования охарактеризованы в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОC ДО) и в Федеральной образовательной программе дошкольного образования, в которой специально выделен раздел «Коррекционно-развивающая работа и (или) инклюзивное образование в ДОО».
Повышение квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций с целью совершенствования их профессиональных компетенций в области педагогической деятельности в условиях инклюзивного образовательного процесса предусмотрено в рамках внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников в соответствии со следующей нормативной правовой основой:
- Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- «Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ» на 2020 – 2030 гг.;
- Приказ Министерства просвещения России от 31.07.2020 N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Министерство просвещения Российской Федерации «Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 года» (30.12.2022 г.).
Одним из основных направлений развития системы образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ на период до 2030 года является совершенствование и унификация системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ, на всей территории Российской Федерации [2].
Этот факт и многолетние наблюдения, анализ причин трудностей, возникающих у воспитателей детских садов при осуществлении образовательной деятельности в условиях инклюзивного образования, обратили наше внимание на необходимость разработки такой программы, которая могла бы снять ряд методических, психолого-педагогических и коммуникативных проблем педагогов в условиях инклюзивной практики. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Организация работы воспитателя ДОУ в условиях инклюзивного образования» (далее – Программа) была разработана старшим методистом Муниципального автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Новосибирский Институт Современного Образования» (далее – МАУ ДПО «НИСО») Гусельниковой Юлией Анатольевной. Данная Программа реализуется с мая 2023 года по настоящее время. За период 2023 – 2025 годы обучились по Программе 112 педагогов детских садов г. Новосибирска.
В ноябре 2023 года успешно была проведена профессионально-общественная экспертиза данной Программы, и она была включена в Федеральный реестр лучших дополнительных профессиональных программ:
В научно-методическом сопровождении Программы принимают участие сотрудники МАУ ДПО «НИСО» и приглашенные специалисты муниципальных и региональных образовательных организаций г. Новосибирска: Фунтиков Андрей Сергеевич, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, кандидат медицинских наук; Юрина Мария Владимировна, руководитель районного методического объединения учителей-логопедов Кировского района г. Новосибирска, учитель-логопед МАДОУ д/с № 154; Булгакова Елена Сергеевна, учитель-дефектолог МБДОУ д/с № 54; Федорищева Юлия Дмитриевна, педагог-психолог МБДОУ д/с № 54 и Полещук Анна Николаевна, воспитатель МАДОУ д/с № 484.
Базовой площадкой для проведения образовательного практикума по теме «Организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов» в рамках курсовой подготовки является МАДОУ д/с № 451, имеющий высококвалифицированный педагогический коллектив, авторские методические разработки и оснащенный современным оборудованием, необходимым для успешной реализации инклюзивного образования.
Цель Программы – совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области организации работы воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях инклюзивного образования.
Планирование и содержание работы в рамках Программы основано на результатах проведенного входного анкетирования с педагогами детских садов в ходе первого занятия. Были выявлены затруднения у воспитателей дошкольных образовательных организаций. Наибольший процент профессиональных дефицитов при оценке знаний умений и навыков слушателями курсовой подготовки по инклюзивному образованию был выявлен по следующим темам:
– основные направления государственной политики в области инклюзивного образования – 43 чел. (38 %);
– создание условий для психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования – 50 чел. (45 %);
– психолого-педагогическое сопровождение семьи в инклюзивном образовательном пространстве – 66 чел. (59 %);
– структура и содержание Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ – 43 чел. (38 %);
– психолого-педагогическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья – 60 чел. (54 %);
– особенности проведения психолого-педагогической диагностики отклоняющегося развития и обследования детей с ОВЗ разной нозологии – 73 чел. (65 %);
– организация деятельности психолого-педагогического консилиума в системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью – 74 чел. (66 %);
– проектирование и организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов – 52 чел. (46 %).
В наименьшей степени профессиональные дефициты у слушателей данных курсов повышения квалификации представлены по следующим темам:
– теоретические основы специальной дошкольной педагогики – 24 чел. (21 %);
– особенности категорий детей с ограниченными возможностями здоровья – 24 чел. (21 %).
Рисунок 1. Сводный анализ входного анкетирования слушателей ДПП ПК
Планируемые результаты обучения сформулированы в соответствии с Трудовыми функциями Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)».
Программа предназначена для воспитателей дошкольных групп, реализующих инклюзивную практику. Данная Программа позволяет освоить особенности организации образовательного процесса в группе детского сада, куда включаются дети с ограниченными возможностями здоровья; получить представление об особых образовательных потребностях детей с ОВЗ и детей-инвалидов, о том, как организуется диагностика, взаимодействие со специалистами сопровождения и родителями детей с ОВЗ, выстраивается развивающая предметно-пространственная среда (РППС) с учетом особых потребностей детей, разрабатываются адаптированные образовательные программы, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение.
Практическая значимость программы обусловлена необходимостью развития методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенций педагогов для успешной реализации инклюзивного образования. Нормативно-правовой и организационный аспекты государственной политики в области инклюзивного образования, методологическая и научно-теоретическая основа специальной педагогики, развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми с ОВЗ рассматриваются в первом модуле Программы (лекции – 16 ч.).
Второй модуль посвящен содержанию деятельности воспитателя ДОО в условиях инклюзивного образования. В рамках практической работы (21 ч.) слушателям предлагается провести анализ адаптированной образовательной программы дошкольного образования (далее – АОП ДО) для одной из категорий дошкольников с ОВЗ (по выбору), выявить специфические черты рассматриваемой АОП ДО, составить программу педагогического обследования ребенка с ОВЗ той или иной типологии, логическую схему взаимодействия всех участников психолого-педагогического консилиума ДОО, подготовить сравнительный анализ доступности образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в организации в соответствии с нормативными документами.
По итогам самостоятельной работы (3 ч.) слушатели Программы разрабатывают рекомендации для родителей по созданию доступной образовательной среды дома в соответствие с индивидуальными особенностями их ребенка.
Промежуточная аттестация в рамках дополнительной профессиональной программы повышения квалификации представлена в форме решения педагогических ситуаций. Слушателю курсовой подготовки предлагается одно задание из пяти. Педагог оценивает особенности предложенной ситуации. Проанализировав правовые, нравственные аспекты проблемы, логично и аргументированно определяет пути выхода из сложившихся обстоятельств. Итоговая аттестация проводится в форме тестирования. Тест состоит из 22 вопросов. Задания формируются случайным выбором из банка вопросов. В представленных заданиях педагогу предлагается выбрать соответствующие ответы.
Слушатели высоко оценили условия реализации Программы, способствовавшие совершенствованию профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций: уровень удовлетворенности реализацией программы – 100 % (112 чел.).
Рисунок 2. Оценка содержания курса
100 % (112 чел.) слушателей готовы рекомендовать другим, сотрудничать с нами.
Рисунок 3. Социальное доверие к организации
Успешное освоение слушателями данной Программы позволит эффективно использовать полученные знания, умения, практический опыт для повышения эффективности образовательной деятельности педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования не только при организации работы в условиях инклюзивного образования, но и в каждодневном профессиональном общении с коллегами, воспитанниками и их родителями.
Литература
- Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / Москва.: Юрайт, 2019. 295 с.
- Карасева Е. Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018 – 64 с.
- Нищева Н. В., Верещагина Н. В. Моделирование адаптированной образовательной программы дошкольного образования (АОП ДО) и рабочих программ специалистов в соответствии с ФОП ДО и ФАОП ДО. М.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023.
- Танцюра С. Ю. Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии. Издательство: Сфера, 2020. 64 с.
- Танцюра С. Ю. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзии. Издательство: Сфера, 2021. 64 с.
- «Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 года» (утв. Минпросвещения России 30.12.2022). – Электронный ресурс. – https://legalacts.ru/doc/prioritetnye-napravlenija-razvitija-obrazovanija-obuchaiushchikhsja-s-invalidnostiu-s-ogranichennymi/ (дата обращения: 02.09.2025).
Количество просмотров: 8 |
Добавить комментарий