Система работы в МАУ ДПО «НИСО» по обучению педагогов реализации обновленных ФГОС

 

Феофанова Елена Валерьевна,

старший методист, МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация

Elena V. Feofanova,

senior methodologist, MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation

 

Система работы в МАУ ДПО «НИСО» по обучению педагогов реализации обновленных ФГОС

The system of work at MAU DPO «NISO» for training teachers to implement the updated FGOS

В статье представлен опыт работы по организации системы курсовой подготовки в условиях введения ФГОС в МАУ ДПО «НИСО». Представлены данные по реализуемым программам по данному направлению и анализ проблемных вопросов по обучению педагогов  реализации обновленных ФГОС.

Ключевые слова: ФГОС, курсовая подготовка, обучение педагогов, программа.

 

The article presents the experience of organizing a course training system in the context of the introduction of the Federal State Educational Standard in MAU DPO "NISO». The data on the implemented programs in this area and the analysis of problematic issues on teacher training for the implementation of the updated FGOS.

Keywords: FGOS, course preparation, teacher training, program.

 

Одно из ключевых направлений развития системы образования – формирование единого образовательного пространства. Для формирования единого образовательного пространства разработаны и приняты стратегически важные документы, касающиеся содержания образования: обновлены федеральные образовательные стандарты (далее – ФГОС).

Высокий уровень требований реализации обновленных ФГОС начального общего образования (далее – НОО), основного общего образования (далее – ООО), среднего общего образования (далее – СОО) к содержанию и кадровому обеспечению образовательных программ приводит к необходимости методического сопровождения деятельности педагогов, испытывающих затруднения и профессиональные дефициты в системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

С 2022/23 учебного года все 1 и 5 классы обучаются по обновленным ФГОС. Анализ имеющихся в школах ресурсов для перехода на обновленные ФГОС показал, что переход на обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО целесообразно осуществить за два года и завершить его к 2024/25 учебному году [3].

В целях эффективной организации деятельности по методическому сопровождению перехода образовательных организаций города Новосибирска к реализации обновленных ФГОС с 01.04.2022 года реализуется дополнительная профессиональная программа «Реализация требований обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО в деятельности учителя» на базе МАУ ДПО «НИСО». Программа разработана ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» и включена в единый федеральный реестр дополнительных профессиональных программ. Целью программы является совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области реализации требований обновленных ФГОС НОО/ФГОС ООО. Форма обучения: очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий (на платформе дистанционного образования МАУ ДПО «НИСО»). Срок освоения программы: 36 часов [1].

В рамках лицензионного договора с ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» на базе МАУ ДПО «НИСО» по данной программе прошли обучение 5923 педагога начальной школы и уровня ООО. Распределение слушателей по районам города представлено на диаграмме 1.

Диаграмма 1

В целях эффективной организации деятельности по методическому сопровождению перехода общеобразовательных организаций города Новосибирска к реализации обновленных ФГОС СОО с апреля 2023 года на базе МАУ ДПО «НИСО» осуществляется реализация дополнительных профессиональных программ: 

– программа «Введение обновленных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: управленческий аспект». Цель реализации программы – совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области управления введением обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательной организации. Программа предназначена для директоров и заместителей директоров общеобразовательных организаций.

– программа «Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя» реализуется для обеспечения подготовки педагогов СОО: русского языка, литературы, английского языка, истории, обществознания, географии, математики, химии, физики, биологии, информатики города Новосибирска к реализации основных образовательных программ по обновленному ФГОС СОО [2].

Право реализации данных программ МАУ ДПО «НИСО» предоставлено на основе лицензионного соглашения с Академией Минпросвещения России. По данным программам прошли обучение 397 слушателей управленческих команд и 2832 педагога СОО. Распределение слушателей по районам города представлено на диаграмме 2.

Диаграмма 2

После анализа проблемных вопросов для помощи слушателям в освоении программ в рамках прохождения курсовой подготовки был организован ряд семинаров по разбору практических заданий и вопросов, вызывающих затруднения у педагогов. Методистами МАУ ДПО «НИСО» рассмотрены такие вопросы, как:

1. Сравнительный анализ ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021; ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2022) по следующим параметрам сравнения:

– требования к условиям реализации программ обучения;

– требования к структуре основной образовательной программы;

– требования к результатам обучения.

2. Анализ видеоуроков с опорой на чек-лист.

3. Анализ содержания и методического аппарата УМК и анализ учебных заданий (методического аппарата УМК) по выбранной педагогом теме, а также распределение учебных заданий по видам формируемых метапредметных результатов.

4. Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету.

5. Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.

6. Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО.

7. Разработка технологической карты урока ФГОС СОО.

В рамках курса «Введение обновленных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: управленческий аспект» с руководителями разобраны следующие вопросы:

  • Какие изменения необходимо внести в распределение функционала между членами управленческой команды по распределению функциональных обязанностей, связанного с планированием, организацией, обеспечением, реализацией воспитательной деятельности?
  • Какие изменения необходимо внести по вопросам повышения квалификации педагогических работников в сфере воспитания?
  • Какие изменения необходимо внести в документы, регламентирующие привлечение специалистов других организаций?
  • Какие должности педагогических работников затрагивают изменения, связанные с реализацией Программы воспитания?
  • Как изменились/изменятся функциональные обязанности педагогических работников?
  • Как следует организовать работу по внесению изменений в нормативные локальные акты ОО?
  • Вопросы управления оценкой результатов освоения основных общеобразовательных программ в соответствии с обновленными ФГОС общего образования;
  • Разработка комплекса организационно-управленческих мероприятий (дорожной карты) по реализации ООП НОО, ООО, СОО и оценке результатов его реализации. Обсуждение направлений организационно-методических мероприятий, которые могут быть включены в «дорожную карту», а также возможные действия по каждому мероприятию.

Удовлетворенность качеством организации и проведения курсов повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам свидетельствует о высоком уровне предоставления МАУ ДПО «НИСО» образовательной услуги (диаграмма 3).

Диаграмма 3

На основании анализа результатов обучения, выходной диагностики слушателей выявлен ряд проблем, связанных с личностными особенностями педагогов, проявившимися в процессе введения и реализации ФГОС, а именно:

  • традиционный подход к профессии, а не осознание себя учителем «нового типа»;
  • неприятие идеологии ФГОС, консервативность мышления, появляющиеся у учителей (отсутствие мотивации к творческой деятельности, наличие стереотипов и т.д.);
  • недостаточная мотивация учителей к реализации экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций;
  • отсутствие практики работы с нормативно-правовыми документами;
  • недостаточный уровень теоретико-методологической подготовки, незнание инновационных изменений в образовательных технологиях, типологии уроков.

Особо стоит отметить ошибки и затруднения педагогов в целеполагании. Серьезные затруднения вызывает у учителей процесс формулировки целей педагогической деятельности с учетом требований ФГОС.

         В связи с выявленными потребностями в обучении педагогов СОО в 2024/2025 учебном году на базе МАУ ДПО «НИСО» планируется продолжить обучение по программе «Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя» [2].

 

Литература

 

  1. Единый федеральный портал дополнительного профессионального образования. – Электронный ресурс. URL: https://dppo.apkpro.ru/bank/detail/11012 (дата обращения: 08.07.2024).
  2. Онлайн платформа CMS Moodle. – Электронный ресурс. – URL:  http://dpo.nios.ru/?redirect=0 (дата обращения: 08.07.2024).
  3. Письмо МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ № 03-327 от 03.03.2023.
  4. Письмо МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ № 03-870 от 22.05.2023.

 

Количество просмотров: 69  

Добавить комментарий

Target Image
1. Конкурсы профессионального мастерства в муниципальной системе образования города Новосибирска
2. Система мотивации и подготовки педагогических кадров к участию в конкурсах профессионального мастерства
3. Участие в конкурсе «Учитель года» как средство самореализации педагога
4. Модель подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов: методический аспект
5. Изучение образовательных запросов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ
6. Система работы в МАУ ДПО «НИСО» по обучению педагогов реализации обновленных ФГОС
7. Интерактивный педагогический совет как инструмент проектирования модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации
1. Интерактивный педагогический совет как инструмент проектирования модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации №31/2024 Новосибирск
2. Система работы в МАУ ДПО «НИСО» по обучению педагогов реализации обновленных ФГОС №31/2024 Новосибирск
3. Изучение образовательных запросов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ №31/2024 Новосибирск
4. Модель подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов: методический аспект №31/2024 Новосибирск
5. Участие в конкурсе «Учитель года» как средство самореализации педагога №31/2024 Новосибирск
6. Система мотивации и подготовки педагогических кадров к участию в конкурсах профессионального мастерства №31/2024 Новосибирск
7. Конкурсы профессионального мастерства в муниципальной системе образования города Новосибирска №31/2024 Новосибирск
8. Наставничество: от вертикали к кластеру №30/2024 Новосибирск
9. Корпоративная система взаимообучения на базе школьной методической площадки №30/2024 Новосибирск
10. Стратегическая сессия как форма эффективного профессионального взаимодействия с руководителями ММО №29/2024 Новосибирск
11. ПАТЕРНАЛИЗМ В ПЕДАГОГИКЕ: АНАЛИЗ ПОЗИТИВНОГО И НЕГАТИВНОГО №29/2024 Новосибирск
12. ВЗРАЩИВАЯ ТАЛАНТ – ФОРМИРОВАТЬ ОПЫТНОСТЬ. По материалам открытого городского конкурса профессионального мастерства в области образования «Педагогические таланты» №28/2023 Новосибирск
13. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ №28/2023 Новосибирск
14. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА МОЛОДОГО ИЛИ ВНОВЬ ПРИНЯТОГО УЧИТЕЛЯ. РОЛЬ МЕТОДИСТА В ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА №28/2023 Новосибирск
15. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДСТВАМИ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА: ОТ ЗАМЫСЛА ДО ВОПЛОЩЕНИЯ №28/2023 Новосибирск