Конкурсы профессионального мастерства в муниципальной системе образования города Новосибирска

 

Махиборода Людмила Ивановна,

старший методист МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация

 

Ludmila I. Makhiboroda,

senior methodologist, MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation

 

Конкурсы профессионального мастерства в муниципальной системе образования города Новосибирска

Professional skills competitions in the municipal education system of the city of Novosibirsk

В статье рассматривается сопровождение конкурсов профессионального мастерства в муниципальной системе образования. Приведена статистика количества и результативности участия педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска в городских конкурсах профессионального мастерства, организационное, информационно-методическое и техническое сопровождение которых осуществляет Центр непрерывного профессионального развития МАУ ДПО «НИСО. Статистика приведена в разрезе административных районов/округа и образовательных организаций города Новосибирска. Даны рекомендации по подготовке к участию педагогов и управленцев в конкурсах профессионального мастерства.

Ключевые слова: Конкурсы профессионального мастерства, профессиональное самосовершенствование, развитие конкурсного движения.

 

The article discusses the support of professional skills competitions in the municipal education system. Statistics are provided on the number and effectiveness of participation of teaching staff and management personnel of educational organizations of the city of Novosibirsk in city competitions of professional skills, organizational, informational, methodological and technical support of which is provided by the Center for Continuous Professional Development of UIA APE «NISO». Statistics are presented in the context of administrative districts/districts and educational organizations of the city of Novosibirsk. Recommendations are given for preparing teachers and managers for participation in professional skills competitions.

Keywords: Professional skills competitions, professional self-improvement, development of the competitive movement.

 

Конкурсы профессионального мастерства рассматриваются как один из важнейших элементов профессионального роста, создающих особую среду и стимулы к профессиональному самосовершенствованию. Организация конкурсов профессионального мастерства позволяет решать приоритетные задачи в сфере образования, способствует повышению статуса педагога.

Повышение социально-профессионального статуса работников образования и престижа педагогической профессии является приоритетным направлением государственной образовательной политики в Российской Федерации [4].

Развитие конкурсного движения происходит на фоне растущих запросов к профессиональному уровню педагогов и управленцев в контексте модернизации российского образования, превращая конкурсы профессионального мастерства в инструменты реализации муниципальной образовательной политики.

По мнению Ковшовой А. А., направленность на развитие методической компетентности учителя в условиях конкурсного движения способствует тому, что педагог усваивает новые методические и педагогические идеи, различные подходы к организации образовательного процесса, учится владеть современными личностно ориентированными, развивающими технологиями, повышает свое мастерство владения различными методами, приемами и формами организации обучения [1].

Результаты профессиональных конкурсов формируют определённые эталоны профессионализма, которые постепенно становятся ориентирами для всего педагогического сообщества не только в муниципалитете, но и на региональном и Всероссийском уровнях. При этом эталонный уровень не может не соответствовать нормативно закреплённым требованиям к педагогической деятельности, отраженным в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов для всех уровней образования и профессионального стандарта педагога. Следовательно, задачи, содержание, регламент и способы оценивания конкурсных испытаний в рамках профессиональных конкурсов также должны соотноситься с требованиями данных документов.

В рамках развития муниципальной системы образования определено муниципальное задание на организационное, информационно-методическое и техническое сопровождение конкурсов профессионального мастерства для педагогов и руководителей образовательных организаций города Новосибирска.

В соответствии с Приказом Департамента образования мэрии города Новосибирска от 28.06.2022 № 0545-од «Об утверждении Концепции управления качеством образования на период с 2022 по 2027 год» муниципальное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Новосибирский Институт Современного Образования» (далее – МАУ ДПО «НИСО») в рамках управления качеством образования города Новосибирска осуществляет сопровождение конкурсного движения для обучающихся, педагогических и руководящих работников.

Сопровождение конкурсов мы рассматриваем как систему организационно-методических мероприятий, которые направлены на развитие профессиональных компетенций педагогов и управленцев в условиях конкурса профессионального мастерства. Основными звеньями такой системы являются:

 – нормативно-правовое сопровождение конкурсных процедур;

 – наличие организационно-управленческих механизмов проведения конкурсов, доконкурсное, конкурсное и постконкурсное информационное и методическое сопровождение конкурсантов и членов жюри;

 – охват педагогических работников и управленческих кадров (руководители и заместители руководителей ОО, учителя, воспитатели, и т. д.);

 – практико-ориентированное методическое обеспечение конкурсного движения основывается на изучении передового опыта в системе профессионального образования.

На сегодняшний день в конкурсное движение вовлечены практически все категории педагогических и руководящих работников. Очень важным компонентом организационно-методического сопровождения участников конкурсного движения на доконкурсном этапе является консультационная, подготовительная работа: проводятся консультации, мастер-классы, семинары.

В ближайших планах Центр непрерывного профессионального развития планирует проводить курсы повышения квалификации для потенциальных участников конкурсов и их кураторов из образовательных организаций.

Не менее важной является деятельность, направленная на распространение опыта победителей. В этом направлении методисты сектора сопровождения профессиональных конкурсов ведут основательную работу:

  1. лучшие конкурсные работы размещаются в разделе «Банк лучших практик» (разделы «Эффективное управление» и «Эффективная педагогика») сайта МАУ ДПО «НИСО»;
  2. победители, призёры, лауреаты конкурсов становятся постоянными участниками конференций, мастер-классов, «круглых столов», семинаров. МАУ ДПО «НИСО» широко использует потенциал победителей конкурсов в привлечении их к работе в составе жюри, экспертных, рабочих и творческих групп. Победители, призеры и участники конкурсов – члены педагогических сообществ города.

Таким образом, практически все конкурсы профессионального мастерства, сопровождаемые Центром непрерывного профессионального развития МАУ ДПО «НИСО» стали инструментом предъявления и продвижения новых форматов оценки профессиональной компетентности педагогов. Они поддерживают идею независимой внешней оценки, заложенную в федеральном проекте «Учитель будущего», и единые подходы к оцениванию в рамках российской системы образования, представляя собой особый формат и механизм добровольной независимой оценки профессионального педагогического мастерства.

Интерес педагогов и руководителей образовательных организаций к участию в конкурсах профессионального мастерства не снижается, постоянно меняющиеся форматы проведения конкурсных испытаний позволяют педагогам проявить самостоятельность, импровизацию, способность к творческой самореализации в профессии, продемонстрировать свою активную гражданскую позицию. Участники конкурсов демонстрируют возможности использования современных интерактивных образовательных технологий.

Центр непрерывного профессионального развития и сектор сопровождения профессиональных конкурсов МАУ ДПО «НИСО» осуществляет организационное, информационно-методическое и техническое сопровождение следующих конкурсов профессионального мастерства:

  • районный (отборочный) этап городского конкурса «Учитель года»;
  • городской профессиональный конкурс «Воспитатель года города Новосибирска»;
  • муниципальный этап конкурса профессионального мастерства учителей начальных классов общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Новосибирской области, «Мой лучший урок» им. Т. П. Комаровой;
  • городской конкурс успешных педагогических практик «От замысла до воплощения»;
  • городской конкурс управленческих практик «ПроУспех»;
  • городской конкурс методических команд «Методический олимп»;
  • муниципальный этап конкурса профессионального мастерства педагогов дошкольных образовательных организаций «Моё лучшее образовательное мероприятие»;
  • городской конкурс молодых педагогов «Мой профессиональный старт»;
  • городской конкурс методических команд «Методист».

 

Практически все конкурсы профессионального мастерства, которые сопровождает Центр непрерывного профессионального развития, становятся инструментом предъявления и продвижения новых форматов оценки профессиональной компетентности педагогов. Они поддерживают идею независимой внешней оценки, заложенной в федеральном проекте «Социальные лифты для каждого», и единые подходы к оцениванию в рамках российской системы образования, представляя собой особый формат и механизм добровольной независимой оценки профессионального педагогического мастерства.

В 2022-2023 учебном году в конкурсах профессионального мастерства приняло участие 886 педагогических работников и управленческих кадров из 380 образовательных организаций города Новосибирска.

Сравнительный анализ количества участников в конкурсах профессионального мастерства в 2022-2023 учебном году представлен в диаграммах 1-3.

Наибольшее количество участников в вышеперечисленных конкурсах от образовательных организаций Первомайского района – 157 участников, Калининского района – 148 участников, Центрального округа – 123 участника. Наименьшее количество участников в Советском районе – 49 участников.

Сравнительный анализ количества участников в конкурсах профессионального мастерства в 2022-2023 учебном году по административным районам/округу представлен в диаграмме 4.

Диаграмма 1. Сравнительный анализ количества участников в конкурсах профессионального мастерства в 2022-2023 учебном году

Диаграмма 2. Сравнительный анализ количества участников в конкурсах профессионального мастерства в 2022-2023 учебном году

Диаграмма 3. Сравнительный анализ количества участников в конкурсах профессионального мастерства в 2022-2023 учебном году

Диаграмма 4. «Сравнительный анализ количества участников в конкурсах профессионального мастерства в 2022-2023 учебном году по административным районам/округу

Таким образом, лидерами по количеству и результативности участия в конкурсах профессионального мастерства в 2022-2023 учебном году являются педагоги и управленцы из образовательных организаций Первомайского, Калининского, Октябрьского районов и Центрального округа.

Статистика участия в конкурсах профессионального мастерства по административным районам/округу города Новосибирска в 2022-2023 учебном году представлена в диаграмме 5.

Диаграмма 5. «Статистика участия в конкурсах профессионального мастерства по административным районам/округу в 2022-2023 учебном год»

 

В 2023-2024 учебном году Центр непрерывного профессионального развития и сектор сопровождения профессиональных конкурсов МАУ ДПО «НИСО» являлся оператором 7 профессиональных конкурсов муниципального уровня. В них приняло участие 588 педагогических работников и управленцев из 274 образовательных организаций, в том числе 277 участников из 153 общеобразовательных организаций, 288 участников из 106 дошкольных образовательных организаций, 23 участника из 10 организаций дополнительного образования детей. Сравнительный анализ количества участников в конкурсах профессионального мастерства за 2023-2024 учебный год представлены в диаграммах 6-9.

Кроме того, в 2023-2024 учебном году впервые были проведены и получили широкую поддержку педагогической общественности два новых конкурса профессионального мастерства:

•        городской конкурс методических команд «Методист года» (8 участников из 7 образовательных организаций);

•        конкурс видеороликов молодых педагогов «Мой профессиональный старт» (50 участников из 32 образовательных организаций).

По итогам конкурсов выявлены эффективные практики организации методической работы в образовательных организациях, сформированы и размещены на сайте МАУ ДПО «НИСО» банки успешных управленческих и педагогических практик.

Диаграмма 6. «Сравнительный анализ количества участников в конкурсах профессионального мастерства в 2023-2024 учебном году»

Диаграмма 7«Сравнительный анализ количества участников в конкурсах профессионального мастерства в 2023-2024 учебном году»

Диаграмма 8 «Сравнительный анализ количества участников в конкурсах профессионального мастерства в 2023-2024 учебном году»

Диаграмма 9 «Сравнительный анализ количества участников в конкурсах профессионального мастерства в 2023-2024 учебном году»

 

         Проведем более детальный анализ некоторых муниципальных конкурсов профессионального мастерства. С целью выявления талантливых педагогических работников, их поддержки и поощрения, создания условий для развития их творческого и инновационного потенциала, профессионального становления, повышения престижа учительского труда, распространения опыта лучших учителей города Новосибирска проводится городской конкурс «Учитель года».

С 2022-2023 учебного года районный (отборочный) этап городского конкурса «Учитель года» проходит по четырем кластерам, сформированным по территориальному принципу:

1 кластер: общеобразовательные организации Центрального округа;

2 кластер: общеобразовательные организации Дзержинского и Калининского районов;

3 кластер: общеобразовательные организации Октябрьского, Первомайского и Советского районов;

4 кластер: общеобразовательные организации Кировского и Ленинского районов.

В 2023-2024 учебном году к участию в районном (отборочном) этапе городского конкурса «Учитель года» заявилось 35 педагогов Новосибирска. Это учителя русского языка и литературы, истории, обществознания, биологии, физики, музыки, иностранных языков, начальных классов, технологии и физической культуры.

В рамках доконкурсного сопровождения с целью подготовки педагогов к успешному участию методисты сектора сопровождения профессиональных конкурсов проводят цикл практико-ориентированных семинаров. В программе семинаров предусмотрено участие лауреатов и победителей конкурса «Учитель года», научных и методических работников. В результате таких методических мероприятий будущие участники конкурса знакомятся с особенностями, критериями и показателями конкурсных испытаний, с опытом успешных участников конкурса «Учитель года» разного уровня.

Традиционно лидерами по количеству участников становятся педагоги из образовательных организаций Дзержинского, Ленинского и Октябрьского районов. Высокую результативность показывают участники из Ленинского района и Центрального округа.

Количество и результативность участия в районном (отборочном) этапе городского конкурса «Учитель года» по административным районам/округу представлены в диаграмме 10.

 

Диаграмма 10. «Количество и результативность участия в районном (отборочном) этапе городского конкурса «Учитель года» по административным районам/округу»

      

Из достижений муниципального уровня следует отметить, что два года подряд победителями областного конкурса «Учитель года» и, соответственно, финалистами Всероссийского конкурса «Учитель года России» становятся представители из образовательных организаций города Новосибирска.

Проанализировав аудиторию муниципальных конкурсов, сотрудники центра непрерывного профессионального развития пришли к выводу о необходимости включить в реестр конкурсов профессионального мастерства конкурс для начинающих педагогов. Таким образом, с 2023-2024 учебного года был дан старт конкурсу видеороликов начинающих педагогов «Мой профессиональный старт». Целью конкурса являлось повышение технолого-инновационной готовности начинающего учителя к творческой самореализации, стимулирование его информационных потребностей, переход к внешнему диалогу как способу самопознания и выражения на личностном уровне, креативных способностей, созданию обстановки востребованности творческого потенциала начинающего учителя.

В конкурсе видеороликов начинающих педагогов «Мой профессиональный старт» приняло участие 50 человек из 32 образовательных организаций, в том числе 17 участников из 12 дошкольных образовательных организаций, 32 участника из 19 общеобразовательных организаций, 1 участник из 1 организации дополнительного образования детей.

В этом конкурсе наибольшее количество участников и результативность были из образовательных организаций Октябрьского района. Сравнительный анализ количества и результативности участия из образовательных организаций в административных районах/округе Новосибирска представлен в диаграмме 11. 

 

Диаграмма 11. Сравнительный анализ участия и результативности в конкурсе видеороликов начинающих педагогов «Мой профессиональный старт» в 2023-204 учебном году

 

В 2024-2025 учебном году была поддержана инициатива методистов сектора сопровождения профессиональных конкурсов о включении в Порядок проведения городского конкурса для молодых педагогов «Мой профессиональный старт» разработки и защиты проекта «Мой профессиональный старт», где начинающие педагоги предъявят педагогической общественности видение своего дальнейшего профессионального развития.

Конкурсы профессионального мастерства охватывают педагогов образовательных организаций всех уровней образования. Так, для педагогов дошкольного образования проводится городской профессиональный конкурс «Воспитатель года города Новосибирска». Цели конкурса: повышение престижа, профессионального и личностного развития, выявление и поддержка наиболее талантливых педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования.

В рамках конкурсных испытаний участники городского конкурса «Воспитатель года» обсуждают проблемные задачи, тенденции и стратегические направления развития дошкольного образования, представляют собственное видение конструктивных решений существующих проблем.

Хорошей традицией стало вовлечение в сопровождение конкурсов профессионального мастерства представителей научного сообщества. Так, модератором одного из конкурсных испытаний выступила Зверкова Анна Юрьевна, канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Института детства НГПУ.

В 2023-2024 учебном году в городском профессиональном конкурсе «Воспитатель года города Новосибирска» приняли участие 30 педагогов. В этом конкурсе педагоги из дошкольных образовательных организаций Центрального округа показали наибольший процент качества. Количество и результативность участия в городском конкурсе «Воспитатель года» в 2023-2024 учебном году представлены в диаграмме 12.

Диаграмма 12. Количество и результативность участия в городском конкурсе «Воспитатель года» в 2023-2024 учебном году

 

В целях повышения профессионального мастерства учителей начальных классов ежегодно проводится муниципальный этап конкурса профессионального мастерства учителей начальных классов общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Новосибирской области, «Мой лучший урок» им. Т. П. Комаровой, в котором принимают участие учителя начальных классов из всех районов города Новосибирска.

Конкурс посвящен памяти Таисы Прокофьевны Комаровой. 22 года педагогической деятельности в Красно-Камешковской начальной школе Сузунского района сделали ее известной во всей стране. Зная специфику малокомплектной школы, мастерски владея методикой обучения и воспитания, она оказывала помощь учителям малокомплектных школ в освоении развивающего обучения с учётом специфики их школ. В 1977 году Таиса Прокофьевна стала работать методистом начальных классов Сузунского РОНО, затем перешла в Новосибирский областной институт усовершенствования учителей (ныне – НИПКиПРО).

В 2023-2024 учебном году в рамках муниципального этапа Конкурса 31 педагог из 24 общеобразовательных учреждений города Новосибирска представили свои видеоуроки по 7 номинациям: «Урок математики», «Урок окружающего мира», «Урок русского языка», «Урок литературного чтения», «Урок финансовой грамотности», «Урок технологии».

Экспертиза конкурсных уроков проводится экспертным советом конкурса с привлечением учителей начальных классов – победителей конкурсов профессионального мастерства. Участие и результативность по административным районам/округу г. Новосибирска представлены в диаграмме 13.

 

Диаграмма 13. «Участие и результативность по административным районам/округу в муниципальном этапе конкурса профессионального мастерства учителей начальных классов общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Новосибирской области,

«Мой лучший урок» им. Т.П. Комаровой»

 

Таким образом, наиболее активными и результативными в муниципальном этапе конкурса «Мой лучший урок» стали педагоги из общеобразовательных организаций Ленинского и Октябрьского районов.

Среди городских конкурсов профессионального мастерства, оператором которых выступает МАУ ДПО «НИСО», есть конкурсы для управленцев и управленческих команд. Широкую поддержку от управленцев муниципальных образовательных организаций получил городской конкурс управленческих практик «ПроУспех», целью которого является создание условий для выявления, поддержки и поощрения руководителей, заместителей руководителей и управленческих команд образовательных организаций, подведомственных департаменту образования мэрии города Новосибирска, содействие распространению опыта эффективного управления и развитию управленческой культуры в образовательных организациях города Новосибирска.

В 2023-2024 учебном году на конкурс было представлено 45 работ от 34 образовательных организаций, в том числе: 20 работ от 16 общеобразовательных организаций; 24 работы от 17 учреждений дошкольного образования; 1 работа от 1 учреждения дополнительного образования. Всего в конкурсе приняло участие 158 управленцев и педагогических работников из 34 образовательных организаций города Новосибирска. Наиболее активными и результативными в этом конкурсе оказались управленческие команды из Дзержинского и Октябрьского районов. Количество и результативность участия в городском конкурсе управленческих практик «ПроУспех» по административным районам/округу в 2023-2024 учебном году представлено в диаграмме 14.

 

Диаграмма 14. «Количество и результативность участия в городском конкурсе управленческих практик «ПроУспех» в 2023-2024 учебном году

 

Представители образовательных организаций из Октябрьского района стали лидерами по участию и результативности и в городском конкурсе успешных педагогических практик «От замысла до воплощения».

Цель конкурса: создание условий для систематизации, обобщения и диссеминации передового опыта педагогов города Новосибирска, поддержка творческого профессионального развития педагогов муниципальной системы образования. Конкурс стал лидером по количеству участников: приняло участие 275 педагогических работников и управленческих кадров из 112 образовательных организаций.

Статистика участия и результативность по административным районам/округу в городском конкурсе успешных педагогических практик «От замысла до воплощения» в 2023-2024 учебном году» представлены в диаграмме 15.

 

Диаграмма 15. «Статистика участия и результативности по административным районам/округу в городском конкурсе успешных педагогических практик «От замысла до воплощения» в 2023-2024 учебном году»

 

В связи с тем, что с 1 сентября 2023 года введены новые квалификационные категории «педагог-методист» и «педагог-наставник», центр непрерывного профессионального развития предложил педагогической общественности конкурсы профессионального мастерства для методистов и методических команд образовательных организаций: городской конкурс методических команд «Методический Олимп» и городской конкурс «Методист года». Проведение этих конкурсов будет чередоваться через год. В 2023-2024 учебном году был проведен городской конкурс «Методист года», в котором приняло участие 8 методистов из 7 образовательных организаций.

Цели конкурса:

  • выявление, поддержка и поощрение эффективных методистов образовательных организаций, распространение их опыта в области методического сопровождения педагогических работников образовательных организаций;
  • повышение профессионального мастерства и развитие среды профессионального общения методистов образовательных организаций;

– привлечение внимания общественности к социально значимым проектам в области образования, демонстрация ресурсов и достижений муниципальной системы образования.

Анализ количества и результативность участия в городском конкурсе «Методист года» в 2023-2024 учебном году представлены в диаграмме 16.

 

Диаграмма 16. «Анализ количества и результативность участия в городском конкурсе «Методист года» в 2023-2024 учебном году»

 

Таким образом, в 2023-2024 учебном году в конкурсах профессионального мастерства по количеству участников лидерами стали педагоги и управленцы из образовательных организаций Октябрьского района (148 участников и 48 лауреатов и победителей), Ленинского района (98 участников и 35 лауреатов и победителей), Калининского района (92 участника и 11 лауреатов и победителей) и Дзержинского района (82 участника и 29 лауреатов и победителей). Количество и результативность участия в конкурсах профессионального мастерства по административным районам/округу представлена в диаграмме 17.

Диаграмма 17. Количество и результативность участников конкурсов профессионального мастерства в 2023-2024 учебном году

Такая активность и результативность участия в конкурсах профессионального мастерства вышеперечисленных районов связана, в том числе, и с активностью начальников отделов образования и председателей профсоюзных организаций. В большинстве профессиональных конкурсов они входили в состав организационных комитетов и активно поддерживали участников из своих административных районов.

Поскольку Центр непрерывного профессионального развития МАУ ДПО «НИСО» осуществляет организационное, информационно-методическое и техническое сопровождение конкурсов, о которых говорилось выше, подробная информация об участниках, новости и документы по всем конкурсам размещены на сайте МАУ ДПО «НИСО» в разделе «Профессиональные конкурсы» https://niso54.ru/node/15.

За 2023-2024 учебный год выделились образовательные организации – лидеры по участию и результативности в конкурсах профессионального мастерства.

Среди образовательных организаций дошкольного образования лидерами по участию и результативности в конкурсах профессионального мастерства являются:

МБДОУ д/с № 281 (участие в двух конкурсах, 20 участников, из них 11 лауреатов/победителей);

МАДОУ д/с № 100 (участие в двух конкурсах, 13 участников, из них 4 лауреата/победителя);

МБДОУ д/с № 234 «Кроха» (участие в двух конкурсах, 9 участников, из них 1 лауреат/победитель);

МАДОУ д/с № 165 (участие в двух конкурсах, 12 участников).

Среди общеобразовательных организаций лидерами в конкурсах профессионального мастерства по участию и результативности являются:

МАОУ Гимназия №14 – образовательный центр «Универсарий» (участие в четырех конкурсах, 16 участников, из них 8 лауреатов/победителей);

МАОУ «Лицей № 22 «Надежда Сибири» (участие в четырех конкурсах, 4 участника, из них 2 лауреата/победителя);

МАОУ СОШ № 216 (участие в трех конкурсах, 18 участников, из них 3 лауреата/победителя);

МАОУ СОШ № 217 (участие в двух конкурсах, 14 участников, из них 5 лауреатов/победителей);

МАОУ СОШ № 218 (участие в трех конкурсах, 10 участников, из них 1 лауреат/победитель);

МАОУ СОШ № 220 (участие в трех конкурсах, 8 участников, из них 6 лауреатов/победителей);

МАОУ «Лицей № 9» (участие в трех конкурсах, 8 участников, из них 6 лауреатов/победителей);

МАОУ Гимназия № 11 «Гармония» (участие в трех конкурсах, 6 участников, из них 3 лауреата/победителя);

МБОУ ЭКЛ (участие в трех конкурсах, 6 участников, из них 2 лауреата/победителя);

МБОУ СОШ № 160 (участие в трех конкурсах, 5 участников, из них 4 лауреата/победителя);

МБОУ СОШ № 169 (участие в трех конкурсах, 5 участников, из них 1 лауреат/победитель);

МАОУ Вторая гимназия (участие в трех конкурсах, 4 участника, из них 3 лауреата/победителя);

МАОУ НГПЛ (участие в трех конкурсах, 4 участника, из них 2 лауреата/победителя);

МАОУ «Гимназия № 15» (участие в трех конкурсах, 4 участника, из них 2 лауреата/победителя);

МБОУ Гимназия № 5 (участие в трех конкурсах, 3 участника, из них 2 лауреата/победителя);

МБОУ СОШ № 56 (участие в двух конкурсах, 7 участников, из них 3 лауреата/победителя).

Среди образовательных организаций дополнительного образования детей лидерами по участию и результативности в конкурсах профессионального мастерства являются:

МБУДО ДДТ «Первомайский» (участие в двух конкурсах, 3 участника, из них 1 лауреат/победитель);

МБУДО «ЦВР «Пашинский» (участие в одном конкурсе, 5 участников, из них 1 лауреат/победитель).

Во всех вышеназванных образовательных организациях сложилась эффективная система подготовки педагогов и управленцев к успешному участию в конкурсах профессионального мастерства. А значит, и профессионализм представителей этих образовательных организаций неуклонно растет, что в конечном итоге приводит к повышению качества образования.

Методистами сектора сопровождения профессиональных конкурсов предложены рекомендации по подготовке и успешному участию педагогов и управленцев в конкурсах профессионального мастерства на уровне образовательной организации.

Рекомендации по нормативно-правовому обеспечению конкурсов профессионального мастерства на уровне образовательной организации:

 – обеспечивать скоординированную деятельность по выстраиванию последовательности и преемственности конкурсов в образовательной организации и муниципалитете;

 – адаптировать муниципальную нормативно-правовую базу системы конкурсного движения к особенностям образовательной организации при проведении конкурсов.

Рекомендации по научно-методическому обеспечению конкурсов профессионального мастерства на уровне образовательной организации:

– при разработке содержания профессиональных конкурсов ориентироваться на особенности развития образования в муниципалитете, ключевые направления развития педагогической и научно-методической деятельности, содержание трудовых функций и трудовых действий педагога в соответствии с профессиональными стандартами работников образования;

– при разработке критериев и показателей оценки конкурсных процедур отборочных этапов конкурсов профессионального мастерства использовать единые методические подходы к оцениванию педагогической деятельности;

– обеспечить повышение качества подготовки экспертного сообщества профессиональных педагогических конкурсов с учётом тенденций развития системы оценивания профессиональной деятельности педагога;

– обеспечить функционирование специальных информационных ресурсов, консолидирующих сведения о конкурсном движении на муниципальном уровне с целью создания условий для вовлечения педагогов в конкурсное движение и повышения профессионального статуса педагога;

– обеспечить открытость и доступность методических и научно-методических материалов, сопровождающих профессиональные конкурсы;

– обеспечить условия для использования материалов участников профессиональных конкурсов в образовательной практике муниципального образования.

Рекомендации по информационному обеспечению конкурсов профессионального мастерства на уровне образовательной организации:

– обеспечивать сотрудничество со средствами массовой информации с целью создания и распространения достоверного, профессионального контента, освещающего мероприятия, проводимые в рамках профессионально-педагогических конкурсов, проводимых в образовательной организации;

– обеспечивать взаимодействие организаторов конкурсов и СМИ всех уровней на этапах подготовки, проведения и подведения итогов конкурсного мероприятия с целью поддержки и представления участников, актуализации социальной значимости события;

– обеспечивать поддержку информационного сопровождения профессионально-педагогических конкурсов и других мероприятий, направленных на совершенствование конкурсного движения, развитие поддержки статуса педагогического работника и повышения престижности профессии.

– создать и разместить реестр Всероссийских, региональных и муниципальных конкурсов профессионального мастерства педагогических и руководящих работников.

Таким образом, конкурсы педагогического мастерства – один из самых эффективных инструментов повышения профессионализма педагога, поощрения его к активной профессиональной деятельности. Благодаря участию в конкурсах для педагогических и руководящих работников создана благоприятная мотивационная среда, которая способствует профессиональному развитию и профессиональному самоопределению. Но важность профессиональных соревнований демонстрируется не только победителями. Уже в самом участии учителя в конкурсе педагогического мастерства можно увидеть значительное количество преимуществ, таких как повышение своего социального статуса, обучение на опыте коллег, реализация творческого потенциала, участие в исследовательской деятельности, развитие общения, установление контактов на профессиональном уровне и т. д.

Конкурсное движение неразрывно связано с профессиональным развитием педагогов, которые желают повысить свою компетентность. Организационно-методическое сопровождение должно быть направлено на то, чтобы выстроить линию продвижения по вектору нарастания – от участия в конкурсе педагогического мастерства на уровне образовательной организации до участия в конкурсе на всероссийском уровне (уровень образовательной организации – участие в конкурсах на интернет-порталах – конкурсы муниципального этапа – региональные конкурсы – всероссийские конкурсы) [1].

Городские конкурсы педагогического мастерства направлены на выявление и стимулирование инновационных процессов в муниципальной системе образования, а также пополнение муниципального банка лучших практик.

С опытом лауреатов и победителей конкурсов профессионального мастерства, которые сопровождает Центр непрерывного профессионального развития МАУ ДПО «НИСО», можно познакомиться на сайте МАУ ДПО «НИСО» в разделах: «Банк лучших практик: эффективное управление» https://niso54.ru/node/22; «Банк лучших практик: успешные педагогические практики» https://niso54.ru/upp.

 

Литература

 

  1. Ковшова А. А. Конкурсы педагогического мастерства как инструмент профессионального развития педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 07. – С. 1–12. – Электронный ресурс. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211047.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11047 (дата обращения: 18.09.2024).
  2. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).
  3. Пешня И. С. Конкурсы профессионального мастерства как один из критериев качества современного образования / И. С. Пешня, М. И. Винокурова // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. – 2020. – Вып. 9. – С. 99-103.
  4. Пуденко Т. И. Концептуальные основы модели профессионального роста педагогических работников на основе оценки уровня владения профессиональными компетенциями // Управление образованием теория и практика. – 2019. – № 4 (16). – С. 4–13.
  5. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» № 204 от 07 мая 2018 года.

 

 

Количество просмотров: 83  

Добавить комментарий

Target Image
1. Конкурсы профессионального мастерства в муниципальной системе образования города Новосибирска
2. Система мотивации и подготовки педагогических кадров к участию в конкурсах профессионального мастерства
3. Участие в конкурсе «Учитель года» как средство самореализации педагога
4. Модель подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов: методический аспект
5. Изучение образовательных запросов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ
6. Система работы в МАУ ДПО «НИСО» по обучению педагогов реализации обновленных ФГОС
7. Интерактивный педагогический совет как инструмент проектирования модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации
1. Интерактивный педагогический совет как инструмент проектирования модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации №31/2024 Новосибирск
2. Система работы в МАУ ДПО «НИСО» по обучению педагогов реализации обновленных ФГОС №31/2024 Новосибирск
3. Изучение образовательных запросов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ №31/2024 Новосибирск
4. Модель подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов: методический аспект №31/2024 Новосибирск
5. Участие в конкурсе «Учитель года» как средство самореализации педагога №31/2024 Новосибирск
6. Система мотивации и подготовки педагогических кадров к участию в конкурсах профессионального мастерства №31/2024 Новосибирск
7. Конкурсы профессионального мастерства в муниципальной системе образования города Новосибирска №31/2024 Новосибирск
8. Наставничество: от вертикали к кластеру №30/2024 Новосибирск
9. Корпоративная система взаимообучения на базе школьной методической площадки №30/2024 Новосибирск
10. Стратегическая сессия как форма эффективного профессионального взаимодействия с руководителями ММО №29/2024 Новосибирск
11. ПАТЕРНАЛИЗМ В ПЕДАГОГИКЕ: АНАЛИЗ ПОЗИТИВНОГО И НЕГАТИВНОГО №29/2024 Новосибирск
12. ВЗРАЩИВАЯ ТАЛАНТ – ФОРМИРОВАТЬ ОПЫТНОСТЬ. По материалам открытого городского конкурса профессионального мастерства в области образования «Педагогические таланты» №28/2023 Новосибирск
13. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ №28/2023 Новосибирск
14. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА МОЛОДОГО ИЛИ ВНОВЬ ПРИНЯТОГО УЧИТЕЛЯ. РОЛЬ МЕТОДИСТА В ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА №28/2023 Новосибирск
15. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДСТВАМИ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА: ОТ ЗАМЫСЛА ДО ВОПЛОЩЕНИЯ №28/2023 Новосибирск