Литературная стилизация как творческий метод проектно-исследовательской деятельности школьников

 

Татаринцева Елена Николаевна,

кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы, лицей № 130 им. академика М. А. Лаврентьева, Новосибирск, Российская Федерация

Elena N. Tatarintseva,

candidate of philological sciences, russian language and literature teacher, lyceum No. 130 named after academician M. A. Lavrentiev, Novosibirsk, Russian Federatio

 

Литературная стилизация как творческий метод проектно-исследовательской деятельности школьников

Literary stylization as a creative method of schoolchildren's project and research activities

Статья посвящена проектно-исследовательской деятельности школьников в гуманитарной сфере. В частности, представлен опыт использования литературной стилизации на примере проектной работы ученицы 7 класса по творчеству М. М. Зощенко.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность школьников, проекты школьников по литературе, стилизация, русская литература, рассказы М. М. Зощенко.

The article is devoted to the project-based research activities of schoolchildren in the humanitarian field, and in particular, it presents the experience of using literary stylization on the example of a 7th grade student's project on the works of M. M. Zoshchenko.

Keywords: student research projects, student literature projects, stylization, Russian literature, M. M. Zoshchenko's works.

 

Изучение проектно-исследовательской деятельности школьников актуально благодаря ее значимости на разных уровнях. Так, она описывается как жанр педагогического дискурса [3, 10], является обязательной частью современных образовательных программ [12, 13]. Учитель-наставник использует работу с детьми над проектами и исследованиями, чтобы заинтересовать учеников предметами своего профиля, раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал детей, развить их коммуникативные навыки, критическое мышление, самостоятельность, ответственность, умение планировать [4, 9].

Специфика ученических проектов и исследований по литературе, на наш взгляд, заключается в том, что качественное, результативное выполнение таких работ возможно при условии личного интереса автора проекта: ребенок любит читать, у него широкий читательский кругозор, ему нравится писатель, творчеству которого посвящен проект.

В статье представлен опыт работы над проектом по творчеству М. М. Зощенко ученицы 7 класса, который, возможно, вдохновит учителей-наставников на подобную работу по произведениям любимых писателей своих учеников. В проекте реализован творческий метод стилизации, известный еще с античности и используемый в разных видах искусства, – создание «произведения, представляющего собой по форме подражание какому-либо стилю» [2, с. 1269]. Считаем, что такие проекты позволяют не только понять тонкости авторской манеры любимого писателя, но и преобразовать их (пропустить через себя, присвоить) через создание собственного стилизованного произведения.

Проектная работа Елены Кирилловой «Стилизация под сатирические рассказы М. М. Зощенко (на примере рассказа собственного сочинения «Концерт»)» отвечает требованиям к научным работам школьников. Объектом внимания является стилизация в литературе, предметом – стилизация под сатирические рассказы М. М. Зощенко. Знакомство с понятием стилизации, его приемами относительно творчества какого-либо писателя в рамках школьного курса литературы позволяет, во-первых, глубже изучить стиль автора, во-вторых, через подражание начать формировать собственную писательскую манеру – с этим связана актуальность работы.

Цель проекта – создать рассказ собственного сочинения, стилизованный под сатирические рассказы М. М. Зощенко. Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи:

1) познакомиться с приемами писательской манеры М. М. Зощенко;

2) учитывая эти приемы, написать стилизованный под манеру М. М. Зощенко рассказ;

3) сделать рассказ доступным для читателей – учеников лицея № 130, родителей, учителей и всех, кто интересуется творчеством М. М. Зощенко или писательством в целом.

Используемые в работе научные методы: анализ, классификация; творческий метод – стилизация.

Творчество М. М. Зощенко нередко становилось объектом для стилизации. Например, писательница Э. Паперная на сюжет докучной сказки «У попа была собака» в духе М. М. Зощенко написала «Первый жалостливый рассказ» [8], А. Г. Архангельский – рассказ «Случай в бане» [1].

М. М. Зощенко – мастер сатиры. В своих сатирических произведениях он виртуозно высмеивает отрицательные черты людей: невоспитанность, неумение вести себя в обществе (например, рассказ «Прелести культуры»), а также быт советской России: «Галоша», «Баня», «Кинодрама». Михаил Зощенко создал новый образ литературного персонажа, который не обладает большим культурным багажом, но стремится приобщиться к культурному обществу, стать его полноправным представителем. Литературоведы называют такого героя полуинтеллигентным [7]. Это мещанин, малообразованный обыватель, который только внешне стремится к культуре, к духовности. В рассказах М. М. Зощенко повествование обычно ведется от первого лица, и речь рассказчика «изуродована» бесконечными повторами («ну», «в общем», «конечно», «значит»), плеоназмами, словами ограниченного употребления, неуместными иностранными словами и т. п. [5, 6, 11].

Учитывая и образ типичного героя у М. М. Зощенко, и особенности речи рассказчика, Елена Кириллова написала собственный рассказ «Концерт» (Приложение 1). В таблице 1 приведены приемы, позаимствованные у М. М. Зощенко, и примеры реализации этих приемов в рассказе «Концерт».

 

Таблица 1

Особенности сатиры М. М. Зощенко и их преломление в рассказе «Концерт»

Елены Кирилловой

Рассказы М. М. Зощенко

Рассказ «Концерт»

Название: короткое, отражающее суть рассказа; предмет, вокруг которого закручен сюжет

«Концерт»

Форма повествования – сказ. Повествование ведется от лица рассказчика, героя событий

Сказ от лица героя событий

Герой – обыватель, мещанин, не обладает большим культурным багажом, но стремится приобщиться к культурному обществу

Герой – мещанин, без культурного багажа, но стремится приобщиться к культурному обществу ( для этого идет на концерт)

Речь рассказчика

На уровне лексики

Просторечная и грубо-просторечная лексика

вопит, посеяли, пинджак, зависать в телефонах, дамочка, тетка (в значении «женщина»), суёт, стаканчик пропусить, прямо обалдел, рожа, сволочь, сторублевка, разэтовать, ихнее, ору

Жаргон

компуха (компьютерный жаргон)

Иностранные слова не к месту / иностранные выражения, дублирующие фразы на русском

капельдайнер, панариция

Смешение стилей (разговорный и официально-деловой)

не дерябну я спиртных напитков; за счет физических законов кресло разэтовать; Если не угомонишься, собачий сын, поставим в известность администрацию!

Неологизмы

бабёшечка («молодая женщина», М. М. Зощенко), распополамиться

Тавтология

повтор слова говорить

Плеоназм

распополамилась на две половинки

Искажение слов (произношения, грамматической формы)

 капельдАйнер (вместо «капельдинер»), панарицИЯ (вместо «панариций»)

не хужее, музыка играется

Использование уменьшительных суффиксов, что делает речь жеманной, слащавой

номерочек (вместо «номерок»), впечатленьице (вместо «впечатление»), во «ВКонтактике» (вместо «ВКонтакте»), номерки рядов (вместо «номера»), ботиночки (вместо «ботинки»), сторублевочка (вместо «сторублевка»), курточку (вместо «куртку»), цветочки (вместо «цветы»)

На уровне синтаксиса

Приемы выразительности

тетка невоспитанная, билетика бесплатного, не дерябну я, сторублевку мою (инверсия); вопит шепотом (оксюморон)

Обилие повторяющихся вводных слов и выражений

вводные слова и выражения: значит, это самое, естественно, может, грубо говоря, прямо говоря

Официальные, безликие обращения типа «товарищ», «гражданин»

мужчина, женщина, гражданин, граждане

 

Герой рассказа «Концерт» схож с героем Михаила Зощенко тем, что он простой обыватель, необразованный человек, мещанин, который старается приобщиться к культуре и «приличному обществу», но это ему не очень удается. Мещанство героя проявляется не только в образе мыслей (не может оценить красоту музыки, зацикливается на бытовых проблемах, не умеет вести себя в публичном месте), но и в речи, в которой много просторечной лексики, тавтологии, канцелярита, обилие повторяющихся вводных слов.

Чтобы показать, что события рассказа происходят в наши дни, в сюжет были добавлены современные элементы. Например, главный герой получает интернет-приглашение на концерт, заказывает пиццу, «селфится» на фоне пальм, чтобы затем выложить эти фотографии в соцсети «ВКонтакте», кормит рыбок чипсами. Сам объект сатиры – необразованность, бескультурность людей – актуален как для прошлого, так и для современного мира.

Рассказ «Концерт» был представлен читательской аудитории как онлайн, так и на офлайн-мероприятиях разного уровня (Таблица 2). Количественные результаты проекта – это свыше 2000 человек потенциальной аудитории (слушатели, читатели), качественные результаты – отзывы о рассказе представителей взрослой и детской аудитории, некоторые из них представлены в Приложении 2.

Таблица 2

Охват читательской аудитории

Где был представлен рассказ

Качественный и количественный состав аудитории (слушатели, читатели)

На официальном сайте лицея № 130 (заметка про писательское творчество подростков)

около 1200 учащихся лицея № 130, их родители, учителя и все, кто интересуется жизнью лицея

На официальной странице лицея в социальной сети «ВКонтакте»

свыше 700 подписчиков страницы, среди них – учащиеся лицея №130, их родители, учителя, выпускники и все, интересующиеся жизнью лицея

На постерной сессии научно-практической конференции лицея № 130, а также на пленарном заседании конференции (апрель 2024 года)

около 800 человек (школьники, родители, учителя, ученые Академгородка)

На Летней гуманитарной школе лицея № 130 (июнь 2024 года)

около 50 учащихся лицея № 130 с 5 по 11 класс, учителя гуманитарной кафедры

На районном и муниципальном этапах Городского конкурса проектов учащихся 5–8-х классов, организованном департаментом образования мэрии города Новосибирска, Дворцом творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» (апрель 2025 года)

около 40 человек – участники конкурса в секции «Литература» и их наставники

 

Литература

 

  1. Архангельский А. Г. Случай в бане // Пародии. – М.: Советский писатель, 1939. – С. 19–21.
  2. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. – СПб: Норинт, 2003. – 1536 с.
  3. Горобец Л. Н. Риторические жанры педагогического дискурса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – С. 219–225. – Электронный ресурс. – URL: http://literature.gothic.ru/articles/nightmare.htm (дата обращения: 18.08.2025).
  4. Дегтярева В. И. Научно-исследовательская и проектная деятельность в школе как основа формирования развития личности // Вестник науки и образования. – № 12 (90). – Ч. 1. – 2020. – С. 74–76.
  5. Зощенко М. М. Избранное: рассказы. – М.: Речь, 2022. – 240 с.
  6. Исаева Л. А. Языковые особенности рассказов М. М. Зощенко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов, 2016. – С. 93.
  7. Михаил Зощенко – особенности творчества // Павловская центральная библиотека. – Электронный ресурс. – URL: Павловская центральная библиотека (дата обращения: 18.08.2025).
  8. Паперная Э. Первый жалостливый рассказ // Парнас дыбом. Литературные пародии. – М.: Художественная литература, 1989. – С. 35–36.
  9. Сосновская Н. Н. Исследовательская деятельность в условиях общеобразовательной школы как путь саморазвития и самовыражения учащихся // Исследователь. – № 3–4. – 2021. – С. 150–157.
  10. Татаринцева Е. Н. Научно-практическая конференция школьников как жанр педагогического дискурса / Е. Н. Татаринцева // Управление развитием образования. – 2023. – № 2. – EDN CCGSNM. – Электронный ресурс. – URL: https://uronsk.ru/articles2/126/36/nauchno-prakticheskaya-konferenciya-shkolnikov-kak-zhanr-pedagogicheskogo-diskursa (дата обращения: 18.08.2025).
  11. Усеинова Э. У., Сныга У. А. Образ героя в сатирических рассказах М. М. Зощенко // StudNet. – № 4. – 2022. – С. 316–322.
  12. ФГОС. Основное общее образование. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020). – Электронный ресурс: – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 18.08.2025).
  13. ФГОС. Среднее общее образование. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 11.12.2020). – Электронный ресурс. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/  (дата обращения: 18.08.2025).

 

Приложение 1

Стилизованный под творчество М. М. Зощенко

рассказ «Концерт» Елены Кирилловой

 

Я, если хотите знать, человек интеллигентный. Живопись люблю. Стихи пишу. Музыку симфоническую слушаю. Раньше даже на концерты ходил. Но сейчас на компухе слушаю – это после одного случая.

Прихожу я однажды, значит, домой, сажусь на диван, открываю на телефоне Яндекс, чтобы пиццу с кокосом, петрушкой и ореховой пастой заказать, и вдруг вижу сообщение: «Поздравляем, мы выбрали Вас! Бесплатный билет в Дом ученых на симфонический концерт такого-то числа, во столько-то часов». Ну я, естественно, обрадовался, билет скачал, пинджак из шкафа достал и почистил. Всё ж таки, думаю, концерт, это тебе не рэп – не каждый день на них ходишь! И человек ведь должен быть интеллигентным, нельзя ему зависать в телефонах!

Ну, дождался я дня концерта, пинджак надел. Правда, я пока его надевал, оказалось, что на нем откуда-то пятно жирное взялось. Так вот, зашел я, значит, в заведение, ну и важно так, чтоб достоинства интеллигента не уронить, билет свой достаю и показываю дамочке, что билеты проверяет. А она берет и у моего билетика бесплатного полосочку отрывает. Я возмутился и говорю: «Женщина, по какому такому праву, грубо говоря, вы у меня полосочку отрываете? Мне ж нужен цельный билет, а не бумажка оборванная!» А она на меня посмотрела так выразительно и говорит: «По какому нужно, по такому праву и отрываю; и отчитываться в своих действиях перед вами я не обязана! Отойдите, мужчина, не задерживайте очередь!» – и билетик мне мой порванный сует.

Я огорчился, но билетик взял. Вот, думаю, тетка невоспитанная! Оборвала билетик-то! Сунул его в карман и пошел в гардероб, чтоб, значит, одежду сдать. А гардеробщица там такая прямо молоденькая бабёшечка. Она курточку мою взяла, номерочек мне дала, а я на нее свысока многозначительно так взглянул, чтобы впечатленьице произвести, и в сторону отошел.

Пошел по первому этажу прогулялся. Рыбки всякие плавают, цветочки стоят; я на их фоне заселфился – во «ВКонтактик» решил выложить. Рыбкам кусочек чипса кинул, который у себя в кармане нашел. И вдруг мне что-то пить захотелось сильно. Я оглянулся, у кого можно спросить, и гардеробщицу увидел. Ну я, значит, грудь выпятил и так с достоинством подхожу к ней и спрашиваю: «Нельзя ли тут где-нибудь стаканчик винца пропустить?» А она на меня презрительный такой взгляд бросила и говорит: «Мы «винца» не держим!» Ну а я прям опешил. «Как так “не держите”? – спрашиваю. – Да что это такое? Это, выходит, теперь и винца в приличном обществе выпить нельзя?» А она мне отвечает: «Не знаю, что вы называете “приличным обществом”, только у нас спиртные напитки распивать запрещено! Отойдите и не мешайте работать!» Я как можно выразительнее хмыкнул в ее сторону и к буфету направился. Думаю: «Ну не дерябну я спиртных напитков, так поем, может быть». Подошел я к буфету; только начал разглядывать, чего там есть поесть, как звонок раздался – места надо занимать, значит.

Ну, пошел я к дверям – это которые в зал ведут. Меня туда вместе со всей толпой впихнуло, даже мимо моего ряда немного пронесло. Но ничего, вернулся, правда, локтями пришлось поработать, отыскал свое место, сел. Поерзал немножко, устроился. Ничего. Удобно. Тут в зале свет стали гасить, началось, значит. Я поскорее на сцену смотреть стал. А там подставки для нот стоят, черные с дырочками – я такие в ролике на Ютубе видел. Тут, значит, артисты вышли; дамы – в черных платьях, а мужчины – во фраках и пинджаках. А я тоже в пинджаке своем сижу, ничуть не хужее артистов.

Раскланялись, начали играть. Кажется, мелодия из «Маши и Медведя» – ее я сразу узнал. Сижу, слушаю. Наслаждаюсь. Доиграли эту песню, начали другую. Скучновато стало. Посмотрел направо, влево, на потолок. Потом вниз, на синие огонечки с номерками рядов. Ничего интересного. А тут еще есть захотелось. Вдруг вспомнил: я там, в буфете, видел пирожки с клюквой! Вообще-то мои самые любимые – с яблоком, но клюквенные тоже ничего, годятся на перекус. Ну, думаю, теперь после концерта поем нормально. Да только, как назло, не помню, сколько на карте денег осталось. Интересно, есть ли вообще в этом недоразвитом Доме культуры безнал? Надо, думаю, пересчитать наличные. Вдруг у меня еще и не хватит!

Дело не терпело отлагательств. Полез за кошельком, вытащил его из кармана и мелочь считаю. Монетки пересчитал, начинаю бумажки считать, это которые по сто рублей, а тут одна из них возьми да упади! Я, чтоб, это самое, никого не смущать, стал ногой щупать, ну, чтоб найти, значит, бумажку. А у меня ботиночки на толстой подошве, добротные, дорогие, – ничего не чувствуется совершенно! Ну, я наклоняюсь и рукой, грубо говоря, шарю под стулом, а купюры, как назло, нету; и темно еще – хоть глаз выколи! Тут вдруг чувствую: нащупал бумажку. Я обрадовался, хочу ее подцепить, а она под ножкой кресла застряла. Я ее дергаю, дергаю… Ну не вытаскивается совсем! А жалко, прямо скажу, сторублёвочку терять, грубо говоря, до смерти! Главное, новенькая совсем! Я ногой в передний ряд уперся, пытаюсь за счет физических законов кресло, значит, разэтовать, оно уже и шататься начало слегка. Тут соседи стали возмущаться; какой-то мужчина (тоже в пинджаке!) говорит: «Вы что музыку послушать не даете! Мешаете!» А я ему отвечаю: «Мужчина, у меня тут деньги упали, а он про музыку разговаривает!» – а сам сторублевку эту распроклятую дергаю: хорошо застряла, чертовщина! И не видно, как назло, ничего! Сосед мой вопит шепотом: «Да доставайте уже свою сторублевку! Вы мне уже ногу отдавили своим чертовым ботинком!» Все вокруг жалуются: «Это возмутительно!», «Вести себя не умеют!», «Вы что, в лифте родились?!», «Ненормальный!» – ага, вот они бы деньги посеяли в темноте, посмотрел бы я на ихнее успокоение.

Тут сосед изловчился и сторублевку мою из-под кресла вытянул. Только вытянул немного неудачно, так, что она распополамилась на две половинки. Он их берет, мне сует в руки и говорит: «Вот, возьмите, пожалуйста, свою бумажку!» Я прямо обалдел. «Как же, – отвечаю, – так! У меня бумажка целая была, а он мне половинки сует!» «На что, – говорю, – мне две половинки?!» А он мне раздраженно так отвечает: «Ваша бумажка, гражданин, что хотите, то и делайте, а окружающим слушать не мешайте!» И отвернулся, смотрит на сцену.

Я сел обратно в кресло, сторублевку разорванную к себе в карман сунул. «Вдруг, – думаю, – пригодится. Эх, вот сволочь, не мог поаккуратнее доставать! Теперь пропали пирожки с клюквой!» Ну, посидел немного, успокоился. Стал на сцену глядеть. Лампочки небольшие горят, музыка играется. На инструменты разные посмотрел, мне больше всего барабан понравился: человек по нему ударяет палкой и звон такой, что в ушах отдается. Солидный инструмент.

Музыкантов стал разглядывать. Мужчина с большой скрипкой мне не очень понравился. Прямо сказать, рожа у него не привлекательная: на носу панариция, нос крючком. И брюки мне его чего-то тоже не понравились. К коленям, извиняюсь, узкие, а к полу – широкие. Я соседу своему и говорю: «По-моему, – говорю, – этот человек не имеет никакого представления о приличной одежде, это, – говорю, – надо запрещать такие одежды носить!» А он меня отпихивает и шепотом говорит: «Да вы сумасшедший! Выйдите отсюда! Отстаньте от меня наконец!» Тут и другие соседи просят: «Да престаньте вы наконец, выйдите!», «Мужчина, освободите помещение!», «Если не угомонишься, собачий сын, поставим в известность администрацию!», «Да когда это кончится, в конце концов?!», «А вот в наше время…», «Может, он психический?», «Вызовите скорую!», «Человеку плохо!», «Нет, он просто пьян!»

Я им говорю: «Граждане! Да как же так! Да ведь он одет безвкусно! И внешность у него, простите, не самая привлекательная! Может, мне на это смотреть неприятно! Может, у меня от этого сердце сжимается, и я музыку из-за этого спокойно воспринимать не могу! Зрителям на концерте должно быть комфортно! А тут понаобещали симфонической музыки, а сами каких, грубо говоря, людей на сцену пускают! Это ведь, – говорю, – ущемление прав слушателей!» Ну, тут крик поднялся, бедлам полный. Музыку играть прекратили, соседи меня подмышки берут и с кресла поднимают, кто-то капельдайнера зовет, а этот дядька, сосед мой, меня выпихивает и кричит: «Выносить его отсюда! Выносить!» Я вырваться пытаюсь, ору: «Граждане! Музыку послушать не дают, права нарушают!» Тут сотрудники приходят, ну и меня, конечно, выносят.

Вот, грубо говоря, тебе и симфоническая музыка! Ну и ходи после этого на концерты!

 

Приложение 2

Отзывы о рассказе «Концерт» Елены Кирилловой

 

Прочитала рассказ Елены Кирилловой «Концерт», и да, стилизация, на мой взгляд, получилась. Елена хорошо чувствует особенности языка М. М. Зощенко – это очевидно. Особенно удачно, на мой взгляд, использование специфических синтаксических конструкций, за счет которых становится узнаваем оригинал.

Конечно, можно сказать, что герой-мещанин 20–30-х годов прошлого века, судя по языковым характеристикам, не совсем вписывается в социально-экономическую среду нашего времени. Не совсем понятно, почему человек, живущий в ХХI веке, говорит как типичный представитель времен НЭПа, это выглядит немного искусственно. Но стилизовать М. М. Зощенко не только формально, но и содержательно – непосильная задача. И то, что ученице 6 класса (!) удалось это сделать на уровне формы, – уже большая победа.

М. Г. Дарбаян, канд. филол. наук,

главный библиотекарь отдела гуманитарной литературы

Алтайской краевой библиотеки им. В. Я. Шишкова

 

Рассказ «Концерт» Елены Кирилловой с использованием стилизации под Михаила Зощенко повествует о забавном случае в доме культуры. В рассказе мастерски передана манера письма Зощенко, а также атмосфера его произведений – с иронией, сатирой и абсурдом.

Главный герой ведёт себя весьма эксцентрично. Встретив такого в реальной жизни, я бы испытала «испанский стыд», возможно, и неприязнь. Но в рамках художественного текста его поведение вызывает лишь улыбку и лёгкое недоумение. Такой образ действий также заставляет задуматься на тему сатиры в этом произведении. Рассказчик – высокомерный хам, который придирается ко всему, что только можно. Он оценивает ситуацию с позиции «народного критика», показывая этим своё невежество и нахальную натуру.

Сюжет, как и у Зощенко, строится на цепочке абсурдных ситуаций: оторванная полоска билета, попытка выпить спиртного в фойе, поиск купюры во время представления. Всё это главный герой делает как ни в чём не бывало. А когда раздражённые его поведением соседи начинают возмущаться, получается совершенно абсурдный диалог (ещё одна характерная для рассказов Зощенко черта): А она на меня презрительный такой взгляд бросила и говорит: «Мы «винца не держим!» Ну а я прям опешил. «Как так не держите?» – спрашиваю. – «Да что это такое? Это, выходит, теперь и винца в приличном обществе выпить нельзя?» Кульминация – изгнание главного героя из зала. Логичный итог, где он сам становится нарушителем порядка, которого так настойчиво требовал.

Теперь хочу затронуть язык произведения и повествование. Безусловно, одна из самых сильных сторон рассказа – это стилизация под манеру Михаила Зощенко. Автор добивается сходства, умело используя инверсию и просторечную, не всегда грамотную лексику, что характерно для зощенковских персонажей: «…ага, вот они бы деньги посеяли в темноте, посмотрел бы я на ихнее успокоение». А еще здорово передан особый стиль написания диалогов (с употреблением слова «говорю» несколько раз за реплику, что создаёт эффект простой устной речи).

Стилизация очень интересно отражается на сюжете. Ведь не так часто встретишь современную историю о повседневной жизни, написанную в выдержанной манере XX века, в манере Михаила Зощенко. Мне нравится сочетание такого «старого» слога и актуальных, привычных нам слов: «Я поскорее на сцену смотреть стал. А там подставки для нот стоят, чёрные с дырочками – я такие в ролике на Ютубе видел». Зощенковский стиль удачно сочетается с современными реалиями. Герой звучит аутентично и в то же время остаётся современным персонажем.

Я думаю, стилизация – это очень классный прием для начинающих авторов, который развивает воображение и помогает им найти свой стиль. Чтобы было яснее, проведу аналогию с рисованием: многие художники-новички в поисках своей авторской техники пробуют копировать стили других. И так, постепенно, копия за копией, они начинают заимствовать конкретные элементы чужих стилей: у одного художника рисовку глаз, у другого – вид линий и штриховки, условно говоря. Таким образом складывается собственный авторский стиль. Поэтому я считаю, что и для юных писателей использовать стилизацию очень полезно. Благодаря этому приему можно:

• научиться чувствовать ритм и интонацию текста (например, как Зощенко строит диалоги);

• выделить для себя конкретные авторские приёмы и в дальнейшем адаптировать их под свой стиль;

• развить языковую гибкость, улучшить писательский скилл.

В итоге могу сказать: стилизация способствует формированию собственного авторского стиля.

Насколько трудный этот приём, мне сложно рассуждать, так как я сама никогда такое не писала и не планировала писать. Думаю, это зависит от умения работать с текстом, выделять там определённые паттерны, характерные для того или иного автора. Одно я знаю точно: всегда есть риск перегрузить текст – сделать его слишком оригинальным и непохожим на то, подо что стилизуешь, или, напротив, совсем уйти в подражание. Я считаю, что у Елены Кирилловой отлично получилось соблюсти этот баланс. Текст в меру индивидуальный, и в то же время сохраняется узнаваемая манера Михаила Зощенко.

Рассказ «Концерт» – это не просто стилизация, слепое копирование, а творческое переосмысление манеры Михаила Зощенко с сохранением узнаваемых черт и добавлением современных деталей. Герой одновременно соответствует и зощенковскому типу, и современным реалиям. Помимо блестяще переданной манеры письма советского автора сохраняется характерная для него сатира, высмеивание человеческих пороков (таких как высокомерие, невежество и псевдоинтеллигентность), скрывающихся за забавной картинкой. Михаил Зощенко писал о героях своего времени, а Елена Кириллова показывает, что и в наши годы существуют такие персоны.

Евгения Попова, ученица 7 класса, лицей № 130

 
 

 

Количество просмотров: 13  

Добавить комментарий

Target Image
1. Методическое объединение как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя труда (технологии) в формировании функциональной грамотности школьника
2. Роль игры в адаптации и социализации детей с миграционной историей
3. Использование современных цифровых технологий как драйвер в подготовке современного специалиста
4. Риски использования технологий искусственного интеллекта в высшем образовании
5. Литературная стилизация как творческий метод проектно-исследовательской деятельности школьников
6. Метод проектов как способ повышения мотивации к изучению предметов естественно-научной направленности
7. Программа просвещения родителей в дошкольной образовательной организации: стратегия реализации
8. Формирование у школьников навыков безопасного поведения средствами активных методов обучения в условиях террористической угрозы
9. Формирование у дошкольников целостных речевых навыков через освоение основ безопасного и ответственного поведения
10. Уроки хореографии во внеурочной деятельности в начальных классах общеразвивающей школы (из опыта работы педагога дополнительного образования в гимназии)
11. «Молчаливые» книги как инструмент развития креативного мышления на уроках литературы в школе
12. Актуальные вопросы развития математического образования в дошкольном образовании
13. Интеграция инженерной деятельности в процесс математического развития дошкольников: перспективные направления и инновационные подходы
1. Интеграция инженерной деятельности в процесс математического развития дошкольников: перспективные направления и инновационные подходы № 35 (3), сентябрь 2025
2. Актуальные вопросы развития математического образования в дошкольном образовании № 35 (3), сентябрь 2025
3. «Молчаливые» книги как инструмент развития креативного мышления на уроках литературы в школе № 35 (3), сентябрь 2025
4. Уроки хореографии во внеурочной деятельности в начальных классах общеразвивающей школы (из опыта работы педагога дополнительного образования в гимназии) № 35 (3), сентябрь 2025
5. Формирование у дошкольников целостных речевых навыков через освоение основ безопасного и ответственного поведения № 35 (3), сентябрь 2025
6. Формирование у школьников навыков безопасного поведения средствами активных методов обучения в условиях террористической угрозы № 35 (3), сентябрь 2025
7. Программа просвещения родителей в дошкольной образовательной организации: стратегия реализации № 35 (3), сентябрь 2025
8. Метод проектов как способ повышения мотивации к изучению предметов естественно-научной направленности № 35 (3), сентябрь 2025
9. Литературная стилизация как творческий метод проектно-исследовательской деятельности школьников № 35 (3), сентябрь 2025
10. Риски использования технологий искусственного интеллекта в высшем образовании № 35 (3), сентябрь 2025
11. Использование современных цифровых технологий как драйвер в подготовке современного специалиста № 35 (3), сентябрь 2025
12. Роль игры в адаптации и социализации детей с миграционной историей № 35 (3), сентябрь 2025
13. Методическое объединение как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя труда (технологии) в формировании функциональной грамотности школьника № 35 (3), сентябрь 2025
14. Факторы, влияющие на содержание учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития № 34 (2), июнь 2025
15. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков № 34 (2), июнь 2025
16. Речевое портретирование в проектно-исследовательской деятельности школьников (на примере занятия Летней гуманитарной школы в лицее № 130 им. академика М. А. Лаврентьева) № 34 (2), июнь 2025
17. Концепция «4К» для развития ключевых компетенций XXI века с использованием искусственного интеллекта № 34 (2), июнь 2025
18. Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с кохлеарными имплантатами № 34 (2), июнь 2025
19. Значимость комплексного использования средств физической культуры в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности № 34 (2), июнь 2025
20. Методы и формы работы педагога-психолога в ДОУ с детьми с расстройством акустического спектра № 34 (2), июнь 2025

Страницы