Программа просвещения родителей в дошкольной образовательной организации: стратегия реализации

 

Климова Лариса Юрьевна,

старший методист, МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация

Larisa Yu. Klimova,

senior methodologist, MAU DPO «NISO»,Novosibirsk, Russian Federation

 

Программа просвещения родителей в дошкольной образовательной организации: стратегия реализации

Parent education program in a preschool educational organization: implementation strategy

В статье рассматривается педагогическое просвещение как значимая часть профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций, являющаяся одной из мер государственной поддержки семей, инструментом формирования единого образовательного пространства и позиции осознанного, ответственного родительства. Представлен опыт реализации эффективной практики взаимодействия и просвещения родителей воспитанников, основанный на принципах единства и партнёрства в рамках направления «Семья» муниципального проекта «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования».

Ключевые слова: программа просветительской деятельности, педагогическое просвещение, партнерство, принципы взаимодействия, консолидация.

The article considers pedagogical education as an important part of the professional activities of teachers of preschool educational organizations, one of the measures of state support for families, a tool for the formation of a unified educational space and the position of conscious responsible parenting. The article presents the experience of implementing effective practices of interaction and education of parents of pupils, based on the principles of unity and partnership within the framework of the «Family» direction of the municipal project «Novosibirsk Kindergarten – territory of preschool education development».

Keywords: educational activity program, pedagogical education, partnership, principles of interaction, consolidation.

 

Семья и образовательная организация являются двумя ведущими социальными институтами, оказывающими влияние на воспитание и социализацию ребенка. Для полноценного качественного воспитания ребенка требуется консолидация усилий обоих этих институтов, а воспитательное влияние только одного из них является недостаточным. Сегодня в качестве основы для взаимодействия семьи с образовательной организацией все чаще выступает индивидуальный подход к каждому ребенку, сочетающий внимательное отношение к личности с уважением и верой в его доброе начало. Многие родители понимают, что развитие ребенка будет благоприятнее, если отношения с ним носят партнерский характер, если проявляется внимание к нуждам и интересам ребенка, если уважается его воля, а ее ограничения распространяются лишь на жизненно важные и принципиальные моменты.

Дошкольная образовательная организация (далее – ДОО) – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их педагогическое просвещение. Педагогическое просвещение – одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей.

Сегодня необходима «новая философия» взаимодействия ДОО и семьи. Педагогический коллектив должен стараться помочь родителям вырастить, научиться понимать и воспитывать своих детей. Поэтому настоящее время происходит активный поиск новых технологий и форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, обусловленный особенностями современного общества.

Просвещение родителей и сопровождение воспитания ребенка в семье является одной из ведущих задач системы образования и государственной необходимостью. Так, с 2024 г. началось поэтапное внедрение в субъектах Российской Федерации программ просветительской деятельности для родителей детей, посещающих дошкольные образовательные организации (пункт 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14 июня 2022 г. № Пр-1049ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 25 мая 2022 г.) (далее – Программа просвещения родителей) [3].

Программа Просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации, представляет собой документ, направленный на оказание помощи педагогам дошкольного образования в определении содержания и форм просвещения родителей. Это не нормативный, а методический документ. Он содержит ответы на значимые для педагогов и родителей вопросы о развитии, воспитании и обучении детей.

Просветительская деятельность выступает значимой частью профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций, одной из мер государственной поддержки семей, инструментом формирования единого образовательного пространства страны и позиции осознанного ответственного родительства.

Содержание просветительской деятельности должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей человека, формирование и развитие его личности в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями и требованиями законодательства Российской Федерации [3, 4].

Программа просвещения родителей – инструмент для решения ряда значимых задач:

– Государственная поддержка института семьи, в частности, семей с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов.

– Формирование единого образовательного пространства института образования и института семьи.

– Реализация Федеральной образовательной программы дошкольного образования.

– Формирование позиции осознанного и ответственного родительства.

– Изменение родительской позиции, трансляция традиционных российских ценностей в семейном воспитании.

– Изменение стратегии взаимодействия с конкуренции на кооперацию; выход во взаимодействии с родителями на диалог и сотрудничество.

С 1 сентября 2025 г.  во всех регионах Российской Федерации дошкольные образовательные организации начинают реализовывать программу просвещения родителей в рамках региональных площадок.

На основании приказа Министерства образования Новосибирской области от 06.02.2025 № 150 «О внедрении Программы просветительской деятельности для родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации» определен региональный координатор по внедрению Программы, а также утвержден перечень ДОО, определенных региональными площадками по внедрению Программы просвещения родителей. Из 40 дошкольных образовательных организаций Новосибирской области в число региональных площадок вошли 12 ДОО города Новосибирска.

На муниципальном уровне в целях повышения качества дошкольного образования путем консолидации ресурсов системы образования города, объединения мощного научно-методического потенциала Новосибирского Института Современного Образования, опыта и возможностей коллективов стажировочных площадок, а также мотивированных к инновационному развитию организаций-стажеров с 2023 года реализуется муниципальный проект «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования».

В рамках направления «Семья» реализуются эффективные практики взаимодействия и просвещение родителей воспитанников, основанные на принципах единства и партнерства на базе 4-х стажировочных площадок (МАДОУ д/с №№ 85, 451, МБДОУ д/с №№ 281, 453), в работу которых вовлечены 12 ДОО-стажеров, самостоятельно пожелавших стать участниками проекта (МБДОУ д/с №№ 38, 97, 234, 333, 372, 391, 395, 414, 440, 459, 475, МБОУ Прогимназия № 1). Сегодня в рамках проекта направление «Семья» реализуют 16 муниципальных дошкольных образовательных организаций, подведомственных департаменту образования мэрии города Новосибирска.

Совместная работа педагогов ДОО и семей воспитанников строится на следующих принципах:

1). Доброжелательность.

Самый прочный фундамент, на котором основывается вся работа педагогических коллективов с родителями – позитивный настрой. Воспитатель, общаясь с родителями детей, не должен быть категоричным и применять требовательный тон. Общаясь ежедневно с родителями своих воспитанников, воспитатель должен понимать, что именно он ответственен за хорошее отношение семьи к детскому саду в целом.

2). Принцип индивидуального подхода.

Индивидуальный подход важно применять, не только работая с детьми, но и взаимодействуя с родителями. Хороший педагог всегда должен владеть ситуацией и чувствовать настроение родителей.

3). Сотрудничество вместо наставничества.

В большинстве своем современные мамы и папы хорошо осведомлены в вопросах воспитания. Практика показывает, что простая пропаганда педагогических знаний и наставления положительных результатов не приносят. Самый лучший подход – создание доброжелательной атмосферы и поддержка семьи в случаях сложных педагогических ситуаций. Если педагог искренне желает помочь и заинтересован в том, чтобы разобраться в проблемах семьи, результат не заставляет себя ждать.

4). Подготовка к работе с родителями.

Если педагог тщательно готовится к каждому, даже самому небольшому мероприятию по работе с родителями, уделяет внимание не количеству, а качеству мероприятий, нужные результаты и взаимопонимание обязательно приносят свои плоды.

5). Динамичность.

Современный детский сад – это развивающееся, а не функционирующее учреждение. Важно, чтобы педагогический коллектив мобильно реагировал на изменения социального состава родителей, на их запросы в области воспитания, и в зависимости от потребностей изменял направления и формы работы ДОО с семьей.

На сегодняшний день участниками направления «Семья» муниципального проекта «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования» накоплен колоссальный опыт по таким направлениям просвещения родителей, как:

– Просвещение и поддержка родителей по вопросам формирования, укрепления и сохранения здоровья детей раннего и дошкольного возраста.

– Просвещение и поддержка родителей в вопросах воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

– Просвещение и поддержка родителей в вопросах обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста.

– Личностно-развивающая образовательная среда в ДОО: возможности становления позиции осознанного и ответственного родительства.

– Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

– Поддержка родительских инициатив как условие развития ответственного родительства.

Итак, в основе взаимодействия современного детского сада с семьями воспитанников лежит сотрудничество. Инициаторами сотрудничества выступают педагоги детского сада, поскольку они профессионально подготовлены к образовательному процессу, а, следовательно, понимают, что его успешность зависит от слаженности и преемственности в воспитании детей. Педагог осознает, что такое сотрудничество необходимо для ребенка и должен убедить в этом родителей. Воспитатель, ставя перед собой задачу реализации сотрудничества с родителями, определяет, в каких именно ролях он хочет их видеть и чего именно ожидает от их участия в педагогическом процессе. От того, какую роль примерят родители в группе своего ребёнка и детского сада в целом (помощник, контролер или единомышленник), будет зависеть стратегия совместной деятельности. Современные родители также ждут от воспитателя активной разноплановой работы: не только присматривать за ребёнком, а способствовать его всестороннему развитию. И участие в муниципальном проекте «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования» помогает ДОО эффективно работать в этом направлении.

 

Литература

 

1. Антонова Н. Л. Особенности взаимодействия родителей и педагогов в дошкольном образовании / Н. Л. Антонова // Образование и наука. — 2018. — Т. 20. № 2. — С. 147–161.

2.  Постановление Правительства РФ от 01.07.2022 N 1195 «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности».

3.  Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 21 ноября 2024 г. N 03-1663 «О подготовке к внедрению программы просветительской деятельности для родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций».

4.  Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 21 ноября 2024 г. N 03-1664 «О внедрении программы просветительской деятельности для родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций».

5.  Рылькова, Т. А. Современные формы работы с родителями ДОУ в условиях ФГОС / Т.  А. Рылькова // Инновационная наука. — 2019. — № 3. — С. 156–158.

6. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».

Количество просмотров: 23  

Добавить комментарий

Target Image
1. Методическое объединение как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя труда (технологии) в формировании функциональной грамотности школьника
2. Роль игры в адаптации и социализации детей с миграционной историей
3. Использование современных цифровых технологий как драйвер в подготовке современного специалиста
4. Риски использования технологий искусственного интеллекта в высшем образовании
5. Литературная стилизация как творческий метод проектно-исследовательской деятельности школьников
6. Метод проектов как способ повышения мотивации к изучению предметов естественно-научной направленности
7. Программа просвещения родителей в дошкольной образовательной организации: стратегия реализации
8. Формирование у школьников навыков безопасного поведения средствами активных методов обучения в условиях террористической угрозы
9. Формирование у дошкольников целостных речевых навыков через освоение основ безопасного и ответственного поведения
10. Уроки хореографии во внеурочной деятельности в начальных классах общеразвивающей школы (из опыта работы педагога дополнительного образования в гимназии)
11. «Молчаливые» книги как инструмент развития креативного мышления на уроках литературы в школе
12. Актуальные вопросы развития математического образования в дошкольном образовании
13. Интеграция инженерной деятельности в процесс математического развития дошкольников: перспективные направления и инновационные подходы
1. Интеграция инженерной деятельности в процесс математического развития дошкольников: перспективные направления и инновационные подходы № 35 (3), сентябрь 2025
2. Актуальные вопросы развития математического образования в дошкольном образовании № 35 (3), сентябрь 2025
3. «Молчаливые» книги как инструмент развития креативного мышления на уроках литературы в школе № 35 (3), сентябрь 2025
4. Уроки хореографии во внеурочной деятельности в начальных классах общеразвивающей школы (из опыта работы педагога дополнительного образования в гимназии) № 35 (3), сентябрь 2025
5. Формирование у дошкольников целостных речевых навыков через освоение основ безопасного и ответственного поведения № 35 (3), сентябрь 2025
6. Формирование у школьников навыков безопасного поведения средствами активных методов обучения в условиях террористической угрозы № 35 (3), сентябрь 2025
7. Программа просвещения родителей в дошкольной образовательной организации: стратегия реализации № 35 (3), сентябрь 2025
8. Метод проектов как способ повышения мотивации к изучению предметов естественно-научной направленности № 35 (3), сентябрь 2025
9. Литературная стилизация как творческий метод проектно-исследовательской деятельности школьников № 35 (3), сентябрь 2025
10. Риски использования технологий искусственного интеллекта в высшем образовании № 35 (3), сентябрь 2025
11. Использование современных цифровых технологий как драйвер в подготовке современного специалиста № 35 (3), сентябрь 2025
12. Роль игры в адаптации и социализации детей с миграционной историей № 35 (3), сентябрь 2025
13. Методическое объединение как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя труда (технологии) в формировании функциональной грамотности школьника № 35 (3), сентябрь 2025
14. Факторы, влияющие на содержание учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития № 34 (2), июнь 2025
15. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков № 34 (2), июнь 2025
16. Речевое портретирование в проектно-исследовательской деятельности школьников (на примере занятия Летней гуманитарной школы в лицее № 130 им. академика М. А. Лаврентьева) № 34 (2), июнь 2025
17. Концепция «4К» для развития ключевых компетенций XXI века с использованием искусственного интеллекта № 34 (2), июнь 2025
18. Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с кохлеарными имплантатами № 34 (2), июнь 2025
19. Значимость комплексного использования средств физической культуры в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности № 34 (2), июнь 2025
20. Методы и формы работы педагога-психолога в ДОУ с детьми с расстройством акустического спектра № 34 (2), июнь 2025

Страницы