Роль краеведения в духовно-нравственном развитии личности на примере сайта «Библиотека сибирского краеведения»

 

Кузменкина Людмила Анатольевна,

методист, МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация

Ludmila A. Kuzmenkina,

methodologist, MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation

 

Роль краеведения в духовно-нравственном развитии личности на примере сайта «Библиотека сибирского краеведения»

The role of local history in the spiritual and moral development of a person on the example of the website «Library of Siberian Local Lore»

Статья посвящена деятельности сетевого издания «Библиотека сибирского краеведения» и его роли в духовно-нравственном развитии личности. Приводится краткая история сайта, описаны его структура, приоритеты и задачи, а также анализ деятельности, направленной на воспитание патриотизма, глубокого знания истории родного края.

Ключевые слова: краеведение, «Библиотека сибирского краеведения», духовная культура, патриотизм, гражданственность, малая родина.

The article is devoted to the activities of the online publication «Library of Siberian Local Lore» and its role in the spiritual and moral development of the individual. A brief history of the site is given, its structure, priorities and tasks are described, as well as an analysis of activities aimed at fostering patriotism and deep knowledge of the history of the native land.

Keywords: local history, «Library of Siberian Local Lore», spiritual culture, patriotism, citizenship, small homeland.

 

Перед современной школой стоит задача воспитания культурных, образованных людей, любящих свою Родину, уважающих традиции и боевое прошлое своего народа, гуманно относящихся к окружающим людям, природе, своей земле. В решении этой задачи значимую роль играет краеведение, имеющее огромное общественно-политическое и культурно-просветительское значение. «Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» [3].

Изучение краеведения в образовательных учреждениях является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданской позиции. Краеведение играет существенную роль в нравственном, патриотическом, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Актуальность данной темы подтверждается введением краеведческого материала в образовательные программы по истории России и подчеркивается на всех уровнях власти. По словам Главы государства Владимира Владимировича Путина, «краеведение сейчас очень востребовано, и в каждом регионе страны должен появиться свой «культурный пакет» для широкой включенности граждан в краеведческую деятельность» [6].

Значимость традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры, патриотизма и исторической памяти, реализованных в том числе в краеведческих проектах, определяется во многих нормативно-правовых документах [8, 9, 10, 11, 12]. На необходимость организации систематического и педагогически продуманного освоения юными новосибирцами культурного наследия и интеграции в социальное пространство малой родины указывает Программа развития воспитания Новосибирской области на 2019-2025 годы «Воспитание гражданина России – патриота Новосибирской области» [4].

Участие школьников в краеведческой деятельности повышает уровень их самосознания, развивает художественный вкус, эстетическую оценку, воспитывает уважение к культуре и истории своего народа, чувство благодарности к старшему поколению, создает возможности для самореализации учащихся в процессе этой общественно полезной работы. Краеведение, по мнению академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, – прекрасная школа воспитания гражданственности. Краеведение должно воспитывать не только любовь к Родине, но и гражданскую ответственность за ее судьбу, стимулировать к гражданскому участию в решении проблем местного сообщества [3].

Для реализации приоритетных задач духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся, создания педагогических условий формирования краеведческих знаний школьников в 2012 году по инициативе Городского центра информатизации «Эгида» был создан сайт «Библиотека сибирского краеведения» (БСК) [5]. Проект успешно реализуется в течение 12 лет. «Библиотека сибирского краеведения» (www.bsk.nios.ru) – это сайт по истории, экономике, культурной жизни, политической и социальной истории города Новосибирска, Новосибирской области и Сибири.

Презентация сайта БСК состоялась в мае 2013 года, а регистрация сетевого издания как средства массовой информации – в январе 2014 года. В настоящее время учредителем ресурса является муниципальное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Новосибирский Институт Современного Образования», выполняющее функции организационно-методической поддержки и экспертизы качества муниципального образования. Сетевое издание «Библиотека сибирского краеведения» (www.bsk.nios.ru) зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Деятельность БСК ориентирована на спектр задач, среди которых, во-первых, использование в краеведческом образовании школьников информационно-коммуникационных технологий; во-вторых, создание информационного ресурса по истории Сибири с целью популяризации исторических знаний среди молодежи, и в-третьих, использование возможностей и потенциала краеведения для гражданско-нравственного и патриотического воспитания.

На страницах портала представлен богатый краеведческий материал: «Историческая энциклопедия Сибири», «Литературная энциклопедия Сибири», статьи, копии архивных документов, справочная литература, статистические данные, календари, карты Новосибирска, Новосибирской области и Сибири, уникальные фото- и видеоматериалы, газеты, которые издавались в Сибири до революции и в первые годы советской власти, и т. д.

Создатели сайта организовали площадку для взаимодействия всех, кто интересуется историей родного края: краеведов, ученых, сотрудников библиотек, музеев, но прежде всего, для школьников и педагогов. Главная задача проекта – создание условий, при которых ребята и их наставники могли бы легко и доступно получать информацию, которая нужна им при подготовке уроков, классных часов, краеведческих проектов, написании статей, в олимпиадной деятельности. Важно также, чтобы школьники не только получали информацию, но и под руководством педагогов участвовали в поисковой, научно-исследовательской работе. Это позволяет узнавать историю не только из книг, но и на конкретных примерах, на жизненном опыте старших поколений, через судьбы своих земляков. Краеведческий материал дает возможность выступить в роли первооткрывателя, новатора, тем самым воспитывая творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в поиске информации. Возможностей для исследовательской работы на сайте множество: дореволюционные газеты, копии архивных документов, статистические данные, энциклопедии и т. д.

Партнерами сетевого издания выступают Институт истории СО РАН, Институт археологии и этнографии СО РАН, Музей Новосибирска, Новосибирская государственная областная научная библиотека, Государственный архив Новосибирской области, Новосибирский городской архив, издательский дом «Историческое наследие Сибири», журнал «Сибирские огни». В создании и развитии проекта участвуют ученые-историки, преподаватели высших учебных заведений Новосибирска, писатели, журналисты, краеведы. С сайтом сотрудничают более 500 авторов. Среди авторов сайта – 27 докторов и 25 кандидатов исторических наук.

За период своего существования сайт претерпел значительную эволюцию и существенно расширил свою конфигурацию – появлялись новые разделы, проекты, конкурсы. Материалы, публикуемые на главной странице, располагаются в четырех рубриках:

1. «Событие» – материалы, посвященные значимым датам из истории России, Дням воинской славы, праздникам, знаменательным событиям, которые отмечаются в настоящее время в Новосибирске, Новосибирской области и Сибири.

2. «Личность в истории» – рассказ о людях, которые внесли значительный вклад в развитие Сибири, своим трудом или ратным подвигом прославили область, город, село. На сайте «Библиотека сибирского краеведения» можно узнать биографии Героев Советского Союза, известных политиков, ученых, врачей, артистов, педагогов.

3. «Круглый стол» – обсуждение важных проблем, спорных краеведческих вопросов, новых проектов, недавно изданных книг по истории и краеведению. Каждый вправе высказать свою точку зрения по поводу опубликованной статьи.

4. Познакомиться с достопримечательностями родного края, изучить местные памятники культуры и старины, которые охраняются государством, можно в разделе «Памятные места». Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Если человек не любит старые дома, старые улицы, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране» [3]. Поэтому задача образования – научить молодежь не быть равнодушным к прошлому, а ответственно относиться к сохранению культурного наследия.

Сайт имеет три основных раздела: «История Новосибирска», «История Новосибирской области» и «Сибирское краеведение». В каждом разделе выделены общие категории: обобщающие труды, политика, социум, экономика, культура, Великая Отечественная война, биографии, важные документы, словари, справочники, статистика. Для педагогов создана специальная категория – «Методические материалы», а для обучающихся – «Работы школьников», где публикуются лучшие статьи и проекты, победители краеведческих конкурсов. В каждом из этих блоков есть еще сквозные разделы: фотогалерея, видеоисточники, картография. Кроме основных разделов, есть дополнительные: «Музей», «Археология», «Сибирская география», «Этнография», «Историческая энциклопедия Сибири», «Сибирская пресса», «Литература и писатели Сибири», «По страницам журнала «Сибирские огни». На сегодняшний день на сайте размещено более 6 тысяч новостей, 4 тысячи статей, 100 книг, 60 фильмов, 25 видеолекций.

Сайт «Библиотека сибирского краеведения» предлагает не только получать информацию, но и делиться своими научными исследованиями, открытиями, методическими разработками. Данный ресурс можно применять как в учебной деятельности, так и во внеклассной работе. Согласно проведенному анкетированию, в настоящее время в 60 % образовательных организаций Новосибирска есть краеведческие объединения (секция, музей, кружок, клуб). В них занимаются школьники, проявляющие глубокий интерес к истории края. Они стремятся к самостоятельному приобретению знаний на основе подробного изучения документальных материалов, архивных документов, монографий, материалов топонимики, этнографии, археологии, научной и художественной литературы. На сайте «Библиотека сибирского краеведения» можно найти всю интересующую их информацию. Материалы сайта будут важны и при массовой форме краеведческой работы: подготовке олимпиад, викторин, конференций, создании школьных краеведческих музеев, встреч с участниками исторических событий.

В рамках краеведческого сайта «Библиотека сибирского краеведения» осуществляется методическая, просветительская, образовательная, конкурсная и информационно-издательская деятельность.

Регулярно в рамках деятельности сайта БСК проводятся школьные конкурсы эссе: «Открытое письмо мэру «Кому бы я поставил(а) памятник в Новосибирске» (2012), «Улица, на которой я живу» (2013), «Реликвия Победы» (2015), «Космос и Мы» (2021); викторины: «Новониколаевск и новониколаевцы в Первой мировой войне» (2014), «История новосибирского кино» (2016), «Это наша с тобою история» (2017).

Особый интерес у педагогов и школьников вызвал городской конкурс школьных аудиогидов «Дом, в котором я живу», который проводился в течение шести лет (2018–2024). Цель проведения конкурса – углубление и расширение знаний учащихся об истории, географии, культуре и природе родного края, а также развитие умения кратко и интересно рассказывать, презентовать свой регион. Создание аудиогидов – очень интересная форма работы. Ребята учились работать в команде, примеряя на себя различные роли, помогая друг другу. Участники конкурса не только рассказывали отдельно о каждой достопримечательности, но и объединяли их одной темой экскурсии. В результате получался своеобразный спектакль, где использовались различные звуки (скрип двери, цокот копыт), музыка, фото, видео, режиссерские задумки, воспоминания старожилов, мифы и легенды. Создатели аудиогидов играли разные роли: актеров, режиссеров, журналистов, экскурсоводов, редакторов, фотографов, кинооператоров. С помощью аудиогидов школьники изучали историю своей малой родины – своего города, микрорайона, улицы, где живут. Дети, погружаясь в историю Новосибирска, начинали любить свой город и гордиться им.

В рамках проекта БСК – с октября 2013 года по май 2018 года – работал исторический лекторий «Новосибирск неизвестный», в рамках которого ежемесячно известные историки, архитекторы, сотрудники музеев, архивов, библиотек, писатели, кинорежиссеры Новосибирска читали лекции, посвящённые истории, археологии, архитектуре, общественно-политической жизни города, судьбам выдающихся новосибирцев. Лекции были предназначены для широкой аудитории: школьникам, студентам, педагогам, родителям с детьми – всем, кто интересуется историей города. Всего за время существования лектория было прочитано более 30 лекций. Их видеозаписи опубликованы на сайте БСК в разделе «Лекторий “Новосибирск неизвестный”».

Еще одна важная форма работы – участие и подготовка научных краеведческих конференций школьников. С 2014 года сайт «Библиотека сибирского краеведения» участвует в проведении и освещении Открытых Тихомировских чтений и Открытых краеведческих чтений памяти И. Ф. Цыплакова. Участники чтений готовят исследовательские краеведческие проекты, используя материалы сайта БСК и документы Государственного архива Новосибирской области и Новосибирского городского архива. Лучшие работы школьников публикуются на сайте «Библиотека сибирского краеведения», что повышает значимость их исследований.

С 2022 года сайт «Библиотека сибирского краеведения» является партнёром Новосибирской государственной областной научной библиотеки в организации просветительской акции «Краеведческий эрудит». Большая часть участников – школьники. В рамках акции в 2024 году в Новосибирске краеведческий тест написали в 41 образовательной организации города: в 37 школах, двух детских садах и двух центрах дополнительного образования. В мероприятии приняло участие более двух тысяч педагогов и школьников. Ценность этой культурно-просветительской акции заключается в возможности охватить наибольшее количество участников; оценить свои знания в области краеведения; в мотивации жителей г. Новосибирска и Новосибирской области к изучению истории и культуры малой родины; в формировании ценностного отношения к наследию города и области; в активизации просветительской деятельности в области краеведения среди жителей города и области. В Новосибирске самое активное участие в «Краеведческом эрудите» принял Технический лицей при СГУГиТ. Здесь краеведческий тест написали 269 человек. Это самый высокий результат не только по Новосибирской области, но и среди других регионов – участников просветительской акции «Краеведческий эрудит» (Омская, Кемеровская области и Алтайский край). В МАОУ «Лицей № 200» – 231 участник, в МБОУ СОШ № 129 – 188 участников, в МБОУ СОШ № 96 с углубленным изучением английского языка – 151 участник, МБОУ СОШ № 187 имени кавалера ордена мужества Александра Бурмистрова – 133 участника, в МАОУ СОШ № 216 – 126 участников. Среди образовательных учреждений Новосибирска наивысший средний балл по площадке показал МАДОУ д/с № 346 – 28,69 балла. У средней школы № 65 больше всего участников, набравших максимальное количество баллов (30 баллов) – 26 человек и 12 человек, которые набрали 27-29 баллов. Для подготовки к Краеведческому эрудиту школьники активно пользовались сайтом «Библиотека сибирского краеведения».

Нельзя не отметить учебно-методическое пособие для первоклассников «Азбука Новосибирска» как ресурс гражданско-патриотического воспитания младших школьников, в создании которого принимали участие и сотрудники сайта БСК. Познакомиться с электронной версией пособия можно также на странице сетевого издания «Библиотека сибирского краеведения» [1]. На страницах «Азбуки Новосибирска» обучающиеся начальной школы смогут познакомиться с краеведческим материалом по истории и культурной жизни Новосибирска, информацией о достопримечательностях и выдающихся жителях города, которые своим трудом или ратным подвигом прославили Новосибирск.

Задачи учебного пособия:

– заложить основы знаний о родном городе, пробудить интерес к прошлому и настоящему, приобщить детей к отечественной истории и культуре;

– формировать у обучающихся патриотические чувства, нравственную и духовную культуру, представления о малой родине, уважение к истории России;

– развивать коммуникативные умения, познавательные и творческие способности младших школьников;

– укреплять семейные ценности, связь поколений;

– популяризировать объекты культурного наследия, повышать краеведческую грамотность жителей Новосибирска;

– укреплять сотрудничество с образовательными организациями, учреждениями культуры, общественными организациями по вопросам гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

«Региональная история должна помочь ученику осознать, что она есть часть истории страны. А история города – часть истории региона, – отметила кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, обществознания, экономики Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Фаина Силантьевна Кузнецова. – Дети должны знать, что Новосибирск возник не случайно и не на пустом месте. Нам важны не отдельные факты, а связи. В начальной школе ребёнок должен знать: "Я житель такого села, я живу на такой улице, в таком городе, в такой области. Я – гражданин России”. Понятия ”Родина”, ”Отчизна” в детском возрасте ассоциируются с тем местом, где находится родной дом, школа, то есть с конкретным городом, поселком. Идентификация себя с определенной территорией – это первое начальное звено. От того, насколько они хорошо знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства школьников» [2].

В настоящее время значение краеведения актуализируется в связи с принятием 8 мая 2024 года Президентом РФ Указа об основах государственной политики в области исторического просвещения [10]. Практическая значимость портала «БСК» в ближайшее время может резко возрасти в связи с введением обязательного краеведческого модуля в учебные курсы по истории России в школах. Именно поэтому постоянно расширяющаяся и доступная цифровая платформа в области сибирского исторического краеведения нужна, в первую очередь, в организации учебного, школьного краеведения.

Таким образом, краеведение способно выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры учащихся, потому что оно опирается на комплексное изучение родного края.

 

Литература

 

  1. В подарок школьникам – «Азбука Новосибирска». – Электронный ресурс. – URL: https://bsk.nios.ru/content/v-podarok-shkolnikam-azbuka-novosibirska (дата обращения: 24.12.2024).
  2. Кузменкина Л. А. Родная история [Интервью с Кузнецовой Ф. С.]. – Электронный ресурс. – URL: https://vn.ru/news-102301/ (дата обращения: 24.12.2024).
  3. Лихачёв Д. С. Русская культура. – М.: Искусство, 2000.
  4. Программа развития воспитания Новосибирской области на 2019-2025 годы «Воспитание гражданина России – патриота Новосибирской области» от 29.05.2015 № 996-р. – Электронный ресурс. – https://minobr.nso.ru/page/10178 (дата обращения 17.12. 2024).
  5. Сайт «Библиотека сибирского краеведения» – Электронный ресурс. – URL: https://bsk.nios.ru/ (дата обращения: 24.12. 2024).
  6. Совместное заседание Государственного совета и Совета при Президенте по культуре и искусству, посвящённое вопросам реализации государственной культурной политики. [Речь Путина В.В.] – Электронный ресурс. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/statements%20/ (дата обращения: 16.12.2024).
  7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996. – Электронный ресурс. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/ (дата обращения: 16.12.2024).
  8. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Электронный ресурс. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502  (дата обращения: 16.12.2024).
  9. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». – Электронный ресурс. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/470436 (дата обращения: 16.12.2024).
  10. Указ Президента Российской Федерации от 08.05.2024 г. № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения». – Электронный ресурс. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50534 (дата обращения: 16.12.2024).
  11. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации». – Электронный ресурс. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/  (дата обращения: 16.12.2024).
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286. – Электронный ресурс. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/  (дата обращения: 16.12.2024).
Количество просмотров: 16  

Добавить комментарий

Target Image
1. Развивающая предметно-пространственная среда: ключ к пробуждению интереса к культурному наследию в дошкольном возрасте
2. Роль театра теней в процессе развития воображения как одного из компонентов творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
3. Социокультурная адаптация и интеграция воспитанников ДОО из семей мигрантов
4. Развитие просодической стороны речи у дошкольников с ЗПР посредством музыкотерапии
5. Практическое применение таксономии Блума в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
6. Театральный костюм как средство формирования интереса к национальной культуре
7. Значимость тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста
8. Система воспитания танцевальной культуры у детей младшего школьного возраста в образцовом детском танцевальном коллективе Новосибирской области «Смайл»
9. Формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
10. Технология коллективных творческих дел как фактор, влияющий на уровень социализации личности обучающихся с ОВЗ
11. Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания
12. Применение средств логоритмики в логопедической работе с неговорящими детьми
13. Формирование финансовой грамотности у детей с расстройством аутистического спектра в начальных классах
14. Межпредметная коллаборация как инновационный инструмент развития функциональной грамотности школьников
15. Применение кинезиологичесикх упражнений по развитию пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития
16. Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира
17. Особенности проведения урока «Учимся использовать фразеологизмы» в контексте формирования читательской грамотности
18. Создание комикса как способ работы с текстом на уроке литературы
19. Здоровьесберегающие технологии в решении коррекционно-развивающих задач в условиях дошкольной образовательной организации
20. Гражданское и патриотическое воспитании детей и молодежи в условиях дополнительного образования

Страницы

1. Роль краеведения в духовно-нравственном развитии личности на примере сайта «Библиотека сибирского краеведения» № 32 (4), декабрь 2024
2. Школьные средства массовой информации как ресурс формирования медиакомпетентности школьников № 32 (4), декабрь 2024
3. Эффективные системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников № 32 (4), декабрь 2024
4. Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения № 32 (4), декабрь 2024
5. Включение проектной деятельности в коррекционно-развивающую работу как фактор развития социальной компетентности детей с общим недоразвитием речи № 32 (4), декабрь 2024
6. Гражданское и патриотическое воспитании детей и молодежи в условиях дополнительного образования № 32 (4), декабрь 2024
7. Здоровьесберегающие технологии в решении коррекционно-развивающих задач в условиях дошкольной образовательной организации № 32 (4), декабрь 2024
8. Создание комикса как способ работы с текстом на уроке литературы № 32 (4), декабрь 2024
9. Особенности проведения урока «Учимся использовать фразеологизмы» в контексте формирования читательской грамотности № 32 (4), декабрь 2024
10. Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира № 32 (4), декабрь 2024
11. Применение кинезиологичесикх упражнений по развитию пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития № 32 (4), декабрь 2024
12. Межпредметная коллаборация как инновационный инструмент развития функциональной грамотности школьников № 32 (4), декабрь 2024
13. Формирование финансовой грамотности у детей с расстройством аутистического спектра в начальных классах № 32 (4), декабрь 2024
14. Применение средств логоритмики в логопедической работе с неговорящими детьми № 32 (4), декабрь 2024
15. Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания № 32 (4), декабрь 2024
16. Технология коллективных творческих дел как фактор, влияющий на уровень социализации личности обучающихся с ОВЗ № 32 (4), декабрь 2024
17. Формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности № 32 (4), декабрь 2024
18. Система воспитания танцевальной культуры у детей младшего школьного возраста в образцовом детском танцевальном коллективе Новосибирской области «Смайл» № 32 (4), декабрь 2024
19. Значимость тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста № 32 (4), декабрь 2024
20. Театральный костюм как средство формирования интереса к национальной культуре № 32 (4), декабрь 2024

Страницы