Веретенников Петр Владимирович,концертмейстер, МБУДО Центр «Юность», Новосибирск, Российская Федерация Pyotr Vl. Veretennikov, concertmaster MBIAE Center «Yunost», Novosibirsk, Russian Federation |
Гражданское и патриотическое воспитании детей и молодежи в условиях дополнительного образования
В статье представлен опыт гражданско-патриотического воспитания в условиях Дома детского творчества им. А. Гайдара – структурного подразделения учреждения дополнительного образования детей МБУДО Центр «Юность». Патриотическое воспитание способствует формированию гордости за историю, культуру и достижения своей страны, учит детей ценить родной язык, традиции и обычаи, быть ответственными гражданами, готовыми защищать свою Родину.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, дополнительное образование, культура.
The article presents the experience of civil and patriotic education in the conditions Children's Creativity Centre of the A. Gaidar, a structural unit of the institution of additional education for children MBIAE Center «Yunost». Patriotic education contributes to the formation of pride in the history, culture and achievements of their country, teaches children to appreciate their native language, traditions and customs, to be responsible citizens ready to defend their Homeland.
Keywords: patriotic education, additional education, culture.
Патриотическое воспитание в современной России имеет стратегический приоритет и многогранные подходы. В условиях геополитической напряженности и стремительно меняющегося мира патриотическое воспитание приобретает особую значимость, становясь не просто элементом внутренней политики, а стратегическим приоритетом, обеспечивающим национальную безопасность и социальную стабильность.
Согласно данным ВЦИОМ 2022 года, 77 % молодых россиян (14-35 лет) идентифицируют себя как патриоты. Однако эта позитивная статистика не снимает ответственности государства и общества за дальнейшее развитие и укрепление патриотических настроений, особенно среди молодежи, которая несет ответственность за будущее развитие страны.
Высокий показатель не означает отсутствия проблем, необходимо глубокое понимание сущности патриотизма, его многоаспектности и сложности формирования в условиях информационной войны и глобализации.
Закон РФ «Об образовании» закладывает фундаментальную основу для патриотического воспитания, определяя гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развитие личности и единство культурного и образовательного процессов. Эти принципы должны стать обязательной частью воспитательной работы, исключая навязывание идеологии и формируя критическое мышление у молодого поколения.
Патриотизм – это глубокое понимание исторического пути страны, осознание своей причастности к общенациональным процессам и готовность вносить свой вклад в процветание России.
Реализация задач патриотического воспитания осуществляется через ряд федеральных проектов, включаемых в национальный проект «Образование». Среди них «Социальная активность», «Молодежь России», «Социальные лифты для каждого». Однако ключевым стратегическим документом является федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Этот проект, запущенный с 1 января 2021 года, нацелен на гармоничное развитие личности, формирование гражданской ответственности и активной жизненной позиции.
С 2022 года государство усилило меры по воспитанию патриотизма среди детей и подростков. Президентом РФ Владимиром Путиным в 2022 году были утверждены «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В них поставлены задачи по сохранению и укреплению традиционных ценностей – нравственных ориентиров, формирующих мировоззрение граждан России.
Эффективность патриотического воспитания зависит от множества факторов, включая качество образовательных программ, профессионализм педагогов, уровень взаимодействия с семьей и обществом. Ключевым моментом является формирование не пассивного патриотизма, основанного на ностальгии по прошлому, а активного гражданского сознания, готовности включаться в решение актуальных проблем страны, стремления к самосовершенствованию и вкладу в общее дело. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать методы и подходы к патриотическому воспитанию.
Патриотическое воспитание – это та область в педагогике, которая всегда присутствует на занятиях с детьми. Часто перед педагогами встает вопрос, как привить современному ребёнку чувство патриотизма. Проблему патриотического воспитания детей нельзя замалчивать или отмахиваться от неё. Концертмейстер, как и любой преподаватель должен понимать, что именно от него, от того, как он выстроит обучение ребёнка, от репертуара, который обучающийся слышит на занятиях, во многом зависит становление ребёнка как личности.
На наш взгляд, в дополнительном образовании обучение обязательно должно быть ориентировано на повышение общественного статуса патриотического воспитания на основе отечественных традиций.
Дети от природы очень любознательны и при правильно поставленной работе можно добиться впечатляющих результатов. Чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, а также за свою малую родину – основная идея патриотического воспитания обучающихся.
Представим опыт работы в обозначенном направлении Дома детского творчества им. А. Гайдара, являющегося структурным подразделением Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Новосибирска «Детский (подростковый) центр «Юность» города Новосибирска.
В рамках своей работы ДДТ им. Гайдара реализует широкий спектр образовательных и культурно-просветительских программ, направленных на комплексное развитие детей и подростков. На протяжении всего года в учреждении активно осуществляется творческая деятельность.
Дом детского творчества сегодня – это образовательно-творческое пространство «безграничных возможностей», где дети, безусловно, осознают причастность к жизни своей малой родины, своей страны, чувствуют величие своего народа, совершенствуют собственное творчество через удивительный мир искусства, становясь носителями уникального культурного кода.
В современной системе патриотического воспитания выделены 10 граней патриотизма, которые позволяют формировать и проявлять патриотическую культуру: история, культура, медиа, педагогика, спорт, наука, семья, служение Отечеству, экология, добровольчество.
Культура является самым обширным средством распространения патриотических идей. Изучение и погружение в культурное наследие – это один из наиболее действенных способов развития чувства привязанности к своей стране. Культурные достижения, как уже признанные на мировом уровне произведения и личности, так и современные, вдохновляют и вызывают гордость за свою нацию. Они помогают осознать, что без культурного богатства нашей Родины мир стал бы духовно менее насыщенным. Именно поэтому на занятиях мы стараемся передать детям музыкальные традиции своей страны, знакомя их с произведениями отечественных композиторов. Сюда включаем как классическую музыку, так и современные произведения. Знание и исполнение музыки, отражающей культуру и историю страны, способствует формированию у детей чувства гордости за свою Родину.
Музыка позволяет транслировать важные нравственные и этические принципы, такие как патриотизм, доброта, честность и взаимопомощь. Мы разъясняем детям, каким ценностям соответствует та или иная музыка, и как эти ценности находят отражение в их повседневной жизни. Особое внимание уделяется значимости данных принципов и демонстрации того, как они могут воплощаться в реальной жизни посредством музыкального искусства и совместной деятельности.
Мы работаем с детьми различного возраста, организуя деятельность творческих объединений художественной направленности и разнообразные мероприятия: праздники, беседы, прогулки, походы, встречи с интересными людьми, акции, проекты и др. Но приоритетной является работа по гражданско-патриотическому воспитанию детей и подростков.
Ежегодное празднование Дня Победы 9 мая на территории перед Домом детского творчества имени А. Гайдара (МБУДО Центр «Юность») превращает ее в яркое, эмоциональное пространство, объединяющее жителей микрорайона всех возрастов и профессий (рисунки 1, 2, 3). Это не просто концертная площадка – это место встречи поколений, место, где история оживает и переплетается с современностью. Творческие коллективы и педагоги ДДТ им. А. Гайдара, с огромной ответственностью и любовью подходя к своему делу, дарят публике незабываемые выступления, дополненные интерактивными мастер-классами по декоративно-прикладному искусству. Дети участвуют в создании праздничной атмосферы, изготавливая открытки, цветы и другие декоративные элементы, которые украшают площадку.
Рисунок 1. Рисунок 2.
Рисунок 3.
В этом году почетным гостем праздничной программы стал приглашенный участник СВО, командир артиллерийского дивизиона отдельной мотострелковой бригады. Его выступление стало эмоциональным центром праздника. Военнослужащий с искренностью и открытостью говорил о непрерывной нити, связывающей мужество и самоотверженность сибиряков в годы Великой Отечественной войны и их современников, участвующих в СВО. Он подчеркнул, что любовь и поддержка земляков – это мощный источник силы, вдохновляющий его и его сослуживцев. Его слова о нерушимой связи поколений, о преемственности традиций патриотизма прозвучали особенно трогательно на фоне яркого баннера с фотографиями участников Великой Отечественной войны – наших земляков-героев. Этот визуальный компонент мероприятия придавал ему дополнительную торжественность и выполнял функцию значимого символа, подчеркивающего цену достигнутой победы и необходимость сохранения исторической памяти.
Кроме концертов, конкурсов и мероприятий, наши ребята принимают активное участие в разработке и реализации социально значимых проектов, ориентированных на помощь и поддержку участников СВО и их семей.
Так, в нашем Доме детского творчества прошла еще одна встреча воспитанников ДДТ, их родителей и жителей микрорайона «Юбилейный» с участником специальной военной операции.
Школьники проявили живой интерес к тому, какое значение имеют детские письма для бойцов. Узнав, что такие послания и рисунки вызывают у солдат особое внимание и хранятся с большой заботой в каждом блиндаже и окопе, многие сразу начали их создавать (рисунок 4).
Рисунок 4.
Дети, с вниманием слушая рассказы ветеранов и участников специальной военной операции, получают «живые» уроки истории. В этот день все участники испытали чувство единства, осознание связи с великими событиями прошлого и ответственности за будущее. Атмосфера взаимопомощи, уважения и любви к Родине создавала уникальную эмоциональную среду, которая оставила неизгладимый след в душах каждого участника. Такие мероприятия являются неотъемлемой частью патриотического воспитания подрастающего поколения.
Летом 2024 года в нашем ДДТ прошла концертно-игровая программа «России славный триколор», посвященная Дню Государственного флага Российской Федерации. Эта программа включала в себя не только яркие музыкальные номера, но и интересные конкурсы, викторины и игры, направленные на воспитание патриотических чувств у детей и подростков. При подготовке номеров воспитанники разучивали песни, изготавливали декорации и костюмы, реализуя свой творческий потенциал.
Таким образом, участие в разнообразных проектах помогает детям раскрыть свои способности, определить жизненные цели и внести вклад в общественное развитие. Воспитание всегда основывается на уважении к своей Родине, её национальным традициям, историческому прошлому и культурной самобытности. Невозможно вырастить истинного патриота и достойного гражданина без глубокого понимания своих истоков и уважения к ним.
Литература
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». – Электронный ресурс. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405070015?index=1 (дата обращения: 04.12.2024).
- Бигнова М. Р., Данилова О. А., Морусова Л. В. Ключевые аспекты патриотического воспитания: от образов к методам // Наука, образование и культура. – 2023. – №3 (66). – Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-aspekty-patrioticheskogo-vospitaniya-ot-obrazov-k-metodam (дата обращения: 04.12.2024).
- Голованов В. П. Гражданско-нравственные и патриотические аспекты дополнительного образования детей в современной России // Воспитание школьников. – 2019. – № 3. – С. 9–15.
- Звягинцева С. В., Медведева Н. Г. Патриотическое воспитание в системе дополнительного образования // Начальная школа. – 2020. – № 6. – С. 26–30.
- Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Методические рекомендации. – М.: ФГБУ Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, 2022. – 93 с.
- Стратегии реализации воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р. – Электронный ресурс. – URL: http://government.ru/docs/18312/ (дата обращения: 04.12.2024).
- Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ». – Электронный ресурс. – URL: https://domtvorzestva.68edu.ru/wp-content/uploads/2023/08/Федеральный-проект-Патриотическое-воспитание.pdf (дата обращения: 04.12.2024).
Терминология:
Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины.
Духовно-нравственные ориентиры — это ценности и убеждения, жизненные цели и принципы, установки личности, через которые она не может преступить. Они регулируют сознательную деятельность человека и помогают ему найти своё место в мире.
Патриотическое воспитание — воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Количество просмотров: 56 |
Добавить комментарий