Значимость физкультурно-спортивной деятельности на этапе высшего образования

 

Сбитнева Оксана Анатольевна,

старший преподаватель кафедры физической культуры, ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени Д. Н. Прянишникова», Пермь, Российская Федерация

Oksana A. Sbitneva,

the senior teacher of chair of physical culture, FSBEI HE «Perm State Agrarian-Technological University named after D. N. Pryanishnikov», Perm, Russian Federation

 

Значимость физкультурно-спортивной деятельности на этапе высшего образования

The importance of physical education and sports activities at the stage of higher education

В статье анализируется важность физической активности, роли физической культуры и спорта в образовательном процессе вуза. Проведено исследование проявления интереса студентов к спортивной деятельности и потребности у них в занятиях физкультурой и спортом. Для исследования использовались методы опроса, анкетирования, педагогического наблюдения.

Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, двигательная активность, физическая культура и спорт, высшее образование, интерес, потребности, мотив.

The article analyzes the importance of physical activity, the role of physical education and sports for university students. A study of students' interest and needs in physical education and sports was conducted. The survey method and pedagogical observation were used for the study.

Keywords: Physical culture and sports activity, physical activity, physical culture and sports, higher education, interest, needs, motive.

 

Физическое воспитание в высших учебных заведениях составляет неотъемлемую часть образовательного процесса. Разделы, предусмотренные программой, направлены на укрепление здоровья студентов, обучение использованию средств физической культуры в быту и на производстве, формирование всесторонней физической готовности будущих специалистов в аграрном секторе. В связи с интенсификацией учебного процесса в высших учебных заведениях возникает необходимость поддержания и повышения двигательного режима студентов на протяжении всего периода обучения в вузе.

Систематические занятия спортом и физической культурой играют ключевую роль в жизни студентов. Регулярная активность и здоровый образ жизни повышают успеваемость, помогают достигать целей в учебе и будущей карьере. Физическая культура и спорт (далее – ФКиС) развивают уверенность в себе, коммуникативные навыки и физическую выносливость, уменьшают стресс и улучшают концентрацию, что особенно важно для успешного обучения. Физкультурно-спортивная деятельность способствует формированию личности, подготавливая студентов к будущей профессии, развивая необходимые навыки и умения, полезные в любой сфере деятельности и позволяющие быстро адаптироваться к новым ситуациям. Физкультурно-спортивная деятельность будет эффективно отражаться на развитии личности студентов только в том случае, если она будет частью целостной системы воспитания студенческой молодежи [2; с. 184]. В высшем образовании доступны различные формы занятий спортом: учебные занятия по программе, секции, оздоровительные группы, массовые мероприятия и самостоятельные тренировки. Все это благотворно влияет на работу всех систем организма, укрепляя здоровье и физическую подготовку.

С целью выявления значимости физкультурно-спортивной деятельности в процессе обучения в вузе нами проведено исследование среди студентов Пермского Государственного Аграрно-Технологического университета имени Д. Н. Прянишникова. Для этого был определен ряд задач:

– изучить и проанализировать методическую литературу по теме;

– выявить факторы, повышающие интерес студентов к физкультурно-спортивной деятельности;

– выяснить отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в целом;

– определить популярные виды спорта у студентов;

 – выявить мотивы к занятиям ФКиС;

– проанализировать причины снижения интереса студентов к занятиям ФКиС;

– выявить отношение студентов к физкультурно-спортивной деятельности в вузе;

– проанализировать влияние физкультурно-спортивной деятельности на уровень заболеваемости.

В исследовании приняли участие 32 человека – студенты факультета ИФПАЛХ Пермского Государственного Аграрно-Технологического университета имени Д. Н. Прянишникова, занимающиеся в рамках учебной программы по ЭДФКиС: ПФКиС. В ходе исследования был использован метод анкетирования, опроса, педагогического наблюдения.

Целью первого этапа исследования было проведение анкетирования для оценки значимости физкультурно-спортивной деятельности для студентов, а именно: выявление наиболее популярных видов спорта, которыми занимаются обучающиеся, частота занятий ФКиС, факторы, побуждающие их вести спортивный образ жизни, а также причины, по которым студенты не занимаются ФКиС в свободное время и не участвуют в спортивной деятельности вуза.

На данном этапе по результатам опроса выяснено, что в свободное от учебных занятий время физической культурой и спортом занимаются 71,9 % студентов, 28,1 % не проявляют интерес к занятиям.

Выявлены самые распространенные, популярные виды спорта среди студентов: гимнастика, акробатика и йога – 40,6 %; силовые виды спорта – 31,2 %; зимние виды спорта – 25,0 %; игровые виды спорта – 21,9 %; экстремальные виды спорта – 18,7 %; единоборства – 15,6 %; плавание – 12,5 %; легкая атлетика и туризм – 9,4 % (рисунок 1).

 

Рисунок 1.  Популярные среди студентов виды спорта

Проведенный опрос показал, что во внеурочное время ежедневно физической культурой и спортом занимаются 12,5 % студентов; 1-2 раза в неделю занимаются 37,5 %; 21,9 % студентов занимаются 3-4 раза в неделю; 28,9 %, не занимаются физической культурой и спортом в свободное от учебных занятий время.

Анализируя ответы респондентов, мы выявили, что у 62,5 % студентов отсутствие свободного времени является основной причиной, по которой они не могут заниматься физической культурой и спортом; отсутствие спортивной инфраструктуры по месту жительства – 46,9 %; нет подходящей компании –  31,2 %, отсутствие интереса к занятиям – 28,1 %; отсутствие самодисциплины – 25,0 %; чувство усталости после занятий – 21,9 %; противопоказания по здоровью – 15,6 % студентов (рисунок 2).

В ходе исследования выявлено, что регулярно посещают занятия физической культурой в вузе 50 % студентов; нет интереса у 28,1 % студентов; пропуски занятий, связанные с противопоказаниями по здоровью у 15,6 % студентов, 6,3 % студентов редко посещают занятия физической культурой в вузе. 46,9 % студентов постоянно принимают участие в спортивной деятельности вуза; редко – 31,2 %. никогда не принимали участия 21,9 % студентов.

 

Рисунок 2.  Причины, снижающие интерес к занятиям физической культурой и спортом

 

62,5 % студентов нравится заниматься физической культурой и спортом; отрицательное отношение к физической культуре и спорту у 25,0 % студентов; безразличное отношение, не задумывались над этим вопросом – 12,5 % студентов. Результаты анкетирования выявили факторы, повышающие интерес студентов к занятиям ФКиС: потребность в физическом здоровье – 71,8 %; потребность иметь хорошую спортивную форму – 65,6 %; потребность в движении, двигательной активности – 46,8 %; потребность в познании нового – 40,6 %; потребность в самовыражении – 31,2 %; потребность в спортивных успехах – 18,7 % (рисунок 3).

 

Рисунок 3.  Факторы, повышающие интерес к занятиям ФКиС

Осознанные занятия ФКиС, интерес к физкультурно-спортивной деятельности являются условием успешной умственной и физической работоспособности, достижения высокого уровня здоровья, физической подготовленности. Поэтому был проведен второй этап исследования, целью которого было изучение взаимосвязи регулярных занятий ФК с частотой заболеваний студентов.

На втором этапе исследования в педагогическом эксперименте приняли участие студенты, регулярно посещающие занятия ФК в вузе (50 %) и не посещающие занятия ФК по разным причинам (50 %). В качестве критерия оценки эффективности положительного влияния физкультурно-спортивной деятельности на уровень здоровья было выбрано сопоставление показателя посещаемости занятий ФК и уровня заболеваемости студентов. В течение учебного года были проведены наблюдения по количеству заболеваний на основании медицинских справок. Выявлен низкий уровень заболеваемости у студентов, регулярно занимающихся ФК в течение учебного года. Это подтверждается учетными данными: количество пропусков по болезни у них составило 17 занятий. В группе не занимающихся ФКиС пропущено 64 занятия (это низкая посещаемость). В рамках образовательного процесса наблюдается взаимосвязь между заболеваемостью и двигательной активностью, доказывается оздоровительная эффективность физкультурно-спортивной деятельности, соответственно, повышаются функциональные возможности организма, физическое благополучие обучающихся.

Данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют об интересе студентов к физической культуре. Самые популярные виды физической активности: гимнастика, акробатика, йога, силовые виды спорта. Для студентов важно иметь хорошую спортивную форму, ведущими мотивами является потребность в физическом здоровье, потребность в движении, двигательной активности.

Процесс, который позволяет индивиду обрести личностный смысл, создать устойчивость его интереса, превратить цели, которые были заданы внешне, во внутренние потребности личности, является мотивацией в занятиях физической культурой и спортом [1; с. 112]. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что существующие социально-педагогические условия вуза формируют высокий уровень мотивации, который позволяет реализовать готовность обучающихся к физкультурно-спортивной деятельности. Студенты подготовлены к освоению и использованию знаний, умений и навыков для оздоровительной деятельности с опорой на глубокое понимание сути физической активности. Наличие теоретического и практического компонента в области преподавания физической культуры в вузе позволяет выработать навыки здорового образа жизни.

Одним из ключевых элементов оптимизации физической активности являются самостоятельные тренировки. Они должны включать утреннюю гимнастику, упражнения для улучшения кровообращения, дыхательные практики, основываться на циклических видах спорта (ходьба, бег, плавание, лыжные гонки, конькобежный спорт, велосипедный спорт), подвижных играх. Важно следовать принципам тренировок, постепенно увеличивая нагрузку, составляя план с учетом индивидуального состояния здоровья и подготовки. Это способствует формированию здорового образа жизни, пониманию ценности спорта, развитию физических качеств, сохранению двигательных навыков и предотвращению возрастных изменений [3; с.470].

Вовлечение в физкультурно-спортивную деятельность вуза также способствует формированию высокого уровня мотивации у студентов. Для того чтобы он не снижался, необходимо регулярно совершенствовать материально-техническую базу, расширять перечень секционных занятий, регулярно проводить спортивные соревнования, фестивали, слеты, конференции, материально поощрять активных студентов, приглашать на спортивные мероприятия ведущих спортсменов.  

В завершение подчеркнем, что систематическое применение физических упражнений способствует поддержанию высокого уровня работоспособности в учебной и трудовой деятельности студентов, а также повышает степень организованности, необходимой для личностного и профессионального роста. Таким образом, невозможно недооценивать значимость физкультурно-спортивных мероприятий на протяжении всего процесса обучения в высшем учебном заведении.

 

Литература

  1. Григорович С. И. Рекомендации по развитию мотивации к занятиям физической культурой. / Григорович С. И., Птушкин А. С // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 11(101). – С. 112-114.
  2. Сбитнева О. А. Значимость физкультурно-спортивной деятельности для образовательного пространства ВУЗА / О. А. Сбитнева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – № 1-1.  – С. 181-185.
  3. Ситникова А. Р. Влияние физической активности на здоровье студентов: эффективность и значение здоровьесберегающих подходов в обучении // Педагогический журнал. – 2024. – Т. 14. – № 4А. – С. 466-472.
Количество просмотров: 1743  

Добавить комментарий

Target Image
1. Современный урок: от качества процесса к качеству результата
2. Потенциал искусственного интеллекта в обучении английскому языку
3. Школьный театр как средство развития личности и творческой индивидуальности школьника
4. Регионализация нравственно-патриотического воспитания в дошкольном образовании на основе интеграции в воспитательно-обучающую деятельность педагога с детьми произведений искусства сибирских авторов
5. Визуализация учебного материала как эффективный прием формирования читательской грамотности на уроках литературы
6. Использование цифровых технологий в работе учителя-логопеда при обучении детей с ОВЗ на базе платформы Moodle в общеобразовательной школе
7. Специфика реализации трансдисциплинарной модели ранней помощи в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими риск нарушения речи, в дошкольной образовательной организации
8. Практика организации квест-игры «Плейлист "Зарядка для бабушек"» по формированию инклюзивной культуры участников образовательных отношений
9. Буктрейлер как инновационная технология обучения иностранному языку в контексте диалога искусств в школе и вузе
10. Значимость физкультурно-спортивной деятельности на этапе высшего образования
11. Развитие слухового восприятия у глухих детей младшего школьного возраста на индивидуальных занятиях
12. Активизация мыслительной деятельности и развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения математике
13. Роль педагогического мастерства учителя в преподавании русского языка и литературы в контексте диалога искусств (из опыта работы)
14. Формирование социокультурной компетенции с помощью информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка
15. Практические исследования по развитию связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на уроках литературного чтения
16. Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников: методические аспекты
17. Логопедическая работа по развитию психологической базы речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
18. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению у дошкольников с общим недоразвитием речи
19. Эффективные методики формирования начальных педагогических способностей в процессе обучения английскому языку в гуманитарном педагогическом классе
20. Карта динамики развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как инструмент педагогического мониторинга

Страницы

1. Историческое просвещение детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОО № 35 (3), сентябрь 2025
2. Интеграция инженерной деятельности в процесс математического развития дошкольников: перспективные направления и инновационные подходы № 35 (3), сентябрь 2025
3. Актуальные вопросы развития математического образования в дошкольном образовании № 35 (3), сентябрь 2025
4. «Молчаливые» книги как инструмент развития креативного мышления на уроках литературы в школе № 35 (3), сентябрь 2025
5. Уроки хореографии во внеурочной деятельности в начальных классах общеобразовательной школы (из опыта работы педагога дополнительного образования в гимназии) № 35 (3), сентябрь 2025
6. Формирование у дошкольников целостных речевых навыков через освоение основ безопасного и ответственного поведения № 35 (3), сентябрь 2025
7. Формирование у школьников навыков безопасного поведения средствами активных методов обучения в условиях террористической угрозы № 35 (3), сентябрь 2025
8. Программа просвещения родителей в дошкольной образовательной организации: стратегия реализации № 35 (3), сентябрь 2025
9. Метод проектов как способ повышения мотивации к изучению предметов естественно-научной направленности № 35 (3), сентябрь 2025
10. Литературная стилизация как творческий метод проектно-исследовательской деятельности школьников № 35 (3), сентябрь 2025
11. Риски использования технологий искусственного интеллекта в высшем образовании № 35 (3), сентябрь 2025
12. Использование современных цифровых технологий как драйвер в подготовке современного специалиста № 35 (3), сентябрь 2025
13. Роль игры в адаптации и социализации детей с миграционной историей № 35 (3), сентябрь 2025
14. Методическое объединение как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя труда (технологии) в формировании функциональной грамотности школьника № 35 (3), сентябрь 2025
15. Факторы, влияющие на содержание учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития № 34 (2), июнь 2025
16. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков № 34 (2), июнь 2025
17. Речевое портретирование в проектно-исследовательской деятельности школьников (на примере занятия Летней гуманитарной школы в лицее № 130 им. академика М. А. Лаврентьева) № 34 (2), июнь 2025
18. Концепция «4К» для развития ключевых компетенций XXI века с использованием искусственного интеллекта № 34 (2), июнь 2025
19. Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с кохлеарными имплантатами № 34 (2), июнь 2025
20. Значимость комплексного использования средств физической культуры в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности № 34 (2), июнь 2025

Страницы