Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников: методические аспекты

 

Лукашенко Наталья Сергеевна,

помощник проректора по научно-методической работе и цифровизации, ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, Новосибирск, Российская Федерация

Natalia S. Lukashenko,

assistant to the vice-rector for scientific and methodological work and digitalization, State Autonomous Institution of Additional Professional Education Novosibirsk Scientific Research Institute of Professional Education, Novosibirsk, Russian Federation

 

Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников: методические аспекты

Formation and development of functional literacy of primary school students: methodological aspects

В статье раскрываются методические аспекты создания условий для формирования и развития читательской грамотности младших школьников. Предложен проект учебного занятия по литературному чтению, созданный в логике системно-деятельностного подхода и содержащий методические кейсы, которые педагог может использовать на различных этапах занятия, составлять из них вариативные комбинации, а также использовать их в проектировании учебных занятий по другим предметам.

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, проектирование учебного занятия.

The article reveals the methodological aspects of creating conditions for the formation and development of reading literacy in younger schoolchildren. The proposed project of a literary reading lesson was created in the logic of a system-activity approach and contains methodological cases that a teacher can use at various stages of the lesson, make up variable combinations from them, and also use them in designing training sessions in other subjects.

Keywords: functional literacy, reading literacy, lesson planning.

 

В соответствии с единой региональной темой деятельности муниципальных методических объединений в городе Новосибирске и Новосибирской области реализуется проект по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся. На уровне начального общего образования перед педагогами стоит задача создания условий для обеспечения возможности формирования всех шести видов функциональной грамотности обучающихся [5]. Опыт подобной деятельности представляется педагогами на методических мероприятиях различного уровня: семинарах, открытых занятиях, во время участия в конкурсах профессионального мастерства и т. д. Однако стоит признать, что не всегда озвученные методические решения соответствуют поставленным задачам.

Проектировочная сессия «Проектирование и анализ учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФОП НОО: создание условий для формирования читательской функциональной грамотности младших школьников» для руководителей муниципальных методических объединений учителей начальных классов, организованная специалистами кафедры начального образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, стала площадкой, на которой педагоги получили возможность обозначить свои сложности, сформулировать вопросы и коллегиально обсудить методические аспекты обозначенной актуальной темы. В качестве практической части педагогам было предложено в командной деятельности создать проекты учебных занятий, отвечающих современным вызовам, а именно – предусматривающих продуманные и четко организованные условия для формирования читательской функциональной грамотности обучающихся.

Для проектирования урока литературного чтения команде участников из числа руководителей была предложена тема, включенная в рабочую программу 3 класса, «Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Художник-иллюстратор». Также в «стартовый пакет» входила карточка с перечисленными умениями, составляющими читательскую грамотность (находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать информацию, осмысливать и делать оценочные суждения, использовать информацию из текста в жизненных ситуациях), таблица с планируемыми результатами учебного занятия и сформулированная цель педагога: совершенствовать навыки использования аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации); познакомить с профессией художника-иллюстратора; создать условия для понимания ценности чтения художественной литературы и осознания важности читательской деятельности.

 

Таблица 1

Планируемые результаты обучающихся

Предметные

Метапредметные

Личностные

Используют в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания).

Выбирают книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки.

Используют справочные издания, в том числе верифицированные электронные образовательные и информационные ресурсы, включённые в федеральный перечень.

 

 

Коммуникативные: проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога и дискуссии; признают возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывают своё мнение.

Регулятивные: выполняют действия контроля (самоконтроля), оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносят коррективы в выполняемые действия.

Познавательные: выявляют недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения; осуществляют взаимопомощь, проявляют ответственность при выполнении своей части работы, оценивают свой вклад в общее дело.

 

Проявляют уважительное отношение и интерес к художественной культуре, к различным видам искусства.

Осознают ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, проявляют интерес к различным профессиям. Демонстрируют потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы.

 

 

 

 
Проектирование первого этапа урока, мотивационно-целевого, опирается на поиск ответа на вопрос: Как будет обеспечиваться мотивация учеников к учебной деятельности по теме? Предполагается, что созданию информационного поля для обучающихся перед учебным занятием будет способствовать поход в библиотеку. Увлекательным и впечатляющим может быть поход в виртуальные библиотеки мира с использованием для этого ресурсов сети «Интернет». Такую же функцию будет нести и выставка книг разных жанров и направленности, оформленная и действующая в классе. Наилучшим вариантом будет не эпизодичная экспозиция, а постоянно действующая. В этом случае дополнительно будет реализована воспитательная и эстетическая роль книги. Для работы с выставкой книг можно порекомендовать использовать следующий кейс вопросов:

– Почему эти книги такие разные, но оказались на одной полке?

– Всем известна пословица «Встречают по одежке, провожают по уму». Как вы думаете, можно ли по обложке понять, о чем эта книга?

– Что помогает вам выбрать книгу?

Педагог предлагает ученикам выбрать из представленных на выставке книг одну для себя. Проблемность задания обусловлена тем, что ребенку необходимо объяснить, по каким признакам этот выбор был осуществлен.

Для принятия или самостоятельного выдвижения цели учебного занятия учениками учитель организует мозговой штурм, в результате которого коллегиально создается план действий, который фиксируется учителем на доске. К этому плану необходимо будет вернуться в конце урока.

На содержательно-деятельностном этапе урока организуется активная деятельность учеников по достижению цели. Целесообразно предложить им вспомнить и перечислить термины, которые имеют отношение к книге. Уместна будет работа с источниками информации: словарями, которые находятся в кабинете, электронными образовательными ресурсами, онлайн-словарями. Это задание способствует развитию умения находить и извлекать информацию. После уточнения тезауруса возможно использование следующих вариантов деятельности: выполнение заданий в команде по поиску определенной книги (использование картотеки книг) в школьной библиотеке, аналогичная работа в виртуальной библиотеке (пример ресурса – сайты детских библиотек г. Новосибирска); создание в команде памятки «Работа с картотекой» (письменная работа по кругу); работа в парах по сравнению книг с иллюстрациями и без иллюстраций. Пример задания: «Написать 3 отличительных признака, рассказать соседу напротив», работа по таймеру (развиваются умения «интегрировать и интерпретировать информацию», «осмысливать и делать оценочные суждения», «использовать информацию из текста в жизненных ситуациях»).

Важная составляющая этой деятельности – предоставление школьникам возможности корректировать свои действия во время выполнения заданий, направленных на достижение цели занятия. Для этого можно предусмотреть обмен мнениями в ходе работы при создании общей памятки или заполнение листа оценивания на различных этапах выполнения заданий с использованием приемов комментирования или обсуждения. Очевидно, что предложенные виды деятельности обеспечивают включенность каждого школьника в выполнение необходимых учебных действий и способствуют предотвращению неуспешности учеников.

Презентацию подготовленных учениками продуктов деятельности можно организовать следующим способом: каждая пара команд демонстрирует свои памятки, листы сравнения и т. д. друг другу, затем выбирают ту команду, которая представит свою работу всему классу. Последними учитель приглашает представить свои листы сравнения команды, которые анализировали книги с иллюстрациями. Сразу после этого ученикам предлагается для просмотра видеофильм о работе иллюстратора. Таким образом педагог может организовать переход к следующей смысловой части темы занятия, которая будет иметь продолжение на другом уроке или на внеурочном событии.

Результативно-оценочный этап занятия включает в себя обращение к листу оценивания, который ученики заполняли в течение урока, и к плану занятия, составленному в начале урока и зафиксированному учителем на доске. После краткого обсуждения можно предложить обучающимся поразмышлять и дописать пропущенные слова в предложении «Раньше я думал(а), что ..., теперь я знаю, что ...!». Озвучивание нескольких рефлексивных предложений даст возможность учителю еще расставить необходимые на его взгляд акценты по теме учебного занятия.

В зависимости от реализации замысла учителя по освоению содержания учебного занятия домашнее задание может варьироваться. Одно из решений – предоставить ученикам возможность самим сформулировать для себя творческое задание. Другой вариант – предложить каждому попробовать себя в роли художника-иллюстратора и создать иллюстрации к произведению Е. И. Чарушина. Этот писатель известен и как талантливый иллюстратор. Этот факт, а также выставка детских иллюстраций станут основанием и темой следующего занятия, посвященного художникам-иллюстраторам.

В процессе проектирования этого учебного занятия участники сессии предлагали много идей для реализации каждого этапа. Но в организованной дискуссии каждая идея подвергалась тщательному обоснованию, анализу целесообразности ее использования, обсуждению методических аспектов того или иного решения. Важно было удерживать фокус на формировании читательской грамотности, не оставляя без внимания и другие требования к уроку в современных реалиях [3]. Педагоги размышляли об использовании возможностей информационно-образовательной среды, приводили примеры из своего опыта включения в урочные и внеурочные занятия материалов ФГИС «Моя школа» [1, 2]. Была обозначена значимость воспитательной составляющей этого урока. Работа по комбинированию различных идей для урока вызвала предложение разместить проект урока в сетевом сообществе учителей начальных классов и продолжить обсуждение на этом ресурсе [4].

Важным результатом этой командной работы стал не только проект учебного занятия, на котором созданы условия для формирования функциональной читательской грамотности, но и констатация того факта, что педагоги критически оценивают проблемное поле, готовы коллегиального обсуждать возникающие вопросы, тем самым решая задачу обеспечения качества образования.

 

Литература

  1. Лукашенко Н. С. Активность педагога в информационно-образовательной среде школы как показатель его профессионального развития / Н. С. Лукашенко // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы X Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 21–22 февраля 2023 года / Новосибирский государственный педагогический университет. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. – С. 5-8.
  2. Лукашенко Н. С. Повышение квалификации педагога: организация самостоятельной работы в цифровой среде / Н. С. Лукашенко // Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы: Материалы V Международной научно-практической конференции, Минск, 03 ноября 2022 года. – Минск: Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования», 2023. – С. 556-560.
  3. Лукашенко Н. С. Совершенствование профессионализма учителя в контексте развития функциональной грамотности младших школьников / Н. С. Лукашенко // Современная начальная школа: достижения, проблемы, перспективы: сборник статей II Всероссийской научно-методической конференции, Москва, 21-22 июня 2018 года / Российская академия образования. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Диона», 2018. – С. 57-61.
  4. Лукашенко Н. С. Сетевые сообщества как актуальный ресурс взаимодействия педагогов в образовательном пространстве / Н. С. Лукашенко. Текст: непосредственный // Педагогическое обозрение. – 2021. – № 1 (45). – С. 60-64.
  5. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Гарант: официальный сайт. – Электронный ресурс. – URL: https://base.garant.ru/400907193/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/?ysclid=m3v5gx8f2z749895501 (дата обращения: 05.03.2025).
Количество просмотров: 1693  

Добавить комментарий

Target Image
1. Современный урок: от качества процесса к качеству результата
2. Потенциал искусственного интеллекта в обучении английскому языку
3. Школьный театр как средство развития личности и творческой индивидуальности школьника
4. Регионализация нравственно-патриотического воспитания в дошкольном образовании на основе интеграции в воспитательно-обучающую деятельность педагога с детьми произведений искусства сибирских авторов
5. Визуализация учебного материала как эффективный прием формирования читательской грамотности на уроках литературы
6. Использование цифровых технологий в работе учителя-логопеда при обучении детей с ОВЗ на базе платформы Moodle в общеобразовательной школе
7. Специфика реализации трансдисциплинарной модели ранней помощи в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими риск нарушения речи, в дошкольной образовательной организации
8. Практика организации квест-игры «Плейлист "Зарядка для бабушек"» по формированию инклюзивной культуры участников образовательных отношений
9. Буктрейлер как инновационная технология обучения иностранному языку в контексте диалога искусств в школе и вузе
10. Значимость физкультурно-спортивной деятельности на этапе высшего образования
11. Развитие слухового восприятия у глухих детей младшего школьного возраста на индивидуальных занятиях
12. Активизация мыслительной деятельности и развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения математике
13. Роль педагогического мастерства учителя в преподавании русского языка и литературы в контексте диалога искусств (из опыта работы)
14. Формирование социокультурной компетенции с помощью информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка
15. Практические исследования по развитию связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на уроках литературного чтения
16. Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников: методические аспекты
17. Логопедическая работа по развитию психологической базы речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
18. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению у дошкольников с общим недоразвитием речи
19. Эффективные методики формирования начальных педагогических способностей в процессе обучения английскому языку в гуманитарном педагогическом классе
20. Карта динамики развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как инструмент педагогического мониторинга

Страницы

1. Историческое просвещение детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОО № 35 (3), сентябрь 2025
2. Интеграция инженерной деятельности в процесс математического развития дошкольников: перспективные направления и инновационные подходы № 35 (3), сентябрь 2025
3. Актуальные вопросы развития математического образования в дошкольном образовании № 35 (3), сентябрь 2025
4. «Молчаливые» книги как инструмент развития креативного мышления на уроках литературы в школе № 35 (3), сентябрь 2025
5. Уроки хореографии во внеурочной деятельности в начальных классах общеобразовательной школы (из опыта работы педагога дополнительного образования в гимназии) № 35 (3), сентябрь 2025
6. Формирование у дошкольников целостных речевых навыков через освоение основ безопасного и ответственного поведения № 35 (3), сентябрь 2025
7. Формирование у школьников навыков безопасного поведения средствами активных методов обучения в условиях террористической угрозы № 35 (3), сентябрь 2025
8. Программа просвещения родителей в дошкольной образовательной организации: стратегия реализации № 35 (3), сентябрь 2025
9. Метод проектов как способ повышения мотивации к изучению предметов естественно-научной направленности № 35 (3), сентябрь 2025
10. Литературная стилизация как творческий метод проектно-исследовательской деятельности школьников № 35 (3), сентябрь 2025
11. Риски использования технологий искусственного интеллекта в высшем образовании № 35 (3), сентябрь 2025
12. Использование современных цифровых технологий как драйвер в подготовке современного специалиста № 35 (3), сентябрь 2025
13. Роль игры в адаптации и социализации детей с миграционной историей № 35 (3), сентябрь 2025
14. Методическое объединение как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя труда (технологии) в формировании функциональной грамотности школьника № 35 (3), сентябрь 2025
15. Факторы, влияющие на содержание учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития № 34 (2), июнь 2025
16. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков № 34 (2), июнь 2025
17. Речевое портретирование в проектно-исследовательской деятельности школьников (на примере занятия Летней гуманитарной школы в лицее № 130 им. академика М. А. Лаврентьева) № 34 (2), июнь 2025
18. Концепция «4К» для развития ключевых компетенций XXI века с использованием искусственного интеллекта № 34 (2), июнь 2025
19. Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с кохлеарными имплантатами № 34 (2), июнь 2025
20. Значимость комплексного использования средств физической культуры в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности № 34 (2), июнь 2025

Страницы