Судоргина Любовь Вилениновна,директор, МАОУ Гимназия № 14 – образовательный центр «Универсарий», Новосибирск, Российская Федерация Lubov V. Sudorgina, director, MAOU Gymnasium No. 14 – educational center «Universary», Novosibirsk, Russian Federation |
Торопова Елена Владимировна,заместитель директора, МАОУ Гимназия № 14 – образовательный центр «Универсарий», Новосибирск, Российская Федерация Elena V. Toropova, deputy director, MAOU Gymnasium No. 14 – educational center «Universary», Novosibirsk, Russian Federation |
Федорова Лилия Александровна,методист, МАОУ Гимназия № 14 – образовательный центр «Универсарий», Новосибирск, Российская Федерация
Liliya A. Fedorova, methodologist, MAOU Gymnasium No. 14 – educational center «Universary», Novosibirsk, Russian Federation |
Модель «Школа – навигатор будущего» – среда возможностей и личностного развития учащихся в координатах XXI века
В статье описывается инновационная практика муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Гимназия № 14 – образовательный центр «Универсарий» по моделированию личностно-развивающей образовательной среды в соответствии с трендами и вызовами XXI века.
Ключевые слова: личностно-развивающая образовательная среда, открытая экосистема, образовательная модель, вызовы XXI века.
the article describes the innovative practice of municipal autonomous educational institution of the city of Novosibirsk Gymnasium № 14 - educational center «Universarii» on modeling a personal developmental educational environment according to trends and challenges of XXI century.
Keywords: personal-developmental educational environment, open ecosystem, educational model, challenges of the XXI century.
Трансформация образования в современном мире обусловлена внедрением новых технологий и фундаментальными социальными и экономическими изменениями, скорость которых стремительно растёт. В связи с этим школы не могут развиваться как прежде, происходит отход от традиционных условий и форматов работы, появляются новые смыслы и потенциалы, обновляются образовательные среды, системы. Каждая образовательная система, переходя в инновационный режим, обеспечивает наличие уникального спектра возможностей для взращивания и развития талантов учащихся.
Большинство школьных систем преобразуются в экосистемы, отходя от «школоцентричной» модели организации образовательного пространства. Это неслучайно. Сегодня школа не является единственным источником получения образования, развиваясь во взаимодействии и сотрудничестве с другими социальными институтами, объединяя не только внутренние, но и внешние ресурсы: кадровые, информационные, материально-технические, научно-методические, технологические и другие. Поэтому инновационная деятельность МАОУ Гимназия № 14 – образовательный центр «Универсарий» по проектированию и внедрению в практику работы учреждения оптимальной среды для создания условий личностного развития и самоопределения учащихся основана на экосистемном и средовом подходе. [2, 4].
Цель инновационной практики: реализация модели «Школа – навигатор будущего» – среды возможностей и личностного развития для совершенствования качества образования. Для реализации цели были сформулированы задачи:
1. Проанализировать условия и ресурсы для реализации модели;
2. Разработать критерии и провести мониторинг результативности реализации модели;
3. Обеспечить поиск и привлечение дополнительных ресурсов для реализации модели: родителей (законных представителей), социальных партнёров;
4. Организовать повышение квалификации и профессиональной переподготовки педагогов в области современных технологий обучения и воспитания;
5. Публично представить модель и опыт ее реализации для педагогической, родительской общественности, социума;
6. Участвовать в конкурсах, научно-практических конференциях учащихся и педагогов для популяризации инновационного опыта.
Модель «Школа – навигатор будущего» как среда возможностей и личностного развития учащихся в координатах XXI века создавалась в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении города Новосибирска «Гимназия № 14 – образовательный центр «Универсарий» с 2021-2022 учебного года.
На первом этапе разработана концепция модели, проведён анализ ресурсов и потенциальных возможностей развития модели, на втором этапе осуществлялось графическое оформление модели, описание структурных элементов – рисунок 1 (полномасштабный рисунок: https://disk.yandex.ru/i/JYTJtmzbFCaeJQ).
Рисунок 1. Структурные элементы модели «Школа – навигатор будущего»
Моделирование как метод научного познания применим во многих науках, в том числе и в педагогике. Мы понимаем моделирование как построение принципиальной схемы, отражающей реальный педагогический процесс или явление во всём его многообразии. Для того чтобы созданная модель соответствовала своему назначению, недостаточно создать просто модель, необходимо, чтобы она отвечала ряду требований, обеспечивающих ее функционирование. Модель создана в соответствии с требованиями, предложенными авторами А. М. Новиковым и Д. А. Новиковым [3].
Первым таким требованием является ингерентность, то есть достаточная способность системы функционировать в определенной окружающей среде, чтобы такая модель была согласована с образовательной средой, в которой ей предстоит функционировать, входила бы в эту среду как естественная составная часть.
Второе требование – простота модели. Это связано с процессом формализации в моделировании, т. е. выбор существенных качеств или характеристик модели путём исключения остальных, менее важных и менее существенных.
Третье требование, предъявляемое к модели – ее адекватность. Адекватность модели означает возможность с ее помощью достичь поставленной цели педагогической деятельности в соответствии с запланированным результатом. Адекватность модели означает, что она достаточно полна, точна и истинна.
Необходимость создания данной модели вызвана новыми условиями жизнедеятельности учреждения: включением в федеральную программу «Модернизация школьных систем образования», реализацией федеральных проектов «Успех каждого ребёнка», «Школа Минпросвещения России», участием в работе федеральной инновационной площадки и внедрением обновленных ФГОС.
При определении стартовых условий реализации модели основой являлись запросы учащихся, родителей (законных представителей), педагогов, выявленные в ходе диагностики в соответствии с требованиями муниципальной системы оценки качества образования (критериальные показатели).
Концепция и модель создавались проектной группой педагогов. Проектная группа – это педагоги разных специальностей и направлений, имеющие опыт разработки инновационных проектов, способные моделировать и проектировать педагогические процессы, владеющие навыками XXI века. Руководитель проектной группы назначается из числа педагогических работников, обладающих лидерскими качествами и опытом инновационной деятельности. В функции руководителя проектной группы входит: формирование состава группы (в настоящий момент 27 человек), проведение проектных сессий не реже двух раз в месяц, организация проектной группы на выбор актуальной темы развития образовательной организации, подготовка отчетов о деятельности проектной группы, представление их «проектному офису» и педагогическому коллективу.
Масштабность инновации является системной, она охватывает всю школу, всех участников образовательных отношений, социальное окружение. Внедрение модели в практику работы школы повлекло за собой изменения во всех составляющих:
- содержании педагогической деятельности, разработке новых программ, в частности, дополнительных общеразвивающих в системе дополнительного образования;
- технологии обучения и воспитания, включающих разработку и внедрение новых подходов к организации деятельности учащихся, взаимодействию и сотрудничеству всех участников образовательных отношений, в том числе в организации индивидуальной проектной деятельности;
- организации педагогического процесса, включающего обновление форм, средств и ресурсов образовательной инфраструктуры;
- управлении образовательным учреждением: изменение структуры, организации и руководства образовательным учреждением, распределение полномочий и ответственности;
- образовательной экологии: ахитектурное планирование образовательного учреждения, использование новых интерьерных решений, планировки и расстановки школьной мебели, системные изменения школьной инфраструктуры и образовательных пространств.
Обращаясь к понятию «образовательная экосистема», следует отметить, что оно стало использоваться в начале 2000-х годов и описывает принципиально новый подход в управлении образовательной организацией и организации образовательного процесса. Один из авторов исследования, основатель инициативы «Global Education Futures» и эксперт центра трансформации образования Сколково, Павел Лукша говорит об образовательной экосистеме: «Это, в первую очередь, новая управленческая парадигма организации процесса образования и подготовки людей. Причем не только в молодости, а на протяжении всей жизни. Она поможет обеспечить максимальную реализацию потенциала каждого человека и одновременно максимальный запрос со стороны общества и экономики. То есть, речь идет о коллективном процветании» [4].
В конечном итоге получается, что образовательные экосистемы – это сети и сообщества учащихся и провайдеров образования, постоянно развивающиеся и эволюционирующие. Они направлены на процветание на личном, межличностном, национальном и планетарном уровне.
Отличительные особенности образовательной экосистемы:
– формируется сеть взаимосвязанных и разнотипных субъектов, участвующих в процессе обучения, воспитания и развития в течение всей жизни;
– объединяются все уровни образования – от дошкольного до высшего;
– участниками экосистемы могут быть учащиеся, родители (законные представители), педагоги, создающие различные объединения, направленные на всестороннее развитие всех участников, при этом формируется конкретный опыт, который применяется на протяжении всей жизни.
Таким образом, модель «Школа – навигатор будущего» разработана на основе экосистемного подхода в образовании и представлена следующими взаимосвязанными структурными элементами:
– первый элемент – ядро;
– второй элемент – ЭГОсфера;
– третий элемент – ПРОсфера;
– четвертый элемент – ИНСАЙТсфера;
– пятый элемент – ДРАЙВЕРсфера;
– шестой элемент – СОЦИОсфера.
Сегодня наше образовательное учреждение обладает механизмами, интеллектуальными и материально-техническими ресурсами для формирования экосистемы школы на основе развития личностного потенциала учителей и учащихся. Модель формируется в образовательной среде «Универсарий».
Универсарий – это образовательная среда, формирующая навыки XXI века всех участников образовательных отношений, основанная на синергии современной инфраструктуры школы, взаимодействии с родителями (законными представителями) и сотрудничестве с социальными партнерами, обеспечивающая технологический прорыв школы.
Описание модели «Школа – навигатор будущего»
Первый элемент – ядро – представлен навыками XXI века, которые отражают основной результат личностного развития детей. Они не привязаны к одной области, а необходимы для достижения успеха в самых разных профессиональных сферах: умение взаимодействовать с людьми и вести переговоры; гибкость ума, клиентоориентированность и эмоциональный интеллект, умение комплексно решать проблемы, креативность и критическое мышление, функциональная грамотность. Полный портфель компетенций формируется на протяжении всего процесса обучения в школе и составляет основу личностного развития выпускников.
Второй элемент – ЭГОсфера. В рамках этого элемента формируется индивидуальный образовательный маршрут – определенная последовательность освоения компонентов содержания образования, выбранная для конкретного ученика. [1]. Это один из способов отслеживания результативности индивидуальных достижений учащихся.
Индивидуальные образовательные маршруты способствуют привлечению всех участников образовательных отношений к совместной образовательной деятельности: учащиеся осуществляют выбор на основе своих интересов; родители (законные представители) оказывают помощь и поддержку ребенку в выборе и реализации индивидуального маршрута; тьютор консультирует, организует, является связующим звеном между учителями, руководителями внеурочной деятельности, учащимися и их родителями (законными представителями).
Особенности создания индивидуального образовательного маршрута:
– невозможность определения маршрута на весь период обучения сразу, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса, поэтому он разрабатывается на каждый учебный год;
– индивидуальный образовательный маршрут каждого учащегося составляется с учетом требований ФГОС;
– индивидуальный образовательный маршрут учащегося по годам обучения является частью Портфеля достижений учащегося, размещается в разделе «Портфолио документов».
Алгоритм работы классного руководителя/тьютора по созданию индивидуальных образовательных маршрутов учащихся
Необходимые педагогические действия и условия:
– диагностика педагогом и психологом уровня развития и степени выраженности личных качеств учащихся. Диагностика образовательных потребностей и мотивов, предпочитаемых видов деятельности;
– фиксирование каждым учащимся и педагогом выбранных направлений развития и ожидаемых результатов;
– составление индивидуального образовательного плана и расписания совместно с учащимся и его родителями (законными представителями);
– программирование индивидуальной образовательной деятельности. Учащийся с помощью педагога выступает в роли организатора своего образования: формулировка цели, отбор тематики, предполагаемых конечных образовательных продуктов и форм их представления. Данный этап предусматривает обязательное участие родителей (законных представителей) в разработке маршрута, определении целей в совместной деятельности со своим ребенком.
Третий элемент – ПРОсфера. Основу данного элемента составляет деятельность Полигона высоких технологий – центра дополнительного и инженерного образования.
Под Полигоном высоких технологий понимается система образовательных пространств, оснащенных современным оборудованием, позволяющим обеспечить технологическую подготовку учащихся в интеграции естественно-научных и гуманитарных дисциплин для развития навыков XXI века.
В процессе обучения и практики в Полигоне высоких технологий школьники овладевают комплексом новых навыков будущего, которые позволяют им быть конкурентоспособными в социально-экономической и технологической реальности. Также важно то, что они получают практические навыки нестандартного мышления, экспериментаторства и отсутствия страха перед неизвестностью или неопределённостью.
Навыки будущего встроены в деятельность Полигона высоких технологий и поддерживают образовательную экосреду:
– общее образование, главное пространство саморазвития, предоставляющее разные типы поддержки и образовательные технологии, которые позволяют школьнику строить свою траекторию в образовании, карьере, управлении здоровьем;
– дополнительное образование, выходящее за рамки общего образования и поддерживающее возможность учиться всю жизнь, самостоятельно совершая свободный выбор содержания образования для своих профессиональных проб, построения своего профессионального маршрута, конструирования собственного лифта карьеры и развития таланта;
– глобальные образовательные платформы, которые могут давать самые качественные знаниевые и навыковые программы и глобальный контент, помогая через них школьнику становиться частью человеческого мира в широком смысле.
Проектный офис – подразделение, организующее планирование и контроль проектной деятельности, внедрение, административную поддержку и развитие проектно-ориентированной системы управления. Базовые функции: разработка, внедрение и контроль соблюдения методологии управления проектами, формирование реестра проектов и сводной отчетности по ним, планирование и контроль реализации отдельных проектов по запросу или на постоянной основе. В функции проектного офиса входит руководство и контроль индивидуальной проектно-исследовательской деятельности учащихся (модель службы проектного офиса: https://disk.yandex.ru/i/o1Xi4CmOMSJpWw).
Создание особой среды для профессионального роста, возможностей для самореализации педагогов, выявление дефицитов и сопровождение педагогов в их развитии – это особая система управленческих действий и мероприятий, представленная в модели. Важным элементом модели является совершенствование методической работы в школе как открытой методической среды, включающей социальных партнёров, в том числе в сетевом взаимодействии в рамках инновационной деятельности. Обеспечение для каждого педагога равных возможностей участия в инновационной деятельности в разных форматах — это мотивация к профессиональному росту и самореализации.
Функции сопровождения образовательного процесса осуществляют психолого-педагогическая служба, служба здоровьесбережения.
Воспитательная компонента ПРОсферы направлена на активное участие в реализации таких федеральных проектов, как «Социальные лифты для каждого», «Социальная активность», «Успех каждого ребёнка», «Цифровая образовательная среда». Реализация федеральных проектов в образовательной организации осуществляется через деятельность следующих объединений: школьный спортивный клуб «Алый парус», первичное отделение РДДМ «Движение первых», школьное самоуправление (Школьная республика «Алый парус»), отряд ВВПОД «ЮНАРМИЯ», школьный театр «Легкое дыхание», медиа-центр, школьный музей, кружковое движение НТИ, волонтёрский отряд «Iteam спешит на помощь», отряд вожатых «Белая птица», актив учащихся школьного информационно-библиотечного центра.
В ИНСАЙТсфере представлена панорама различных программ и проектов, разработанных педагогическим коллективом образовательной организации, способствующих развитию инновационных процессов в соответствии с вызовами и трендами современного этапа российского образования. В результате внедрения и реализации получены следующие результаты:
– разработка проекта «Личностное развитие учащихся через профессиональное самоопределение и профориентацию» позволила внедрить в практику работы учителей карту профессиональной деятельности и мониторинга результатов (посмотреть, скачать карту: https://disk.yandex.ru/i/Mo4bVwKMV829xQ ). Данный проект систематизирует работу школы по внедрению профминимума;
– участие в региональном проекте «Сетевой учитель» и всероссийском «Сетевая старшая школа» позволило совершенствовать цифровые навыки педагогов школы;
– модель работы с одаренными детьми «Новый взгляд на одаренность», разработанная в ходе «мозгового штурма» всех педагогов школы, повысила мотивацию в применении новых форм и методов в учебном и воспитательном процессах;
– реализация курсов внеурочной деятельности «Разговоры о важном» и «Россия – мои горизонты» формирует ценностное отношение к окружающему миру;
– программы «Индивидуальное сопровождение участников образовательных отношений», программа «Здоровье для всех» и «Программа развития психолого-педагогической службы» обеспечивают системный и комплексный подход в работе с родителями (законными представителями), учащимися и педагогами;
– проект «Планета инженеров» позволяет ежегодно участвовать и побеждать в региональном конкурсном отборе на открытие классов инженерно-технологической направленности;
– реализация годового коллективного проекта как уникальной образовательной практики создает в системе воспитательной деятельности навыки коллективной проектной деятельности учащихся с 1 по 11 класс. В рамках годового коллективного проекта создается общественно-значимый социальный продукт (примеры годовых проектов: http://gim-14.nios.ru/events/year-projects/);
– участие во всероссийских проектах «Билет в будущее», «Большая перемена» позволяет учащимся добиваться высоких результатов не только в школе, но и в социуме.
Пятый элемент – ДРАЙВЕРсфера – представлен нормативно-правовой базой всероссийского, регионального, муниципального и школьного уровней. Важность данного элемента заключается в том, что рациональное и эффективное управление моделью осуществляется в соответствии с требованиями законодательства.
Шестой элемент – СОЦИОсфера. Школа представляет собой открытое образовательное пространство – среду развития личности ребёнка для освоения им открытого мира культуры в процессе сотрудничества с разными социальными институтами и образовательными системами.
Социальное партнёрство в развитии каждой образовательной организации играет важную роль. Наиболее ярко на протяжении многих лет оно проявляется в сотрудничестве с вузами по профильному образованию. Последние пять лет основным стратегическим направлением в нашей образовательной организации является расширение социального партнёрства по различным направлениям внеурочной деятельности и дополнительного образования. «Развитие в сотрудничестве» – это девиз нашей школы на протяжении всех лет существования.
Реализации технологических идей проектов учащихся, направленных на решение проблем благополучателей, невозможна без технических ВУЗов: НГТУ, СГУГиТ, НГАСУ. Сотрудничество с НГПУ через присвоение статуса «Базовая школа» позволило в 2023-2024 году создать первую в истории школы группу психолого-педагогической направленности (соглашение о сотрудничестве: https://disk.yandex.ru/i/DbP6pMAPpjodQQ ).
Реализация федерального проекта «Социальная активность», цель которого – развитие добровольчества (волонтёрства), талантов и способностей у детей и молодёжи путём поддержки общественных инициатив и проектов. Благодаря запуску ключевого волонтерского проекта департамента социальной политики мэрии города Новосибирска «Фрактал доброй воли: создание городского добровольческого движения человекоцентричных команд PhiТон» на базе 8 класса инженерно-технологической направленности создана первая группа учащихся добровольцев. Разработка инженерно-технологических проектов, создание коллаборации с комплексным центром социального обслуживания населения города Новосибирска, реализация в 2021-2022 учебном году клиентоцентричной летней профильной смены «Iteam спешит на помощь» позволили создать условия для вхождения в движение добровольцев города Новосибирска 84 учащимся нашей школы.
Модель «Школа – навигатор будущего» реализуется через внедрение технологии «Lesson Study», концепции ЛРОС «Informal setting», проектные и наставнические сессии в логике STEAM, проектное управление с применением AGILE технологий, технологии 4К, что позволяет сформировать навыки и компетенции XXI века, необходимые для Индустрии 4.0. Опирается модель на научную концепцию личностного потенциала, с использованием инструментов социально-эмоционального и когнитивного развития, а также средового подхода в образовании, разрабатываемого В. А. Ясвиным. [5, 6].
Создание модели подтверждается убедительностью результатов и ресурсного обеспечения образовательной среды, показателями развития человеческого потенциала.
Прослеживается положительная динамика образовательных результатов. В школе 561 учащийся, из них: 536 человек – участники конкурсов, олимпиад, фестивалей и прочих тематических событий духовно-нравственной, инженерно-технологической, спортивно-оздоровительной направленностей (увеличение на 3 % в сравнении с предыдущим периодом); 291 человек – победители и призеры олимпиад, смотров, конкурсов муниципального, регионального, федерального и международного уровней.
В 2022 году 392 учащихся стали участниками Всероссийской олимпиады школьников по 21 предмету перечня (за исключением физической культуры в связи с ремонтом спортивного зала и иностранных языков, не преподающихся в учреждении (испанский, итальянский). 4 ученика стали призерами муниципального этапа ВСОШ по биологии, физике, английскому языку, 1 ученик – призер регионального этапа (искусство).
Реализация модели позволяет расширять границы участия детей в разнообразных по направлению и содержанию конкурсах, соревнованиях, конференциях: всероссийский конкурс «Кадры будущего для регионов», фестиваля по робототехнике «Взгляд в будущее», VIII заочная межрегиональная научно-практическая конференция «Форсайт образования: территория технологических инициатив», всероссийский конкурс «Герои нашей страны», всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами», всероссийский конкурс «Старт в науке», всероссийский конкурс НИР им. Д. И. Менделеева.
Положительную динамику показывают учащиеся специализированных классов инженерно-технологической направленности: победители регионального этапа Всероссийского кейс-чемпионата по экономике и предпринимательству и участники финального этапа в Москве от ВШЭ; победители городского Хакатона «Энергетическая битва», организованного региональным центром выявления и поддержки одарённых детей «Альтаир»; призеры Научного конкурса исследовательских проектов «Развитие инженерной мысли: от прошлого в будущее»; активные участники в инвестиционном питчинге на IX Международном форуме технологического развития «Технопром-2022» и в образовательных программах по физике, агрохимии, ландшафтному дизайну, организованными региональным центром выявления и поддержки одарённых детей «Альтаир».
Особое место в результативности модели отводится участию детей во всероссийском проекте «Билет в будущее» (охват составляет 96 %) и всероссийском проекте «Большая перемена» (в сравнении с 2021 годом на 30 % увеличилось количество участников, 4 человека прошли в полуфинал, 1 вышел в финал конкурса).
Взаимодействие с департаментом социальной политики мэрии города Новосибирска через участие в городском проекте «Фрактал доброй воли», в котором школьники взаимодействуют с людьми пенсионного возраста, ветеранами боевых действий, учащимися МБОУ С(К)ШИ № 39, позволило 82 учащимся получить статус добровольцев с выдачей удостоверений.
С 2019 года учащиеся школы – постоянные участники конкурса «Всемирные инженерные игры», в 2022 году количество призеров и победителей увеличилось на 40 % в области информатики, технологии, математики.
Ежегодно 40 % учащихся специализированных и профильных классов принимают участие в профильных сменах «Энергокласс НГТУ», организованных факультетом энергетики НГТУ, изучая основы электротехники и решая инженерные энергетические задачи.
В модели «Школа – навигатор будущего» для постоянного отслеживания результативности и оценки эффективности применяются количественные и качественные показатели достижения планируемых результатов, которые представлены в КРI (таблица 1).
Таблица 1
Количественные и качественные показатели достижения планируемых результатов
№ |
Показатель/ плановая конъюнктура |
Целевые KPI |
1 |
Возможность изменения среды участниками образовательных отношений |
|
2 |
Возможность изучения влияния образовательной среды на сформированность навыков ХХI века |
Достижение планируемых результатов ФГОС. Подтверждение высоких образовательных результатов в ГИА, ВПР, ОКПД, НИКО. Диагностика сформированности навыков ХХI века участниками образовательных отношений. Определение эффективности деятельности Полигона высоких технологий. |
3 |
Динамичное развитие образовательной среды |
Увеличение (от 11) количества образовательных пространств в логике развития внутренней инфраструктуры Полигона высоких технологий. Рост показателей результативности участия, учащихся в соревнованиях и конкурсах. Соответствие педагогической деятельности современной нормативно-правовой базе и трендам развития образования. |
4 |
Технологический прорыв |
Школа – лидер технологического образования. Внедрение изучения программирования с начальной школы. Рост числа учащихся охваченных высокотехнологичными видами деятельности (до 100 %). Создание цифровой образовательной среды. |
5 |
Овладение навыками ХХI века, успешное их применение |
Увеличение числа учащихся, владеющих предпринимательскими навыками/создание малого бизнеса в школе. Рост числа участников Всемирных инженерных игр. Рост включенности родителей в совместную проектно-исследовательскую деятельность. Действующая система раннего выявления и развития талантов. Рост числа участников НТО. Рост числа школьников, участвующих в проекте «Билет в будущее». 100 % охват учащихся, включённых в систему профориентационной деятельности. Рост числа промышленных партнёров учреждения. Освоение разнообразных форм обучения и развития с использованием дистанционного обучения и сетевого взаимодействия. Рост количества наставников в модели кружкового движения НТИ. |
Представленная модель «Школа – навигатор будущего» оценивается и с позиции возможности адаптации к условиям других образовательных организаций. Уникальность модели заключается в том, что она систематизирует все образовательные ресурсы любой образовательной организации. Таких ресурсов может быть множество или несколько видов, но, если рассмотреть их с позиции целевой установки личностного развития, то можно начинать с малого, расширяя постепенно виды, формы, содержание.
Таким образом, представленная модель может быть полезна широкому кругу руководителей образовательных учреждений, заинтересованных в развитии инновационных процессов и совершенствовании образовательной среды. Внедрение инновационной практики в систему деятельности педагогического коллектива любой образовательной организации создаст условия для личностного развития учащихся и роста профессиональной компетенции педагогов, активного привлечения родителей (законных представителей) к совместной деятельности.
В модели представлены механизмы, условия реализации инновационного опыта, комплексного подхода к организации образовательного процесса, мотивирующего педагогический коллектив на совершенствование качества образования и получение новых образовательных результатов.
Данная модель доступна для реализации в любом образовательном учреждении, потому что экосистемный подход к проектированию деятельности образовательного учреждения качественно меняет образовательную среду, мотивирует учащихся на овладение навыками XXI века. Внедрять элементы модели можно как поэтапно, так и комплексно, системно. Каждая сфера модели имеет глубокую проработку на программно-нормативном уровне, целевом, ресурсном, методическом, уровне событийной реализации.
В модели «Школа – навигатор будущего» представлен реальный опыт действующей и постоянно совершенствующейся образовательной системы, способствующей расширению возможностей любой образовательной организации в личностном развитии учащихся. Тем самым решается самая актуальная проблема современного образования – личностно-ориентированное и персонализированное образование современных школьников, сопровождение детей с разными стартовыми возможностями, активная поддержка талантов участников образовательных отношений на основе наставничества и поддержки ученических инициатив.
Литература
- Лебединцев В. Б., Горленко Н. М., Запятая О. В., Клепец Г. В. Индивидуальные маршруты и программы как основа обучения в школе / В. Б. Лебединцев, Н. М. Горленко, О. В. Запятая, Г. В. Клепец. – М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. – 240 с.
- Минаева Е. В., Федорова Л. А., Федоров П. М. Формирование экосистемы школы по развитию профессиональных компетенций, релевантных сквозным технологиям НТИ и компетенциям цифровой экономики / Е. В. Минаева, Л. А. Федорова, П. М. Федоров // Сб. статей международного профессионально-исследовательского конкурса «Педагогические инновации 2020» (28.12.2020) / Международный центр научного партнёрства «Новая наука». – Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2020. – 344 с.
- Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. – М: СИНТЕГ., 2007. – 668 с.
- Образование для сложного общества. «Образовательные экосистемы для общественной трансформации». Доклад Global Edukation Futures. – 2018. –Электронный ресурс. – URL: https://drive.google.com/file/d/1uAwpKQsfYq4RgErfbPjE1TVdhVp0JjNZ/view (дата обращения: 25.04.2024).
- Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. – RUGRAM, 2024. – 448 с.
- Ясвин В. А. Школьное средоведение и педагогическое средотворение. Экспертно-проектный практикум. – М.: Российский учебник. – 2021. – 156 с.
Количество просмотров: 236 |
Добавить комментарий