Абрамовская Елена Валерьевна,руководитель Центра мониторинга и развития образования МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация Elena V. Abramovskaya, head of the Center for Monitoring and Development of Education MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation |
Степущенко Ольга Александровна,начальник отдела аналитики и прогнозирования центра мониторинга и развития образования, МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация Olga А. Stepushchenko, head of the Department of Analytics and Forecasting at the Center for Monitoring and Development of Education MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation
|
Механизмы достижения показателей по повышению качества образования в общеобразовательных организациях города Новосибирска: организационный и педагогический аспект
Статья посвящена вопросам повышения качества образования и реализации мероприятий в образовательных учреждениях на организационном и педагогическом уровне, обеспечивающих достижение целевых показателей. Рассмотрены ключевые направления совместной работы, которые определены на основе анализа образовательных результатов и оценки образовательной деятельности учреждений муниципалитета. Обращено внимание на необходимость использования стратегий педагогического лидерства для получения более высоких результатов в образовательных организациях.
Ключевые слова: качество образования, дорожная карта, механизмы целевых показателей, педагогическое лидерство руководителя, использование результатов, меры организационного и педагогического уровня.
The article is devoted to the issues of improving the quality of education and the implementation of measures in educational institutions at the organizational and pedagogical levels that ensure the achievement of targets. The key areas of joint work are considered, which are determined based on the analysis of educational results and assessment of educational activities of municipal institutions. Attention is drawn to the need to use pedagogical leadership strategies to achieve better results in educational organizations.
Keywords: quality of education, roadmap, mechanisms of target indicators, pedagogical leadership of the head, use of results, measures of organizational and pedagogical level.
Образование относится к одному из важнейших направлений государственной политики, являясь стратегическим ресурсом для социального, экономического, культурного и духовного развития общества, обеспечения государственного суверенитета и лидирующих позиций страны в международном сообществе.
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 273-ФЗ) (статья 2) образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Качество образования является стратегическим приоритетом для Российской Федерации. Термин «качество образования» нормативно закреплен в Федеральном законе N 273-ФЗ. Согласно статье 2 настоящего закона понятие качество образования определено как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [1].
Качество образования представляет собой комплексное многоаспектное понятие, а оценка качества образования должна строиться с учетом всех ключевых его аспектов.
Оценка качества образования осуществляется исходя из:
– норм, установленных федеральном законодательством в отношении системы образования;
– требований Федеральных государственных образовательных стандартов, установленных в отношении образовательных результатов обучающихся, содержания образования и условий реализации образовательных программ;
– стратегических документов, определяющих государственную политику в сфере социально-экономического развития Российской Федерации;
– потребностей участников образовательных отношений и ключевых факторов, обеспечивающих их удовлетворенность [2].
Целевые показатели в образовании – это критерии, которые отражают эффективность и результативность деятельности образовательных учреждений, реализацию программ развития или достижения определённых целей в сфере образования. Они могут быть направлены на достижение национальных целей развития, реализацию приоритетов научно-технологического развития или специфику образовательной организации.
Ключевым документом на территории города Новосибирска является План мероприятий («дорожная карта») по повышению качества образования организаций, подведомственных департаменту образования мэрии города Новосибирска на 2025–2027 гг., подписанный 31 марта 2025 года министром образования Новосибирской области и заместителем мэра города Новосибирска.
Кроме того, с учетом этого документа руководителями общеобразовательных организаций разработаны и согласованы планы учреждений, согласованные с Учредителем (департаментом образования).
Основными треками совместной работы определены следующие:
– развитие кадрового потенциала;
– формирование и развитие образовательной среды;
– объективность оценочных процедур;
– увеличение активности выбора математики профильного уровня, предметов инженерной направленности;
– достижением минимального и высокого уровней подготовки;
– формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся;
– образовательное равенство и сопровождение школ с низкими образовательными результатами;
– мероприятия, направленные на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи;
– мероприятия, направленные на создание условий для самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся;
– воспитание детей и молодежи на основе традиционных духовно-нравственных ценностей
Основой для определения мер и мероприятий в рамках треков стали результаты муниципальных мониторингов, которые проводились в 2024, 2025 годах на основе приказов департамента образования мэрии города Новосибирска (05.04.2025 №0359-од; 16.04.2025 № 0346-од) об утверждении плана мониторинга по оценке качества образования в муниципальных образовательных организациях.
Результаты мониторингов были представлены на районах совещаниях для директоров и заместителей директоров по УВР в рамках традиционного городского августовского педагогического совета, в рамках семинара для учителей и заместителей руководителей школ по выполнению предписаний и единого методического дня для заместителей руководителей в октябре 2025 года.
Результаты ВПР, решаемость заданий обучающимися, выполнение заданий ниже базового и высоком уровне, выполнение заданий ВПР и ОГЭ, в которых оценивается умение применять полученные знания в практических ситуациях, а также качество подготовки обучающихся в рамках ОГЭ и ЕГЭ посредством результатов основного периода. Не меньшее внимание было уделено разработке основных и адаптированных образовательных программ и приведению их в соответствие с ФОП и ФАОП [5], а также выполнению аккредитационных показателей в части развития кадрового потенциала.
Такая работа связана с необходимостью активизации педагогического лидерства представителей административной команды, в частности директоров ОО.
Необходимость вдохновлять и направлять педагогический коллектив на достижение высоких образовательных результатов, влиять на процесс преподавания и усвоения знаний становятся приоритетом административных команд образовательных организаций. Только такая позиция руководства школ позволит обеспечить качество реализации образовательных программ, вовлечь педагогов в создание и принятие политики качества образования на уровне профессиональных и личностных смыслов, организовать работу педагогического коллектива по изучению, отбору и внедрению современных педагогических практик и методов оценивания.
Результаты внешних оценочных процедур, процедур внутренней системы оценки качества являются основой для прогнозирования показателей учреждения по повышению качества образования, с одной стороны, а также должны оперативно использоваться на организационном и педагогическом уровне.
Компетенции образовательной организации в этом вопросе закреплены в Рекомендациях по использованию результатов оценочных процедур в системе общего образования утверждены Минпросвещения России от 5 июня 2025 года №ОК-1656/03 [5].
На основе результатов оценочных процедур в школах муниципалитета акцентировано внимание на следующих механизмах целевых показателей повышения качества образования:
– совершенствование внутришкольной системы оценки качества образования;
– объективная и всесторонняя оценка образовательных результатов и достижений обучающихся;
– анализ полученной информации;
– использование современных технологий и форм обучения;
– обеспечение на школьном уровне возможностей индивидуализации подходов для эффективного обучения;
– обеспечение кадрового потенциала;
– создание инновационной среды.
Достижение целевых показателей и реализация функционала на организационном и педагогическом уровнях возможно при умелом использовании стратегий педагогического лидерства руководителем [6,7]. К наиболее важным можно отнести:
– поддерживающий надзор – регулярные сеансы мониторинга и обратной связи между школьными администраторами и педагогами, в ходе которых администраторы предоставляют положительные отзывы и рекомендации, чтобы помочь учителям улучшить свои методы обучения;
– коллективное планирование – формирование «банка» базовых заданий, выполнение которых гарантированно приведёт к достижению запланированной цели;
– поддержка образовательных инициатив и педагогического творчества – определение, создание и усовершенствование необходимых условий для формирования, выдвижения и актуализации эффективных инновационных идей членами педагогического коллектива;
– распределённое лидерство – директор разделяет с педагогами ответственность за развитие школы, делегирует свободу в выработке и принятии решений по вопросам организации учебного процесса, преподавания и обучения.
При этом руководитель несёт полную ответственность за происходящее в школе, контроль исполнения принятых им решений оставляет за собой.
На организационном уровне администрация школы обеспечивает анализ итогов оценочных процедур на административных совещаниях, представление информации из личных кабинетов информационных систем о результатах обучающихся, полученных в ходе выполнения заданий ВПР, ГИА, организует заседание методических объединений и проведение педагогического совета, на котором совместно с педагогами формулируется общая стратегия устранения дефицитов в знаниях обучающихся, а также корректируется план действий по повышению качества образования.
Анализ программного обеспечения, материально-технических условий требованиям ФГОС соответствующего уровня и корректировка мероприятий по реализации программы развития образовательной организации позволяют работать над улучшением показателей на долгосрочную перспективу.
Не менее важно планирование мероприятий в рамках текущего контроля и промежуточной аттестации. Необходимо включать в проверочные работы задания, в которых у учащихся были выявлены пробелы. Чтобы результаты школьных работ и ВПР были сопоставимы, административные проверочные работы должны иметь такую же структуру, как и ВПР.
Кроме того, администрация осуществляет контроль состояния качества преподавания учебных предметов в течение года, организации индивидуализации обучения разных категорий обучающихся; качества проведения дополнительных занятий и консультаций для обучающихся с целью дальнейшей коррекционной работы; качество использования на уроках различных видов контроля.
В направлении работы с педагогами важно понимать не только как ученики справляются с заданиями, сходными с заданиями ВПР, но и как педагоги самостоятельно справляются с устранением пробелов. В этой связи важно больше внимания уделить обучению педагогов, наращиванию их методических и предметных компетенций, организовать консультативную помощь учителям-предметникам с необъективными результатами обучающихся по вопросам критериального оценивания.
Изучение эффективного педагогического опыта других образовательных организаций с наиболее высокими и объективными результатами, конференции, круглые столы, курсы повышения квалификации и система стимулирования (материального и нематериального), безусловно, способствуют повышению качества образовательных результатов.
Организация обмена опытом между педагогами организации в рамках внутрикорпоративного обучения относительно способов и путей решения выявленных проблем, проведение совместных заседаний, направленных на повышение качества начального общего и основного общего образования, взаимопосещение уроков учителей начальных классов и учителей-предметников основной школы, тиражирование успешного опыта организации деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, следование федеральным рекомендациям по подготовке и проведению всероссийской проверочной работы также являются неотъемлемой частью работы на административном уровне.
По-прежнему в зоне пристального внимания остается работа с родителями (законными представителями) обучающихся. Родительские собрания позволяют сформировать представление о важности, объективности и открытости оценочных процедур, дают возможность знакомить родителей с обобщенными обезличенными результатами ВПР, спецификой заданий, типичными недостатками, выявленными в работах школьников. Эта форма наряду с чатами, госпабликами позволяет распространять информационные буклеты с ссылками на пробные контрольно-измерительные материалы федерального уровня, психолого-педагогические памятки, буклеты о том, как общаться с ребенком перед проверочными работами, какие условия создать.
На педагогическом уровне в целях эффективности освоения образовательных программ по предметам и достижения планируемых результатов важно:
– руководствоваться в организации образовательного процесса требованиями ФГОС к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения ООП всех уровней образования;
– включать в содержание уроков, дополнительных занятий задания, направленные на организацию адресной работы над ошибками, выявленными в ходе анализа результатов оценочных процедур, в частности ВПР;
– организовывать проектную коллективную и индивидуальную деятельность, которая поможет сформировать универсальные учебные действия;
– включать практические работы, направленные на формирование УУД, том числе посредством использования форм коллективной и индивидуальной деятельности. При их разработке использовать демоверсии контрольно-измерительных материалов ФИОКО, ФИПИ;
– использовать задания, направленные на развитие вариативности мышления учащихся и умений применять знания в новой или нестандартной ситуации, позволяющие развивать у детей умение создавать и преобразовывать модели и схемы в процессе решения задач или моделировать эксперименты.
– использовать в своей работе педагогические технологии, методы, формы и средства обучения, которые нацелены на достижение метапредметных результатов образования;
– совершенствовать навыки работы обучающихся по поиску, анализу и переводу информации из одной формы в другую;
– не использовать занятия внеурочной деятельности для реализации курсов по подготовке к ВПР или ГИА.
Системный подход в работе администрации и педагогов, ориентированность на оптимизацию ресурсов позволит повысить качество образовательных результатов. Обратим внимание, что ключевым вопрос при этом является вопрос реализации задач педагогического лидерства руководителя школы и его команды [6], выражающихся в следующем:
– донесение внешних ожиданий до педагогического коллектива, который заключается в переводе и объяснении внешних запросов, чтобы содействовать их осмыслению и созданию общего понимания направления развития в школе;
– создание насыщенной образовательной среды (включающей организацию сотрудничества между учителями, учениками и родителями (законными представителями), а также взаимодействие с социумом);
– поддержка работы учителей, направленная на создание условий для их профессионального роста на основе изучения системы работы каждого учителя. Такая поддержка ориентирована на определение для каждого учителя индивидуальных целей профессионального развития, карьерного роста и рубежей их достижения.
– разработка и внедрение новых образовательных программ с учетом особенностей и потребностей разных групп обучающихся в образовательной организации.
Литература
- Аналитические материалы Центра мониторинга и развития образования. – Электронный ресурс. – URL: https://niso54.ru/upravlenie-po-rezultatam/uko/analitika-i-statistika (дата обращения: 24.11.2025).
- Концепция управления качеством образования (утв. приказом департамента образования мэрии города Новосибирска от 28 июня 2022 г. № 0545-од «Об утверждении Концепции управления качеством образования на период с 2022 по 2027 год»). – Электронный ресурс. – URL: https://niso54.ru/sites/default/files/docs/msoko/Prikaz%20DO%2028.06.22_0545%20Ob%20utverzhdenii%20Koncepcii%20UKO%20Novosibirska%2022-27_0.pdf (дата обращения: 24.11.2025).
- Методология и показатели оценки качества общего образования в Российской Федерации (утв. Минпросвещения России, Рособрнадзором 22.12.2023. – Электронный ресурс. – URL: https://legalacts.ru/doc/metodologija-i-pokazateli-otsenki-kachestva-obshchego-obrazovanija-v-rossiiskoi/?ysclid=mibaedvbe1605425561 (дата обращения: 24.11.2025).
- Пингвин О. и др. Педагогическое лидерство директоров школ как фактор, определяющий профессиональное развитие учителей//Азиатско-Тихоокеанский журнал по изучению второго и иностранного языков, номер статьи: 63 (2024) – URL: sfleducation.springeropen.com (дата обращения: 24.11.2025).
- Рекомендациях по использованию результатов оценочных процедур в системе общего образования утверждены Минпросвещения России от 5 июня 2025 года №ОК-1656/03. – Электронный ресурс. – URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-05.06.2025-N-OK-1656_03/ (дата обращения: 24.11.2025).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – Электронный ресурс. – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=502289&ysclid=mibai9jqd2414636523 (дата обращения: 24.11.2025).
- Я – эффективный директор: как разработать и реализовать программу улучшения образовательных результатов учащихся школы: учебно-методическое пособие / [сост. Н.В. Бысик и др.]. – М.: Университетская книга, 2018. – 112 с. – Электронный ресурс. – URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/230368822.pdf (дата обращения: 24.11.2025).
| Количество просмотров: 7 |
Добавить комментарий