Разработка и реализация программ дополнительного образования в рамках летнего лагеря

 

Баузер Елена Викторовна,

методист муниципального опорного центра дополнительного образования, муниципальное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Новосибирский Институт Современного Образования», Новосибирск, Российская Федерация

Elena V. Bauzer,

methodologist at the municipal support center for additional education, Municipal Autonomous Institution of Further Professional Education «Novosibirsk Institute of Modern Education», Novosibirsk, Russian Federation

 

Разработка и реализация программ дополнительного образования в рамках летнего лагеря

Development and implementation of additional education programs within the framework of a summer camp

В статье рассмотрены отличия программы организации летнего отдыха и оздоровления детей и программы дополнительного образования. Описаны этапы разработки программ, их виды, цели и задачи каждой в соответствии с нормативно-правовыми документами.

Ключевые слова: программа дополнительного образования, организация детского отдыха и оздоровления, образовательные потребности.

The article examines the differences between the program for organizing summer recreation and health improvement for children and the program for additional education. The stages of program development, their types, goals and objectives of each in accordance with regulatory documents are described.

Keywords: additional education program, organization of children's recreation and recreation, educational needs

 

Летний период представляет собой важный этап в жизни каждого ребёнка, характеризующийся существенным снижением образовательной нагрузки и появлением значительного количества свободного времени. После интенсивного учебного года дети нуждаются в восстановлении физических сил и эмоциональной энергии, что делает лето благоприятным периодом для отдыха и релаксации. Однако этот временной промежуток также открывает широкие возможности для развития личности ребёнка и удовлетворения его образовательных потребностей посредством активного участия в программах дополнительного образования.

Многие дети часть летних каникул проводят в лагере дневного пребывания, организованного при школе, либо в стационарных детских оздоровительных лагерях. Дополнительное образование в лагере – один из способов совместить отдых ребенка и удовлетворение его образовательных потребностей, развить его интерес к обучению.

Однако программы организации летнего отдыха и оздоровления детей и программы дополнительного образования имеют существенные отличия. Рассмотрим их.

Программы организации летнего отдыха и оздоровления детей разрабатываются на основании Приказа Минобрнауки России от 13.07.2017 N 656 «Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления» [1] и Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2025 № 209 «Об утверждении федеральной программы воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления и календарного плана воспитательной работы» [2].

 В Примерном положении о лагерях, организованных образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), отмечено, что одной из задач школьного лагеря является осуществление образовательной деятельности по реализации дополнительных общеразвивающих программ (п.7.)

В федеральной программе воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления также предусмотрена реализация дополнительных общеобразовательных программ в рамках работы лагеря. В п.17.2. раздела III указано: «Дополнительное образование детей в организации отдыха детей и их оздоровления может являться одним из основных видов деятельности и реализовываться через программы профильных (специализированных, тематических) смен, а также деятельность кружковых объединений, секций, клубов по интересам, студий, дополняющих программы смен в условиях организации отдыха детей и их оздоровления».

Программа деятельности лагеря – комплексный документ, в котором должны быть отражены различные направления и виды деятельности детского и взрослого коллективов.

Программы делятся по типам лагеря:

– программа загородного лагеря с круглосуточным пребыванием;

– программа лагеря с дневным пребыванием;

– программа туристического лагеря палаточного типа;

– программа детского санаторно-оздоровительного лагеря.

По продолжительности программы лагеря могут быть:

– краткосрочные (смена длится от 5 (7) до 21 дня);

– долгосрочные (круглогодичные стационарные лагеря).

Программы деятельности лагеря могут быть комплексными, когда реализуется несколько направлений развития одновременно, и профильными, если за основу берется одно направление.

В лагере может быть реализована программа профильной смены. Мероприятия и деятельность участников смены планируются в соответствии с задачами, которые ставит перед собой организация, организующая отдых и оздоровление детей в летний период.

Направленности профильной смены могут быть различными:

  • Социально-педагогическая поддержка;
  • Художественно-эстетическая;
  • экологическая;
  • спортивно-оздоровительная;
  • археологическая;
  • патриотическая и др.

В соответствии с направленностью разрабатываются и проводятся программы, например, «Город мастеров», «Я – лидер», «Подросток», «Юный эколог», «Школа здоровья», «Созвездие талантов», «Волонтеры» и др. Также организуются смены для детей из «групп риска» (детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, для опекаемых детей) с психолого-педагогическим сопровождением.

Тематика смены может быть создана по мотивам популярных приключенческих фильмов или компьютерных игр, ролевых игр на исторические или фантастические сюжеты и др.  Например, «Последний герой», «В гостях у сказки», «В мире роботов», «Морское путешествие» и т. д.

Вместо отрядов могут быть команды, экипажи, вместо вожатых – лидеры. Особое внимание должно уделяться обучающим занятиям, на которых дети учатся развивать логику и коммуникативные навыки.

Педагогическая программа деятельности лагеря утверждается руководителем лагеря, или руководителем образовательной организации, или учредителем.

Пребывание детей в лагере регулируется законодательством Российской Федерации и договором об организации отдыха и оздоровления ребенка, заключенным с родителями (законными представителями) детей.

Что касается дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, то они разрабатываются в соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ [4]. Особенности проектирования программ дополнительного образования подробно изложены в Методических рекомендациях по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, разработанными ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ» [5].

Дополнительные общеобразовательные программы разрабатываются по шести направленностям: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной [3]. Организация самостоятельно выбирает направленность и профиль программы, определяет цель, задачи, содержание и механизм оценивания результатов освоения программы обучающимися.

Ключевым отличием от программ лагеря является то, что цель и задачи программы дополнительного образования направлены на достижение образовательного результата, удовлетворение образовательной потребности обучающихся.

Программы дополнительного образования, реализуемые в рамках лагеря, являются краткосрочными, объемом не менее 8 часов и не более 72 часов [5, 72].

Программы дополнительного образования могут быть включены в программу лагеря (лагерной смены). В рамках одной смены может реализовываться несколько дополнительных общеобразовательных программ.

Реализация программ дополнительного образования в рамках летнего лагеря помогает решить организации несколько важных задач.

Во-первых, программы дополнительного образования, которые планируется реализовать в течение следующего учебного года, проходят апробацию. Педагог получает реальную возможность выяснить востребованность программы, уточнить соответствие цели и предполагаемого результата, откорректировать содержание и т. д.

Во-вторых, в летнее время программы, которые реализовывались в течение учебного года, могут быть модифицированы и продолжены в виде практических занятий, направленных на закрепление полученных знаний, что обеспечивает непрерывность образовательного процесса.

В-третьих, программы дополнительного образования помогут решить конкретные задачи по работе с обучающимися, показавшими низкие образовательные результаты, а также с детьми, нуждающимися в педагогической либо психологической поддержке (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети-мигранты).  Это могут быть программы, направленные на закрепление или углубление знаний, полученных в течение учебного года, развитие коммуникативных навыков, социальную адаптацию и т. д.

В-четвертых, организация может использовать летний лагерь как площадку для проведения анализа материально-технических и кадровых ресурсов, определения задач дополнительного образования в учреждении на следующий учебный год.

Кроме того, программы дополнительного образования имеют большой воспитательный потенциал, в них так или иначе учитываются мероприятия различных направлений воспитательной работы, проводимые в лагере. Группы объединяются по интересам, общение становится более свободным и между сверстниками, и между детьми и взрослыми. Дети учатся совместно решать задачи, взаимодействовать между собой, пробуют свои силы в различной деятельности. Задача педагога – грамотно и ненавязчиво направлять их, помогать обрести уверенность, создавать ситуацию успеха.

Таким образом, летний период является оптимальным временем для реализации образовательных инициатив, направленных на всестороннее развитие ребёнка, поддержание уровня интеллектуального потенциала и подготовку к следующему учебному году. Разрабатывая программу летнего лагеря, организации полноценного отдыха и оздоровления детей, педагоги могут использовать ресурсы дополнительного образования для   удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, что позволит детям расширить кругозор, углубить знания в интересующих областях, развить творческие способности и приобрести новые навыки. Такие программы способствуют формированию личностных качеств, повышению мотивации к обучению и поддержанию интереса к различным видам деятельности. Важно отметить, что грамотное использование ресурсов дополнительного образования способствует гармоничному развитию ребёнка, обеспечивая баланс между отдыхом и познавательной активностью, что положительно сказывается на результатах последующего учебного процесса.

 

Литература

 

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июля 2017 г. № 656 «Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.08.2017 N 47607). – Электронный ресурс. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201708020008 (дата обращения: 21.05.2025).
  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2025 № 209 «Об утверждении федеральной программы воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления и календарного плана воспитательной работы» (Зарегистрирован 31.03.2025 № 81693).  – Электронный ресурс. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202503310005 (дата обращения: 21.05.2025).
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». – Электронный ресурс. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209270013 (дата обращения: 21.05.2025).
  4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»). – Электронный ресурс. – URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-18112015-n-09-3242-o-napravlenii/#100006 (дата обращения: 21.05.2025).
  5. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (включая разноуровневые и модульные): методические рекомендации по разработке и реализации. – 3-е изд., изм. и дополн. – Новосибирск: ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», РМЦ, 2023. – 78 с.
Количество просмотров: 90  

Добавить комментарий

Target Image
1. Система организации конкурсов и олимпиад различного уровня с целью выявления и поддержки одаренных детей № 34 (2), июнь 2025
2. Современные инструменты руководства педагогическим коллективом: разработка и использование управленческих карт сотрудников № 34 (2), июнь 2025
3. Разработка и реализация программ дополнительного образования в рамках летнего лагеря № 34 (2), июнь 2025
4. Стратегия единства семьи и школы в проблемных вопросах образования и воспитания: выявление зон административно-педагогического воздействия, эффективное корректирование и реагирование № 34 (2), июнь 2025
5. Система работы МАОУ СОШ № 217 г. Новосибирска по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов школьников № 33 (1), март 2025
6. Управление инновациями в образовательной организации № 33 (1), март 2025
7. Интеграция дополнительного образования в систему общего образования гимназии как эффективный механизм повышения качества и успешности школы по актуальным показателям современного образования № 33 (1), март 2025
8. Ключевые аспекты и перспективы развития дошкольного образования: обзор нормативных правовых документов № 33 (1), март 2025
9. Программа развития общеобразовательной организации – участника Федерального проекта «Школа Минпросвещения России»: особенности разработки, анализ типичных затруднений № 33 (1), март 2025
10. Организация мониторинговых процедур в образовательной организации: виды, направления, назначение № 33 (1), март 2025
11. Система оценки образовательных достижений обучающихся в рамках ВСОКО: содержание и структурные компоненты № 33 (1), март 2025
12. Аналитика в работе административной команды образовательной организации № 33 (1), март 2025
13. Возможности муниципальной системы оценки качества образования в развитии образовательных организаций города Новосибирска № 33 (1), март 2025
14. Технология «ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ВУЗ» как предиктор успешности профессиональной навигации молодежи № 32 (4), декабрь 2024
15. Информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум» как современный цифровой инструмент коммуникации в образовании № 32 (4), декабрь 2024
16. Проведение профильных смен с целью популяризации биотехнологического образования среди школьников города Новосибирска № 32 (4), декабрь 2024
17. Роль профильных центров и модели управления Сант-Галлена в модернизации образовательных процессов в России № 32 (4), декабрь 2024
18. От командного проектирования к развитию лидерской позиции учителя № 32 (4), декабрь 2024
19. О механизмах формирования психологической безопасности в муниципальной системе образования города Новосибирска № 32 (4), декабрь 2024
20. Методические ресурсы мегаполиса в обеспечении доступной образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями № 32 (4), декабрь 2024

Страницы