Организация взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников в контексте краеведческого образования

 

Панюшкина Марина Михайловна,

старший воспитатель МБДОУ д/с № 460, Новосибирск, Российская Федерация

Marina M. Panyushkina,

senior kindergarten teacher MBDOU d/s No. 460, Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Данилова Екатерина Юрьевна,

педагог-психолог МБДОУ д/с № 460, Новосибирск, Российская Федерация

Ekaterina Y. Danilova,

teacher-psychologist MBDOU d/s No. 460, Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Орлова Ольга Викторовна,

 

Организация взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников в контексте краеведческого образования

Organization of interaction between preschool teachers and parents of students in the context of local history education

В статье раскрываются аспекты организации сотрудничества педагогов с родителями в сфере краеведческого образования детей дошкольного возраста. Определены цели и задачи краеведческого образования в детском саду, раскрыты этапы взаимодействия педагогов, родителей и детей в ходе конструктивно-творческой деятельности по совместному изготовлению макетов достопримечательностей Заельцовского района и города Новосибирска.

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, краеведческое образование, изготовление макетов, конструктивная творческая деятельность.

The article reveals aspects of the organization of cooperation between teachers and parents in the field of local history education of preschool children. The goals and objectives of local history education in kindergarten are defined, the stages of interaction between teachers, parents and children in the course of constructive and creative activities for the joint production of models of sights of the Zaeltsovsky district and the city of Novosibirsk are revealed.

Keywords: interaction with parents, local history education, making layouts, constructive creative activity.

 

Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют значительную роль в становлении личности ребёнка. В распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» говорится о том, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины». Одной из основных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (п. 1.6. ФГОС ДО) [6].

Краеведческое образование дошкольников, предполагающее знакомство детей с родным краем (с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями), направлено на решение актуальной проблемы современного образования – нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Оно способствует формированию у детей таких черт характера, которые помогут им стать патриотами своей Родины.

В нашем детским саду краеведческое образование строится на основе реализации программы «Новая Сибирь – мой край родной». Ключевой целью данной программы является создание условий для нравственно-патриотического воспитания детей 4-7 лет через их приобщение к культурно-историческому наследию родного города и района, знакомство с природными особенностями и достопримечательностями.

Поставленную цель реализуем через решение следующих задач:

1. Способствовать формированию представлений детей о городе Новосибирске и Заельцовском районе, о социокультурных и исторических ценностях (символике, архитектурных особенностях, учреждениях культуры, достопримечательностях, памятниках).

2. Способствовать воспитанию чувства привязанности и любви к своему городу, родному району, восхищения его красотой и достопримечательностями.

3. Способствовать приобщению детей к истории и традициям Заельцовского района и города Новосибирска в целом.

4. Побуждать дошкольников к самостоятельной игровой деятельности с использованием макетов.

5. Побуждать детей к проявлению заботливого отношения к своему родному городу и району через реализацию проектной деятельности и социальных акций.

6. Обеспечить активное участие семей в процессе краеведческого образования детей, в том числе посредством проведения проектов и творческих работ.

Успешное решение задач краеведческого образования невозможно без активного участия родителей, поэтому вся работа строится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Одной из наиболее интересных форм взаимодействия с родителями в рамках реализации программы является организация творческих мастерских, предполагающих совместную конструктивно-творческую деятельность с детьми и родителями по созданию макетов достопримечательностей Заельцовского района и города Новосибирска.

При изготовлении макета дети узнают о различных явлениях и объектах окружающей среды, сравнивают их, делают выводы. А это способствует расширению их познавательной сферы, позволяет трансформировать полученные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. В процессе макетирования активизируется мыслительная деятельность, развивается речь детей. Макет, созданный совместно детьми и взрослыми, является эффективным наглядным материалом и должен отвечать определенным требованиям:

- макет представляет собой уменьшенную копию объекта (существующего и несуществующего), которую можно потрогать;

- макет представляет собой крепкую, устойчивую конструкцию, которую можно легко перемещать в пространстве группового помещения, доступную дошкольникам для игры;

- любой вид макета (напольный, настольный) должен быть удобным в обращении.

Деятельность творческой мастерской подразумевает прохождение ряда этапов.

Первый этап – предварительно-организационная работа – предполагает:

- обогащение собственного опыта детей посредством проведения образовательной деятельности в форме рассказов, бесед, виртуальных экскурсий, знакомящих детей с достопримечательностями и интересными местами Заельцовского района и города Новосибирска. В приемных групп и холлах детского сада педагогами размещаются qr-коды виртуальных экскурсий, которыми могут в любой момент воспользоваться родители вместе с детьми;

- обогащение жизненного опыта детей через организацию семейных прогулок к местам и достопримечательностям, которые будут представлены в будущих макетах;

- подбор методической и художественной литературы по выбранной теме макета предполагает также активное участие родителей посредством организации акции «Узнал сам – поделись с другими» (родители вместе с детьми подбирают и приносят в группу детского сада фотографии, картинки, исторические сведения о Новосибирске, его достопримечательностях и пр.);

- создание комплекса дидактических игр по краеведению (проведение мастер-классов для родителей «Создание игр своими руками» и пр.).

- сбор материала, его подготовка для создания макета (разные виды материалов для ручного труда), в котором также непосредственное участие принимают семьи воспитанников.

Второй этап – создание объемного макета, подразумевающее изготовление его основы и наполнение предметными атрибутами. Этот этап проходит в двух пространствах – детского сада и семьи. При этом педагоги и родители договариваются, что и как они будут делать.

Работа с детьми на описываемом этапе включает в себя конструктивную и художественно-изобразительную деятельность, обязательно творческого характера. Например, это может быть скульптурное моделирование из разнообразных материалов. Дополнительные элементы (детали, фигурки животных, людей и прочий антураж) изготавливаются из бумаги, картона, пластилина, природного и бросового материалов в ходе совместной продуктивной деятельности детей, воспитателей и родителей. Они являются важной составляющей макета, так как позволяют преобразовать его в пространство для детской игры.

Третий, заключительный этап, подразумевает презентацию макета и активизацию игры с ним. Необходимо обратить внимание на то, что презентует работу ребенок, при этом ему могут помогать родители. Представленный макет становится элементом образовательной среды. В образовательном процессе каждый из макетов может применяться как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Таким образом, созданное игровое пространство ДОО дополняется новым предметным материалом, а педагоги вместе с воспитанниками придумывают игровые сюжеты на основе макетов.

В результате организации творческой мастерской созданы разнообразные макеты по общей теме «Район, в котором мы живем». Приведем некоторые из них.

Макет «Зоопарк города Новосибирска» позволяет знакомить дошкольников с одним из самых интересных мест города Новосибирска – Новосибирским зоопарком и его обитателями, природно-охранной деятельностью, направленной на сохранение редких видов животных, птиц, рыб, растений. Образовательная деятельность с макетом Новосибирского зоопарка способствует активизации познавательного интереса у детей к природному миру, формированию бережного отношения к природе и активной природно-охранной позиции у детей через игровое моделирование (см. рис. 1).

Рисунок 1. Макет Новосибирского зоологического парка им. Р. А. Шило

 

Макет Заельцовского парка представляет собой сложную композицию, включившую в себя Детскую железную дорогу, Веревочный парк «Слабо» и Этнопоселение. На основе данного макета проводятся игры и беседы, знакомящие детей с интересными местами родного города.

Макет «Детская железная дорога» – результат совместного творческого труда педагогов, детей и родителей. С его помощью дошкольники знакомятся с железной дорогой, профессией железнодорожника, осваивают правила безопасного поведения на железной дороге (рисунок 2).

Рисунок 2. Макет Детской железной дороги

 

С помощью макета «Автогородок» решаются задачи формирования у детей основ безопасного поведения на дороге. Дети моделируют различные проблемные ситуации, которые требуют разрешения (рисунок 3).

Рисунок. 3 Макет детского автогородка

Создавая макет фонтана у ДК «Энергия», дети познакомились с историей его создания, особенностями функционирования, провели элементарные опыты по созданию водяной струи, что, безусловно, способствовало повышению интереса детей к познавательно-исследовательской и краеведческой деятельности.

С помощью макетов скульптур «Глобус» и «Песочные часы», изготовленных из фольги, дети знакомятся с необычными архитектурными сооружениями Новосибирска, проявляют интерес к изучению других скульптур нашего города, придумывают свои.

Макет «Площадь Калинина» стал одним из наиболее популярных макетов среди дошкольников. Дети с удовольствием играют с ним, моделируя ситуации поведения пешеходов на сложном перекрестке (рисунок 4).

Рисунок 4. Макет площади им. М. И. Калинина

 

Макет памятника «Воинам-участникам локальных конфликтов» знакомит дошкольников с ролью и значением Российской армии в жизни нашей страны, что способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств, уважения к защитникам нашей родины.

Таким образом, представленная организация краеведческого образования дошкольников в условиях ДОО и семьи повысила интерес воспитанников и их семей к родному району и городу, расширила и обогатила представления о природных особенностях, исторических событиях, культуре и достопримечательностях. Совместное изготовление макетов объединило всех участников образовательного процесса, способствовало обсуждению друг с другом актуальных вопросов и установлению сотруднических отношений. Конструктивно-творческая деятельность в форме творческих мастерских позволила преобразовать и обогатить среду ДОО: педагогами и родителями были собраны интересные книги, альбомы, пособия, совместно с детьми были изготовлены макеты достопримечательностей и интересных мест Заельцовского района и города Новосибирска.

 

Литература

  1.  Квашин А. Новосибирск для детей. Энциклопедия. – Москва: Издательство Эксмо. – 2020. – 128 с.
  2. Клевцова М. Н. Макетирование в детском саду / М. Н. Клевцова, С. Ф. Ходеева. — Молодой ученый. – 2017. – № 36 (170). – С. 86-89. – Электронный ресурс. – URL: https://moluch.ru/archive/170/45559/ (дата обращения: 12.03.2024).
  3. Новая Сибирь – мой край родной: программа краеведческого образования детей дошкольного возраста Новосибирской области. / Е. Ю. Данилова, [и др.]. – Новосибирск: Издательство НИПКИПРО, 2019. – 71 с. – ISBN 978-5-87847-741-3.
  4. Рекорды и достижения Новосибирска (Новониколаевска) / Гл. ред. и сост. Гаврилов В. Ю. – Новосибирск: Нонинвест. – Вып. 2. – 2013. – 255 с.
  5. Чеменева А. А., Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО. 2-7 лет. ФГОС / А.А. Чеменева, О.А. Ушакова-Славолюбова, Ю.А. Куканнова. – Спб, Детство-пресс, – 2019. – 112 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) с изменениями от 08.11.2022г. – Электронный ресурс. – URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/?ysclid=ltoa9h4yih211852904 (дата обращения: 12.03.2024).
Количество просмотров: 572  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка и внедрение воспитательного проекта «Азбука нравственности» (из опыта работы)
2. Формирующее оценивание как способ повышения мотивации обучающихся
3. Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие повышения качества образования
4. Трудовое воспитание младших школьников. Реализация проекта «Ситиферма.220»
5. Формирование фразовой речи у дошкольников через развитие пространственных представлений
6. Онтология смыслового пространства учителя литературы, практикующего технологию мыследеятельностного и деятельностного содержания образования
7. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства
8. Формирование ценностно-смысловых ориентиров обучающихся через знакомство и приобщение к образцам культурного телевизионного и мультипликационного наследия нашей страны ХХ века в условиях образовательного пространства
9. Общие подходы к организации и проведению детско-родительского тренинга в работе педагога-психолога ДОУ
10. «Игротур» как форма поддержки инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста
11. Организация взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников в контексте краеведческого образования
12. Современные подходы к изучению сложных тем обществознания (из опыта работы)
13. Обучение слепых и слабовидящих детей кулинарным навыкам на уроках технологии
14. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом (из опыта работы)
15. Методические приемы построения рисунков на учебных занятиях математики со слепыми обучающимися
16. Роль школьного театра и театрализованной деятельности в коррекции и становлении речи детей с ОВЗ
17. Взаимодействие педагогов ДОУ при организации досуговой деятельности с детьми, имеющими ОВЗ
18. Развитие творческого потенциала детей в системе дошкольного образования путем реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений
19. Практика сопровождения детей со сложной структурой дефекта на дому
20. Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по математике

Страницы

1. Теоретические основы интеграции робототехники в дополнительное образование №31/2024 Новосибирск
2. Формирование культуры здоровья обучающихся посредством школьного спортивного клуба №31/2024 Новосибирск
3. Интеграция школьных предметов «Информатика» и «Труд (технология)» в свете требований ФОП №31/2024 Новосибирск
4. Повышение уровня функциональной грамотности на уроках и внеурочных занятиях №31/2024 Новосибирск
5. Урочная и внеурочная деятельность в специализированных медицинских классах №31/2024 Новосибирск
6. Образовательные и социальные дефициты детей мигрантов. Пути их преодоления №31/2024 Новосибирск
7. Лингвистический анализ текста как прием подготовки к итоговой государственной аттестации по русскому языку №31/2024 Новосибирск
8. Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста с использованием игровой модели (из опыта работы) №31/2024 Новосибирск
9. Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обучения №31/2024 Новосибирск
10. Индивидуальная проектная деятельность по искусству как способ формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского №31/2024 Новосибирск
11. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельности №31/2024 Новосибирск
12. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи №31/2024 Новосибирск
13. «Тьюторство сверстников» как ресурс инклюзивного подхода в дошкольной педагогике №31/2024 Новосибирск
14. Потенциал использования авторского пособия «Галечный конструктор» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста №31/2024 Новосибирск
15. Конкурсное движение в рамках курса ОРКСЭ как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся и профессионального роста педагогов №31/2024 Новосибирск
16. Особенности развития младших школьников с задержкой психического развития №31/2024 Новосибирск
17. Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи №31/2024 Новосибирск
18. Развивающая предметно-пространственная среда как фактор разностороннего развития личности дошкольника №31/2024 Новосибирск
19. Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников №31/2024 Новосибирск
20. «НовоСибСад» – модель успешного инновационного развития дошкольной образовательной организации №31/2024 Новосибирск

Страницы