Захарова Марина Владимировна,учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ № 15, Новосибирск, Российская Федерация, SPIN-код: 4242-0330 Marina Vl. Zakharova, teacher of history and Social Studies, MBOU SECONDARY SCHOOL No. 15, Novosibirsk, Russian Federation, SPIN: 4242-0330 |
Формирующее оценивание как способ повышения мотивации обучающихся
В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы применения технологии формирующего оценивания и обратной связи участников образовательного процесса с применением ИКТ при преподавании курсов «Основ религиозных культур и светской этики» и «Основ духовно-нравственной культуры народов России» в образовательных учреждениях г. Новосибирска. Определяется динамика внедрения приемов формирующего оценивания с целью повышения мотивации обучающихся.
Ключевые слова: приемы формирующего оценивания; мотивация; обратная связь; плагиат, снижение стресса.
The article discusses theoretical and practical issues of using the technology of formative assessment and feedback from participants in the educational process using ICT when teaching the courses «Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics» and «Fundamentals of the Spiritual and Moral Culture of the Peoples of Russia» in educational institutions of Novosibirsk. The dynamics of implementation of formative assessment techniques in order to increase student motivation are determined.
Keywords: formative assessment techniques; motivation; feedback; plagiarism, stress reduction
Обучение в школе – это не только первый шаг ко взрослой жизни, основанный на ответственности и упорном труде, но и путь к успешной карьере и повышению уровня жизни. На уроках школьники получают теоретические знания, которые являются базой для практики, и успешное их применение зависит от степени понимания важности теоретических знаний. К сожалению, обучающиеся не всегда готовы быть эффективными получателями такого знания. Причины отсутствия мотивации могут быть самыми разными – от неспособности глубоко осмыслить изучаемый предмет до осознания того, что данный предмет никак не будет ими использоваться в будущем.
Во время обучения в школе ученики сталкиваются со многими академическими и личностными проблемами, которые могут повлиять на продуктивность их обучения. Кроме того, получая образование, школьники узнают о себе, о степени своей успешности. Таким образом, знания, которые получают обучающиеся, способствуют их личностному росту. Полноценный опыт обучения в школе может привести к успешному обучению в колледже или ВУЗе, в дальнейшем – к отличной карьере и формированию полноценной личности [4, 112].
Тем не менее, применение знаний, полученных в школьные годы, требует постоянной поддержки в профессиональном совершенствовании, задача учителя – научить ребенка учиться и переучиваться, чтобы в последующей жизни он мог быть востребованным на рынке труда.
Одним из многочисленных способов повышения мотивации школьников со стороны преподавателей в процессе обучения является технология формирующего оценивания, которая, как отмечают исследователи, способна решить некоторые проблемы, возникающие в процессе обучения [6, 87].
Одна из таких проблем – уровень способностей ученика, который может препятствовать пониманию преподаваемого предмета и приводить к потере интереса к участию в занятиях, выполнению заданий или даже отказу от изучения предмета. Другие проблемы: высокая степень плагиата при выполнении письменных работ и давление со стороны семьи и школы, требующих максимальной отдачи [5, 12]. Хотя с точки зрения стороннего наблюдателя это кажется вполне справедливым и логичным. Семья заботится о будущем своего ребенка, получение высших баллов означает возможность учиться в лучшем университете, в дальнейшем – получение престижной профессии и карьерный рост. Тем не менее, как отмечают исследователи, это не способствует получению школьниками опыта обучения и может вызвать излишний стресс, который, в свою очередь, еще более способен помешать процессу обучения и привести к потере мотивации [12].
Педагоги школ рассматривают учебный процесс как целостное явление, поэтому улучшение успеваемости школьника в результате повышения интереса к обучению, улучшению дисциплины в классе не только возможно, но и ожидаемо. Постановка потребностей ученика в центр воспитания и обучения способствует образовательному прогрессу, так как эти потребности, связанные с возрастом, уровнем интеллектуального развития, сформированности эмоционального интеллекта, учитываются при разработке учебных программ, при оценивании школьника, а также при конструировании урока [3].
Формирование знаний и их правильное применение обучающимися – конечная цель каждого учителя [3, 32]. Применение средств ИКТ в образовательном процессе напрямую связано с этой целью и позволяет рассматривать цифровизацию образования и с точки зрения повышения мотвации.
Вспышка заболевания COVID-19 обусловила использование дистанционного обучения в школах России, большинство которых смогли адаптировать свои учебные программы и перешли с очного обучения на онлайн-платформы. Однако не многие из них обладали необходимыми инструментами для плавного использования информационных платформ, и лишь малая часть школ владела способами оценивания ответов школьников при таком обучении [1, 14].
Благодаря широкому распространению цифровой информации и легкому доступу к ее использованию, преподаватели школ сегодня уже применяют ИКТ в учебном процессе повсеместно [1, 8]. В образовании применяются различные образовательные платформы, и актуальными становятся исследования, связанные с выявлением влияния ИКТ на когнитивные и поведенческие установки школьников. На сегодняшний день немного работ посвящено изучению использования цифровых платформ, где рассматривались бы все аспекты преподавания и обучения, начиная с передачи знаний от учителя к ученику, включая формативную обратную связь и разнообразные оценки, используемые для проверки накопленных знаний.
Оценки имеют решающее значение для процесса преподавания, поскольку они позволяют определить степень знаний, накопленных учениками в любой момент и по любому предмету. Кроме того, оценка позволяет школьникам понять свои сильные и слабые стороны, обучить их «мягким навыкам» – от тайм-менеджмента, управления стрессом до сотрудничества и общения [8, 5–31].
Оценки, полученные с использованием цифровых технологий, требуют еще более тщательного рассмотрения, поскольку в них используются современные инструменты, которые могут улучшить обучение и позволить ученикам получать удовольствие от учебного процесса и в последующем показывать более высокие результаты [8,7].
Хотя основная роль отметок заключается в оценке накопленных знаний по заданным критериям, необходимо рассмотреть их влияние на желание ученика учиться [10, 28–37]. Желание учиться тесно связано с желанием участвовать в учебном процессе, а это может привести к повышению удовлетворенности школьников и последующему повышению успеваемости.
Как показывает практика, такую роль обычно играет формативное (формирующее) оценивание, которое снижает уровень стресса, повышает уверенность в себе, способствует вовлечению школьников в процесс обучения в той мере, в какой это может способствовать расширению их знаний.
Одним из инструментов формирующего оценивания является обратная связь, благодаря которой осуществляется поддержка учебного процесса обучающихся и повышение их успеваемости. Способы, с помощью которых формирующая обратная связь может способствовать обучению неотъемлемы от видов, в которых эта форма оценивания может быть представлена для достижения основной цели образования.
Формирующая обратная связь может быть представлена в виде написания проекта путем предоставления чернового и окончательного вариантов, а также в виде экспертной или рефлексивной оценки [9, 5–31]. Общая цель, которую преследуют все виды формирующего оценивания – улучшить процесс обучения школьников, поощряя их участие в нем.
Другим аспектом предоставления обратной связи является эффект, который помогает снизить уровень стресса, поскольку внимание ученика не фокусируется на полученной оценке, а заставляет обратить внимание на саму работу и процесс ее совершенствования [11, 100–109].
Это особо важно для младшего подросткового возраста, так как формативная обратная связь позволяет вооружить школьника необходимыми знаниями, не увеличивая при этом уровень стресса, который в большинстве случаев присутствует при переходе из начальной школы в среднее звено.
Одним из способов формирующего оценивания с использованием ИТ на занятиях ОДНКНР является процессно-ориентированное письмо, поскольку в нем ценится сам процесс осмысления ошибок и их исправление без давления, направленного на получение оценки между черновыми правками. Черновые сочинения используются для изучения понимания учениками заданной темы, а также для оценки их способности искать информацию. Таким образом, ориентированное письмо служит, с одной стороны, для оценки приобретенных учащимися знаний по теме, а с другой, развитию их способности к критическому и аналитическому мышлению. Кроме того, процессно-ориентированное письмо требует адекватного использования всех механизмов письма, связанных с лексикой, грамматикой и навыками реферирования, на развитие которых требуется время и постоянная практика.
Большинство школьников при получении заданий, связанных с написанием творческих работ, сталкиваются с проблемами – они не знают, как правильно перефразировать текст источника, не обладают навыками реферирования, таким образом, чаще всего копируют чужую работу, не понимая, что такое плагиат. Для этой многочисленной категории обучающихся формирующая обратная связь является оптимальным вариантом, поскольку она не только способствует пониманию ими техники письма, но и развивает их уровень письменной речи, оказывает положительное влияние на их самооценку и чувство собственного достоинства.
Одним из примеров использования формирующего оценивания с использованием современных информационных технологий является работа участников образовательного процесса на цифровой платформе НСО ГИС «Электронная школа». Ресурс позволяет осуществлять не только мониторинг успеваемости, складывающийся из суммативных оценок, но и разрабатывать групповые и индивидуальные задания, использовать свою систему оценивания (в том числе формативную), обмениваться информацией среди участников образовательного процесса благодаря системе быстрого обмена сообщениями. На уроках ОДНКНР в пятых и шестых классах учителя активно используют возможности этого ресурса.
В начале учебного года учитель, знакомясь с детьми, представляет свои требования к творческим работам, где проговаривает их написание и отправку через систему быстрых сообщений в «электронной школе». Например, получив задание «Написать о вкладе народов России в ее культурное богатство», ученики готовят черновой вариант и отправляют учителю. После правки через обратную связь школьники уточняют спорные моменты и отправляют готовую работу. Таким образом обучающиеся учатся приводить факты и их анализировать, приводить доказательства, рассуждать, высказывать личное мнение. Найти в сети Интернет статью и ее скачать не получится – учитель попросит ее проанализировать, дать свою оценку написанному. Сначала ученик будет негативно реагировать на необходимость писать самостоятельно и выбирать источники, учитель же через обратную связь в виде вопросов вызывает интерес у школьника, просит написать оценочное суждение. Ученик через похвалу, не теряя уверенности в себе, учится работать с информацией.
Таким образом, формирующее оценивание на основе обратной связи является важным фактором повышения мотивации учеников и приобретения ими успешного опыта обучения в школе. Получая похвалу от учителя, школьники способны формализовать свое понимание заданий с помощью полученных возможностей и повысить степень анализа учебного материала, что впоследствии повышает их самоуважение и самооценку, они получают удовольствие и приобретают больше знаний при формирующем оценивании, особенно с использованием ИКТ. Роль учителя также имеет решающее значение для достижений высоких результатов учениками. Именно в сотрудничестве возможно учитывать потребности школьников, предоставлять им возможности современных технологий, чтобы они были готовы к будущей жизни.
Литература
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников // Экспериментально-педагогическое исследование. — М., 2016. – С.217–229.
- Беспалова Т. М. Изучение сформированности гражданской идентичности личности через морально-нравственные установки – патриотизм и образ Родины / Т. М. Беспалова // Наукосфера. — 2020. — № 11 (2). — С. 148–152. — Электронный ресурс. — URL: https://yadi.sk/i/8OwkExenPRwtXg/ (дата обращения: 21.01.2024).
- Гребенщикова Г. В., Еремеева А.В. О введении системы формирующего оценивания в общеобразовательных учреждениях. – Красноярск. — 2018. — 44 с.
- Краевский В. В. Методология педагогики. Пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары, 2015. — 244 с.
- Концепции развития поликультурного образования в РФ. —Электронный ресурс. — URL: http://www.mon.gov.ru (дата обращения: 27.07.2024).
- Оценивание. Виды оценивания. — Электронный ресурс. — URL: https://www.sites.google.com/site/38fgos2013/teoreticeskie-aspekty/ocenivanie (дата обращения: 11.01. 2024).
- Реан А. А. Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб., 2021. — С.152.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021 г. № 287. Электронный ресурс. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027?index=4 (дата обращения: 21.01. 2024).
- Black P., William D. Developing the theory of formative assessment // Educational Assessment, Evaluation and Accountability. — 2009. — Vol. 21 (1). — Pp. 5–31.
- Corcoran T., Mosher F. A., Ragat A. Learning progressions in science: An evidencebased approach to reform // Philadelphia, PA: CPRE., 2009.
- Hattie J., Timperley H. —The power of feedback // Review of Educational Research. —2007. — № 77. – Pp. 81–112.
- Kingston N., Nash B. Formative assessment: A meta-analysis and a call for research // Educational Measurement: Issues and Practice. — 2011. — № 30. — Pp. 28–37.
- Ruiz-Primo M. A., Li M. Examining formative feedback in the classroom context: New research perspectives // Handbook of research on classroom assessment. Thousand Oaks, CA: Sage. — 2013. — Pp. 215–232.
Количество просмотров: 611 |
Добавить комментарий