Черных Дмитрий Владиславович,директор муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Новосибирска «Центр дополнительного образования «Алые паруса», Почетный работник сферы образования Российской Федерации, Новосибирск, Российская Федерация Dmitriy V. Chernykh, director Сenter out-of-school education settings «Alie parusa», Novosibirsk, Honorary Worker of the Education Sphere of the Russian Federation, Novosibirsk, Russian Federation |
Боровиков Леонид Иванович,кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики, воспитания и дополнительного образования, государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», Почетный работник общего образования Российской Федерации, Новосибирск, Российская Федерация Leonid I. Borovikov, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor Department of pedagogy, education and supplementary education, Novosibirsk institute for advanced training and retraining of educators, Honorary Worker of General Education of the Russian Federation, Novosibirsk, Russian Federation |
Шестакова Наталья Владимировна,заместитель директора по методической и профильной работе, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска «Центр дополнительного образования «Алые паруса», Новосибирск, Российская Федерация Natalia V. Shestakova, Deputy director in teaching and research, Сenter out-of-school education settings «Alie parusa», Novosibirsk, Russian Federation |
ВЗРАЩИВАЯ ТАЛАНТ – ФОРМИРОВАТЬ ОПЫТНОСТЬ. По материалам открытого городского конкурса профессионального мастерства в области образования «Педагогические таланты»
Аннотация: В статье представлено научно-методическое обобщение опыта организации и проведения Открытого городского конкурса профессионального мастерства в области образования «Педагогические таланты». Представлены результаты поиска и апробации комплекса технологически продуктивных действий с различными характерными проявлениями педагогического таланта в конкурсно-методическом пространстве, выстраиваемом МБУДО ЦДО «Алые паруса».
Ключевые слова: педагогический опыт, педагогический талант, конкурсная деятельность, педагог-практик, творческий метод, методическое мастерство, методическая опытность.
Abstract: The article presents a scientific and methodological summary of the experience of organizing and conducting the Open Novosibirsk professional skills competition in the field of education «Pedagogical Talents». Research includes the results of the search and testing of a complex of technologically productive actions with various characteristic manifestations of pedagogical talent in the competitive and methodological space built by the Сenter out-of-school education settings «Alie parusa».
Key words: pedagogical experience, pedagogical talents, competitive activity, teacher-practitioner, creative method, methodological skill, methodological experience.
Постичь истинную природу таланта крайне непросто. Над этой бесконечно широкой, исключительно сложной и всегда актуальной проблемой настойчиво трудились и продолжают трудиться многие отечественные методологи, методисты, психологи и педагоги (Ю. П. Азаров, Б. Г. Ананьев, В. И. Андреев, А. А. Бодалёв, Л. С. Выготский, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, А. С. Макаренко, А. С. Роботова, В. А. Сухомлинский, Б. М. Теплов, К. Д. Ушинский, Г. М. Цыпин, Ю. В. Шаров, М. П. Щетинин и др.). Научно-практический поиск сущностных моментов взращивания и раскрытия педагогического таланта продолжается и поныне [2; 3; 10 и др.].
В городе Новосибирске на базе МБУДО ЦДО «Алые паруса» (директор – Д. В. Черных) вот уже в седьмой раз подряд проводится Открытый городской конкурс профессионального мастерства в области образования «Педагогические таланты» (далее – конкурс «Педагогические таланты»). Это творческое методическое событие организуется при информационной поддержке Департамента образования мэрии города Новосибирска (начальник – Р. М. Ахметгареев) и МАУ ДПО «Новосибирский Институт Современного Образования» (директор – Е. Ю. Плетнева). Положение конкурса.
Названный конкурс имеет высокий статус популярности в сообществе педагогов-практиков. Этот статус был достигнут, как мы смогли убедиться, в ходе специально проведённого опроса, прежде всего, за счёт возможности гибкого, жёстко не формализованного представления участниками конкурса своего индивидуального творческого педагогического опыта, а также за счёт сложившейся исключительно доброжелательной атмосферы общения в рамках традиционного методического события конкурса – Городских методических сред для участников – и, что не менее важно, высокопрофессиональной работы экспертов – членов жюри. Наконец, немалое значение в сохранении устойчивой популярности конкурса имеет момент наличия в содержании взаимосопряжённой творческо-поисковой деятельности участников конкурса и членов жюри контекстно сформулированной, чрезвычайно интересной для всех стратегической целевой задачи – раскрытия благоприятных условий для осуществления контрольно-метрологических и эмпирико-прогностических действий с первичными проявлениями у конкурсантов творческих педагогических задатков и способностей, творческой педагогической одарённости и строго технологически выверенного движения к раскрытию истинного педагогического таланта.
Конкурс «Педагогические таланты» занял на сегодняшний день лидирующее положение в ряду других проводимых нашим Центром дополнительного образования «Алые паруса» профессионально-образовательных акций, мероприятий и инициатив. Это открыло перед нами шанс приступить к дальнейшим, ещё более широким и сложным теоретическим обобщениям и, вместе с тем, отработать комплекс технологически продуктивных действий с различными характерными проявлениями педагогического таланта.
На основе вовлеченного участия победителей конкурса «Педагогические таланты» нами была создана на базе ЦДО «Алые паруса» Новосибирская открытая общественная лаборатория «Педагогический поиск», ориентированная на развитие творческой методической инициативы путем поиска и апробации новых форм организации открытых презентационных площадок и оказания экспертно-диагностической поддержки педагогам – участникам конкурсно-методического пространства в области воспитания и дополнительного образования, формируемого Центром дополнительного образования «Алые паруса».
В настоящий момент мы пытаемся проанализировать уникальное явление педагогического таланта в онтогенезе, его движение от ретроспективно фиксируемого момента зарождения через всегда пронизанного противоречиями становления и до наглядного достижения ситуации более полного раскрытия. В частности, чтобы не быть голословными, назовём здесь арсенал наших дополнительных апробационных экспериментально-деятельностных платформ. Это и преемственное конкурсу методическое событие – Городская ярмарка педагогических проектов, и открытый межрегиональный конкурс дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и проектов для взрослых «Грани развития», и областной семинар-практикум «Сохранение и развитие русской традиционной культуры в современном пространстве» и др.
В центре нашего самого пристального исследовательского внимания находится категория «опыт». Именно в практическом педагогическом опыте, как мы надеялись, прямо либо косвенно могут быть представлены крупицы зарождающейся, вызревающей либо, напротив, угасающей, возможно, безвозвратно уходящей в небытие талантливости. На исходном этапе нашего педагогического исследования мы поставили перед собой весьма непростую задачу: категорически опровергнуть устоявшееся мнение тех авторитетных отечественных учёных, которые считают, что «талант является не столько научным, сколько житейским понятием, поскольку не существует ни теории, ни методов диагностики таланта» [7, с. 406]. Здесь мы явно усматриваем наличие остро кризисной ситуации в деле методологически продуктивной формулировки подлинно актуальной теоретической, а равно и прикладной педагогической проблемы, имеющей своими истоками хроническое недоверие к исследовательскому компоненту профессиональной воспитательно-дидактической культуры педагога-практика.
Действительно, если уж возник более или менее продолжительный ступор в эволюции «прикладного талантоведения», то надо, по совершенно справедливой мысли выдающегося отечественного учёного Л. С. Выготского, «не уходить в сторону от накопленных фактов», а приложить все усилия, чтобы «преодолеть несостоятельность теории» [4, с. 320-321]. Сам же Лев Семёнович, к примеру, в случае возникновения в его научно-исследовательской команде подобного рода методологических затруднений, критически проанализировав допущенные просчёты и ошибки, в записной книжке от 1932 года написал слова, исключительно точно характеризующие суть рассматриваемой здесь проблемы: «Мы слишком поздно ввели системную точку зрения» [4, с 321]. А чуть ниже он вносит потрясающую по своей искренности, силе и простоте фразу, касающуюся практико-ориентированных исследовательских выводов, сформулированных на базе ретроспективного анализа проведённых исследований: «Сейчас я понимаю всё это глубже» [4, с. 321].
Не сравнивая себя с выдающимся классиком отечественной психологической науки двадцатого века Л. С. Выготским, мы, осуществив системный комплексный анализ имеющихся у нас материалов конкурса «Педагогические таланты», можем со значительной долей уверенности повторить ранее процитированные слова Льва Семёновича Выготского: «Сейчас мы понимаем всё это гораздо глубже». А потому и осмеливаемся высказать некоторые свои теоретико-методические соображения, находя нужную нам дополнительную опору в трудах выдающихся отечественных учёных-методистов, психологов и педагогов. В особенности – в творческом наследии выдающегося советского учёного и непревзойдённого методиста-практика Антона Семёновича Макаренко.
1. Личный творческий метод педагога-практика. Личная творческая индивидуальность общественного человека (Е.О. Галицких, С.А. Гильманов, О.И. Даниленко, А. В. Колесникова, Н. С. Лейтес, В.С. Мерлин, В. Д. Небылицын, Ю. М. Орлов, Б. М. Теплов и др.) находит своё концентрированное выражение в широко интерпретируемой категории «метод». Метод творческого жизнеосуществления – глубинная потребность истинно одарённого педагога-практика, решающего любые профессиональные педагогические задачи под своеобразным диктатом творчества, в значительной степени заслоняющим его обыденно-житейские грани личностного развития, гармоничного личностного роста. На практике это довольно редкое явление. Экспертная оценка требует всякий раз многомерного аналитико-синтетического подхода (С. Л. Рубинштейн). В условиях конкурса «Педагогические таланты» фокусируется как вероятностно прогнозируемая тенденция, требующая обстоятельной наставнической работы. С этой целью организовано привлечение в роли экспертов и спикеров Городской ярмарки педагогических проектов-победителей разных лет конкурса «Педагогические таланты», что позволяет педагогам-практикам перенимать лучший опыт проектирования своего личного творческого метода.
2. Две стороны метода: сторона научная и сторона искусства. Выдающийся отечественный исследователь различных сторон профессиональной творческой деятельности практических педагогических работников П. Ф. Каптерев (1849-1922) в статье «Метод и его применение» (1878) подверг скрупулёзному анализу личный творческий метод педагога, справедливо выделив в нём «сторону научную, предмет теоретических изысканий, и сторону искусства, практическую, которую наперёд, теоретически определить нельзя» [5, с. 38]. Более обстоятельно комментируя свою мысль, Пётр Фёдорович справедливо указывает: «Метод, как чисто научный, теоретический продукт, есть всегда нечто общее. Обучение же есть конкретный факт. Без искусства, без преподавательского таланта удачное применение общего к частному невозможно» [5, с. 46]. Современная российская педагогическая наука поставляет нам, условно говоря, три классические модели объективной экспертной оценки практического педагогического опыта: массовый, передовой, новаторский. В составе последнего, по гипотезе доктора педагогических наук Л. В. Мардахаева, «содержатся элементы открытия, изобретения, авторства» [8, с. 171].
Мы полагаем, что в структуре личного творческого метода для стороны искусства требуется качественно иная, более изоморфная методика экспертного оценивания достигнутого уровня профессионального воспитательно-дидактического мастерства. Для этих целей регулярно в рамках конкурса «Педагогические таланты» организуется Городская методическая среда в практико-ориентированном формате.
3. Творческое методическое мастерство. Творческому методическому мастерству посвятил многие страницы своих литературно-педагогических трудов Антон Семёнович Макаренко. В его наследии есть множество оригинальных подходов к изучению и совершенствованию этого феномена в современных российских условиях. Однако глубинные личностно-психологические механизмы обретения методического мастерства именно творчески одарёнными педагогами-практиками сегодня только лишь эскизно намечены, реально мы можем посмотреть на эту проблему только лишь со стороны, которую в своё время увидел и широко разрекламировал доктор философских наук И. А. Зязюн [6].
На наш взгляд, стабильно функционирующее творческое методическое мастерство должно вырастать из постоянно совершенствуемой практическим педагогическим работником своей творческой методической опытности. Что же такое творческая методическая опытность потенциально творчески одарённого педагога-профессионала? Отвечая на этот непростой вопрос, Константин Дмитриевич Ушинской, создатель российской научной педагогики, написал буквально следующие, изумительно точные, пронизанные технологичностью и буквально адресованные всем нам слова: «Большее или меньшее количество фактов воспитания, пережитых воспитателем. Но, конечно, если эти факты остаются только фактами, то они не дают опытности. Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, классифицироваться в нём по своим характеристическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью, и уже эта мысль, а не самый факт, сделаться правилом воспитательной деятельности педагога» [9, с. 142]. В рамках конкурса «Педагогические таланты» мы шаг за шагом осваиваем эту концептуальную технологическую модель К. Д. Ушинского, используя при этом современную технологию квантования учебных текстов, из разбивки и поэлементного усвоения [10].
Литература
- Аванесов В. С. Теория квантования учебных текстов // Педагогические измерения. — 2014. — № 1. — С. 62-77.
- Боровиков Л. И. Воспитательный талант педагога. Специфика профессионализации. Концептуальный подход к исследованию. // Дополнительное образование детей: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / Под общей редакцией Б. П. Черника. — Вып. 3. — Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2021. — С. 7-13.
- Габдулхаков В. Ф. Одарённый ребёнок и талантливый педагог: индикаторы профессионального мастерства педагога в контексте детерминантов одарённости и девиации. Монография. — М.: Московский психолого-социальный институт (изд-во НПО «МОДЭК»); Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2013. — 258 с.
- Записные книжки Л. С. Выготского. Избранное / Под ред. Екатерины Завершиевой и Рене ван дер Веера. — М.: Изд-во «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2018. — 608 с.
- Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. — М.: Изд-во «Педагогика», 1982. — 704 с.
- Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. — М.: Изд-во «Просвещение», 1989. — 302 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Астрель: АСТ Транзиткнига, 2006. — 479 с.
- Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов / Авт.-сост. Л. В. Мардахаев. — М.: Изд-во РГСУ, 2016. — 364 с.
- Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Т. I. Вопросы воспитания. — М.: Гос. уч.-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1953. — 638 с.
- Цыпин Г. М. Талант и гений: отличия «количественные» или «качественные»? // Как учить музыке одарённых детей. — М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2017. — С. 7- 16.
Количество просмотров: 565 |
Добавить комментарий