Молокова Анна Викторовна,доктор педагогических наук, доцент, проректор по научно-методической работе и цифровизации ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, Новосибирск, Российская Федерация Anna V. Molokova, doctor of pedagogical sciences, associate professor, vice-rector for Scientific and Methodological Work and Digitalization of the State Autonomous Institution of Additional Professional Education of the Novosibirsk Region Research Institute of Pedagogical and Professional Development, Novosibirsk, Russian Federation |
Обеспечение качества математического образования в начальной школе: актуальные вызовы и пути развития
В статье рассматриваются актуальные вопросы обеспечения качества математического образования в начальной школе в контексте реализации Комплексного плана мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования до 2030 года. На основе анализа нормативных требований, психолого-педагогических особенностей обучения младших школьников и типичных учебных дефицитов, выявляемых в ходе Всероссийских проверочных работ (ВПР), определяются ключевые профессиональные затруднения педагогов и предлагаются пути их преодоления через системное совершенствование методической подготовки и переориентацию учебного процесса на формирование функциональной математической грамотности.
Ключевые слова: математическое образование, начальная школа, ФГОС НОО, функциональная грамотность, учебные дефициты, профессиональные дефициты учителя, ВПР.
The article addresses current issues of ensuring the quality of mathematical education in primary school within the context of implementing the Comprehensive Plan for Improving the Quality of Mathematical and Science Education until 2030. Based on an analysis of regulatory requirements, the psychological and pedagogical specifics of teaching primary school student, and typical learning deficits identified through All-Russian Verification Works (VPR), the article identifies key professional challenges faced by teachers. It proposes pathways to overcome these challenges through systematic improvement of methodological training and a reorientation of the educational process towards the development of functional mathematical literacy. The practical significance of the study lies in its specific recommendations for modernizing the content and methods of teaching mathematics to primary school students.
Keywords: mathematical education, primary school, Federal State Educational Standard for Primary General Education (FGOS NOO), functional literacy, learning deficits, teacher professional deficits, All-Russian Verification Works (VPR), teaching methodology, teacher training.
Утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2024 года № 3333-р Комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования до 2030 года актуализирует задачу фундаментальной подготовки учащихся, начиная с первой ступени системного обучения. Математика в начальной школе является не просто учебным предметом, а основой для формирования логического, алгоритмического и пространственного мышления, закладывающей базу для успешного обучения в целом. В этой связи особую значимость приобретает анализ существующих проблем и дефицитов в системе начального математического образования и выработка эффективных механизмов их преодоления.
Анализ актуальных нормативных требований к начальному математическому образованию позволяет констатировать, что современная образовательная политика в области начального математического образования регламентируется рядом ключевых документов, обеспечивающих единство образовательного пространства. К ним относятся Федеральный закон «Об образовании в РФ», Профессиональный стандарт «Педагог», СанПиНы, а также непосредственно адресованные начальной школе ФГОС НОО и Федеральная образовательная программа начального общего образования [1, 5 и др.].
Философия современного стандарта заключается в переходе от парадигмы «заучивания фактов» к развитию функциональной грамотности – умения применять математические знания для решения практических, жизненных задач. Это находит отражение в трёхуровневой структуре требований к результатам. Во-первых, личностные, проявленные в готовности учеников к саморазвитию, логическому мышлению и трудолюбию. Во-вторых, метапредметные, проявляющиеся в овладении учениками универсальными учебными действиями (УУД). Для математики наиболее важны познавательные УУД (моделирование, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей), регулятивные УУД (планирование, контроль, коррекция) и коммуникативные УУД (аргументация своей позиции). В-третьих, предметные, применительно к которым акцент смещён с формулировки «знать» на «использовать» (например, не «знать таблицу умножения», а «использовать таблицу умножения для вычислений»).
Очевидно, из этих требований напрямую вытекают практические ориентиры для учителя:
1. Реализация системно-деятельностного подхода, благодаря чему урок становится процессом совместного «открытия» знаний через проблемные ситуации.
2. Смещение акцента с количества решённых типовых задач на качество анализа задачи, поиск различных способов решения и аргументацию выбранного пути.
3. Внедрение в практику «математики в быту» – иллюстрация каждой темы примерами из жизни, используя расчеты в магазине, планирование времени, чтение схем и диаграмм и прочее.
4. Использование дифференцированного подхода и нестандартных заданий (головоломки, проекты, ребусы) для развития мышления всех учащихся.
Многолетняя научно-методическая работа, осуществляемая специалистами кафедры начального образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в этом аспекте, позволяет утверждать, что педагогическое сообщество учителей начальных классов Новосибирской области системно обеспечено всеми видами сопровождения в ходе формального, неформального и информального профессионального образования. Реализуются дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (далее – ДПП ПК), осуществляется научно-методическое сопровождение руководителей муниципальных методических объединений учителей начальных классов, проводятся конкурсы профессионального мастерства и конференции, публикуются методические рекомендации, транслируются вебинары [2, 3, 4 и др.].
Одним из актуальных вопросов, ответ на который востребован в начале каждого учебного года, является организация обучения математике в 1 классе. В этой связи важно отметить, что успешный старт овладения содержанием этого учебного предмета определяется учётом возрастных особенностей первоклассников. В этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление, наблюдается быстрая утомляемость, а игра остается ведущим видом деятельности. В связи с этим выстраивается соответствующая методика:
– содержательный аспект: формирование понятия числа через практические действия с предметами, освоение операций сложения и вычитания на основе манипуляций, развитие пространственных представлений («влево-вправо», «перед-за»);
– методический аспект: доминирование принципа наглядности (счётный материал, схемы, модели), использование комментированного управления (проговаривание действий), поэтапный переход от практического действия к абстрактной записи, выход за периметр класса, связь цели учебных действий с реальной жизнью учеников;
– организационный аспект: безотметочное обучение, частая смена видов деятельности, интеграция с другими предметами.
Важно, чтобы учитель начальных классов осознавал: главный результат первого года обучения – не скорость счёта, а сформированный интерес к предмету и основы математического мышления.
Особое внимание в ходе научно-методического сопровождения профессионального развития учителей начальных классов Новосибирской области уделяется диагностике и интерпретации учебных дефицитов младших школьников по результатам Всероссийских Проверочных Работ (далее – ВПР). Анализ результатов ВПР по математике позволяет выявить устойчивые дефициты, которые свидетельствуют о системных проблемах в обучении:
1. Несформированность вычислительных навыков: ошибки в таблице умножения, в действиях с переходом через разряд, несоблюдение порядка действий.
2. Низкий уровень логического и алгоритмического мышления: неумение анализировать условие многошаговых задач, выстраивать последовательность действий, распознавать закономерности.
3. Критические проблемы в работе с текстовыми задачами: трудности перевода текста на язык математики, неумение выделить ключевые данные и выбрать операцию, ошибки в интерпретации ответа.
4. Несформированность геометрических представлений: путаница в понятиях «периметр» и «площадь», трудности с переводом единиц измерения, слабое пространственное воображение.
5. Дефициты в работе с данными: неумение извлекать и анализировать информацию из таблиц, диаграмм и схем.
В связи с этим необходимо признать, что проблемы связаны не с незнанием младшими школьниками правил, а с неумением применять их в измененных, нестандартных ситуациях, что напрямую указывает на недостаточное развитие функциональной грамотности.
Выявленные учебные дефициты учащихся являются индикатором профессиональных затруднений педагогов. К ним прежде всего относятся:
– установка на «натаскивание» и отработку алгоритмов вместо формирования у младших школьников глубокого понимания математических понятий и способов решения задач;
– недостаточное владение современными методиками работы с текстовой задачей, непонимание значимости акцента на моделировании, а не на шаблонах;
– слабое владение технологиями формирования функциональной грамотности и создания для этого необходимых условий в образовательном процессе;
– неумение проводить глубинный анализ ошибок для выявления их причин.
Для выявления профессиональных затруднений учителей начальных классов в части обучения различным предметам, включая математику, специалистами кафедры начального образования разработаны тестовые задания. Входная диагностика в ходе реализации ДПП ПК позволяет выделить конкретные дефициты для каждого учителя, повышающего квалификацию на кафедре, проработать соответствующие разделы и зафиксировать приращение по завершении освоения программы.
Кроме того, выявлено, что преодоление профессиональных дефицитов учителей начальных классов в части обеспечения качества математического образования обеспечивается целенаправленной работой на уровне самообразования и системы повышения квалификации через:
– переориентацию методики на переход от обучения по образцу к организации «открытия» знаний, смещение акцента с вопроса «Как решить?» на «Почему так?»;
– глубокое освоение методики работы с задачей благодаря обучению моделированию, анализу условия, составлению задач по модели и жизненной ситуации;
– развитие собственной математической культуры в ходе решения нестандартных задач, изучения психологии усвоения математических понятий, анализ ФОП для обеспечения преемственности;
– освоение технологий формирования функциональной грамотности с помощью создания и использования контекстных заданий, основанных на реальных жизненных и финансовых ситуациях;
– совершенствование диагностики в результате освоения методики анализа причин ошибок и разработки системы точечной коррекции;
– активное профессиональное взаимодействие с коллегами, участвуя в работе методических объединений школьного и муниципального уровней, взаимопосещение и анализ уроков, участие в конкурсах и конференциях и прочее.
В качестве эффективного инструмента профессионального развития в части начального математического образования кафедрой начального образования предлагаются включённые в федеральный реестр ДПП ПК: «Математическое образование в соответствии с требованиями обновлённого ФГОС НОО», «Содержание и методика обучения финансовой функциональной грамотности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО» и «Методика формирования и оценка математической функциональной грамотности младших школьников».
Таким образом, повышение качества математического образования в начальной школе в свете новых вызовов требует от учителя трансформации из транслятора знаний в организатора учебно-познавательной деятельности, направленной на формирование гибкого, функционального математического мышления. Преодоление профессиональных дефицитов через рефлексию своей практики, активное методическое самообразование и использование современных педагогических технологий является ключевым условием достижения целей, обозначенных в стратегических документах развития образования Российской Федерации.
Литература
- Комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 19.11.2024 № 3333-р.
- Молокова А. В. Формирование функциональной грамотности младших школьников: научно-методическое сопровождение педагогов на региональном уровне // Управление развитием функциональной грамотности: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Казань, 2024. С. 274-278.
- Смолеусова Т. В. Особенности уроков математики на конкурсе «Мой лучший урок – 2024» // Интерактивное образование. 2024. № 113. Июнь [Электронный ресурс].
- Смолеусова Т. В. Проекты по математике как методическая инновация // Начальная школа. – 2024. – № 10. – С. 74-77.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021. – № 286.
| Количество просмотров: 70 |
Добавить комментарий