Оленева Лилия Валентиновна,старший преподаватель кафедры дошкольного образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, Новосибирск, Российская Федерация Liliya V. Oleneva, senior lecturer, department of preschool educationState Autonomous Institution of Higher Professional Education, Novosibirsk Region, Research Institute of Preschool Education and Professional Development, Novosibirsk, Russian Federation |
Чечулина Оксана Геннадьевна,кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой дошкольного образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, Новосибирск, Российская Федерация Oksana G. Chechulina, candidate of pedagogical sciences, head of the department of preschool education, State Autonomous Institution of Higher Professional Education, Novosibirsk Scientific Research Institute of Preschool Education and Professional Development, Novosibirsk, Russian Federation |
Методы формирования предпосылок читательской грамотности у старших дошкольников
Статья посвящена вопросам формирования предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста в условиях снижения интереса к книгам и чтения. Автор рассматривает пути активизации детского интереса к литературе путем использования активных форм работы с текстом, основанных на применении теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), и соответствующих алгоритмов анализа художественного текста.
Ключевые слова: читательская грамотность, анализ текста, метод ТРИЗ, предметные компетенции.
This article explores the development of reading literacy skills in older preschool-aged children in the context of declining interest in books and reading. The author examines ways to stimulate children's interest in literature through active approaches to textual interaction based on the theory of inventive problem solving (TRIZ) and corresponding algorithms for analyzing literary text.
Keywords: reading literacy, text analysis, TRIZ method, subject competencies.
Одна из важнейших задач современного дошкольного образования – создать условия для формирования у дошкольников личностных качеств, позволяющих применять полученные в процессе обучения знания, умения и навыки для решения широкого спектра жизненных задач. Это позволит заложить основы для формирования функциональной грамотности, в том числе, читательской.
Согласно ФГОС ДО и ФОП ДО у детей старшего дошкольного возраста необходимо воспитывать ценностное отношение к книге как к источнику знаний и эстетических переживаний, формировать осмысленное восприятие литературных произведений различных жанров, развивать интерес к изданиям познавательного и энциклопедического характера, научить читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов. Чтобы понять текст, старшему дошкольнику нужно иметь представление о том, как он устроен, какими средствами автор доносит до читателя основную мысль. Ему необходимо научиться оценивать содержание, устанавливать причинно-следственные связи и делать собственные выводы.
В настоящее время педагоги дошкольных образовательных организаций столкнулись со снижением интереса детей к чтению. В связи с этим остро встает вопрос о необходимости организации системной работы по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников, которая будет включать формирование интереса к чтению, развитие умения размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию и находить ей применение в жизненных ситуациях.
Заставить ребёнка полюбить книгу нельзя. Но как сформировать у детей интерес к восприятию различных текстов? Ответ очевиден – ребёнку присущи любознательность и желание самостоятельно исследовать мир, поэтому необходимо использовать такие методы и приёмы, благодаря которым ребенок станет активным участником изучения книги.
Например, детям старшего дошкольного возраста можно предложить составить «Досье на сказочного героя» (правила жизни в сказке). При чтении с детьми сказки необходимо обращать внимание на проблемы героев и способы их решения, выделять положительные и отрицательные результаты их поступков, фиксировать внимание детей на жизненных правилах, которые «дарят» герои. Выбирая сказки для анализа, лучше отдать предпочтение тем из них, в которых проблема героя будет очевидна для детей.
Чтобы результат обсуждения прочитанной сказки был наглядным, совместно с детьми заполняется таблица «Правила жизни в сказке» (таблица 1).
Таблица 1
Правила жизни в сказке
|
Герой (имя героя) |
Г 1 |
Г 2 |
Г... |
|
Проблема |
|
|
|
|
Желание героя (цель) |
|
|
|
|
Действия по реализации цели или решению проблемы |
|
|
|
|
Помощники (были они у героя или нет) |
|
|
|
|
Результаты достижения цели (положительные «+» или отрицательные «-») |
|
|
|
|
Свойства характера героя (установление причинно-следственных связей с использованием слов «потому что», «поэтому»: какие свойства характера героя привели к такому результату («+» или «-») |
|
|
|
|
Вывод: совет герою или «мудрость» жизни, которую он нам «дарит» |
|
|
|
Дошкольники могут сами вносить информацию в таблицу, используя схематические записи и рисунки, или делать это с помощью воспитателя.
Составление «Досье сказочного героя» развивает у детей умение размышлять, помогает выработать собственное отношение к героям сказки, правильно оценивать их поступки, рассказать о них, дает возможность поддерживать интерес к чтению. Дети учатся самостоятельно объяснять смысл пословиц, таких как «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок», «Без труда не вынешь рыбку из пруда», учатся классифицировать проблемы героев и способы их решения. При анализе литературного текста каждый дошкольник может самостоятельно составлять «досье» на одного сказочного героя. Рекомендуется создать каждому ребенку папку, в которой хранятся «досье сказочных героев» разных произведений, чтобы дети могли всегда вернуться к прочитанным сказкам, вспомнить героев, свойства характеров, найти общие черты и т. д.
С детьми 5-7 практикуется «чтение с продолжением», поэтому таблица «Правила жизни в сказке» может заполняться в течение нескольких дней и стать наглядным пособием, помогающим детям сравнивать героев по целям, действиям и их результатам, собрать копилку мудростей (правил поведения). Для детей 6-7 лет возможно введение понятий «конфликт желаний», «самопожертвование», «благородство», т.к. именно сказка является тем самым произведением, через содержание, язык, сюжеты и образы которого выражаются культурные, нравственные и моральные ценности народа.
Для формирования предпосылок читательской грамотности у старших дошкольников можно предложить детям следующий «Алгоритм анализа текста»:
- название произведения;
- автор;
- замысел (что хотел сказать автор своим произведением);
- содержание (дети должны кратко, описывая действия героев, рассказать сюжет);
- польза (дети определяют, чему учит произведение, можно ли его рекомендовать другим читателям и почему);
- критика (в качестве критики дети могут сказать, что они недостаточно узнали героя, хотели бы ещё о нём прочитать, или изменить конец прочитанного произведения); критики может и не быть;
- «как бы я выразил этот замысел» (этот этап для тех детей, кто захочет сочинить свой рассказ или сказку).
Используя этот алгоритм, дети могут записывать или схематично зарисовывать ответы в таблице (таблица 2) и на ее основе составлять рассказ.
Для поддержания интереса детей к восприятию художественной литературы можно использовать различные инструменты ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), например, системный анализ сказочных героев.
Один из вариантов данного метода – системный светофор, где каждый сигнал светофора обозначает: надсистему (красный), систему (желтый) и подсистему (зелёный). В ТРИЗ система – это объект, который рассматривается, подсистема – часть системы или элементы, из которых состоит система; надсистема – то, что окружает объект, частью чего он является.
После знакомства с литературным произведением педагог произвольно выбирает из него эпизод или иллюстрацию к нему, показывает детям сигнал светофора. Если это зеленый сигнал (подсистема), то дети определяют объекты, описанные в эпизоде или присутствующие на иллюстрации, называют их и описывают. Например, после прочтения детям сказки «Царевна лягушка», воспитатель показывает иллюстрацию к сказке и зеленый сигнал светофора. Детям нужно перечислить объекты, которые изображены на иллюстрации: царевна лягушка, младший сын, камыши, болото, замок и др.
| Количество просмотров: 64 |
Добавить комментарий