Ахметгареев Рамиль Миргазянович,начальник департамента образования мэрии города Новосибирска, Новосибирск, Российская Федерация, Ramil M. Akhmetgareev, head of the Education Department of the Novosibirsk City Hall, Novosibirsk, Russian Federation
|
ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА ЗА 2023 ГОД
В статье представлен анализ деятельности департамента образования мэрии города Новосибирска за 2023 год. Отмечены основные направления работы, достижения и результаты, определены задачи на перспективу.
Ключевые слова: итоги деятельности, образование, департамент.
The article presents an analysis of the activities of the Department of Education of the Novosibirsk City Hall in 2023. The main directions of work, achievements and results are marked, tasks for the future are defined.
Keywords: results of activities, education, department.
Деятельность департамента образования как структурного подразделения муниципального органа исполнительной власти направлена на создание условий для обеспечения доступного и качественного дошкольного, общего и дополнительного образования, разработку механизмов для достижения целей, поставленных Указами Президента Российской Федерации, стратегией социально-экономического развития Новосибирской области, стратегическим планом устойчивого развития города Новосибирска, и осуществляется на принципах комплексности и последовательности.
Единые подходы к организации деятельности и конструктивное взаимодействие позволяют более эффективно выстраивать работу по управлению отраслью.
Благодаря совместной работе департамента образования и депутатов Совета депутатов города Новосибирска, Законодательного собрания Новосибирской области, Уполномоченного по правам ребенка в Новосибирской области, надзорных и правоохранительных органов, структурных подразделений Правительства и мэрии, ветеранов, профсоюзных и общественных организаций 2023 год для нашей системы был содержательным.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, основного и среднего общего образования является основной задачей муниципальных органов управления образования.
Система образования города сегодня – это 476 учреждений, 472 из которых – образовательные. Почти 300 тысяч обучающихся и более 36 тысяч работников. 5 лет назад было 507 учреждений, 260 тысяч детей и 35 тысяч работников (рисунок 1).
Рисунок 1. Система образования г. Новосибирска
Консолидация усилий Правительства Новосибирской области и мэрии города Новосибирска обеспечивает ежегодное увеличение числа дополнительных мест.
В 2019-2021 годах введено 23 здания детских садов, что позволило снять остроту вопроса предоставления мест детям дошкольного возраста (рисунок 2). 18 из 23 построенных зданий введены в эксплуатацию без создания юридического лица, то есть стали вторыми, третьими или четвертыми корпусами действующих дошкольных учреждений.
Рисунок 2. Введение зданий детских садов
Всем детям от 1,5 до 7 лет предлагаются места в дошкольных образовательных учреждениях. Особенность комплектования последних лет заключается в том, что родители желают получить место для ребенка только в конкретном детском саду. Сегодня 17,5 тысяч детей от рождения до 3-х лет стоят на учете для получения путёвок в дошкольные учреждения.
В текущем году функционируют 22 группы круглосуточного пребывания детей в 13-ти детских садах. По обращению руководителя предприятия в дошкольном отделении школы 34 открыта группа круглосуточного пребывания для воспитанников, чьи родители работают на заводе, исполняющем Гособоронзаказ.
Несмотря на завершение программы по строительству детских садов, работа продолжается: получен акт ввода дошкольного отделения при школе 219. От застройщика жилого комплекса «Галактика» на безвозмездной основе передается муниципалитету здание детского сада по улице Островского. Департаментом образования проведена работа по его оснащению.
На сегодняшний день остается необходимость ввода мест для детей дошкольного возраста только в ряде микрорайонов с интенсивной жилой застройкой.
Рисунок 3. Доступность дошкольного образования
Несколько иная ситуация складывается со школьными местами.
В прошлом году открыты школы 220 и 54, получено разрешение на ввод в эксплуатацию школы 221. Завершается строительство здания лицея 185. Начато строительство здания школы 57 и новой школы в микрорайоне «Стрижи», ввод которых планируется в 2024 году. За счет средств бюджета города подготовлена проектно-сметная документация на реконструкцию Экономического лицея. Совместно с департаментом строительства и архитектуры мэрии и инвесторами ведутся работы по проектированию еще 8 школ, а также корпусов школ 120, 189 и лицея 113.
Департаментом образования выполнен капитальный ремонт второго корпуса лицея 159 за счет средств бюджета Новосибирской области и софинансирования из бюджета города.
В рамках модернизации школьных систем образования государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» завершены работы по капитальному ремонту зданий школ 167, 61 и 146.
В 2024-2025 годах еще 21 школа станет объектом капитального ремонта (рисунок 4).
Рисунок 4. ОО – участники регионального проекта по капитальному ремонту
Перед департаментом образования г. Новосибирска стоит сложная, ответственная задача, которая требует колоссальных усилий и слаженности действий не только строительных организаций, но и педагогической и родительской общественности. Необходимо обеспечить сопровождение процесса ремонтных работ. И не менее важно с учетом двусменного режима работы практически всех образовательных учреждений города обеспечить условия для организации качественного образовательного процесса.
На протяжении ряда лет совместно с Министерством образования Новосибирской области успешно реализуется программа создания новых мест в действующих учреждениях. С 2018 года создано почти 12 тысяч школьных мест, в том числе в 2023 году открыто более 4 тысяч дополнительных мест (рисунок 5). Работа по вводу дополнительных мест будет продолжена.
Рисунок 5. Создание дополнительных мест в ОО
Особое внимание в отрасли уделяется созданию психологически безопасной образовательной среды. Для обеспечения доступности консультативной поддержки, оказания ранней помощи и психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей, к уже действующим структурным подразделениям Городского центра образования и здоровья «Магистр» на улицах Шамшурина и Прибрежной открылись ещё два – в Калининском и Ленинском районах.
Продолжается реализация городских проектов:
– по развитию инклюзивного образования,
– профилактике кризисных ситуаций,
– развитию служб медиации (примирения) (рисунок 6).
С целью создания условий для расширения взаимодействия с родительской общественностью, обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышению компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей продолжается проведение Городских родительских собраний.
Рисунок 6. Городские проекты психолого-педагогического сопровождения
Департаментом образования г. Новосибирска ведется системная работа по развитию кадрового потенциала как одного из условий качественного образования (рисунок 7).
Рисунок 7. Кадровое обеспечение отрасли
Выстроено взаимодействие по целевой подготовке специалистов с Министерством образования Новосибирской области и Новосибирским государственным педагогическим университетом. В течение 3-х лет сохраняется устойчивая тенденция прихода молодых специалистов в учреждения отрасли, во многом благодаря системе работы и предоставляемым муниципалитетом социальным льготам и гарантиям.
С целью успешной адаптации молодых педагогов в отрасли реализуется система наставничества. Проводятся традиционные городские форумы молодых педагогов, в том числе с участием студентов профильного университета.
Продолжено проведение конкурса на получение бюджетных образовательных сертификатов для повышения квалификации руководителей и педагогов.
С 2019 года департаментом образования реализуется муниципальный проект по развитию профессиональных компетенций начинающих руководителей. В прошлом году был запущен городской проект по подготовке кадрового управленческого резерва.
Одна из задач департамента образования – организация предоставления дополнительного образования детей.
В рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» в учреждениях дополнительного образования за 4 года создано более 9 тысяч новых мест, в том числе в прошлом году – 880 мест.
Благодаря поддержке Губернатора в городе созданы центры политехнического обучения. В настоящее время их 3: в Советском, Ленинском и Калининском районах. В них обучаются дети по 12 направлениям.
Продолжают работу 3 центра цифрового образования детей «IT-куб», созданных в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда».
Ведется работа по подготовке будущих инженерных кадров и популяризации технических профессий не только среди школьников, но и в дошкольных учреждениях, где всё большее распространение получают исследовательская деятельность и элементы инженерно-технологического образования.
Учреждения дополнительного образования – организаторы различных районных и городских мероприятий, направленных на выявление и поддержку талантов среди детей и подростков.
Эффективность системной совместной работы организаций общего и дополнительного образования для достижения высокого качественного результата подтверждают победы юных новосибирцев в различных соревнованиях и конкурсах.
Продолжает развиваться школьное технопредпринимательство, благодаря которому дети отрабатывают инженерные, лидерские и бизнес-компетенции.
Во всех школах города открыты школьные спортивные клубы и школьные театры, функционируют школьные музеи.
Городские просветительские проекты «Академические субботы» и «Арт-субботы» позволили выстроить тесное взаимодействие с учреждениями культуры: музеями, театрами, библиотеками.
С прошлого года департаментом образования совместно с Новосибирским академическим молодежным театром «Глобус» реализуется проект «Театр идет в школу».
Вместе с тем, необходимо продолжить работу по созданию и развитию технологических кружков и вовлечению обучающихся в программы ранней профориентации. Техническое творчество повышает интерес детей к математическому и естественно-научному образованию, что является одним из приоритетных направлений.
Всего дополнительным образованием в прошлом году, согласно данным информационной системы «Навигатор», было охвачено 158 296 детей, что составляет более 65 % (рисунок 8).
Рисунок 8. Охват дополнительным образованием обучающихся г. Новосибирска
Департамент образования как уполномоченное структурное подразделение мэрии осуществляет организацию отдыха, оздоровления и занятости детей в соответствии нормативными документами федерального, регионального и муниципального уровней.
Муниципалитет целенаправленно работает над совершенствованием условий отдыха и оздоровления детей, повышает его содержательную составляющую. В городе сложилась система проведения профильных смен, которые являются не только образовательным ресурсом, но и средством мотивации и привлечения ребят к новым практикам и повышению их социальной активности.
Впервые в Новосибирске в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» состоялись две смены военно-исторического лагеря «Страна Героев» на территории лагеря «Тимуровец».
Благодаря объединению усилий и скоординированной деятельности всех заинтересованных и ответственных структур и ведомств организованными формами оздоровления и отдыха было охвачено почти 160 тысяч детей.
Новосибирская область второй год подряд входит в число 8 победителей Всероссийского конкурса по итогам летней оздоровительной кампании (рисунок 9).
Рисунок 9. Победители конкурса по итогам летней оздоровительной кампании 2022, 2023 годов
Еще одной задачей департамента образования является обеспечение условий для развития на территории города Новосибирска школьного спорта.
Физкультурно-спортивная направленность пользуется особой популярностью среди юных новосибирцев. Этому способствует организация внеурочной деятельности на базе школ, учреждений дополнительного образования во взаимодействии с учреждениями спорта.
Мы выстраиваем систему работы со спортивными федерациями, начиная с дошкольного возраста. Это не только формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, но и развитие интереса детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, что является вкладом в решение задач федерального проекта «Спорт – норма жизни».
В общеобразовательных учреждениях реализуются проекты «Мини-футбол в школу», «Самбо в школу», «Шахматы в школу». Проводятся физкультурно-массовые мероприятия, в том числе Президентские спортивные игры, Президентские состязания, Всероссийские спортивные игры школьных спортивных клубов, фестивали по сдаче нормативов ГТО. Уже в шестой раз проведен фестиваль по мини-футболу среди команд дошкольных образовательных учреждений «Кроха-бол».
Большая работа по улучшению условий для занятий детьми физической активностью ведется совместно с депутатами Совета депутатов города Новосибирска. За 5 лет отремонтировано и введено в эксплуатацию 65 спортивных объектов: школьные стадионы, залы, бассейны, спортивные площадки, хоккейные коробки (рисунок 10).
Наша задача – эффективно использовать созданную инфраструктуру в целях обеспечения увеличения количества детей, регулярно занимающихся спортом.
Рисунок 10. Укрепление спортивной материально-технической базы ОО г. Новосибирска
Созданные условия, развитие материально-технической базы организаций, высокопрофессиональный состав педагогов и руководителей предоставляют возможности для достижения образовательных результатов соответствующего качества.
175 общеобразовательных учреждений города являются участниками федерального проекта «Школа Минпросвещения России».
В школах города функционируют профильные, специализированные и классы углубленной подготовки. Тысячи юных новосибирцев становятся участниками и победителями конкурсов, олимпиад и соревнований различного уровня. По результатам участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников Новосибирская область в течение нескольких лет входит в десятку лидирующих регионов страны.
В Национальной технологической олимпиаде по числу победителей и призеров Новосибирская область стабильно входит в тройку лидеров. В целях дальнейшего развития Кружкового движения подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве с Ассоциацией участников технологических кружков.
В прошлом учебном году 93 выпускника получили 99 стобалльных результатов на едином государственном экзамене. Наибольшее количество стобалльных результатов у гимназии № 1 и Образовательного центра «Горностай». 6 человек получили стобалльные результаты по двум предметам – это выпускники гимназий 1, 10, лицея 130, Образовательного центра «Горностай», СУНЦ НГУ и Православной гимназии Кирилла и Мефодия.
Кроме того, второй год подряд Новосибирская область занимает первое место среди всех субъектов Российской Федерации с точки зрения объективности и прозрачности проведения оценочных процедур, в том числе государственной итоговой аттестации (рисунок 11).
Рисунок 11. Рейтинг субъектов России по качеству и объективности проведения ГИА-2023
Вместе с тем, наряду с успехами есть и задачи, которые требуют решения. Результаты проведенных мониторинговых исследований позволяют делать определенные выводы о тенденции и эффективности развития как системы управления качеством образования города в целом, так и каждой образовательной организации.
В декабре прошлого года Министерством образования Новосибирской области и департаментом образования подписана дорожная карта по повышению качества образования в общеобразовательных учреждениях.
Муниципальная система образования города Новосибирска как современного мегаполиса и региональной столицы во многом определяет качество образования Новосибирской области и, на наш взгляд, должна стать неоспоримым драйвером развития региона.
Особое внимание муниципалитетом уделяется системной целенаправленной работе с детьми по формированию уважительного гражданского отношения к своей Родине, любви и уважения к своим родителям.
Традиционно во всех школах учебная неделя начинается с поднятия Государственного флага Российской Федерации и «Разговоров о важном».
Введены должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
В городе действует система мероприятий, способствующая реализации и развитию лидерского и творческого потенциала детей, привлечению их к участию в социально-значимых патриотических, творческих и культурных проектах. Развиваются и поддерживаются добровольческие инициативы волонтёрских объединений.
Продолжаются мероприятия городского просветительского проекта «Встречи со смыслом», в рамках которого юные новосибирцы встречаются с представителями различных сфер деятельности. Такие встречи дают школьникам возможность понять, в чем заключается секрет человека, который смог своим трудом достичь успеха в профессии и в жизни. Второй раз в Новосибирске прошел городской детский форум, который объединил школьников с активной жизненной позицией.
2023 год был богат на юбилеи, которые сопровождались яркими событиями. Отметил 130 лет со дня своего основания Новосибирск. Отраслью проведены разноплановые события и проекты, приуроченные к юбилею.
В образовательных учреждениях города проводились мероприятия в связи с полетом в космос нашей землячки – Анны Юрьевны Кикиной.
Продолжено проведение тематических мероприятий, посвященных трудовому подвигу новосибирцев и присвоению Новосибирску почетного звания Российской Федерации «Город трудовой доблести».
В юбилейный год рабочей группой подготовлено продолжение «Азбуки Новосибирска» для учащихся начальных классов.
Для выпускников школ, после перерыва, связанного с ограничительными мерами, на Михайловской набережной состоялся Единый городской выпускной.
Прошлый год стал важным этапом в становлении и развитии «Движения первых». В 197 образовательных учреждениях города созданы первичные отделения РДДМ (рисунок 12).
Рисунок 12. «Движение Первых», «Орлята России»
Продолжаем развивать движение «Юнармия». В декабре состоялось открытие Городского Дома Юнармии на площадке центра «Каравелла».
Ведется работа, направленная на обмен опытом между образовательными учреждениями города Новосибирска и Луганской и Донецкой народных республик.
В преддверии Дня Победы состоялось знаковое событие: телемост между образовательными организациями Минска и Новосибирска.
Помимо участия в традиционных мероприятиях: Параде Победы, международной акции «Сад памяти», Свече Памяти – все участники муниципальной отрасли «Образование» оказывают поддержку защитникам Родины: пишут и передают письма, отливают парафиновые свечи, плетут маскировочные сети, вяжут теплые вещи. В декабре вместе с новогодними сувенирами, письмами и поздравлениями от школьников военнослужащим в зону СВО были направлены технологические елки, созданные детьми своими руками в рамках развития технологического образования при подготовке к участию в форуме-выставке «Учебная Сибирь».
Системная работа отрасли даёт положительные результаты.
В ТОП – 300 школ по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России, из 6 школ Новосибирской области – 5 учреждения города: гимназия 1, лицей 130, Инженерный лицей НГТУ, Образовательный центр «Горностай», гимназия 3.
В ТОП – 200 школ России по конкурентоспособности выпускников из 4 школ Новосибирской области – 3 учреждения города: лицей 130, гимназии 1 и 3.
Детско-юношеский центр «Планетарий имени космонавта Анны Кикиной вошел в ТОП-5 учреждений дополнительного образования России по результатам Всероссийского конкурса «Большая перемена» (рисунок 13).
Рисунок 13. Лучшие школы страны и города Новосибирска
Педагоги города – лауреаты заключительных этапов Всероссийских конкурсов «Воспитатель года», «Сердце отдаю детям», «Педагогический дебют». В прошлом году образовательные организации города приняли активное участие во всероссийском форуме по дошкольному воспитанию и всероссийской научно-практической конференции с международным участием по дополнительному образованию. Практика выстраивания социального партнерства муниципальной системой образования была представлена на заседании Исполнительного комитета Общероссийского Профсоюза образования.
Образование – это отрасль, которая предполагает необходимость не просто идти в ногу со временем, а опережать его. Отличительная черта новосибирской системы образования – это верность традициям и уверенный взгляд в будущее. Нам необходимо объединить усилия для повышения эффективности совместной работы, со всей ответственностью подойти к достижению масштабных целей и сложных, серьезных, многоплановых задач для развития новосибирской системы образования.
Количество просмотров: 309 |
Добавить комментарий