ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ КАК ПРАКТИКУМ РЕШЕНИЯ МОТИВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

 

Мазур Мария Ивановна,

заместитель директора по научно-методической работе МАОУ ОЦ «Горностай», кандидат педагогических наук, Новосибирск, Российская Федерация

Maria I. Mazur

candidate of pedagogics, Deputy Director for Scientific and Methodological Work Municipal Autonomous Educational Institution Educational Center «Gornostay», Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Бердникова Анна Геннадьевна,

детский и семейный психолог клиники «Инсайт», кандидат филологических наук, Новосибирск, Российская Федерация

Anna G. Berdnikova

candidate of philology, child and family psychologist clinic «Insight», Novosibirsk,  Russian Federation

 
 

Погребняк Елена Викторовна,

доцент кафедры начального образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, кандидат педагогических наук, Новосибирск, Российская Федерация

Yelena V. Pogrebnyak

candidate of pedagogical sciences, associate professor, Primary Education Department, Novosibirsk Teachers’ Upgrading and Retraining Institute, Novosibirsk, Russian Federation

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ КАК ПРАКТИКУМ РЕШЕНИЯ МОТИВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

PEDAGOGICAL COUNCIL AS A WORKSHOP FOR SOLVING MOTIVATIONAL PEDAGOGICAL TASKS

Аннотация: В статье актуализирована проблема снижения уровня учебной мотивации современных школьников. Акцент сделан на поиске решения вопросов, связанных с тем, как запустить мотивационные механизмы и как затем удержать высокий уровень мотивации. Педагогическая исследовательская лаборатория ОЦ «Горностай» организовала работу по поиску эффективного методического инструментария решения этих вопросов. В тексте описан опыт проведения пролонгированного годового педагогического совета, направленного на осознание и понимание модели мотивации современного школьника, а также разработку эффективных мотивационных стратегий обучающихся различного возраста и профилей обучения. Изложенный материал будет полезен педагогическим коллективам образовательных организаций, реализующим образовательные программы начального, основного и среднего общего образования.

Ключевые слова: учебная мотивация, мотивационная модель, мотивационная тактика и мотивационная стратегия.

Abstract: The article actualizes the problem of reducing the level of educational motivation of modern schoolchildren. The focus is on finding solutions to issues related to how to launch motivational mechanisms and then how to maintain a high level of motivation. The pedagogical research Laboratory of the OC "Ermine" organized work to find effective methodological tools for solving these issues. The text describes the experience of conducting an extended annual pedagogical council aimed at understanding and understanding the motivation model of a modern student, as well as developing effective motivational strategies for students of different ages and learning profiles. The presented material will be useful for teaching staff of educational organizations implementing educational programs of primary, basic and secondary general education.

Key words: educational motivation, motivation model, motivational tactics and strategies.

 

Современное образование в последние годы столкнулось с серьезной проблемой – снижение учебной мотивации ученика [2]. Мотивация – это серьезный ресурс, поскольку дает множество позитивных результатов, связанных с личностным развитием обучающихся [4]. Для педагогической практики основными являются два вопроса: первый связан с тем, как запустить или повысить уровень мотивации, а второй - как этот уровень удержать. Нам известен феномен, когда ребенок быстро включается в деятельность, но при этом так же быстро теряет интерес и не доводит ее до конца.

Например, десятилетний пятиклассник вместе с родителями может считать, что будет переводчиком, поэтому ему нужен языковой класс, где идет базовое обучение математике, потому что акцент сделан на языковое обучение. Ближе к окончанию среднего звена в семье происходит понимание, что математика ребенку потребуется, поэтому эту составляющую необходимо усилить. Это мотивация родителей, мотивация самого ученика к изучению предмета не активизировалась. Такие истории происходят в школах в огромном количестве, поэтому необходимость работы с активизацией и интенсификацией учебной мотивации осознает педагогический коллектив.

В МАОУ ОЦ «Горностай» научно-методическая работа ведется на регулярной основе. Тема мотивации к чтению органично вытекала из методической работы прошлых лет. В текущем учебном году на встрече педагогической исследовательской лаборатории ОЦ «Горностай», по традиции, выбиралась тема года. В результате аргументированного обсуждения выбор пал на углубленное изучение мотивационной модели обучения и стратегий её наполнения. И если модель было важно отыскать, изучить и принять, то стратегии необходимо разработать, именовать, апробировать. Вне всякого сомнения, мотивационные стратегии спонтанно применяются учителями в любом коллективе. Здесь предстояло создание пула кейсов и последующее использование в конкретных педагогических ситуациях для решения педагогических задач. Формат латентного годового педагогического совета позволяет пройти информационную, исследовательскую и презентационную стадии по созданию таких кейсов.

В процессе подготовки к педагогическому совету удобным промежуточным этапом служат педагогические чтения или конференция. Тема региональной научно-практической конференции «Мотивационный потенциал чтения» (05.12.2022) была выбрана решением исследовательской лаборатории после опроса педагогического коллектива о причинах видимого падения интереса к обучению в школе. Большая часть респондентов указала на изменения в способах общения сегодняшних учеников. Учителя рассматривают чтение как вид речевой деятельности, представляющий собой извлечение информации из печатного текста, с одной стороны, инструмент мотивации к приобретению знаний и приёмов коммуникации (поле общих интересов), с другой.

Целью конференции стало исследование мотивационных возможностей, которые даёт чтение как занятие, процедура и метанавык. Цели соответствовали задачи: собрать копилку способов, которыми удаётся мотивировать к чтению учеников разного возраста, проанализировать педагогические стратегии чтения как работы с информацией, изучить отношение к чтению в педагогической среде.

Подготовка и проведение конференции проходили по нескольким направлениям.

  1. Изучение роли чтения в самообразовании педагога. Предварительная работа по этому направлению заключалась в анализе результатов анкетирования педагогов, изучении стратегий самообразования педагогов, опирающихся на чтение.
  2. Чтение как учебный метанавык - это направление для работы с чтением для решения образовательных задач во всем их многообразии. Как справляются учителя-предметники с тем, что ученики, читая текст, не понимают его? Какие могут использоваться формы и приемы работы для развития навыка понимания текста?
  3. Каковы эффективные стратегии пробуждения интереса к чтению? Это направление анализировало накопленные методы и приемы с мотивацией к собственно чтению как процессу.
  4. Чтение как поле общих интересов. Это направление изучало возможности, которые дарит увлечение чтением, формируя сообщества по интересам: книжные клубы, сообщества литературных реконструкторов, сказкотерапевтические группы и прочее.
  5. Футурология чтения: какие читательские перспективы нас ждут. От самой читающей страны к… В ходе работы над этим направлением расчёт был на фантазию и построение системы предположений о том, каким будет чтение через 5-10-15 лет, как будет строиться учебная работа в образовательных учреждениях с учетом изменений отношения к чтению, утраты/развития этого навыка.

Форматы работы по направлениям включали мастер-классы, анкетирование, написание эссе, стихов и даже картин. Вне всякого сомнения, по результатам этой работы мы получаем многообразный и не вполне академический материал, который непросто уложить в рамки сборника методических материалов. Но содержательная часть сборника отображает спектр мировоззренческих установок, подходы к коммуникации и рефлексии, а главное, набор нестандартных кейсов для решения педагогических задач.

Параллельно с подготовкой и проведением конференции оформилось понимание выбора мотивационной модели ARCS-V [5] и через семинары по различным творческим и административным группам прошла работа по формированию набора мотивационных стратегий для её наполнения [3].

Специфика мотивации заключается в том, что это не «статичная конструкция». Она находится в процессе постоянного развития, в следствии чего постоянно меняется и имеет разные варианты ее проявления у разных детей.  Это важно для понимания того, что невозможно найти один универсальный механизм, который позволит легко мотивировать абсолютно всех обучающихся, потому что в основе учебной мотивации заложены разные виды доминирующих потребностей, которые расставляют приоритеты в деятельности. Остановимся на авторской классификации типов мотивации, которую предложила М. Р. Битянова [1, с. 4].

Автор выделила 5 ведущих потребностей, которые лежат в основе конструктивных типов мотивации, 2 – неконструктивных и 2 – деструктивных. Неконструктивные - творец и реформатор. Творцам сложно заниматься механической деятельностью, не требующей творческого подхода, поэтому для успешного развития нужен еще другой мотив. Потребности реформаторов лежат в плоскости социальной справедливости, а справедливость - понятие субъективное, поэтому доказывать ее «не перспективно». Деструктивные - трамвай (увлекаются только чем-то одним) и хорошая девочка или мальчик (учатся ради мамы, бабушки, учительницы…). На основе разработанной Битяновой М.Р. типологии мотивов учения составим таблицу 1.

Таблица 1

Типология мотивов учения

Тип

Ведущая потребность

Характеристика

Исследователь

в исследовании, познании, открытии

Конструктивный

Проектировщик

в самореализации, понимании зачем

Испытатель

в преодолении, испытании себя, саморазвитии

Активист

в социальном признании

Призер

в достижении, самоутверждении

Творец

в творчестве, самовыражении

Неконструктивный

Реформатор

в социальной справедливости

Трамвай

в узконаправленной деятельности

Деструктивный

Хорошая девочка (мальчик)

в признании и принятии значимого человека

Учитывая тот факт, что к нам приходят обучающиеся с разными преобладающими мотивационными типами, мы предлагаем копилку стратегий, которые можно использовать для решения конкретной педагогической задачи [2, с.28].

Мотивационные стратегии

«Кнут и пряник». Самая популярная, но не всегда эффективная стратегия, которая предполагает поощрение за хорошую работу, наказание за плохую. В ее использовании есть риски: убираем внешнее подкрепление — получаем отказ выполнения деятельности; снижается внутренняя мотивация; внешние стимулы дают результат лишь в задачах, требующих механических усилий, при решении умственных премия ведет к понижению продуктивности.

«Дарите смысл». Одна из самых ценных стратегий, поскольку бессмысленная деятельность демотивирует. В учебном процессе ученикам лучше предлагать такие задания, которые учитель может использовать в работе с другими учениками. Например, составить задачу, которую будет решать его одноклассник или подготовить маршрутный лист проведения экскурсии для приезжих гостей.

«Предоставляйте выбор». Структура и содержание образовательного процесса достаточно рамочны. Для современного поколения учеников право выбора дает ощущение свободы, предоставляет возможность принимать собственные решения и нести ответственность. Выбирать можно уровень выполняемых заданий, последовательность их выполнения, форму работы (индивидуально, в паре, команде), домашние задания и др.

«Создавайте окружение». Определенная среда имеет сильное влияние на человека, оказавшегося в ней. Она мотивирует на выполнение той деятельности, которая является привычной и предпочтительной в данном окружении.

«От противного». Люди не любят давление и всячески ему сопротивляются. Попробуем «нелюбимое» занятие сделать привлекательным. Например, будем только самых «достойных награждать домашними заданиями» или превратим уборку в классе в увлекательный квест.

«Играй, да не заигрывайся». Дидактические, ролевые, деловые, интеллектуальные, командные и др. игры мотивируют. Сегодня хотят играть не только дошкольники. Можно в игру «упаковать» серьезное предметное содержание и с удовольствием его изучить.

«Помоги другому». Желание помочь другому является естественным для человека. Понимание, что сделал хорошее дело мотивирует, к тому же появляется дополнительный смысл.

«А вам слабо?» Ученики с мотивационным типом «Призер» желают быть лучшими и часто поддаются на «слабо».  Для них важно себе доказать, что они могут выполнить ту или иную деятельность. Можно предложить сложное или объемное задание с комментарием о том, что, конечно, не все «потянут» эту программу. Посмотрим кто осилит!

«Через тернии к звездам». Будем действовать в зоне ближайшего развития – усложним и так непростое учебное упражнение. Например, предложим решить задачу на движение и включим музыку или будем читать интересную книгу в процессе того как ученикам нужно вставить в текст пропущенные буквы.

«Я вижу!» Если что-то не так и это видят другие, то нам, как правило, становится некомфортно. При этом нравится, когда другие видят наши успехи. Воспользуемся этой особенностью для повышения уровня мотивации. Разместим большие таблицы, где будут указаны темы по любому из учебных предметов, и обучающиеся будут закрашивать те, которые они уже освоили. Общая картина класса даст обратную связь и педагогу, и каждому ученику о его личном темпе продвижения по учебному материалу.

«Другим способом». Всем надоедает однообразие, поэтому полезно предложить другой способ выполнения привычных заданий. Чтобы интереснее стало читать, можно книгу перевернуть вверх ногами и предложить продолжить чтение с того места, где остановились или прочесть следующий абзац радостно (тихо, выразительно и т.д.).

«Каждому свое». Все обучающиеся разные, поэтому дифференцированный подход к обучению будет эффективен. Это относится и к организации проектной деятельности, где с учетом доминирующих мотивационных типов можно предлагать различную тематику для учебных исследовательских проектов.

«Хочу продолжения». Начать урок с открытой задачи или генеративного вопроса – это с первых минут вызвать удивление и запустить мыслительные механизмы.

«Чувство легкого голода». Закончив урок на самом интересном месте, можно спровоцировать последействие. Этой стратегией пользуются создатели сериалов, заканчивая очередную серию сюжетом, который заставляет ждать продолжения и вернуться к просмотру фильма.

«Вкус победы». Ситуацию успеха хочется повторить, поэтому важно не акцентировать внимание на ошибках, а подчеркивать правильные ответы. Например, «+3» при проверке теста из 20 вопросов, где 17 ответов неправильны, актуализирует потребность улучшить результат. Вместо того чтобы красной ручкой исправлять ошибки, лучше зеленой подчеркивать самые удачные места в работе учеников.

Удержание или повышение уровня мотивации является не менее важной педагогической задачей. Американский психолог и исследователь систем обучения Джон Келлер предложил свою модель мотивации учащихся, которая получила название ARCS-V [3]. Эта модель состоит из пяти компонентов, которые и определяют последовательность действий. Сначала важно захватить внимание учащегося, затем убедить его в значимости процесса обучения, далее вселить или поддержать уверенность в собственных силах, и в конечном счёте добиться удовлетворения от обучения и полученных результатов. Пятый компонент модели появился позже и учитывает различия в настойчивости обучающихся и их способности довести начатое до конца. Рассмотрим их в таблице 2.

Таблица 2

Модель мотивации Джона Келлера

Авторское название компонентов

Перевод названий компонентов

Стратегии и способы актуализации

Attention

Внимание

  • Через наглядно-образное восприятие
  • Через исследовательскую деятельность
  • Через разнообразие в подаче контента

Relevance

Значимость (или релевантность)

  • Обращение к ценностям
  • Соответствие требованиям и ожиданиям учащегося
  • Опора на навыки и опыт учеников

Confidence

Уверенность

  • Чётких требований к обучению
  • Дополнительных возможностей для успеха
  • Личной ответственности

Satisfaction

Удовлетворение

  • Поддержка их внутренней мотивации
  • Поддержка их внешней мотивации
  • Беспристрастность и справедливость

Volition

Волеизъявление

  • Переход от желания и мотивации к действию, особенно при столкновении с конкурирующими целями

После этого наступает заключительная стадия в работе над темой – годовой педагогический совет. Основной задачей финальной стадии работы является решение педагогических задач, сформированных в процессе изучения проблем мотивации в обучении, составление дорожных карт, позволяющих работать с такого типа педагогическими задачами алгоритмизированно.

Непосредственно на педагогическом совете коллективу учителей было предложено шесть задач, работу над которыми вели подготовленные фасилитаторы. Рассмотрим пример такой практической работы на материале задачи номер 5.

Задача 5

В 7 классе школьники знакомятся с повестью Л. Н. Толстого «Детство». Это первое серьезное обращение к творчеству великого писателя, которое дается непросто.

Учебник публикует отдельные главы повести, но учитель хочет, чтобы дети прочли повесть целиком. Дети активно сопротивляются, полный текст прочитывает 4 из 30 учеников, а главы из учебника – 17 из 30. Учитель пробует разные ходы, но повесть оставляет ребят равнодушной, на призывы учителя они не отвечают, вежливо принимают его задания, но текст целиком так и не прочитывают.

Что стоило сделать учителю, как организовать работу с повестью, чтобы значительное большинство учеников класса услышали голос писателя?

Задача учителя-предметника – создание мотивационных условий для прочтения книги.

Участники. Работа велась за двумя столами. За одним столом собралось 14 участников, за другим – пятеро. К сожалению, не все заранее познакомились с материалами, посвященными мотивационной модели Дж. Келлера. Это несколько осложнило работу, активность таких участников была низкой. Среди участников были воспитатели дошкольного отделения, начальной школы, учителя иностранного языка, географии, физической культуры, русского языка и литературы.

Раздаточный материал. Каждому участнику были распечатаны задача и глоссарий. Затем появилась система заданий к повести Толстого «Детство» как пример организации работы по итогам знакомства школьников с текстом. Эта система заданий была разработана и усовершенствована учителями МАОУ ОЦ «Горностай», представлена на площадках нескольких конференций и введена в методический оборот. Кроме того, предполагалось, что участники будут записывать свои вопросы и соображения на листе крафтбумаги, которой был застелен рабочий стол. Увы, эту задачу решили немногие. Вероятно, причиной стало отсутствие навыка такого обсуждения.

Организация работы. До педсовета фасилитаторы обсудили формат работы стола, содержание вступительного слова. Работа за одним столом была организована фронтально, за другим столом фактически была групповой.

Во вступительном слове фасилитаторы говорили о том, что, предлагая такую задачу, не собираются говорить о сложностях с чтением современных подростков, о достоинствах данного художественного текста, о творчестве Л. Н. Толстого. Именно то, что повесть посвящена детству, и должно быть в центре внимания. Это и определит стратегию и тактику работы с повестью и позволит смоделировать пути преодоления трудностей на уроке.

Обсуждение. После размышлений участники начали предлагать свои идеи и решения поставленной задачи. Каждое высказывание анализировалось, участнику задавались вопросы, уточнялась позиция, ее мотивы.

Особого внимания заслуживают и концептуальные вопросы, и предложения:

  • надо ли заставлять читать;
  • как найти «крючки», которые заинтересуют читателя, и он продолжит самостоятельное чтение;
  • как создать ситуацию совместного чтения родителей и детей;
  • как включить в процесс знакомства с повестью Л. Н. Толстого личный опыт родителей и привлечь к нему детей;
  • как поощрять тех, кто читает и т.д.

Были предложены конкретные формы организации работы на уроке или после него: инсценировки, ведение читательского дневника, создание комикса, интервью с родителями и т.д. Сначала собирались идеи, методические решения, затем соотносились с глоссарием, определяя мотивационные модели. Очень порадовало, что к решению задачи участники отнеслись и как читатели, и как родители, и как педагоги.

 С интересом отнеслись участники к системе заданий по повести Л. Н. Толстого, которой поделились фасилитаторы (учителя-филологи), ведь в процессе обсуждения именно подобные задания тоже предлагались.

Задания по повести Л. Н. Толстого «Детство»

  1. Создайте список «Десять трудностей детства», опираясь на повесть Л. Н. Толстого. Каждое положение иллюстрируйте цитатой или ссылкой на историю из жизни героев повести.
  2. Создайте список «Десять трудностей моего детства», опираясь на свой жизненный опыт. Каждое положение прокомментируйте.
  3. Выберите из повести Л. Н. Толстого десять вопросов, которые задает главный герой – в размышлении взрослым или своим сверстникам. Прокомментируйте эти вопросы. Имеют ли эти вопросы отношение к вашей жизни? Какое?
  4. Подумайте и запишите десять вопросов, которые для вас являются очень важными сейчас. Вы ищете на них ответ, вы задаете их часто и себе, и окружающим, но пока не находите ответа. Прокомментируйте свой ответ.
  5. Придумайте и проведите интервью с любым взрослым. В интервью расспросите о его детстве. Запишите свое интервью, прокомментируйте его.
  6. Взрослые и я (главные люди моего детства). Расскажите о таких людях и связанных с ними историях.
  7. Взрослый вспоминает о своем детстве (история от мамы, папы, бабушки, дедушки или …).
  8. Когда папа был маленький…
  9. Сделайте сборник стихотворений о детстве (найдите их, напишите вступление, не забудьте указать авторов).

«Перекрестное опыление»

Затем участники, работавшие над одной и той же задачей за разными столами, объединились, чтобы ознакомиться с результатами друг друга. В результатах работы столов противоречий не возникло. Итогом объединения полученного продукта стала единая дорожная карта, представленная ниже.

Таблица 3

Дорожная карта. Столы № 5/11

Когда

Что делаем

Зачем

Мотивационные стратегии

Как соотносится с моделью мотивации

Чтение летом

Совместное чтение с родителями

Пробуждение интереса к чтению, совместные занятия

Создавайте окружение

Внимание

 

Чтение летом

Ведение дневника читателя

Наблюдения читателя, фиксация информации по ходу чтения, рефлексия читательского опыта

Создавайте окружение

Внимание

 

Подготовительный этап

Поиск «крючков»: чтение ярких фрагментов, комментарий, обмен впечатлениями, вопросы

Создание ситуации заинтересованного чтения

Другим способом

Внимание

Значимость

 

Подготовительный этап

Интервью с родителями об одном дне их детства

Создание ситуации заинтересованного чтения

Дарите смысл

Внимание

Значимость

Уверенность

 

Подготовительный этап

Просмотр экранизации повести Л. Н. Толстого или другого фильма о детстве героя, например, «Сережа» Г. Данелия

Создание ситуации заинтересованного чтения

Каждому свое

Внимание

Значимость

 

Работа с текстом

Чтение в парах с заполнением формы, таблицы наблюдений

Поиск смыслов

Помоги другому

Значимость

 

Работа с текстом

Чтение с остановками новых глав: прогнозирование, как будут развиваться события дальше, пересказ учениками ярких эпизодов

Поиск смыслов, формирование навыка сюжетосложения, наблюдения, развитие логики, включение личного опыта читателя

Другим способом

Значимость

Уверенность

 

Работа с текстом

Ведение дневника от имени героя; инсценировка отдельных эпизодов (возможна импровизация); создание комиксов; система заданий на выбор

Включение представления читателя о поведении героев повести в собственный опыт

Кнут и пряник

Внимание

Значимость

Уверенность

 

Итоговая работа

Система заданий: опыт читателя - опыт героя – опыт писателя

Расширение представления о психологии человека и способах ее изображения

Каждому свое.

Через тернии к звездам.

Значимость

Уверенность

Удовлетворе-ние

 

Итоговая работа

Решение некоторых психологических задач: как художественный текст помогает найти ответ на трудные вопросы жизни читателя

Расширение представления о психологии человека и способах ее изображения

Другим способом

Значимость

Уверенность

Удовлетворе-ние

 

Таким же образом велась работа над другими педагогическими задачами, предложенными для педагогического совета. Номер задачи задавал номер первого стола, за которым велась работа.

Задача 1 (7)

В каждой группе детского сада есть дети, которые имеют низкую мотивацию из-за особых образовательных потребностей, девиантное поведение, испытывают различные трудности на занятиях и в коммуникации. Родители других детей, видя ситуацию с таким ребенком, пишут жалобы на имя директора с просьбой исключить такого ребенка из группы или перевести в другую группу. Свое решение родители разъясняют повышенной опасностью (ребенок бьет, кусает других детей). Воспитатели стали меньше уделять внимание другим детям, ухудшился образовательный процесс. У детей снизилась мотивация посещать детский сад.

Задача воспитателя и руководителя ДО – в имеющихся условиях создать со всеми участниками образовательного процесса грамотную педагогическую работу.

Задача 2 (8)

На параллели десятых классов планируется набор в профильные классы. Четвертый год на параллели уже собраны и работают два спецкласса. Создается новый профильный политехнический класс. В нем оказывается большая группа (костяк класса) из одного девятого класса. Остальные дети малознакомые, с разным (средний и ниже) уровнем подготовки и мотивацией. Родители очень хотят, чтобы дети учились в школе, так как нет определённости с дальнейшей траекторией обучения. Костяк класса активно участвует в общественной жизни школы, но в классе держится обособленно. Выявляется проблема: обучающиеся не привыкли работать, багаж знаний недостаточен, чтобы осваивать профильный уровень предметов, поэтому успеваемость крайне низкая. Родители пишут жалобы на учителей, у детей снизилась, и без того низкая, учебная мотивация.

Задача классного руководителя и учителей-предметников – создать оптимальные условия для получения детьми среднего образования, формируя из класса рабочий учебный коллектив.

Задача 3 (9)

Второй класс. Дети начинают получать отметки за свои работы. Ребёнок, который считал, что у него все получается, вдруг неожиданно для себя начинает получать слабые отметки. Отметочная система вызывает у него отторжение. Родители тоже оказываются удивлены и считают, что отметки ставятся несправедливо: учитель придирается, завышает требования к отметкам конкретного ребенка. Родители начинают обсуждать в группах данную ситуацию, высказывать свои претензии учителю.

Как учителю разрешить сложившуюся ситуацию и сформировать адекватное восприятие нового вида оценивания у всех участников образовательного процесса?

Задача 4 (10)

Четвертый класс. Дети завершают обучение начального уровня, родители тревожные. Каким будет переход, кто будет классным руководителем? Возникает страх и непонимание перед переходом в пятый класс. Родители пытаются административным путем решить свои психологические задачи: пишут заявления на имя директора с просьбой сохранить классного руководителя из начальной школы, просят в свой класс конкретного учителя-предметника. Все волнуются перед итоговыми ВПР. Дети чувствуют тревожность взрослых, их поведение меняется, класс становится слабоуправляемым. Нарушается успешность класса на уроках, дети не слышат друг друга, начинают проявлять агрессию.

Как снизить общую тревожность всех участников образовательного процесса и сформировать условия более мягкого перехода?

Задача 5 (11)

Детальный разбор и текст задачи приведен выше.

Задача 6 (12)

В профильном классе несколько предметных звезд – ребят, у которых есть победы в статусных олимпиадах и конкурсах, их примерно треть класса. Остальные ребята не одарены в профильном предмете, они имеют учебную мотивацию выше среднего, и соответствующие успехи, но начинают терять уверенность в своих силах, не получая того признания, какого удостаиваются звезды. Какими методами и приемами сохранить мотивацию к обучению у учеников профильных классов, умеющих учиться, но не имеющих больших достижений, призовых мест в конкурсах и олимпиадах. Как при этом создать и потом сохранить учебный коллектив. Это задачи для классного руководителя и учителей профильных предметов.

 

Основной технологией проведения педагогического совета служит «мировое кафе» (The World Cafe), где используется принцип «перемены столов», позволяющий организовать живое обсуждение, сфокусированную неформальную дискуссию. В каждой из двенадцати малых групп, набранных рандомно, решается одна из шести задач, затем пары групп объединяются и совместными усилиями создают более полный, на их взгляд, путь решения проблемы.

Результатом деятельности является «дорожная карта» разрешения педагогической проблемы со ссылкой на компоненты мотивационной модели и мотивационные стратегии к ним. По сути дела, это кейс-вариант для копилки учителя, классного руководителя, воспитателя, т.е любого педагога. Рабочие материалы педагогического совета собираются, сохраняются и остаются у всех сотрудников образовательного учреждения в виде электронного доступа к папке на диске.

Таким образом, педагогический совет, проводимый по описанной выше технологии, позволяет не только создать вовлеченность в него каждого сотрудника, но и обогатить каждого из них методически и практически.

 

Литература

1. Битянова, М., Лосева Н. Педагогический ключ к развитию: построение системы научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся на основе знания ведущих мотивов учения / М. Битянова, Н. Лосева // Школьный психолог — Первое сентября. — 2013. — № 3. — С. 4-8.

2. Лаврентьева, С. ОНФ: детей, которым нравится учиться в школе, становится все меньше / С. Лаврентьева // Педсовет. — 19 февраля 2019. — Электронный ресурс. — URL: https://pedsovet.org/article/onf-detejkotorym-nravitsa-ucitsa-v-skole-st... (дата обращения: 20.05.2023).

3. Погребняк Е. В. Учебная мотивация как основной фактор результативности образовательного процесса: основные мотивационные стратегии / Е. В. Погребняк // Сибирский учитель. — 2023. — № 4. – С. 10 -15.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт. / Федеральный государственный образовательный стандарт. — Электронный ресурс. — URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 20.05.2023).

5. Li Kun, Keller John M. Use of the ARCS model in education: A literature review // Computers & Education. — Vol. 122, P. 54-62. — Еlectronic resource. — URL: https://isiarticles.com/bundles/Article/pre/pdf/159173.pdf (дата обращения 14.12.2020).

 

Количество просмотров: 294  

Добавить комментарий

Target Image
1. Взаимосвязь развития изобразительной деятельности и игры дошкольников с нарушением интеллекта №29/2024 Новосибирск
2. Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по математике №29/2024 Новосибирск
3. Практика сопровождения детей со сложной структурой дефекта на дому №29/2024 Новосибирск
4. Развитие творческого потенциала детей в системе дошкольного образования путем реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений №29/2024 Новосибирск
5. Взаимодействие педагогов ДОУ при организации досуговой деятельности с детьми, имеющими ОВЗ №29/2024 Новосибирск
6. Роль школьного театра и театрализованной деятельности в коррекции и становлении речи детей с ОВЗ №29/2024 Новосибирск
7. Методические приемы построения рисунков на учебных занятиях математики со слепыми обучающимися №29/2024 Новосибирск
8. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом (из опыта работы) №29/2024 Новосибирск
9. Обучение слепых и слабовидящих детей кулинарным навыкам на уроках технологии №29/2024 Новосибирск
10. Современные подходы к изучению сложных тем обществознания (из опыта работы) №29/2024 Новосибирск
11. Организация взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников в контексте краеведческого образования №29/2024 Новосибирск
12. «Игротур» как форма поддержки инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста №29/2024 Новосибирск
13. Общие подходы к организации и проведению детско-родительского тренинга в работе педагога-психолога ДОУ №29/2024 Новосибирск
14. Формирование ценностно-смысловых ориентиров обучающихся через знакомство и приобщение к образцам культурного телевизионного и мультипликационного наследия нашей страны ХХ века в условиях образовательного пространства №29/2024 Новосибирск
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства №29/2024 Новосибирск
16. Онтология смыслового пространства учителя литературы, практикующего технологию мыследеятельностного и деятельностного содержания образования №29/2024 Новосибирск
17. Формирование фразовой речи у дошкольников через развитие пространственных представлений №29/2024 Новосибирск
18. Трудовое воспитание младших школьников. Реализация проекта «Ситиферма.220» №29/2024 Новосибирск
19. Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие повышения качества образования №29/2024 Новосибирск
20. Формирующее оценивание как способ повышения мотивации обучающихся №29/2024 Новосибирск

Страницы