Обобщение педагогического опыта посредством участия в издательской деятельности

 

Лисецкая Дарья Александровна,

методист, МБУДО ЦРТДиЮ «Заельцовский», Новосибирск, Российская Федерация

Darya A.  Lisetskaya,

methodologist, MBUDO TsRTDIU «Zayeltsovsky», Novosibirsk, Russian Federation

 

Обобщение педагогического опыта посредством участия в издательской деятельности

Generalization of teaching experience through participation in publishing activities

Статья посвящена проблеме профессионального развития педагога посредством его активного участия в издательской деятельности и обобщения собственного педагогического опыта через печатные издания.

Ключевые слова: профессиональная компетентность педагога, издательская деятельность, обобщение опыта, публикация, статья.

The work is devoted to the problem of professional development of a teacher, through his active participation in publishing and generalization of his own pedagogical experience through printed publications.

Keywords: professional competence of a teacher, publishing, generalization of experience, publication, article.

 

Одним из условий модернизации образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. В настоящий момент этот вопрос стоит наиболее остро. Сегодня на рынке труда требуются не просто специалисты высокого класса, а личности, которые в постоянно меняющихся условиях готовы дополнить выбранный профиль новыми знаниями. Именно это позволяет им быть универсальными и востребованными профессионалами своего дела. Одним из признанных специалистов в вопросе профессиональной компетенции считается профессор Эдинбургского университета (Великобритания), доктор Джон Равен. Он определяет профессиональную компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [2, 19]. В интерпретации доктора педагогических наук, профессора Мухаметзяновой Г. В. профессиональная компетенция – это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность; способность человека реализовать на практике свою компетентность [4, 24].

В 2007 году Министерством науки и высшего образования Российской Федерации был разработан профессиональный стандарт педагогической деятельности (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».  В разделе № 2 – «Образование» – говорится о том, что современный педагог должен уметь демонстрировать знание предмета и программы обучения [5].

Оказание помощи педагогу в его профессиональном развитии является целевым назначением деятельности методической службы образовательного учреждения. От правильной организации активности зависит повышение творческого потенциала всего педагогического коллектива. Особое место при этом отводится организационно-управленческим вопросам. Для этого используются различные формы деятельности, как традиционные: проблемные семинары, семинары-практикумы, творческие группы, педагогический совет, наставничество, повышение квалификации, так и инновационные формы: мастер-классы, проектная деятельность, творческие конкурсы, создание банка инновационных идей и т. д. Особое место в повышении профессионального уровня педагога занимает издательская деятельность, включающая в себя разработку, накопление, систематизацию, хранение и публикацию  педагогической информации.

Издательская деятельность и тиражирование своего опыта дает педагогу прежде всего возможность высказаться по актуальным вопросам в области дополнительного образования, обменяться опытом, почерпнуть новые знания, приемы, методы и технологии, познакомиться с современными тенденциями обучения и воспитания детей. Для многих педагогов активное участие в публикации и распространении своего профессионального опыта – это мотивация для достижения новых высот.

Кроме того, очень важным фактором для педагогов является то, что опубликованные материалы дают ему возможность получить специальное свидетельство о том, что его публикация есть на сайте или в печатном издании. А это уже играет важную роль не только для повышения собственной квалификационной категории, но и для укрепления профессионального статуса как среди членов своего коллектива, так и в других профессиональных сообществах. 

Особенности обобщения педагогического опыта можно рассмотреть на примере коллектива Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центра развития творчества детей и юношества «Заельцовский» города Новосибирска (МБУДО ЦРТДиЮ «Заельцовский»).

На протяжении почти 20 лет в учреждении издается информационно-методический журнал «Теория и практика в УДОД», на страницах которого каждый педагог может поделиться наработанным опытом по той или иной теме, обменяться знаниями с коллегами, познакомиться с новыми для себя аспектами в области образования, почерпнуть интересные идеи и изучить современные концепции в области науки. Периодичность выпуска журнала – 4 раза в год, тиражируется в печатной и электронной версиях, популяризируется путем рассылки на электронную почту педагогов и группу мессенджера руководителей учреждения. Журнал размещен на официальном интернет-сайте МБУДО ЦРТДиЮ «Заельцовский»: https://crtduzaelcovka.edusite.ru.

Помимо этого, в учреждении ежегодно увеличивается количество педагогов, обобщающих свой опыт на страницах других печатных изданий внутриучрежденческого, городского, регионально и всероссийского уровней. Их статьи можно увидеть в методических сборниках, рекомендациях, пособиях, учебно-методических комплексах и разработках.  Более того, многие педагоги имеют опыт создания авторских материалов и сборников мастер-классов по различным направлениям деятельности. Таким образом, фонд периодической педагогической и методической литературы ежегодно пополняется по разным направлениям и составляет основу системы информационно-методического обеспечения образовательного процесса педагогов ЦРТДиЮ «Заельцовский», что безусловно влияет на повышение уровня их профессиональной компетенции.

Разумеется, для того чтобы педагогу усовершенствовать свои навыки в области издательской деятельности, ему необходима квалифицированная помощь в данном направлении. Так, например, методической службой Ресурсного Центра ЦРТДиЮ «Заельцовский» города Новосибирска систематически организуется и проводится серия практико-ориентированных семинаров «Методика написания и оформления статей для публикации в печатных изданиях», в том числе с привлечением специалистов из других учреждений. Это делается потому, что, несмотря на уже имеющийся опыт написания собственных текстов, у педагогов возникает масса вопросов и затруднений, касающихся структурирования, оформления и самой публикации материалов в СМИ. Принимая во внимание данные запросы, методисты учреждения разработали и сформулировали практические советы по написанию журналистских текстов, которые обобщены и систематизированы в специальном сборнике методических рекомендаций для педагогов – «Публикации статей в СМИ: из практического опыта издательской деятельности учреждения дополнительного образования». Практические советы включают в себя определение понятия «статья», основные виды статей, основные этапы работы над статьей, архитектонику статьи, подробно рассматриваются ключевые аспекты анализа основного содержания статьи и заключения. Сборник носит рекомендательный характер, и каждый педагог, в зависимости от особенностей организации образовательного процесса в учреждении, может на основе представленных материалов создать авторскую статью или другую информационно-методическую продукцию.

Таким образом, издательская деятельность педагога представляет собой важный элемент его профессиональной деятельности, способствующий как систематизации и презентации накопленного педагогического опыта, так и повышению уровня профессиональной компетентности в образовательной сфере.

 

Литература

 

  1. Варданят Ю. В.  Диссеминация инновационного опыта как фактор модернизации педагогического образования // Высшее образование в России. – 2013. – № 4. – С. 86-91.
  2. Джон Равен. Компетентность в современном обществе. – 2002. – С. 218.
  3. Молчанова А. В., Соколова Л. В. Педагогический опыт: изучение, обобщение и пропаганда его идей // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук. – 2015. – С. 37-46.
  4. Мухаметзянова Г. В. Профессиональное образование: проблемы качества и научно-методического обеспечения. – 2005. – С. 317.
  5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог" (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». – 2013. – Электронный ресурс. – URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/129  (дата обращения: 16.12.24).
Количество просмотров: 13  

Добавить комментарий

Target Image
1. Научно-методический журнал «Управление развитием образования»: анализ деятельности и роль в развитии профессионального сообщества педагогов № 32 (4), декабрь 2024
2. Сетевые педагогические издания как эффективный ресурс развития профессионального мастерства педагогов № 32 (4), декабрь 2024
3. Обобщение педагогического опыта посредством участия в издательской деятельности № 32 (4), декабрь 2024
4. Наставничество в образовательной организации – предиктор профессионального становления молодых педагогов № 32 (4), декабрь 2024
5. Активные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ № 32 (4), декабрь 2024
6. Интерактивный педагогический совет как инструмент проектирования модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации №31/2024 Новосибирск
7. Система работы в МАУ ДПО «НИСО» по обучению педагогов реализации обновленных ФГОС №31/2024 Новосибирск
8. Изучение образовательных запросов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ №31/2024 Новосибирск
9. Модель подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов: методический аспект №31/2024 Новосибирск
10. Участие в конкурсе «Учитель года» как средство самореализации педагога №31/2024 Новосибирск
11. Система мотивации и подготовки педагогических кадров к участию в конкурсах профессионального мастерства №31/2024 Новосибирск
12. Конкурсы профессионального мастерства в муниципальной системе образования города Новосибирска №31/2024 Новосибирск
13. Наставничество: от вертикали к кластеру №30/2024 Новосибирск
14. Корпоративная система взаимообучения на базе школьной методической площадки №30/2024 Новосибирск
15. Стратегическая сессия как форма эффективного профессионального взаимодействия с руководителями ММО №29/2024 Новосибирск
16. ПАТЕРНАЛИЗМ В ПЕДАГОГИКЕ: АНАЛИЗ ПОЗИТИВНОГО И НЕГАТИВНОГО №29/2024 Новосибирск
17. ВЗРАЩИВАЯ ТАЛАНТ – ФОРМИРОВАТЬ ОПЫТНОСТЬ. По материалам открытого городского конкурса профессионального мастерства в области образования «Педагогические таланты» №28/2023 Новосибирск
18. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ №28/2023 Новосибирск
19. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА МОЛОДОГО ИЛИ ВНОВЬ ПРИНЯТОГО УЧИТЕЛЯ. РОЛЬ МЕТОДИСТА В ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА №28/2023 Новосибирск
20. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДСТВАМИ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА: ОТ ЗАМЫСЛА ДО ВОПЛОЩЕНИЯ №28/2023 Новосибирск