Конкурсное движение в рамках курса ОРКСЭ как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся и профессионального роста педагогов

 

Бобинова Светлана Вячеславовна,

учитель начальных классов, МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова», Новосибирск, Российская Федерация

Svetlana V. Bobinova,

primary school teacher, MAOU «Gymnasium No. 13 named after E. A. Bykov», Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Королькова Ольга Олеговна,

кандидат филологических наук, учитель, МБОУ Гимназия № 4, доцент кафедры психологии и педагогики Института естественных и социально-экономических наук, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск, Российская Федерация

Olga O. Korolkova,

candidate of philological sciences, teacher, MBOU Gymnasium No. 4, associate professor of the department of psychology and pedagogy of the Institute of natural and socio-economic sciences of the Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation

 

 

 

Конкурсное движение в рамках курса ОРКСЭ как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся и профессионального роста педагогов

Competitive movement within the framework of the ORKSE course as a condition for the spiritual and moral education of schoolchildren and the professional growth of teachers

В статье представлен опыт реализации конкурсного движения в рамках курса ОРКСЭ. Охарактеризованы основные формы конкурсного движения в ММО учителей ОРКСЭ и ОДНКНР, приведены примеры олимпиадных заданий.

Ключевые слова: конкурсное движение, курс ОРКСЭ, духовно-нравственное воспитание, педагогический профессионализм.

 

The article presents the experience of implementing a competitive movement within the framework of the ORKSE course. The main forms of the competitive movement in the MMO of teachers of the ORKSE and ODNKNR are characterized, examples of Olympiad tasks are given.

Keywords: competitive movement, ORCSE course, spiritual and moral education, pedagogical professionalism.

 

Актуальность конкурсного движения в рамках курса ОРКСЭ обусловлена потребностями государства и общества в воспитании духовно-нравственной личности подрастающего поколения. Нравственные качества человека будущего должны закладываться уже сегодня на конкурсах и олимпиадах, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства и уважения к человеку.

Цель конкурсного движения в рамках курса ОРКСЭ – становление духовности и нравственности, поликультурной компетентности обучающихся образовательных организаций и профессиональный рост их наставников.

Конкурсное движение решает следующие задачи:

  • выявление лучших педагогов и их учеников;
  • поддержка и поощрение лучших учителей и обучающихся;
  • стимулирование мотивации к преподаванию и изучению курса ОРКСЭ;
  • создание условий для обмена опытом и его распространения в педагогическом сообществе.

Основными формами движения являются интеллектуальные и творческие конкурсы для обучающиеся и конкурсы методических материалов для педагогов.

Межшкольным методическим объединением (ММО) учителей ОРКСЭ и ОДНКНР города Новосибирска в течение многих лет проводятся для обучающихся этнокультурные интеллектуальные игры «Россия – моя Родина», предметные олимпиады, конкурс рисунков «Соборное слово», в 2023-2024 учебном году впервые был проведен конкурс сочинений «Слово о добром и вечном».

Этнокультурные интеллектуальные игры «Россия – моя Родина» посвящены культуре семи народов, проживающих на территории Новосибирской области. Участникам игры необходимо знать национальные костюмы, праздники, обряды, традиции, пословицы, блюда и наиболее известные храмы. Каждый год четвероклассники открывают для себя богатство и своеобразие культуры разных народов. Игра сопровождается выступлениями обучающихся ДШИ «Весна», которые в народных костюмах исполняют песни двух-трёх народов, которым посвящена игра.

Предметные олимпиады проводятся по трем модулям курса ОРКСЭ, чаще всего выбираемых для изучения. Типичными заданиями являются тесты, ребусы, кроссворды (тематические, с ключевым словом, филворды), анаграммы, задания на установление соответствия, определение лишнего понятия или обобщающего слова, а также творческие задания, при выполнении которых участники составляют памятки, пишут сочинения-рассуждения на нравственную тему [1; 3; 4]. Примеры олимпиадных заданий представлены в приложении.

Конкурс рисунков «Соборное слово» позволяет его участникам знакомиться с памятными датами отечественной истории, которым они посвящены, храмами и соборами родного города и России, развивать воображение и творческие способности.

Тематика конкурса «Слово о добром и вечном» позволяла четвероклассникам порассуждать об источниках могущества страны, о храмах, чудесах и знаменитых жителях Новосибирска, о добре и справедливости, о семье и друге [2]. Сочинения были разные: художественные, философские, напоминающие исследования, проекты и речь экскурсовода. Объединяло все конкурсные работы то, что они были добрыми, воспевающими доброго и любящего свою страну и свою малую родину человека:

… моя страна сильна многими качествами, но в центральное место остается за человеком, который должен любить свою родину — Россию! И любовь эта должна быть безусловной, как к своей маме.

Егор

А ещё я хотел бы заметить, что в Новосибирске есть чудо, с которым мы встречаемся каждый день. Это тепло и доброта не только близких и родных людей, но и улыбки посторонних, малознакомых. Ведь в нашем городе живут замечательные, добрые, светлые, отзывчивые и искренние люди, которые всегда приходят на помощь друг другу. И я думаю, что это тоже можно назвать чудом – уметь сохранить доброту в сердце и делиться ею с людьми.

Артём

Почему все люди не могут радовать друг друга? Ведь в каждом человеке есть маленькая крупинка добра. Если люди будут делиться ею друг с другом, то эта крупинка превратится в большой ком, и тогда на земле будет меньше зла. А чтобы в мире было больше добрых людей, надо просто делиться улыбкой друг с другом, помогать старшим, заботиться о природе. Совершайте добрые поступки, и мир станет добрее!

Илья

Разнообразные формы конкурсного движения для обучающихся позволяют решить еще одну важную задачу – выявление одарённых школьников. Это будущие философы, историки, литераторы, художники, но обязательно любящие Россию и свою малую родину.

Организация методического сопровождения участников детских конкурсов является важным направлением профессионального развития педагогов.

При подготовке к интеллектуальной игре учителю необходимо не только изучить источники информации, но и создать команду единомышленников и знатоков национальных культур.

Подготовка к предметной олимпиаде требует от педагога систематизации собственных знаний и знаний обучающихся, подбора разнообразных заданий на знание фактического материала, создания условий для формирования у четвероклассников читательской грамотности, креативного мышления и глобальных компетенций, а также развития у школьников логического мышления, навыков работы с ребусами, анаграммами, шарадами и разными видами кроссвордов.

Тьюторское сопровождение творческих конкурсов обучающихся основано на знании учителем способностей школьников, культуры страны, владении навыками изобразительного искусства и литературного творчества.

Таким образом, участвуя в конкурсах, педагоги и учащиеся проходят исследовательскую школу, учатся реализовывать групповые и индивидуальные проекты. Учитель анализирует свою деятельность и методические материалы, изучает новые источники информации, тем самым повышает свою профессиональную компетентность. Школьники приучаются к самостоятельной работе, проявлению лидерских качеств, развивают инициативу и коммуникативные навыки.

Подготовка к конкурсам и олимпиадам является творческим процессом и для учителей, и для детей, потому что необходимо выбрать новую интересную тему, разработать новые задания и новую форму представления или описания известных фактов, освоить новые техники рисунка и новые литературные жанры.

Педагоги сами участвуют в профессиональном состязании – городском конкурсе на лучшую учебно-методическую разработку в рамках реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области ОДНКНР в одной из номинаций: «Урок по курсу ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР», «Дидактические материалы: система заданий; система оценивания» и «Внеурочное занятие по курсу ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР». Участие в этом конкурсе способствует тому, что учитель анализирует, систематизирует и обобщает свой опыт, тем самым совершенствуя свое профессиональное мастерство.

О востребованности конкурсов свидетельствуют положительные отзывы участников и количественные показатели: с 2018 по 2024 год участниками конкурсов и олимпиад стали 2850 обучающихся и учителей города.

Таким образом, конкурсное движение способствует духовно-нравственному воспитанию обучающихся и профессиональному росту педагогов.

 

Литература

 

1. Королькова О. О. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (модули «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики»): тесты: 4 класс. – Новосибирск: Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2019. – 76 с.

2. Королькова О. О. Конкурс сочинений «Слово о добром и вечном» как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания младших школьников // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: Материалы XXV Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22 апреля 2024 года. Челябинск: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», 2024. – С. 247–254.

3. Королькова О. О. Олимпиада по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»: (модули «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики»): 4 класс. Новосибирск: Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2019. – 84 с.

4. Королькова О. О. Система оценки планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ в соответствии с ФГОС НОО // Достижения в педагогической деятельности – 2022: Сборник статей Международного профессионально-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 28 сентября 2022 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И. И.), 2022. – С. 8–18.

 

Приложение

Примеры олимпиадных заданий

Блиц

Часть 2

В 2022 г. отмечался юбилей Бородинского сражения, поэтому 5 вопросов блица посвящены этой дате.

 

Выбери правильный ответ.

 

1. Сколько лет прошло со дня Бородинского сражения?

 

а) 180 лет        б) 190 лет       в) 200 лет        г) 210 лет

 

2. Когда произошло Бородинское сражение?

 

а) 8 сентября 1802 г.            б) 26 августа 1812 г.

в) 7 сентября 1812 г.            г) 7 сентября 1822 г.

 

3. Кто командовал русской армией в Бородинском сражении?

 

а) Н. Н. Раевский                     б) П. И. Багратион

в) А. В. Суворов                      г) М. И. Кутузов

 

4. На какой фотографии запечатлен главный монумент героям Бородинского сражения?

а)                         б)  

в)                        г)  

5. Автор стихотворения «Бородино».

 

а) В. А. Жуковский                 б) А. С. Пушкин

в) М. Ю. Лермонтов                г) Д. В. Давыдов

 

Найди обобщающее понятие.

 

Расшифруй анаграммы. Запиши обобщающее понятие.

НЦЫКОСТОЕСР               ВЯНЬИС               ЗОРЕО

_______________             __________            ________

______________________________________________________________

 

Филворд

 

Найди 9 положительных качеств человека (Рисунок 2).

Д

О

Б

Р

О

Ж

Е

Л

А

Т

Е

Л

Ь

Н

О

С

Т

Ь

Ц

Д

Д

Р

У

Ж

Е

Л

Ю

Б

И

Е

Л

Ш

Г

А

Я

Ч

С

Ч

И

Т

А

К

Е

И

Н

Д

О

Б

Р

О

Т

А

Г

О

А

Н

Е

З

Л

О

П

А

М

Я

Т

Н

О

С

Т

Ь

А

П

В

А

Н

О

О

Б

Щ

И

Т

Е

Л

Ь

Н

О

С

Т

Ь

Ч

А

Л

В

О

С

П

И

Т

А

Н

Н

О

С

Т

Ь

О

Л

Д

С

В

Ы

Я

Ч

О

Т

Е

Р

П

И

М

О

С

Т

Ь

Л

О

У

В

С

П

Р

А

В

Е

Д

Л

И

В

О

С

Т

Ь

П

С

В

А

Ш

Л

Н

Р

Б

Л

А

Г

О

Р

О

Д

С

Т

В

О

Реши ребус. Как связаны между собой отгадки ребусов? Ответ обоснуй.

Э   А_________________________    Е=И

А    100 Т  _____________________________

 

Отгадай загадки. Напиши обобщающее понятие.

 

Он дополняет гимн и флаг,

Любой страны то главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй.

___________________________

Есть мелодия одна,

Ей подвластна вся страна.

Гражданин, отбросив всё,

Стоя слушает её.

____________________________

Раньше звали его стягом,

С ним идут парадным шагом,

Назовет солдат любой

Символ славы боевой.

____________________________

 

Загадка в пословицах

 

Догадайся, о ком или о чем говорится в этих пословицах.

Человек без НИХ, что дерево без корней.

ОНИ познаются в беде.

Не имей сто рублей, а имей сто ИХ.

_____________________________

Ежели вы вежливы…

Отгадай шараду. Составь памятку «Я иду в гости».

 

Есть слово, в котором всего лишь три слога,

Оно начинается прямо с предлога.

За ним расположен союз сочинительный,

То соединительный, то противительный.

Все слово кончается злою судьбой,

А целое – гости приносят с собой. (В. Агафонов)

 

Творческое задание

Ежегодно 8 июля отмечается важный российский праздник – День семьи, любви и верности. Символично, что впервые он отмечался в 2008 году, который был объявлен в России Годом семьи. По Православному церковному календарю 8 июля – день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских.

Этот праздник учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы РФ. 28 июня 2022 года Президент России Владимир Путин подписал указ и официально установил 8 июля Днем семьи, любви и верности.

Символом Дня семьи, любви и верности стала ромашка.

 

Какой символ этого праздника предложишь ты? Нарисуй этот символ. Напиши, почему он является важным церковно-государственным праздником.

 

Творческое задание

 

Прочитай текст притчи. Напиши текст-рассуждение «Что нужно делать, чтобы победил добрый волк?»

 

Притча о двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

– В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

– А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Количество просмотров: 377  

Добавить комментарий

Target Image
1. Проект «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования» – специфика, принципы и подходы в реализации
2. Инженерная лаборатория для дошкольников: воспитываем будущих новаторов с раннего возраста
3. Управление ресурсными возможностями стажировочной площадки как одно из направлений развития дошкольной образовательной организации
4. Стажировочная площадка «НовоСибСадЮныйИнженер»: первые шаги реализации проекта
5. Среда как условие успешной социальной адаптации детей иностранных граждан в ДОО с сохранением пространства культурной идентичности всех участников образовательного процесса
6. Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников
7. Успешный школьный старт. Проблемы, решения, перспективы
8. Процесс формирования сюжетной игры в детском саду «Кроха»
9. «НовоСибСад» – модель успешного инновационного развития дошкольной образовательной организации
10. Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
11. Развивающая предметно-пространственная среда как фактор разностороннего развития личности дошкольника
12. Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
13. Особенности развития младших школьников с задержкой психического развития
14. Конкурсное движение в рамках курса ОРКСЭ как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся и профессионального роста педагогов
15. Потенциал использования авторского пособия «Галечный конструктор» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста
16. «Тьюторство сверстников» как ресурс инклюзивного подхода в дошкольной педагогике
17. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи
18. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельности
19. Индивидуальная проектная деятельность по искусству как способ формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского
20. Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обучения

Страницы

1. Роль краеведения в духовно-нравственном развитии личности на примере сайта «Библиотека сибирского краеведения» № 32 (4), декабрь 2024
2. Школьные средства массовой информации как ресурс формирования медиакомпетентности школьников № 32 (4), декабрь 2024
3. Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения № 32 (4), декабрь 2024
4. Включение проектной деятельности в коррекционно-развивающую работу как фактор развития социальной компетентности детей с общим недоразвитием речи № 32 (4), декабрь 2024
5. Гражданское и патриотическое воспитании детей и молодежи в условиях дополнительного образования № 32 (4), декабрь 2024
6. Здоровьесберегающие технологии в решении коррекционно-развивающих задач в условиях дошкольной образовательной организации № 32 (4), декабрь 2024
7. Создание комикса как способ работы с текстом на уроке литературы № 32 (4), декабрь 2024
8. Особенности проведения урока «Учимся использовать фразеологизмы» в контексте формирования читательской грамотности № 32 (4), декабрь 2024
9. Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира № 32 (4), декабрь 2024
10. Применение кинезиологичесикх упражнений по развитию пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития № 32 (4), декабрь 2024
11. Межпредметная коллаборация как инновационный инструмент развития функциональной грамотности школьников № 32 (4), декабрь 2024
12. Формирование финансовой грамотности у детей с расстройством аутистического спектра в начальных классах № 32 (4), декабрь 2024
13. Применение средств логоритмики в логопедической работе с неговорящими детьми № 32 (4), декабрь 2024
14. Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания № 32 (4), декабрь 2024
15. Технология коллективных творческих дел как фактор, влияющий на уровень социализации личности обучающихся с ОВЗ № 32 (4), декабрь 2024
16. Формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности № 32 (4), декабрь 2024
17. Система воспитания танцевальной культуры у детей младшего школьного возраста в образцовом детском танцевальном коллективе Новосибирской области «Смайл» № 32 (4), декабрь 2024
18. Значимость тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста № 32 (4), декабрь 2024
19. Театральный костюм как средство формирования интереса к национальной культуре № 32 (4), декабрь 2024
20. Практическое применение таксономии Блума в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи № 32 (4), декабрь 2024

Страницы