ПРОЕКТ «ИСКУССТВО БЕЗ ГРАНИЦ» КАК ПРОСТРАНСТВО ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Еранская Наталья Викторовна,

директор, педагог дополнительного образования МБУДО ДШИ «Гармония», Новосибирск, Российская Федерация

Natalia V. Eranskaya,

 director, teacher of additional education MBUDO DSHI «Harmony», Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Серебренникова Ирина Александровна,

методист, учитель МХК, МБУДО ДШИ «Гармония», Новосибирск, Российская Федерация

Irina A. Serebrennikova,

methodologist, teacher MHK, MBUDO DSHI «Harmony», Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Тюменина Ольга Александровна,

педагог-организатор МБУДО ДШИ «Гармония», Новосибирск, Российская Федерация

Olga A. Tyumenina,

 pedagogical organizer MBUDO DSHI «Harmony», Novosibirsk, Russian Federation

 

ПРОЕКТ «ИСКУССТВО БЕЗ ГРАНИЦ» КАК ПРОСТРАНСТВО ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«ART WITHOUT BOUNDATIES» AS A SPACE OF CREATIVE SELF-EXPRESSION FOR CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация: В статье представлены результаты деятельности школы искусств в качестве инновационной площадки по реализации муниципального проекта. Авторы раскрывают систему работы коллектива по организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими ограничения по здоровью.

Ключевые слова: Искусство, творчество, ситуация успеха, дополнительное образование, социализация, инклюзивное образование, доступность, актуальность, педагог.

Abstract: The article presents the results of the school of arts activities as an innovative platform for implementing a municipal project. The authors reveal the team's work system in organizing the educational process for children with health limitations.

Key words: Art, creativity, success situation, additional education, socialization, inclusive education, accessibility, relevance, teacher.

 

Каждый ребенок особенный,

Все дети – равные!

Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации нацеливает учреждения нашего профиля на создание равных «стартовых» возможностей каждому ребенку, оказание помощи и поддержки обучающимся, которые имеют ограничения по здоровью [4, c.9]. Дополнительное образование в области искусства открывает неисчерпаемые возможности переживания каждым ребенком ситуации успеха, что благотворно сказывается на повышении его самооценки, укреплении его личностного достоинства. Именно дополнительное образование в сотрудничестве с родителями при поддержке различных учреждений сферы здравоохранения, социального развития, культуры должно взять на себя функцию по созданию условий для адаптации и интеграции детей, имеющих ограничения по здоровью. В обучении таких ребят, по сравнению с общеобразовательной системой, школы искусств имеют большое и неоспоримое преимущество. Обращаясь к искусству, творчеству, используя принципы и методы арт-педагогики в обучении и интегрируя в педагогической и коррекционной работе различные виды искусств через практическую художественную деятельность, ребята вместе со взрослыми способны добиваться более весомых и значительных результатов в социализации.

На достижение обозначенных целей направлен личностно-ориентированный, деятельностный характер образовательного процесса в школе искусств «Гармония», которая была открыта в 1992 году на базе средней школы № 109 Кировского района. И уже через 5 лет педагогический коллектив начал работу с детьми, имеющими ограничения по здоровью. Площадкой для творческого сотрудничества стала школа-интернат № 152, где 14 воспитанников занимались хоровым пением, игрой на народных инструментах, вокалом.

Накопленный опыт позволил разработать проект «Искусство без границ», актуальность и новизна которого состоит в создании и дальнейшем развитии особой среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями на основе практико-ориентированного подхода к организации и управлению образовательной деятельностью.

Реализация данного проекта позволила систематизировать работу с такими детьми, а также поднять её на более качественный уровень.

Как следствие, в 2020 году наша школа получает статус городской инновационной площадки в рамках проекта «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в инклюзивном пространстве города Новосибирска». Новым учреждением для такого взаимодействия становится коррекционная школа № 107. Наши педагоги прошли специальные курсы, систематически посещали открытые занятия педагогов–дефектологов, разработали программно-методические материалы.

На сегодняшний день проект «Искусство без границ» охватывает уже 162 воспитанника на разных площадках Кировского района: в школе № 107 изучают адаптированную программу музыкальной направленности 35 обучающихся, 56 детей знакомятся с основами танцевального искусства, в интернате № 152 контингент составляет 65 учащихся музыкального отделения, в школе искусств «Гармония» 6 детей проходят обучение по общеразвивающим программам изобразительного и музыкального искусства.

Таблица

Нозология обучающихся

Нозология

2013 год

2023 год

Дети с инвалидностью

15

97

Дети с ОВЗ

0

49

Дети с ДЦП

15

61

Дети с нарушением речи

0

3

Дети с РАС

0

10

Дети с ЗПР

0

7

В процессе работы мы заметили, что больше всего у детей страдает чувство ритма, присутствует некая «ритмическая глухота». Поэтому в своей деятельности педагоги решили опираться на методику Карла Орфа, в основе которой лежит связь нескольких направлений: пения, танцевальных движений, игры на шумовых музыкальных инструментах - с жестом и словом [1]. Выбор таких форм совместной творческой деятельности неслучаен. На наш взгляд, они представляют собой особый коррекционно-развивающий процесс, способствующий развитию умственных способностей, психических процессов, мелкой моторики, двигательной реакции [3]. Именно игры со звуками являются наиболее простой и понятной формой обучения детей с интеллектуальными нарушениями.

При реализации проекта мы определили для себя следующие направления:

  1. создание условий для творческого развития детей;
  2. кадровое и программно-методическое обеспечение;
  3. творческие мероприятия.

Таким образом, разработка и реализация проекта «Искусство без границ» нацелена на раскрытие творческого потенциала и обеспечение возможности самореализации и социализации личности ребенка в различных видах художественной деятельности в условиях МБУДО ДШИ «Гармония».

Среди многочисленных задач наиболее важными для нас стали:

1) организация образовательного процесса (разработка программно-методического обеспечения);

2) подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, работающих с данной категорией детей;

3) вовлечение обучающихся в различные виды творческой деятельности с родителями, сверстниками и педагогами;

4) формирование бережного отношения со стороны сообщества к людям с ограниченными возможностями здоровья;

5) развитие социального партнерства с организациями, принимающими активное участие в продвижении инклюзивного образования в городе.

Учет данных компонентов позволяет рассчитывать на достижение определенных результатов, среди которых

– увеличение числа ребят, принимающих участие в творческих мероприятиях различного уровня;

– повышение качественной результативности концертно-конкурсной деятельности детей;

– увеличение количества педагогов, прошедших курсы повышения квалификации в обозначенной сфере;

– разработка методической продукции для данной категории учащихся;

– удовлетворенность родительского сообщества.

Все ожидаемые результаты мы разделяем на 2 группы: творческие продукты и педагогические эффекты.

Творческие продукты – это образовательные программы, учебные занятия, сценарии праздников, участие в конкурсах, фестивалях; творческие работы детей; мобильные исполнительские коллективы с родителями (вокальные дуэты); заслуженные награды и поощрения (дипломы, стипендии, премии).

За последние 3 года разработано 2 адаптированные комплексные программы: «Искусство без границ» (музыкальное исполнительство), «В мире танца» (хореографическое искусство), которые включают 9 предметных дисциплин. 4 педагога подготовили и провели серию открытых уроков и мероприятий для родителей и коллег. Все воспитанники принимают активное участие в конкурсах и фестивалях различного уровня.

За годы участия в муниципальном проекте наши ребята стали победителями и призерами творческих мероприятий. На международном уровне воспитанники получили 162 диплома, на федеральном -197, на межрегиональном/региональном -18, на областном -78, на городском - 95, конкурсы и фестивали районного масштаба принесли 93 диплома. За последние годы 8 воспитанниц школы награждены стипендией Губернатора Новосибирской области для одаренных детей с ограниченными возможностями в сфере искусства.   

Педагогические эффекты, получаемые от реализации данного проекта, предполагают развитие компетенций педагогов, повышение их профессионального уровня, чего требует профессиональный стандарт педагога; расширение уровня знаний всех участников проекта; укрепление социального партнерства; дальнейшее развитие положительного имиджа школы искусств «Гармония».

Осознание важности данной проблемы каждым членом педагогического коллектива школы искусств, совершенствование всех форм и видов образовательного процесса с учащимися данной категории и признание аксиомы, что работа с детьми, имеющими ограничения по здоровью, является одним из приоритетных направлений в нашей деятельности, - вот основные условия успешности работы, где трудно переоценить роль самого педагога. Поэтому достижения наших обучающихся и педагогов – яркая демонстрация высокого профессионального уровня всего педагогического коллектива. Мы уверены, что личность педагога – ведущий фактор любого обучения. Растет количество сотрудников, которые принимают участие в реализации проекта на городском уровне. Педагоги активно занимаются самообразованием, проходят курсы повышения квалификации, получают высшее педагогическое образование. Если педагог разрабатывает гибкие индивидуальные программы, создаёт тёплую, эмоционально безопасную атмосферу на занятиях, предоставляет воспитанникам обратную связь, поощряет творчество и воображение, то такое взаимодействие между педагогом и учеником обязательно приведет к результатам!

Внимательное отношение, дифференцированный подход к каждому пришедшему, терпение, такт, создание ситуации «успеха», – вот составляющие нравственного, профессионального и творческого роста всех участников образовательного процесса. Реализация проекта дает возможность определить уровень освоения дополнительных образовательных программ, расширить кругозор по предметной направленности, воспитать такие качества, как воля к победе, чувство коллективизма, уверенность в себе и своих силах.

На сегодняшний день достигнутые результаты позволяют нам с уверенностью говорить о системной и планомерной работе с детьми, имеющими ограничения по здоровью. Осуществляется их поддержка через выдвижение на получение стипендий, грантов, повышается количество победителей и призеров различных творческих конкурсов.

Мы убеждены, что психологический комфорт для каждого ребенка, повышение его самооценки, уверенности в собственных силах, изменение отношения ребенка к миру, культуре, самому себе являются объединяющим звеном для всех образовательных учреждений, чья деятельность сегодня затрагивает вопросы инклюзивного образования и основана на принципах интеграции и взаимодействия [2].

Грани нашего сотрудничества отражают гармонию мира, созданную терпением, трудом и талантом всех наших ребят, педагогов и родителей. Эта Гармония, выраженная в слове, звуке, жесте, цвете и есть Пространство, где главное – искусство без границ!

 

Литература

  1. Баренбойм Л.А. Система музыкального воспитания Карла Орфа. — М.: Советский композитор, 1978.
  2. Золотарёва А. В., Страдина Е. А. Модели сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках организации внеурочной деятельности // Внешкольник, 2011. — № 6.
  3. Каплунова И. М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм (развитие чувства ритма у детей). — СПб.: Композитор, 2005.
  4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022г. — №678-р.
Количество просмотров: 698  

Добавить комментарий

Target Image
1. Теоретические основы интеграции робототехники в дополнительное образование №31/2024 Новосибирск
2. Формирование культуры здоровья обучающихся посредством школьного спортивного клуба №31/2024 Новосибирск
3. Интеграция школьных предметов «Информатика» и «Труд (технология)» в свете требований ФОП №31/2024 Новосибирск
4. Повышение уровня функциональной грамотности на уроках и внеурочных занятиях №31/2024 Новосибирск
5. Урочная и внеурочная деятельность в специализированных медицинских классах №31/2024 Новосибирск
6. Образовательные и социальные дефициты детей мигрантов. Пути их преодоления №31/2024 Новосибирск
7. Лингвистический анализ текста как прием подготовки к итоговой государственной аттестации по русскому языку №31/2024 Новосибирск
8. Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста с использованием игровой модели (из опыта работы) №31/2024 Новосибирск
9. Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обучения №31/2024 Новосибирск
10. Индивидуальная проектная деятельность по искусству как способ формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского №31/2024 Новосибирск
11. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельности №31/2024 Новосибирск
12. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи №31/2024 Новосибирск
13. «Тьюторство сверстников» как ресурс инклюзивного подхода в дошкольной педагогике №31/2024 Новосибирск
14. Потенциал использования авторского пособия «Галечный конструктор» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста №31/2024 Новосибирск
15. Конкурсное движение в рамках курса ОРКСЭ как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся и профессионального роста педагогов №31/2024 Новосибирск
16. Особенности развития младших школьников с задержкой психического развития №31/2024 Новосибирск
17. Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи №31/2024 Новосибирск
18. Развивающая предметно-пространственная среда как фактор разностороннего развития личности дошкольника №31/2024 Новосибирск
19. Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников №31/2024 Новосибирск
20. «НовоСибСад» – модель успешного инновационного развития дошкольной образовательной организации №31/2024 Новосибирск

Страницы